Ан-10 — Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт (07.03.1957) (стр.-2)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страница [01] [02]
Электросистема
Обеспечивает питание постоянным током напряжением 27 В, переменным однофазным током 115 В 400 Гц и трёхфазным током 36 В.
На каждом из четырёх двигателей установлено по два стартер-генератора СТГ‑12ТМ, которые служат основными источниками постоянного тока, а резервными — семь аккумуляторных батарей 12‑САМ‑28, расположенных в обтекателях шасси.
Также на двигателях установлены по одному генератору СГО‑12 для обеспечения потребителей переменным однофазным током.
Резервным источником переменного однофазного тока служит преобразователь ПО‑750, подключённый к сети постоянного тока.
Два преобразователя ПТ-500Ц (основной и резервный) и один преобразователь ПАГ-1ФП служат источниками переменного трёхфазного тока.
Распределительные сети постоянного и переменного однофазного тока — однопроводные, трёхфазного тока — трёхпроводная с изолированным нулём.
Аэродромное питание постоянным и переменным однофазным током осуществляется через соответствующие разъёмы, находящиеся в задней части правого обтекателя шасси. При неработающих двигателях и отсутствии соответствующего аэродромного питания преобразователь ПО‑750 используется для опробования на земле потребителей переменного однофазного тока.
Радиооборудование
Радиооборудование самолёта предназначено для осуществления двухсторонней телефонной и телеграфной связи с землёй и между самолётами в воздухе, внутрисамолётной телефонной связи, а также для того чтобы решать навигационные задачи по самолётовождению и заходить на посадку в сложных метеоусловиях днём и ночью.
В состав радиосвязного оборудования входит:
- самолётное переговорное устройство СПУ-6;
- командная УКВ-радиостанция РСИУ‑4П;
- командно-резервная KB‑радиостанция РСБ‑5 с блоком СВБ‑5 и приёмником УС-8,
- радиостанция 1‑Р-807 (РСБ-70 — Беркут — Дунай) с блоком БСВ‑70 и
-
приёмником РПС.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- приёмоиндикатора местоположения самолёта в гиперболической системе координат, аппаратуры слепой посадки СП-50,
- радиовысотомера РВ-2 с сигнализатором С-2В,
- двух автоматических радиокомпасов АРК-5,
- маркерный приёмник МРП-56П.
Также на борту есть панорамный радиолокатор РБП-3. Блоки радиооборудования питаются от сетей постоянного и переменного однофазного тока.
Пилотажно-навигационное оборудование
Обеспечивает определение местоположения и курса самолёта и полёт по заданному маршруту.
Пилотажно-навигационное оборудование (ПНО) облегчает пилотирование самолёта в сложных метеоусловиях и ночью. ПНО состоит из:
- электрогидравлического автопилота АП-28Д,
- гирополукомпаса ГПК-52,
- дистанционного компаса ГИК-1,
- астрокомпаса ДАК-ДБ-5,
- магнитных компасов КИ-13,
- авиагоризонтов АГБ-2,
- указателя поворота ЭУП-53,
- навигационного индикатора НИ-50БМ,
- высотомера ВД-10 (либо ВД-20),
- вариометра ВАР-30-3,
- комбинированного указателя скорости КУС-1200,
- термометра наружного воздуха ТНВ-15.
- часы АЧХО.
Противообледенительная система
Состоит из воздушно-тепловой и электротепловой систем.
Тёплый воздух отбирается от компрессоров двигателей и поступает в воздушнотепловую противообледенительную систему (ПОС), которая защищает от обледенения носки крыла, передние кромки воздухозаборников мотогондол и воздуховоздушного радиатора системы кондиционирования воздуха, туннели маслорадиаторов. Также тёплым воздухом обдуваются стёкла фонарей штурмана и лётчиков для предотвращения их запотевания.
Электротепловая ПОС защищает лопасти винтов, носки киля, стабилизатора и шайб, приёмники воздушного давления и передние триплексные стёкла фонарей.
Система кондиционирования воздуха
Воздух, отбираемый от компрессоров двигателей, охлаждается в воздушном радиаторе и при необходимости — в турбохолодильнике, установлены в левом обтекателе шасси, далее через коллекторы распределяется по кабине и салонам.
Для отопления пассажирских салонов воздух поступает в вертикальные каналы между шпангоутами фюзеляжа и нагревает/охлаждает панели внутренней облицовки салонов.
Кабина экипажа отапливается воздухом, подводимым к стёклам фонарей. Система кондиционирования воздуха обеспечивает избыточное давление 0,5 кгс/см² при высоте полёта свыше 5200 м и равномерное распределение температуры в пределах +18…+24 °C.
Кислородное оборудование
Обеспечивает кратковременное питание кислородом всех членов экипажа и в случае необходимости — отдельных пассажиров.
Рабочие места экипажа оснащены стационарными кислородными приборами КП-24М с масками КМ-16Н.
Пассажиры пользуются переносными кислородными приборами КП-21 с масками КМ-15М и баллонами КБ-3, которые во время полёта подзаряжаются от стационарных баллонов КБ-1.
При разгерметизации кабины кислородное питание всех членов экипажа обеспечивается в течение 15—20 минут.
Пассажирское оборудование
Пассажирские салоны оборудованы сдвоенными и строенными блоками мягких кресел.
Продольный шаг кресел составляет 900—930 мм.
Средняя ширина прохода между блоками кресел 410 мм.
Спинка кресла — регулируемая.
Каждое место оснащено:
- индивидуальным светильником,
- радионаушником,
- съёмным столиком,
- пепельницей.
На подлокотнике есть кнопки вызова бортпроводника, включения освещения и радионаушника.
В передних пассажирских купе установлены двухместный и трёхместный диваны, а в заднем два трёхместных.
Между диванов находятся откидные столики.
Самолёт оборудован тремя туалетами:
- в переднем пассажирском салоне,
- заднем пассажирском салоне,
- напротив задней входной двери.
Каждый туалет оборудован:
- умывальником,
- унитазом,
- ящиком для мусора,
- шкафчиком для термосов с питьевой водой.
В самолёте работает буфет, который обеспечивает пассажиров в полёте горячей и холодной пищей. Он оснащён:
- шкафом для контейнеров с продуктами,
- тремя электроплитами,
- двумя электрокофеварками,
- электродуховым шкафом,
- термосами для продуктов,
- холодильник для бутылок.
Часть кухонного оборудования установлена рядом с буфетом в переднем входном тамбуре, здесь же находятся сиденья бортпроводников.
Для размещения верхней одежды пассажиров имеются два гардероба:
- в переднем салоне,
- в среднем салоне.
Пассажирские салоны и купе оснащены верхними багажными полками для ручной клади.
Заводской номер
Первая их цифра совпадала с последней цифрой планового года выпуска, например:
- 1-я цифра (7) - обозначала 1957 год.
- 2-я цифра (4) - символизировала завод № 64,
- 3-я цифра (0) - не несла информации,
- 4-я и 5-я цифры (01) - обозначала номер серии,
- 6-я и 7-я цифры (01) - обозначали номер самолёта в серии.
Лётно-технические характеристики:
Параметр |
Показатель |
Ан-10 |
Ан-10А |
Ан-10ТС |
Размах крыла, м |
38,014 |
— |
|
Длина самолёта, м |
34,00 |
— |
|
Высота самолёта, м |
9,83 |
— |
|
Площадь крыла, м² |
121,73 |
— |
|
Масса, кг |
Пустого самолёта |
31614 |
32500 |
|
Максимальная взлётная |
51000 |
54000 |
|
Топлива |
10780 |
— |
|
Двигатель |
Тип 4 ТВД |
АИ-20А |
— |
|
Мощность, л. с. |
4×4000 |
— |
|
Максимальная скорость, км/ч |
на высоте |
675 |
— |
|
у земли |
520 |
— |
|
Перегоночная дальность, км |
4000 |
— |
|
Практическая дальность, км |
2000 |
— |
|
Практический потолок, м |
10000 |
— |
|
Экипаж, чел. |
5 |
— |
|
Экипаж полный, чел. (с бортпроводниками) |
7 |
— |
|
Полезная нагрузка |
пассажиров варианте |
112 |
— |
|
в десантном варианте |
113 |
— |
60 парашютистов |
в грузовом варианте |
14000 кг груза |
— |
— |
|
Санитарном варианте |
|
|
73 раненых на носилках +20 на сидениях +4 медработника |
- С 1976 Ан‑10 СССР-11200 находился в Куйбышеве, в парке имени Юрия Гагарина в качестве детского кинотеатра «Антошка».
- Детский кинотеатр из списанного Ан‑10 существовал в Воронеже в парке Советского района.
- Во Львове аналогичный кинотеатр «Самолёт».
- До начала 1980-х годов на базе Ан-10 оборудован детский кинотеатр «Антей» в Таганроге, в сквере Комсомольского переулка.
- В Омской области в пионерлагере имени Гастелло.
- Детский кинотеатр «Полёт» существовал на базе Ан-10, в парке имени Ю. А. Гагарина, в г. Комсомольск-на-Амуре.
- В Краснодаре в Первомайском парке стоял АН-10 борта СССР-11192, переоборудованный под детский кинотеатр «Аннушка».
- На служебной территории аэропорта города Мирный находится фюзеляж самолёта Ан-10 СССР-11169, приспособленный под складское помещение.
- В Новосибирске (Чкаловец) сохранялся СССР-11156.
- На аэродроме бывшего РКИИГА сохранялся СССР-11171.
- В Киеве, на Воздухофлотском проспекте 41 стоял «СССР-11139», как детский кинотеатр «Орлёнок».
- С 1977 года самолёт Ан-10А установлен в парке культуры и отдыха имени Ленина» города Кишинёв.
- В Ульяновске (на учебном аэродроме Академии ГА) оставался сравнительно целый фюзеляж СССР-11154.
- В 1977 году был установлен в парке имени В. Скороходова города Липецк. Использовался, как детский кинотеатр. С 1979 года использовался как тир.
- В 1976 году — в Харькове установлен самолёт Ан-10 в ПКиО имени Маяковского.
- В Туле в а/п Клоково располагался Ан-10А СССР-12947, снятый с эксплуатации.
- В июне 1977 года СССР-11175 перелетел в Кемерово, где был установлен, как авиапамятник в парке "Антошка" на проспекте Ленина. Использовался как детский кинотеатр «Антошка»,
В кинематографе
?
Мифы, события, факты
1. В 1960 годы — в ходе высокоширотной воздушной экспедиции «Север-12» впервые в истории освоения Арктики был использован Ан-10, на котором совершили семь посадок на ледовые площадки дрейфующих станций «Северный полюс-8» («СП-8») и «СП-9». В результате этих полетов с материковых баз на станции перебросили 150 человек и 350 т грузов. На следующий год две «десятки» (экипажи Ю Белокриницкого и Б. Осипова) обеспечили доставку оборудования, имущества, горючего и продуктов для новой станции «СП-10».
2. К 1971 году — самолёты Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов. Тем самым они вышли на первое место в СССР по пассажирообороту.
3. Самолёт мог продолжать взлёт при отказе одного двигателя, а в полёте даже выключение трёх АИ-20. При штатной работе системы флюгирования винтов не вело к катастрофе. В стандартных атмосферных условиях (+15°С, 760 мм.рт.ст.) на трёх двигателях при массе 51 т у земли самолет набирал высоту со скоростью 8,3 м/с, а на двух – 1,6 м/с.
4. Самолет мог сесть на более-менее подходящее поле и принять пассажиров. Бывали случаи, когда билеты продавали прямо в его салоне, и Ан-10 улетал сразу по заполнении пассажирами. Цена авиабилета приравнивалась к цене железнодорожного билета в купейном вагоне. Например, чтобы проехать в купе фирменного поезда "Харьков-Москва", надо было заплатить 13 руб. 60 коп., а за полёт на Ан-10 - 14 руб.
Материалы
Орлов Г.В. «Ан-10 — Советский среднемагистральный, турбовинтовой пассажирский самолёт (07.03.1957)» — (повествование 05.02.2024).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8
https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/an_samoljoty_sssr/54-1-0-3954
[01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/voennye/an_samoljoty_sssr/54-1-0-3954 |