СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Пассажирские

Ан-10 — Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт (07.03.1957) (стр.-2)

 Ан-10 — Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт (07.03.1957) (стр.-2)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страница     [01]     [02]

Электросистема

Обеспечивает питание постоянным током напряжением 27 В, переменным однофазным током 115 В 400 Гц и трёхфазным током 36 В.

На каждом из четырёх двигателей установлено по два стартер-генератора СТГ‑12ТМ, которые служат основными источниками постоянного тока, а резервными — семь аккумуляторных батарей 12‑САМ‑28, расположенных в обтекателях шасси.

Также на двигателях установлены по одному генератору СГО‑12 для обеспечения потребителей переменным однофазным током.

Резервным источником переменного однофазного тока служит преобразователь ПО‑750, подключённый к сети постоянного тока.

Два преобразователя ПТ-500Ц (основной и резервный) и один преобразователь ПАГ-1ФП служат источниками переменного трёхфазного тока.

Распределительные сети постоянного и переменного однофазного тока — однопроводные, трёхфазного тока — трёхпроводная с изолированным нулём. 

Аэродромное питание постоянным и переменным однофазным током осуществляется через соответствующие разъёмы, находящиеся в задней части правого обтекателя шасси. При неработающих двигателях и отсутствии соответствующего аэродромного питания преобразователь ПО‑750 используется для опробования на земле потребителей переменного однофазного тока.

Радиооборудование

Радиооборудование самолёта предназначено для осуществления двухсторонней телефонной и телеграфной связи с землёй и между самолётами в воздухе, внутрисамолётной телефонной связи, а также для того чтобы решать навигационные задачи по самолётовождению и заходить на посадку в сложных метеоусловиях днём и ночью.

В состав радиосвязного оборудования входит:

  • самолётное переговорное устройство СПУ-6;
  • командная УКВ-радиостанция РСИУ‑4П;
  • командно-резервная KB‑радиостанция РСБ‑5 с блоком СВБ‑5 и приёмником УС-8,
  • Р-807 (РСБ-70 — Беркут — Дунай) (повествование)радиостанция 1‑Р-807 (РСБ-70 — Беркут — Дунай) с блоком БСВ‑70 и

 

 

 

 

  • РПС — Радиоприёмник (повествование)приёмником РПС.

Радионавигационное оборудование состоит из:

  • приёмоиндикатора местоположения самолёта в гиперболической системе координат, аппаратуры слепой посадки СП-50

 

  • РВ-2 радиовысотомер (повествование)радиовысотомера РВ-2 с сигнализатором С-2В,

 

 

 

 

  • АРК-5 — Автоматический радиокомпас СССР (повествование)двух автоматических радиокомпасов АРК-5,

 

 

 

 

  • МРП-56П — Маркерный радиоприёмник (повествование)маркерный приёмник МРП-56П.

Также на борту есть панорамный радиолокатор РБП-3. Блоки радиооборудования питаются от сетей постоянного и переменного однофазного тока.

Пилотажно-навигационное оборудование

Обеспечивает определение местоположения и курса самолёта и полёт по заданному маршруту. 

Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) облегчает пилотирование самолёта в сложных метеоусловиях и ночью. ПНО состоит из:

  • электрогидравлического автопилота АП-28Д,
  • гирополукомпаса ГПК-52,
  • дистанционного компаса ГИК-1
  • ДАК-ДБ-5 — Дистанционный астрономический компас (повествование)астрокомпаса ДАК-ДБ-5,

 

 

 

 

  • КИ-13 — Магнитный компас (повествование)магнитных компасов КИ-13

 

 

 

 

  • АГБ-2 — Авиагоризонт (повествование)авиагоризонтов АГБ-2,
  • указателя поворота ЭУП-53,

 

 

 

  • НИ-50БМ — Навигационный индикатор (повествование)навигационного индикатора НИ-50БМ

 

 

 

 

 

 

  • ВД-10 — Двухстрелочный высотомер (повествование)высотомера ВД-10 (либо ВД-20), 

 

 

 

 

  • ВР-30-3 — Вариометр СССР (повествование)вариометра ВАР-30-3,

 

 

 

 

  • КУС-1200 — Комбинированный указатель скорости (повествование)комбинированного указателя скорости КУС-1200
  • термометра наружного воздуха ТНВ-15.

 

 

 

  • АЧХО — Авиационные часы-хронометр с электрообогревом (повествование)часы АЧХО.

 

 

 

 

Противообледенительная система

Состоит из воздушно-тепловой и электротепловой систем.

Тёплый воздух отбирается от компрессоров двигателей и поступает в воздушнотепловую противообледенительную систему (ПОС), которая защищает от обледенения носки крыла, передние кромки воздухозаборников мотогондол и воздуховоздушного радиатора системы кондиционирования воздуха, туннели маслорадиаторов. Также тёплым воздухом обдуваются стёкла фонарей штурмана и лётчиков для предотвращения их запотевания.

Электротепловая ПОС защищает лопасти винтов, носки киля, стабилизатора и шайб, приёмники воздушного давления и передние триплексные стёкла фонарей.

Система кондиционирования воздуха

Воздух, отбираемый от компрессоров двигателей, охлаждается в воздушном радиаторе и при необходимости — в турбохолодильнике, установлены в левом обтекателе шасси, далее через коллекторы распределяется по кабине и салонам.

Для отопления пассажирских салонов воздух поступает в вертикальные каналы между шпангоутами фюзеляжа и нагревает/охлаждает панели внутренней облицовки салонов.

Кабина экипажа отапливается воздухом, подводимым к стёклам фонарей. Система кондиционирования воздуха обеспечивает избыточное давление 0,5 кгс/см² при высоте полёта свыше 5200 м и равномерное распределение температуры в пределах +18…+24 °C.

Кислородное оборудование

Обеспечивает кратковременное питание кислородом всех членов экипажа и в случае необходимости — отдельных пассажиров.

Рабочие места экипажа оснащены стационарными кислородными приборами КП-24М с масками КМ-16Н.

Пассажиры пользуются переносными кислородными приборами КП-21 с масками КМ-15М и баллонами КБ-3, которые во время полёта подзаряжаются от стационарных баллонов КБ-1.

При разгерметизации кабины кислородное питание всех членов экипажа обеспечивается в течение 15—20 минут.

Пассажирское оборудование

Пассажирские салоны оборудованы сдвоенными и строенными блоками мягких кресел.

Продольный шаг кресел составляет 900—930 мм.

Средняя ширина прохода между блоками кресел 410 мм.

Спинка кресла — регулируемая.

Каждое место оснащено:

  • индивидуальным светильником,
  • радионаушником,
  • съёмным столиком,
  • пепельницей.

На подлокотнике есть кнопки вызова бортпроводника, включения освещения и радионаушника.

В передних пассажирских купе установлены двухместный и трёхместный диваны, а в заднем два трёхместных.

Между диванов находятся откидные столики.

Самолёт оборудован тремя туалетами:

  1. в переднем пассажирском салоне,
  2. заднем пассажирском салоне,
  3. напротив задней входной двери.

Каждый туалет оборудован:

  • умывальником, 
  • унитазом,
  • ящиком для мусора,
  • шкафчиком для термосов с питьевой водой.

В самолёте работает буфет, который обеспечивает пассажиров в полёте горячей и холодной пищей. Он оснащён:

  • шкафом для контейнеров с продуктами,
  • тремя электроплитами,
  • двумя электрокофеварками,
  • электродуховым шкафом, 
  • термосами для продуктов,
  • холодильник для бутылок.

Часть кухонного оборудования установлена рядом с буфетом в переднем входном тамбуре, здесь же находятся сиденья бортпроводников.

Для размещения верхней одежды пассажиров имеются два гардероба:

  • в переднем салоне,
  • в среднем салоне.

Пассажирские салоны и купе оснащены верхними багажными полками для ручной клади.

Заводской номер

Первая их цифра совпадала с последней цифрой планового года выпуска, например:

  • 1-я цифра (7) - обозначала 1957 год.
  • 2-я цифра (4) - символизировала завод № 64,
  • 3-я цифра (0) - не несла информации,
  • 4-я и 5-я цифры (01) - обозначала номер серии,
  • 6-я и 7-я цифры (01) - обозначали номер самолёта в серии.

 

Лётно-технические характеристики:

Параметр Показатель
Ан-10 Ан-10А Ан-10ТС
Размах крыла, м 38,014  
Длина самолёта, м 34,00  
Высота самолёта, м 9,83  
Площадь крыла, м² 121,73  
Масса, кг Пустого самолёта 31614 32500  
Максимальная взлётная 51000 54000  
Топлива 10780  
Двигатель Тип 4 ТВД АИ-20А  
Мощность, л. с. 4×4000  
Максимальная скорость, км/ч на высоте 675  
у земли 520  
Перегоночная дальность, км 4000  
Практическая дальность, км 2000  
Практический потолок, м 10000  
Экипаж, чел. 5  
Экипаж полный, чел. (с бортпроводниками) 7  
Полезная нагрузка пассажиров варианте 112  
в десантном варианте 113 60 парашютистов
в грузовом варианте 14000 кг груза
  Санитарном варианте     73 раненых на носилках +20 на сидениях +4 медработника

 

 

  • С 1976  Ан‑10 СССР-11200 находился в Куйбышеве, в парке имени Юрия Гагарина в качестве детского кинотеатра «Антошка».
  • Детский кинотеатр из списанного Ан‑10 существовал в Воронеже в парке Советского района.
  • Во Львове аналогичный кинотеатр «Самолёт».
  • До начала 1980-х годов на базе Ан-10 оборудован детский кинотеатр «Антей» в Таганроге, в сквере Комсомольского переулка.
  • В Омской области в пионерлагере имени Гастелло.
  • Детский кинотеатр «Полёт» существовал на базе Ан-10, в парке имени Ю. А. Гагарина, в г. Комсомольск-на-Амуре.
  • В Краснодаре в Первомайском парке стоял АН-10 борта СССР-11192, переоборудованный под детский кинотеатр «Аннушка».
  • На служебной территории аэропорта города Мирный находится фюзеляж самолёта Ан-10 СССР-11169, приспособленный под складское помещение.
  • В Новосибирске (Чкаловец) сохранялся СССР-11156.
  • На аэродроме бывшего РКИИГА сохранялся СССР-11171.
  • В Киеве, на Воздухофлотском проспекте 41 стоял «СССР-11139», как детский кинотеатр «Орлёнок».
  • С 1977 года самолёт Ан-10А установлен в парке культуры и отдыха имени Ленина» города Кишинёв.
  • В Ульяновске (на учебном аэродроме Академии ГА) оставался сравнительно целый фюзеляж СССР-11154.
  • В 1977 году был установлен в парке имени В. Скороходова города Липецк. Использовался, как детский кинотеатр. С 1979 года использовался как тир.
  • В 1976 году — в Харькове установлен самолёт Ан-10 в ПКиО имени Маяковского.
  • В Туле в а/п Клоково располагался Ан-10А СССР-12947, снятый с эксплуатации. 
  • В июне 1977 года СССР-11175 перелетел в Кемерово, где был установлен, как авиапамятник в парке "Антошка" на проспекте Ленина. Использовался как детский кинотеатр «Антошка»,

 

В кинематографе

?

 

Мифы, события, факты

1. В 1960 годы — в ходе высокоширотной воздушной экспедиции «Север-12» впервые в истории освоения Арктики был использован Ан-10, на котором совершили семь посадок на ледовые площадки дрейфующих станций «Северный полюс-8» («СП-8») и «СП-9». В результате этих полетов с материковых баз на станции перебросили 150 человек и 350 т грузов. На следующий год две «десятки» (экипажи Ю Белокриницкого и Б. Осипова) обеспечили доставку оборудования, имущества, горючего и продуктов для новой станции «СП-10».

2. К 1971 году — самолёты Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту.

3. Самолёт мог продолжать взлёт при отказе одного двигателя, а в полёте даже выключение трёх АИ-20. При штатной работе системы флюгирования винтов не вело к катастрофе. В стандартных атмосферных условиях (+15°С, 760 мм.рт.ст.) на трёх двигателях при массе 51 т у земли самолет набирал высоту со скоростью 8,3 м/с, а на двух – 1,6 м/с.

4. Самолет мог сесть на более-менее подходящее поле и принять пассажиров. Бывали случаи, когда билеты продавали прямо в его салоне, и Ан-10 улетал сразу по заполнении пассажирами. Цена авиабилета приравнивалась к цене железнодорожного билета в купейном вагоне. Например, чтобы проехать в купе фирменного поезда "Харьков-Москва", надо было заплатить 13 руб. 60 коп., а за полёт на Ан-10 - 14 руб.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Ан-10 — Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт (07.03.1957)» — (повествование 05.02.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/an_samoljoty_sssr/54-1-0-3954

 

[01]     [02]

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/an_samoljoty_sssr/54-1-0-3954
Категория: Пассажирские | Добавил: soviet-union-ussr (06.02.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 34 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт, Ан-10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей