СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Вокзалы СССР [3]
Вокзалы СССР
Высотки (Сталинские) в Москве [18]
Высотки (Сталинские) в Москве Мифы, Легенды, События, Факты.
Гостиницы в СССР [4]
Гостиницы в СССР
Кинотеатры СССР [4]
Кинотеатры СССР
Клубы СССР [1]
Клубы СССР
Общества СССР [1]
Общества СССР
Планетарии СССР [2]
Планетарии СССР
Правительственные [1]
Правительственные здания СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ЗДАНИЯ В СССР » Высотки (Сталинские) в Москве

АЖЗ на Лермонтовской — История строительства высотки (1948–1953)

 АЖЗ на Лермонтовской — История строительства высотки (1948–1953)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:     СССР.
Адрес:     Москва
Архитекторы:      А.Душкин и Б.Мезенцев.
Конструкторы:     
В.М. Абрамов.
Заложено:   07.09.1947.
Высота:   138 м.
Этажность:   
26, 15, 11.
Годы строительства:     1948–1953.
Адрес:   
Садовая-Спасская улица, дом 21.
Координаты:     55°46′11″ с. ш. 37°38′58″ в. д.

 

 

Предыстория

Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Советская власть (повествование)В проекте реконструкции столицы 1935 года — Советская власть официально утвердила

 

 

 

 

Дворец Советов (повествование)строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно,

 

 

 

 

Великая Отечественная война (повествование)а c началом Великой Отечественной войны были заморожены.

 

 

 

 

После войны Советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович - (биография)13 января 1947 года — Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин подписал

 

 

 

 

Совет министров СССР (повествование)Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в  Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток.

 

 

 

 

Согласно Постановлению, на Лермонтовской на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковалёв Иван Владимирович — Советский государственный деятель СССР (биография)Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Владимирович Ковалёв.

 

 

 

 

Город Москва (повествование)07 сентября 1947 года — произошла торжественная закладка московских небоскрёбов в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов. Ему приписывают слова:

«Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают».

И.В. Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты.

Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование.

Люберцы — Город СССР (повествование)Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и 

 

 

 

 

Кучино — Посёлок СССР до 1963 (повествование)Кучино были заложены специальные заводы.

 

 

 

 

Велихов Павел Павлович — Инженер-конструктор и изобретатель СССРКонструкторы П. П. Велихов,

 

 

 

 

Гитман И. Б. — Инженер-конструктор и изобретатель СССРИ. Б. Гитман и

 

 

 

 

Щипакин Лев Николаевич — Советский инженер-конструктор и изобретатель СССР (биография)Л. Н. Щипакин разработали новые

 

 

 

 

УБК-5-49 на строительстве здания МГУ (повествование)башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания.

 

 


Основы металлических конструкций в СССР (повествование)Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней.

 

 

 

Кудиново — Село СССР (повествование)Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново.

 

 

 

 

Повествование

Высотки СССР (Москва)Административно-жилое здание на Лермонтовской — одна из семи реализованных сталинских высоток. Построена в Москве в 1948—1953 годах

 

 

 

Душкин Алексей Николаевич (биография)по проекту архитекторов Алексея Душкина и 

 

 

 

 

Мезенцев Борис Сергеевич (биография)Бориса Мезенцева и

 

 

 

 

Абрамов В.М.главному конструктору, инженеру В.М. Абрамову.

 

 

 

 

Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых были устроены 276 квартир:

  • от двух- до пятикомнатных,

причём в пятикомнатных рядом с кухнями существовали небольшие комнатки «для домработницы». Особенностью высотки стало размещение в ней наземного вестибюля станции метро.

Чечулин Дмитрий Николаевич — Советский архитектор и художник СССР (биография)Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у на Лермонтовской Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора — молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице.

 

Почетный знак Лауреат Сталинской премии (повествование)Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году — оба архитектора получили Сталинские премии второй степени.

 

 

 

Станции метро «Лермонтовская» (повествование)Отличительной чертой высотного здания на Лермонтовской стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Лермонтовская». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках.

Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но Советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно.

Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки.

Дорман Яков Абрамович — Советский горняк и учёный СССР (биография)Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта.

Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном.

В октябре 1950 года — когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию.

АЖЗ на Лермонтовской (1948–1953)Первоначально здание строилось для нужд Министерства путей сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство транспортного строительства СССР (повествование)Однако в 1954 году — когда работы завершились в полном объёме, существовало новое союзное ведомство — Минтрансстрой СССР, которое и получило офисы в центральном корпусе высотки.

При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро Лермонтовская. Год окончания строительства 1952 год.

 

В 1953 году — правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса.

В плане комплекс имеет П-образную форму. Протяженность его главного фасада – сто метров, а боковых –сто двадцать пять метров.

 

 

 

 

 

138-метровое здание состоит из центрального 24-этажного корпуса и двух боковых с переменной этажностью от 11 до 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

Шпиль в СССР (повествование)Шпиль высотой в 26 метров обрамлен полосами латунной смальты, а установленная на нем пятиконечная звезда выполнена из специального стекла, заключенного в стальную раму.

 

 

 

Красный гранит — Полезное ископаемое СССРВнешние стены небоскрёба облицованы натуральным известняком из Белобродского карьера под Каширой, а первые этажи — красным гранитом. Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь.

В центральном корпусе со стороны двора был устроен зал собраний (на первом этаже) и выставочный зал (на цокольном). По периметру подвала был создан тоннель с въездом со стороны Комсомольской площади. Он предназначался для грузового автотранспорта, обслуживающего службы здания.

В нижней части каждого корпуса были размещены объекты «соцкультбыта»:

  • книжный,
  • продуктовый,
  • ювелирный магазины поместились в крыле, выходящем на Каланчевскую улицу.

В противоположном крыле размещался:

  • ателье,
  • детский сад,
  • мастерская по ремонту обуви и т.д.

 

Во всех квартирах на кухнях были установлены:

  • холодильники,
  • встроенная мебель,
  • мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов.
  • Также на кухнях был предусмотрен доступ к мусоропроводу.

Особенностью проекта стало наличие подземного хозяйственного двора, повторявшего П-образную форму здания. Здесь была сосредоточена большая часть оборудования, необходимого для эксплуатации комплекса (машинные отделения и подстанции, камеры пылеудаления и кондиционирования воздуха, тепловые пункты и даже гаражи для индивидуальных автомобилей).  

Помимо традиционной системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование. Для этого воздух с улицы фильтровался, проходил через систему увлажнения, после чего его температура достигала +15 °C. Затем в зависимости от сезона воздух нагревался до нужной отметки. Все высотные здания оснащались централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов, расположенных в каждой квартире, систему трубопроводов, проходящих вдоль здания, и пылесосных станций, установленных в цокольных этажах. Собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу.

Для обеспечения отопления небоскрёба в подвальных помещениях были установлены бойлеры.

 

Известные жители

Период Фото Фамилия И.О. Примечание
1952—1982 Головня Анатолий Дмитриевич — Советский кинооператор СССР (биография)

Головня А.Д.

Советский кинооператор, сценарист и актер СССР.
1954—1975 Кожевников Евгений Фёдорович — Советский государственный деятель СССР (биография)

Кожевников Е.Ф.

Министр транспортного строительства СССР.
1954—1985 Соснов Иван Дмитриевич — Советский государственный деятель СССР — Министр транспортного строительства СССР

Соснов И.Д.

Министр транспортного строительства СССР.
19??—19?? Фёдоров-Давыдов Алексей Александрович — Советский искусствовед СССР — Член-корреспондент АХ СССР

Фёдоров-Давыдов А.А.

Советский искусствовед СССР.
1952—1982 Чирков Борис Петрович — Советский актёр театра и кино СССР — Народный артист СССР

Чирков Б.П.

Советский актёр СССР, народный артист СССР.
1953—1954 Юдин Сергей Сергеевич — Советский хирург СССР — Доктор медицинских наук СССР — Академик АМН СССР

Юдин С.С.

Советский хирург.

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «АЖЗ на Лермонтовской — История строительства высотки (1948–1953)» — (повествование 29.01.2017).

 

Источник: 

http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0

%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0

%B4%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%

BE%D1%82

https://um.mos.ru/houses/administrativno_zhiloe_zdanie_1949_1953_gg_arkh_dushkin_a_n_mezentsev_b_s_/

http://mosprogulka.ru/places/vysotka

https://myguidebook.ru/b/book/1970543998/18



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9
Категория: Высотки (Сталинские) в Москве | Добавил: soviet-union-ussr (29.01.2017) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 1025 | Теги: История строительства высотки АЖЗ н, сталинские высотки, Высотки в Москве, СССР | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей