СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Московское метро СССР [5]
Московское метро СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
soviet-union-ussr

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » МЕТРО СССР » Московское метро СССР

Лермонтовская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (15.05.1935)

 Лермонтовская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (15.05.1935—29.05.1962—25.08.1986)

Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

 

Страна:   СССР.
Город:     Москва.
Район:     Сокольнический.
Проектное название:     Красноворотская площадь, Красноворотская.
Прежнее название:    Красные Ворота до 29.05.1962.
Линия:     Кировско-Фрунзенская (1).
Дата открытия:     15.05.1935.
Тип:    Пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения.
Глубина заложения:      32,8 м.
Платформа:     Прямая, островная.
Архитекторы:     И. А. Фомин, Н. Н. Андриканис, Н. А. Ладовский (южный),
А. Н. Душкин (северный).
Инженеры‑конструкторы:    А. Ф. Денищенко.
Станцию возвело:     Шахта № 21−22 (СМУ-5) и (СМУ-8).
Режим работы:     5:30—1:00
Здание:    Объект культурного наследия СССР.

 

 

Лермонтовская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина«Лермонтовская» — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина на Сокольнической линии. Расположена Сокольническом районе Москвы. Названа в честь русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Открыта 15 мая 1935 года — В составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Проспект Маркса» — «Смоленская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

 

Повествование

В 1929 году — трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Красноворотская, однако он так и остался нереализованным.

В 1931 году — было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Уже на самых первых проектах, составленных в 1931 году, предусматривалось сооружение станции «Красноворотская».

Весной 1932 года — начались строительные работы, когда была заложена шахта № 21.

Руководил строительством И. Д. Гоциридзе. Сооружение шахтных стволов велось способом опускного колодца. При рытье шахты были пройдены:

  • культурный слой,
  • 14-метровый слой плывуна,
  • пласт чёрной юрской глины 
  • 15 метров водоносных трещиноватых известняков.

Весной 1933 года — рядом была заложена шахта № 21-бис, благодаря чему темпы сооружения станции существенно увеличились. Шахта 21-бис была пройдена за 4 месяца. Для постройки наклонного хода эскалатора использовался метод искусственной заморозки.Планы строительства метро в Москве существовали ещё в 1920-х годах.

Станция была изначально спроектирована трёхсводчатой. Но в ходе её строительства ряд инженеров высказывали сомнения в прочности такой конструкции на столь значительной глубине. Тем не менее, начальнику строительства И. Д. Гоциридзе и секретарю партийной организации Л. Цейтлину удалось убедить Л. М. Кагановича в достаточной прочности конструкции станции, и было решено не отказываться от сооружения третьего свода.

03 сентября 1934 года — Начались работы по раскрытию третьего свода. Впоследствии такая конструктивная схема послужила образцом для многих других станций Московского метрополитена.

Во время строительства возникали и другие проблемы. Станция была под угрозой затопления, когда в одну из вспомогательных выработок стала быстро поступать вода. Как оказалось, строящийся тоннель отрезал дно одной из разведочных скважин. Проблему удалось вовремя устранить, затампонировав скважину и откачав воду. Ещё один «казус» состоял в том, что в последний момент выяснилось: на станции не было вентиляционых решёток. Срочный заказ на изготовление решёток был отправлен на кроватную фабрику (из металлических трубок делали спинки кроватей); в течение дня решётки, сделанные из металлических трубок, были установлены на станции.

Открыта 15 мая 1935 года — Как «Красные Ворота» до 29.05.1962 года составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Проспект Маркса» — «Смоленская». Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой.

Проект станции был удостоен Гран-при на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

 

В годы Великой Отечественной Войны

Во время Великой Отечественной войны на станции был оборудован командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения. В связи с этим поезда на этой станции не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной.

 

Послевоенный период

В 1949—1953 годах — на площади Лермонтовская по проекту архитекторов А. Н. Душкина и Б. С. Мезенцева был построен высотный дом со встроенным северным выходом станции метро «Красные ворота». Для сооружения наклонного хода эскалатора снова потребовалось проводить заморозку грунта. Поскольку при оттаивании грунт неизбежно просел бы, проектировщики возводили высотку с заранее рассчитанным наклоном влево. После завершения строительства здание приняло вертикальное положение.

В 1950 годах — были установлены гермозатворы, в результате чего были убраны две пары проходов между центральным и боковыми залами. 

На станции в 1952 году — начал работу первый в московском метро турникет.

31 июля 1954 года — был открыт встроенный в это здание северный вестибюль станции метро «Красные Ворота», с 29 мая 1962 года «Лермонтовская» .31 июля 1954 года — был открыт встроенный в это здание северный вестибюль станции метро «Красные Ворота», с 29 мая 1962 года «Лермонтовская» .

 

 

 

 

 

 

 

 

28 июля 1959 года — впервые опробован турникет, основанный на принципе свободного прохода.

 

Архитектура и оформление

Станция «Лермонтовская» построена по проекту архитектора И. А. Фомина (при соавторстве Н. Н. Андриканиса); конструктор — А. Ф. Денищенко. Станция «Лермонтовская» построена по проекту архитектора И. А. Фомина (при соавторстве Н. Н. Андриканиса); конструктор — А. Ф. Денищенко. Имеет статус объекта культурного наследия народов РСФСР регионального значения. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 32,8 метра). Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона.

Иван Фомин построил станцию в классическом стиле. Свод центрального зала станции поддерживают мощные пилоны с относительно неширокими проходами к боковым залам.

Основные поверхности пилонов облицованы мраморизованным известняком красно-бурого и мясисто-красного цветов в приглушённых разводах из грузинского месторождения Старая Шроша. Чтобы зрительно облегчить массивные пилоны, они были поделены на три части с центральной нишей и двумя выступами по бокам.

В центре каждого такого выступа были выделены соразмерные человеку декоративные ниши, завершённые полусферами. Эти ниши отделаны светлым, сероватым, крупнозернистым уральским мрамором месторождения Коелга.

Средние части пилонов отделаны жёлтым мраморовидным известняком месторождения Биюк-Янкой. Базы пилонов покрыты чёрным с ультрамариновыми вкраплениями украинским лабрадоритом. Тяжесть свода зрительно принимает на себя ступенчатый карниз.

Свод декорирован шестиугольными и квадратными кессонами. В декоре станции повторяется мотив ворот — декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала.

Центральный зал освещают свисающие с потолка два ряда шарообразных светильников.

Путевые стены облицованы керамической плиткой. Пол центрального зала выложен в шахматном порядке из плит красного и серого гранита (ранее покрытие было выложено керамической плиткой — квадратной метлахской плиткой красного цвета и шестиугольной кремовой).

Архитектурную концепцию станции Фомин позднее развил при проектировании метро «Площадь Свердлова».

Вестибюли

Станция соединена эскалаторами с двумя наземными вестибюлями, расположенными по разные стороны Садового кольца.

Вместе со станцией был открыт южный вестибюль, расположенный на внутренней стороне Садового кольца. Архитектор Н. А. Ладовский построил его в форме сложного портала из четырёх концентрических полуокружностей, символизирующего тоннель метро в перспективе и напоминающего раковину.

Арочный входной портал переходит в прямоугольный остеклённый объём.

Потолок вестибюля декорирован кессонами, покрытыми внутри красной краской. Из вестибюля в кассовый зал ведёт небольшая трёхмаршевая лестница. Оттуда коридор ведёт к трёхленточному эскалатору. Он имеет высоту 28,4 м..

Северный вестибюль (архитектор — А. Н. Душкин) был открыт 31 июля 1954 года — При строительстве 138-метрового высотного здания на Лермонтовской площади, вестибюль находится внутри здания, с кассовым залом, круглый промежуточный зал с высоким шатровым сводом, украшенным лепниной, вёл трёхленточный эскалатор высотой 11,5 м..

Стены зала отделаны красным мрамором. Из круглого зала вниз к станции вёл эскалатор высотой 18,9 м.

 

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта:

  • Автобусы: 122.
  • Троллейбусы: Б, 24.

Расположение

Схема и расположение станции на карте города

Станция ограничена перегонами: «Лермонтовская» — «Кировская», «Лермонтовская» — «Комсомольская».

Находится на территории Сокольнического района, под площадью Лермонтовская.

Вестибюли расположены по обе стороны Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Садовую-Черногрязскую, Садовую-Спасскую, улицу Кирова и Боярский переулок.

Северный вестибюль имеет выход к Лермонтовской площади, Каланчёвской, Новой Басманной улицам и к Орликову переулку.

Вблизи обоих вестибюлей станции расположена остановка «Метро „Лермонтовская“» Троллейбусного маршрута Б, следующего по Садовому кольцу. На Лермонтовской площади находится конечная остановка Троллейбусного маршрута № 24, следующего до Авиамоторной улицы мимо станции метро «Авиамоторная».

 

Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 25 минут, время закрытия — в 1 час ночи.

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Комсомольская»
06:04:00 06:03:00
06:03:00 06:03:00
В сторону станции
«Кировская»
05:35:00 05:35:00
05:35:00 05:35:00

 

Мифы, события, факты.

1. Хрущёв Н.С. в своих воспоминаниях приводит слова А. В. Щусева о проекте станции: «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины» (Щусев указывал на цвет мрамора, использованного на отделку стен).

 

Материалы

Орлов Г.В. «Лермонтовская — Станция метро Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена имени В.И. Ленина (15.05.1935—29.05.1962—25.08.1986)» — (повествование 20.01.2021).

 

Источник

http://ussr-cccp.moy.su/index/metro_sssr/0-62

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD

%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D1%81%D1%

82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%

80%D0%BE)

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/metro_sssr/0-62
Категория: Московское метро СССР | Добавил: soviet-union-ussr (20.01.2021) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 796 | Теги: Станция метро Московского ордена Ле, Лермонтовская, СССР (15.05.1935), Орлов Г.В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей