СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Категории раздела

История ВЛКСМ [1]
История ВЛКСМ
История КПСС [23]
История Коммунистической Партии Советского Союза, События, Хроники, Факты, История создания,
История Октябрьской Революции 1917 года. [3]
История Великой Октябрьской Социалистической Революции в 1917 году.
История Советов [4]
История Советов
Республики СССР [42]
Республики СССР
СССР [14]
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
Съезды [2]
СЪЕЗДЫ СССР
Съезды РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС [3]
Съезды РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ СССР » СССР

Совет министров СССР — (Совмин СССР) — Высший орган государственной власти СССР (1946—1991)

 Совет министров СССР — (Совмин СССР) — Высший орган государственной власти СССР (1946—1991) 

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]


Страна:    СССР
Юрисдикция:    СССР
Председатель:    И. В. Сталин (первый)
Дата создания:    15 марта 1946 года
Вышестоящее ведомство:    Верховный совет СССР
Штаб-квартира:    СССР, РСФСР, Москва, Кремль.

 

Повествование:

Совет министров СССР (аббр. Совмин СССР; СМ СССР; син. Правительство СССР) — высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной государственной власти Союза Советских Социалистических Республик в период с 1946 по 1991 годы. Обладал правом законодательной инициативы.

 

 

 

 

 

Штаб-квартира:   СССР, РСФСР, Москва, Кремль.

Законом от 15 марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик, народные комиссариаты всех уровней — в соответствующие министерства; наркомы стали именоваться министрами; при этом подчинённость, полномочия и состав правительства СССР не изменились. Причиной переименования было введение общепринятых в международной практике наименований государственных органов управления. В этот же день Совет Народных Комиссаров сложил полномочия перед Верховным Советом СССР нового созыва и спустя 4 дня в соответствии с данным законом был сформирован Совет Министров.

С 1946 по 1953 год страной, по сути, управлял Иосиф Виссарионович Сталин. При нем в состав исполнительной власти входили Николай Булганин, Вячеслав Молотов, Андрей Андреев, Лаврентий Берия, Николай Вознесенский, Климент Ворошилов, Александр Ефремов, Лазарь Каганович, Алексей Косыгин, Алексей Крутиков, Георгий Маленков, Вячеслав Малышев, Анастас Микоян, Максим Сабуров и Иван Тевосян. 

Пока они стояли у власти, в СССР произошел ряд кардинальных изменений: общий уровень образования повысился, страна оправилась от последствий войны, качество жизни в целом улучшилось, промышленный и экономический прогресс был виден на лицо.

25 февраля 1947 года были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР.

С деятельностью Совета Министров СССР связан самый длительный в истории СССР период экономического роста, сменившийся на рубеже 1980—90-х годов спадом и, в конечном счете, экономической, политической и социальной дезинтеграцией Советского Союза.

В результате послевоенного восстановления экономики в годы нахождения И.В. Сталина на посту председателя Совета министров СССР, Советскому Союзу удалось достичь, а в некоторых случаях значительно превысить экономические показатели довоенного времени. К примеру, объём выпуска продукции машиностроения вырос к 1950 году более чем в 2 раза по сравнению с 1940 годом.

В 1950-е годы изменился стиль управления Правительства СССР. Так, будучи председателем Совета министров СССР.

В это время произошли крупные изменения в составе советского правительства, возглавляемого Г. М. Маленковым. Уже 15 марта 1953 года было произведено значительное сокращение числа министров за счёт укрупнения министерств путём упразднения некоторых из них и объединения других. Однако в течение 1953—1955 годов многие министерства были воссозданы или вновь образованы. Одновременно шло преобразование некоторых министерств из общесоюзных в союзно-республиканские и создание ряда государственных комитетов Совета министров СССР, руководители которых вошли в состав правительства наравне с министрами.

После Маленкова управление Советом Министров СССР осуществлял Николай Александрович Булганин. При нем состав правительства существенно расширился, но на благосостояние страны это не сказалось.

Несмотря на то, что к 1960-м годам экономика СССР занимала 1-е место в мире по добыче отдельных видов полезных ископаемых и производству некоторых видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, усложнение экономических связей в послевоенный период показало ограниченные возможности экстенсивного экономического развития и недостатки централизованного планирования и управления промышленным и сельскохозяйственным производством.

Первая попытка широкомасштабного реформирования системы государственного управления экономикой была предпринята в 1957—1965 годы по инициативе Н. С. Хрущёва. В соответствии с решением февральского (1957 года) Пленума ЦК КПСС о приближении руководства к экономическим районам, предприятия были переданы в управление совнархозам, было упразднено несколько десятков громоздких союзных министерств, а их функции переданы небольшим Госкомитетам — Государственным комитетам Совета министров СССР. Госкомитеты занимались общим планированием, научно-технической политикой и общей координацией работы предприятий одной отрасли; их председатели заняли места министров в правительстве.

Однако вскоре территориальная система управления промышленностью показала свою неэффективность, реформа была постепенно свёрнута и после смещения Н. С. Хрущёва в середине 1960-х годов совнархозы были поглощены восстановленными союзными и республиканскими министерствами.

В 1965—1970 годы под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина правительством была осуществлена экономическая реформа, направленная на внедрение экономических методов управления и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций. Несмотря на успехи, достигнутые в результате реформирования управления народным хозяйством и планирования, «косыгинская реформа» была свёрнута.

С 07 октября 1977 года после вступления в силу новой Конституции СССР перечень союзно-республиканских и общесоюзных министерств и государственных комитетов СССР определялся отдельным Законом о Совете Министров СССР, а не Конституцией как ранее.

В соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 года «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР. Совет Министров сохранял свои полномочия до января 1991 года, когда был сформирован Кабинет Министров СССР. 01 февраля 1991 года вышло последнее постановление Совета Министров СССР.

Согласно Конституции СССР 1977 года, Совет Министров СССР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесённые к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Деятельность Совета Министров СССР регламентировалась Законом «О Совете Министров СССР».

Совет Министров СССР был ответствен перед Верховным Советом СССР и подотчетен ему, в период между сессиями Верховного Совета СССР Совет министров был подотчетен Президиуму Верховного Совета СССР. Совет Министров СССР отчитывался о своей работе перед Верховным Советом СССР регулярно.

Совет Министров СССР был правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией СССР к ведению Союза ССР, поскольку они не входили в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Полномочия Совета Министров СССР:

1. Обеспечивал руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывал и осуществлял меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов, по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения, организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; организовывал управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиям и объединениями, предприятиями транспорта и связи, банками, а также иными организациями и учреждениями союзного подчинения;

2. Разрабатывал и вносил в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимал меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представлял Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;

3. Осуществлял меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;

4. Принимал меры по обеспечению государственной безопасности;

5. Осуществлял общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР, определял ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;

6. Осуществлял общее руководство в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимал меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждал и денонсировал межправительственные международные договоры;

7. Образовывал в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства.

Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров СССР действовал Президиум Совета Министров СССР в составе: Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя.

Совет Министров СССР также обладал правом законодательной инициативы. На основе и во исполнение законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума Совет Министров СССР издавал постановления и распоряжения а также проверял их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР были обязательны к исполнению на всей территории СССР.

Совет Министров СССР обладал также дополнительными полномочиями в законотворческой сфере. В пределах этих полномочий Совет Министров СССР имел право по вопросам, отнесенным к ведению Союза ССР, приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Советов Министров союзных республик, а также отменять акты министерств СССР, государственных комитетов СССР, других подведомственных Совету Министров органов.

Как высший исполнительный и распорядительный орган, Совет министров имел комплекс полномочий по координации деятельности органов исполнительной власти СССР. Совет Министров СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР, других подведомственных ему органов.

В системе органов исполнительной власти, подотчетных Совету Министров СССР, выделяли министерства и государственные комитеты общесоюзного и союзно-республиканского уровня в зависимости от государственной значимости порученной им отрасли управления.

Общесоюзные министерства и государственные комитеты СССР, находящиеся в зоне координации и управления Совета министров СССР, руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление на всей территории СССР непосредственно или через создаваемые ими органы.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты СССР руководили порученными им отраслями управления или осуществляли межотраслевое управление, как правило, через соответствующие министерства, государственные комитеты, другие органы союзных республик, а непосредственно управляли отдельными предприятиями и объединениями, находящимися в союзном подчинении.

Министерства и государственные комитеты СССР несли ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции могли издавать акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; министерства и государственные комитеты самостоятельно организовывали и проверяли исполнение изданных ими актов.

Компетенция Совета Министров СССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень общесоюзных и союзно-республиканских министерств и государственных комитетов СССР определялись изданным на основе Конституции СССР Законом о Совете Министров СССР.

Состав Совета Министров СССР и подчинённость его членов:

Как и другие высшие органы государственной власти и управления Советского Союза, Совмин СССР был коллегиальным органом и формировался Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей, а в промежутке между сессиями Верховного Совета — Президиумом Верховного Совета СССР (с последующим утверждением Верховным Советом).

 

Страницы     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/organy_gosvlasti_sssr/0-39
Категория: СССР | Добавил: soviet-union-ussr (14.07.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 363 | Комментарии: 1 | Теги: Совет министров СССР — (Совмин СССР, ссср, (Совмин СССР), Высший орган, Совет министров СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 sur • 11:16, 24.08.2019
Персональный состав СНК (СМ) СССР и РСФСР - на сайте 2snk.site
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2019 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей