Люберцы — Город СССР — (1623—1925—1991)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР
Расположение: Московская область.
Председатель Исполкома:
Основан: 1623.
Координаты: 55°40′53″ с. ш. 37°53′38″ в. д.
Площадь: ~12,87 км².
Высота центра: 130 м.
Тип климата: Умеренно континентальный
Часовой пояс: UTC+3.
Статус города: 1925.
Население: ↘165 000 (1991).
Плотность: 15 951,44 чел./км²
Официальный язык: Русский.
Названия жителей: люберчане, люберчанин, люберчанка.
Телефонный код: +7 495, 496.
Почтовые индексы:
Люберцы — город областного подчинения в Московской области РСФСР.
Железнодорожный узел в 19 км к юго-востоку от Казанского вокзала. Люберцы являются шестым по численности населения городом в Московской области и первым по плотности.
Предыстория
В конце XVI века деревня определённо уже существовала. Но впервые упоминается в писцовых книгах с 1621 года — как деревня Либерицы-Назарово. Часть деревни принадлежала дьяку Ивану Кирилловичу Грязеву (двор вотчинников, 6 крестьянских дворов), другая часть — подьячему Федору Дементьевичу Порошину (3 двора). Но и до Грязева с Порошиным были у деревни уже хозяева. Из писцовой книги за 1623-24 года — ясно, что Грязеву его часть деревни досталась по закладной Семена Давыдова в 1621 году, а Давыдову его часть — как приданое его жены Прасковьи Куприяновой, дочери Куприяна Горсткина.
А ещё раньше деревней владели Михаил Старый и Богдан Озарнов. Вторую половину деревни приобрел (тоже в 1621 году) Федор Дементьевич Порошин по закладной Татьяны Кирилловны Горсткиной и её сына Василия. Из этого следует, что после смерти Куприяна Горсткина деревня, поделенная между вдовой и зятем на две неравные части, была отдана в залог).Происхождение названия Либерицы-Назарово предполагается от речки Либерицы и от имени первого владельца — Назария.
Затем Федор Порошин продал свою половину деревни Кузьме Трусову, а тот в 1627 году — дьяку Ивану Грязеву, который и стал единоличным властелином деревни Назарово-Либерицы. Грязев имел в деревне дом с выступающим двухмаршевым крыльцом и трехчастными жилыми покоями.
В 1646 году — в селе было 18 крестьянских дворов и 45 душ взрослого населения.
После смерти Ивана Грязева Назарово-Либерицы перешли к его брату Мине и сестре Прасковье, которая была замужем за Яковом Михайловичем Милославским.
В 1661 году — после смерти бездетного Мины Грязева деревня перешла к Милославским — Фёдору и Григорию, сыновьям Прасковьи.
В 1674 году — после смерти Федора Милославского, его брат стольник Григорий Милославский продал деревню Назарово-Либерицы Приказу тайных дел.
В 1676 году — Приказ Тайных Дел был распущен, Люберцы были отданы боярину Ивану Михайловичу Милославскому, племяннику царицы Марии Ильиничны Милославской, врагу Нарышкиных и Матвеевых. По описи, проведенной в этом году, в селе числилось 10 крестьянских дворов, в них 31 житель, был двор вотчинников, двор боярский. После смерти Ивана Прозоровского — деревня перешла к его второй жене Евдокии Прозоровской.
Вторая жена Ивана Милославского — Евдокия (Авдотья) Петровна Прозоровская приходилась родной сестрой князю Алексею Петровичу Прозоровскому, и ничего удивительного, что после её кончины в 1687 году Люберцы перешли к её брату.
В 1704 году — в Люберцах уже было 27 дворов крестьянских, два двора конюхов, двор вотчинников, двор приказчиков. Алексей Прозоровский был бездетен и завещал Люберцы Александру Даниловичу Меншикову, за котором они и были утверждены в 1705 году.
С 1705 года — село принадлежало князю А. Д. Меншикову, который переименовал его в Новое Преображенское. Выстроил изящные дворцовые палаты, очистил заросший пруд и перегородил его каменной плотиной. Придворный льстец, зная неравнодушие своего благодетеля к флоту, спустил на воду флотилию легких лодок, устроил пристань. Разбил на берегах тенистый парк. По преданию, сам российский император посещал это имение и посадил несколько лип. Но после опалы князя село было у него конфисковано и передано Дворцовому ведомству.
В 1734 году — в 42 крестьянских дворах насчитывалась 191 душа мужского пола.
В 1753 году — Елизавета Петровна подписала Указ о передаче села Ново-Преображенского, Либерицы тож — Великому князю Петру Федоровичу (будущему императору Петру III). В это время село несколько раз посещала супруга Великого князя — Екатерина. Начали строить большой дворец, но со смертью Петра работы были прекращены.
По пятой ревизии (1794—1796 гг.) в Люберцах было 65 дворов, проживало 207 мужчин, 225 женщин.
В Отечественную войну 1812 года — село было занято французами, которые наполовину его сожгли. Село в это время входило в Удельное ведомство.
По сведениям 1859 года — Люберцы — удельное село, православная церковь, почтовая станция, 57 дворов, 220 мужчин, 220 женщин.
После пуска в эксплуатацию железной дороги (поезда до Коломны начали ходить в 1862 году, до Рязани в 1864 году) население стало быстро расти, начала набирать обороты торговля, появилась индустрия.
По переписи 1869 года — в Люберцах насчитали 69 домов, из них 8 каменных, 209 мужчин и 237 женщин. Было 6 торговых лавок, 2 питейных дома, 2 трактира, харчевня и 4 постоялых двора.
Промышленное развитие деревни связано со строительством завода паровых машин Карла Вейхельта в 1899 году, который позже стал заводом воздушных тормозов «Нью-Йорк» (New York Air Brake Cº), владельцем которого был Томас Пурдэ.
В 1910 году — завод выкупает Международная компания жатвенных машин в России (International Harvester Cº) — тогда одна из крупнейших компаний в мире.
Во время первой русской революции Люберцы были охвачены рабочими волнениями. Особенно выделялась боевая дружина во главе с машинистом-эсером Алексеем Ухтомским.
Повествование
В 1924 году завод был национализирован и преобразован в Государственный Люберецкий завод жатвенных машин им. Ухтомского. С 1941 года — Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского.
В 1925 году — присвоили статус города Люберцам.
в 1934 году — в состав Люберец были включены рабочие посёлки Панки, Подосинки и дачный посёлок Михельсон.
В 1984 году — к Москве отошли западная часть города Люберцы (микрорайоны Жулебино) и рабочий посёлок Косино (включая микрорайоны Кожухово и Новокосино).
Население
Численность населения |
1926 |
1931 |
1939 |
1959 |
1962 |
1967 |
1970 |
1973 |
1975 |
10 000 |
↗18 600 |
↗46 491 |
↗93 255 |
↗100 000 |
↗120 000 |
↗139 401 |
↗148 000 |
↗149 000 |
1976 |
1979 |
1982 |
1985 |
1986 |
1987 |
1989 |
1990 |
1991 |
→149 000 |
↗159 563 |
↗164 000 |
↘160 000 |
→160 000 |
↗162 000 |
↗165 478 |
↘165 000 |
→165 000 |
Промышленность
Комбайн для уборки сахарного тростника, предназначенный для работы на Кубе. Разработан на заводе им. Ухтомского в начале 1970-х годов.
Наиболее широко представлены машиностроение и металлообработка, производство строительных материалов, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Крупнейшие предприятия:
- Вертолётный завод им. Камова (КБ и опытное производство. Именно здесь разработаны известные всему миру вертолёты Ка-50 «Чёрная акула» и Ка-52 «Аллигатор»)
- Люберецкий комбинат строительных материалов и конструкций
- Объединение «Люберецкие ковры»
- «Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения».
Образование
Колледжи и техникумы среднего профессионального образования:
- Люберецкий филиал Ярославского ПТУ градостроительства
- Профтехучилище им. Гагарина.
- Люберецкое медицинское училище с 28 августа 1961 года.
Высшие учебные заведения:
- Институт горного дела им. Скочинского
- Московский областной государственный институт физической культуры (МОГИФК);
- Московский государственный институт культуры(филиал);
- Московский авиационный институт (государственный технический университет) (филиал);
Дополнительное образование:
- Детская художественная школа
- Школа общего музыкального образования с 1975 года.
- Детская музыкальная школа № 4
Спорт
Стадион «Торпедо»
Футбольный клуб «Торпедо» основан в 1937 году как футбольный клуб «Сельмаш»
Транспорт
Основной транспортной магистралью города является Октябрьский проспект (часть автодороги Р105; бывшее Старорязанское шоссе). По южной окраине города также проходит федеральная автодорога М5 «Урал» (Новорязанское шоссе). Дорожная обстановка осложняется тем, что город разделён на несколько частей железными дорогами (Казанское и Рязанское направления, ответвление на Дзержинский и Лыткарино).
Железнодорожный транспорт
- Платформа Ухтомская
- Станция Люберцы
- Станция Люберцы 2
- Станция Панки
- Платформа Мальчики (на тупиковом ответвлении)
Люберцы являются важным транспортным узлом, который связывает Москву с Аэродромом «Раменское» Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова
Автомобильный транспорт
Город обслуживают автобусные маршруты «Мострансавто».
Внутригородские автобусные маршруты:
- № 1 ст. Люберцы — Торговый центр — ст. Люберцы,
- № 4 ст. Люберцы — ул. Космонавтов
- № 5 ст. Люберцы — ст. Панки,
- № 7 ст. Люберцы — просп. Гагарина — ст. Люберцы
- № 41 ст. Люберцы — Новолюберецкое кладбище
- № 453 ст. Люберцы — плтф. Ухтомская (частично проходит по московскому району Косино-Ухтомский).
Единственный автобусный маршрут, связывающий Северные и Южные Люберцы, проходит по эстакаде через железную дорогу, — № 431 Люберцы (ул. 8-го Марта) — Москва (м. «Ждановская»).
Люберцы связаны с Москвой также многочисленными маршрутами автобусов, следующих до станций метро «Ждановская» по Октябрьскому проспекту и «Кузьминки» по Новорязанскому шоссе из самих Люберец и из других городов и посёлков Московской области.
Литература
- Города Подмосковья. Кн. 1. — М.: Московский рабочий, 1979. — 640 с., ил. — 35 000 экз.
Материалы
Орлов Г.В. «Люберцы — Город СССР — (1623—1925—1991)» — (повествование 11.01.2021).
Источник:
http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%86%D1%8B
http://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/ljotno_issledovatelskij_institut_lii/258-1-0-945
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37 |