СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Люберцы — Город СССР — (1623—1925—1991)

 Люберцы — Город СССР — (1623—1925—1991)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР

 


Страна:    СССР
Расположение:     Московская область.
Председатель Исполкома:
Основан:    1623.
Координаты:   
55°40′53″ с. ш. 37°53′38″ в. д.
Площадь:    ~12,87 км².
Высота центра:   130  м.
Тип климата:    Умеренно континентальный
Часовой пояс:    UTC+3.
Статус города:     1925.
Население:    165 000 (1991).
Плотность:     15 951,44 чел./км²
Официальный язык:    Русский.
Названия жителей:    люберчане, люберчанин, люберчанка.
Телефонный код:    +7 495, 496.
Почтовые индексы:    

 

Люберцы — Город СССР Люберцы — город областного подчинения в Московской области РСФСР.

Железнодорожный узел в 19 км к юго-востоку от Казанского вокзала. Люберцы являются шестым по численности населения городом в Московской области и первым по плотности.

 

 

 

Предыстория

В конце XVI века деревня определённо уже существовала. Но впервые упоминается в писцовых книгах с 1621 года — как деревня Либерицы-Назарово. Часть деревни принадлежала дьяку Ивану Кирилловичу Грязеву (двор вотчинников, 6 крестьянских дворов), другая часть — подьячему Федору Дементьевичу Порошину (3 двора). Но и до Грязева с Порошиным были у деревни уже хозяева. Из писцовой книги за 1623-24 года — ясно, что Грязеву его часть деревни досталась по закладной Семена Давыдова в 1621 году, а Давыдову его часть — как приданое его жены Прасковьи Куприяновой, дочери Куприяна Горсткина.

А ещё раньше деревней владели Михаил Старый и Богдан Озарнов. Вторую половину деревни приобрел (тоже в 1621 году) Федор Дементьевич Порошин по закладной Татьяны Кирилловны Горсткиной и её сына Василия. Из этого следует, что после смерти Куприяна Горсткина деревня, поделенная между вдовой и зятем на две неравные части, была отдана в залог).Происхождение названия Либерицы-Назарово предполагается от речки Либерицы и от имени первого владельца — Назария.

Затем Федор Порошин продал свою половину деревни Кузьме Трусову, а тот в 1627 году — дьяку Ивану Грязеву, который и стал единоличным властелином деревни Назарово-Либерицы. Грязев имел в деревне дом с выступающим двухмаршевым крыльцом и трехчастными жилыми покоями.

В 1646 году — в селе было 18 крестьянских дворов и 45 душ взрослого населения.

После смерти Ивана Грязева Назарово-Либерицы перешли к его брату Мине и сестре Прасковье, которая была замужем за Яковом Михайловичем Милославским.

В 1661 году — после смерти бездетного Мины Грязева деревня перешла к Милославским — Фёдору и Григорию, сыновьям Прасковьи.

В 1674 году — после смерти Федора Милославского, его брат стольник Григорий Милославский продал деревню Назарово-Либерицы Приказу тайных дел.

В 1676 году — Приказ Тайных Дел был распущен, Люберцы были отданы боярину Ивану Михайловичу Милославскому, племяннику царицы Марии Ильиничны Милославской, врагу Нарышкиных и Матвеевых. По описи, проведенной в этом году, в селе числилось 10 крестьянских дворов, в них 31 житель, был двор вотчинников, двор боярский. После смерти Ивана Прозоровского — деревня перешла к его второй жене Евдокии Прозоровской.

Вторая жена Ивана Милославского — Евдокия (Авдотья) Петровна Прозоровская приходилась родной сестрой князю Алексею Петровичу Прозоровскому, и ничего удивительного, что после её кончины в 1687 году Люберцы перешли к её брату.

В 1704 году — в Люберцах уже было 27 дворов крестьянских, два двора конюхов, двор вотчинников, двор приказчиков. Алексей Прозоровский был бездетен и завещал Люберцы Александру Даниловичу Меншикову, за котором они и были утверждены в 1705 году.

С 1705 года — село принадлежало князю А. Д. Меншикову, который переименовал его в Новое Преображенское. Выстроил изящные дворцовые палаты, очистил заросший пруд и перегородил его каменной плотиной. Придворный льстец, зная неравнодушие своего благодетеля к флоту, спустил на воду флотилию легких лодок, устроил пристань. Разбил на берегах тенистый парк. По преданию, сам российский император посещал это имение и посадил несколько лип. Но после опалы князя село было у него конфисковано и передано Дворцовому ведомству.

В 1734 году — в 42 крестьянских дворах насчитывалась 191 душа мужского пола.

В 1753 году — Елизавета Петровна подписала Указ о передаче села Ново-Преображенского, Либерицы тож — Великому князю Петру Федоровичу (будущему императору Петру III). В это время село несколько раз посещала супруга Великого князя — Екатерина. Начали строить большой дворец, но со смертью Петра работы были прекращены.

По пятой ревизии (1794—1796 гг.) в Люберцах было 65 дворов, проживало 207 мужчин, 225 женщин.

В Отечественную войну 1812 года — село было занято французами, которые наполовину его сожгли. Село в это время входило в Удельное ведомство.

По сведениям 1859 года — Люберцы — удельное село, православная церковь, почтовая станция, 57 дворов, 220 мужчин, 220 женщин.

После пуска в эксплуатацию железной дороги (поезда до Коломны начали ходить в 1862 году, до Рязани в 1864 году) население стало быстро расти, начала набирать обороты торговля, появилась индустрия.

По переписи 1869 года — в Люберцах насчитали 69 домов, из них 8 каменных, 209 мужчин и 237 женщин. Было 6 торговых лавок, 2 питейных дома, 2 трактира, харчевня и 4 постоялых двора.

Промышленное развитие деревни связано со строительством завода паровых машин Карла Вейхельта в 1899 году, который позже стал заводом воздушных тормозов «Нью-Йорк» (New York Air Brake Cº), владельцем которого был Томас Пурдэ.

В 1910 году — завод выкупает Международная компания жатвенных машин в России (International Harvester Cº) — тогда одна из крупнейших компаний в мире.

Во время первой русской революции Люберцы были охвачены рабочими волнениями. Особенно выделялась боевая дружина во главе с машинистом-эсером Алексеем Ухтомским.

 

Повествование

В 1924 году завод был национализирован и преобразован в Государственный Люберецкий завод жатвенных машин им. Ухтомского. С 1941 года — Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского.

В 1925 году — присвоили статус города Люберцам.

в 1934 году — в состав Люберец были включены рабочие посёлки Панки, Подосинки и дачный посёлок Михельсон.

В 1984 году — к Москве отошли западная часть города Люберцы (микрорайоны Жулебино) и рабочий посёлок Косино (включая микрорайоны Кожухово и Новокосино).

 

Население

Численность населения
1926 1931 1939 1959 1962 1967 1970 1973 1975
10 000 ↗18 600 ↗46 491 ↗93 255 ↗100 000 ↗120 000 ↗139 401 ↗148 000 ↗149 000
1976 1979 1982 1985 1986 1987 1989 1990 1991
→149 000 ↗159 563 ↗164 000 ↘160 000 →160 000 ↗162 000 ↗165 478 ↘165 000 →165 000

 

Промышленность

Комбайн для уборки сахарного тростника, предназначенный для работы на Кубе. Разработан на заводе им. Ухтомского в начале 1970-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее широко представлены машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Крупнейшие предприятия:

  • Вертолётный завод им. Камова (КБ и опытное производство. Именно здесь разработаны известные всему миру вертолёты Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор»)
  • Люберецкий комбинат строительных материалов и конструкций
  • Объединение «Люберецкие ковры»
  • «Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения».

 

Образование

Колледжи и техникумы среднего профессионального образования:

  1. Люберецкий филиал Ярославского ПТУ градостроительства
  2. Профтехучилище им. Гагарина.
  3. Люберецкое медицинское училище с 28 августа 1961 года.

Высшие учебные заведения:

  1. Институт горного дела им. Скочинского
  2. Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК);
  3. Московский государственный институт культуры(филиал);
  4. Московский авиационный институт (государственный технический университет) (филиал);

Дополнительное образование:

  1. Детская художественная школа
  2. Школа общего музыкального образования с 1975 года.
  3. Детская музыкальная школа № 4

 

Спорт

Стадион «Торпедо»

Футбольный клуб «Торпедо» основан в 1937 году как футбольный клуб «Сельмаш»

 

Транспорт

Основной транспортной магистралью города является Октябрьский проспект (часть автодороги Р105; бывшее Старорязанское шоссе). По южной окраине города также проходит федеральная автодорога М5 «Урал» (Новорязанское шоссе). Дорожная обстановка осложняется тем, что город разделён на несколько частей железными дорогами (Казанское и Рязанское направления, ответвление на Дзержинский и Лыткарино).

 

Железнодорожный транспорт

  • Платформа Ухтомская
  • Станция Люберцы
  • Станция Люберцы 2
  • Станция Панки
  • Платформа Мальчики (на тупиковом ответвлении)

Люберцы являются важным транспортным узлом, который связывает Москву с Аэродромом «Раменское» Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова

Автомобильный транспорт

Город обслуживают автобусные маршруты «Мострансавто».

Внутригородские автобусные маршруты:

  • № 1 ст. Люберцы — Торговый центр — ст. Люберцы,
  • № 4 ст. Люберцы — ул. Космонавтов
  • № 5 ст. Люберцы — ст. Панки,
  • № 7 ст. Люберцы — просп. Гагарина — ст. Люберцы
  • № 41 ст. Люберцы — Новолюберецкое кладбище
  • № 453 ст. Люберцы — плтф. Ухтомская (частично проходит по московскому району Косино-Ухтомский).

Единственный автобусный маршрут, связывающий Северные и Южные Люберцы, проходит по эстакаде через железную дорогу, — № 431 Люберцы (ул. 8-го Марта) — Москва (м. «Ждановская»).

Люберцы связаны с Москвой также многочисленными маршрутами автобусов, следующих до станций метро «Ждановская» по Октябрьскому проспекту и «Кузьминки» по Новорязанскому шоссе из самих Люберец и из других городов и посёлков Московской области. 

 

Литература

  • Города Подмосковья. Кн. 1. — М.: Московский рабочий, 1979. — 640 с., ил. — 35 000 экз.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Люберцы — Город СССР — (1623—1925—1991)» — (повествование 11.01.2021).

 

Источник: 

http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%86%D1%8B

http://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/ljotno_issledovatelskij_institut_lii/258-1-0-945



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (11.01.2021) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 525 | Теги: город, люберцы, Орлов Г.В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей