НИ-50БМ — Навигационный индикатор
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Название: НИ-50БМ
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
НИ-50БМ — Навигационный индикатор. Это автономный прибор, предназначенным для непрерывного счисления пройденного самолетом пути и обеспечения сохранения ориентировки.
Повествование
Навигационный индикатор НИ-50БМ позволяет решать следующие задачи самолетовождения:
- Определять место самолета.
- Контролировать момент выхода на заданный пункт, проход которого нельзя определить с помощью других средств.
- Определять направление и скорость ветра.
- Выводить самолет в заданный район.
- Контролировать полет при обходе гроз и выходить на ЛЗП после их обхода.
В комплект навигационного индикатора НИ-50БМ входят следующие основные приборы (рис. 1): датчик воздушной скорости (ДВС), автомат курса, задатчик ветра и счетчик координат. Все они, кроме датчика воздушной скорости, устанавливаются на приборной доске штурмана и используются для управления индикатором.
Навигационный индикатор является полуавтоматом. Одна часть исходных данных вводится в прибор автоматически, а другая — вручную. Данные об истинной воздушной скорости и курсе полета вводятся в навигационный индикатор автоматически, а данные о ветре и положении осей условных координат относительно магнитного меридиана — вручную.
Навигационный индикатор непрерывно учитывает магнитный курс, истинную воздушную скорость и ветер и раскладывает пройденный самолетом путь на две составляющие по осям прямоугольной системы координат (рис. 2). Главную ось этой системы условились обозначать буквой С (У), а вторую ось, расположенную перпендикулярно к главной —буквой В (X), т. е. прописными (большими) буквами слов север и восток.
Координаты места самолета указывают две стрелки счетчика координат:
стрелка «С» по оси С, а стрелка «В» — по оси В. Отсчет координат по обеим стрелкам производится по шкале, оцифрованной от 0 до 1000 км.
Для отсчета дальности более 1000 км для стрелки «С» имеется дополнительная шкала, оцифрованная от 0 до 5000 км.
Установка стрелок на нуль или на значение заданных координат осуществляется раздельно с помощью ручки. Если на нее нажать, то при вращении ручки перемещается стрелка «С», если ручку вытянуть на себя, то при ее вращении перемещается стрелка «В». Контроль за работой навигационного индикатора производится по контрольным индексам, обозначенным буквами С и В, которые наблюдаются в специальном окошке.
Рис. 1. Рисунки основных приборов НИ-50БМ: 1 — автомат курса; 2 —задатчик ветра; 3 — счетчик координат.
Предполетная проверка НИ-50БМ
Для проверки НИ-50БМ перед полетом необходимо:
- Включить электропитание прибора по переменному и постоянному току.
- Включить и подготовить к работе ГИК. Показания ГИК после согласования и показания автомата курса навигационного индикатора не должны отличаться более чем на ±2°.
- Установить на автомате курса и задатчике ветра МУК=МК самолета.
- Ввести в задатчик ветра направление ветра, равное курсу, и скорость 120 км/ч.
- Установить стрелки счетчика координат в нулевое положение.
- Убедиться, что через 5 мин стрелка «С» счетчика координат покажет отсчет 10 км, а стрелка «В» — 0 км.
- Изменить направление ветра на 90° от первоначального значения; установить стрелки счетчика координат на нуль и через 5 мин убедиться, что стрелка «В» покажет отсчет 10 км, а стрелка «С» — нуль. Отработка счетчиком координат указанных контрольных значений характеризует работоспособность навигационного индикатора.
После предполетной проверки навигационного индикатора устанавливают исходные данные, соответствующие методу использования индикатора в полете.
Особенности подготовки экипажа к полету с использованием НИ-50БМ.
При подготовке экипажа к полету с использованием НИ-50БМ необходимо:
- Нанести на бортовую карту координатную сетку, если навигационный индикатор будет использоваться методом условных координат.
- Проверить работоспособность индикатора перед полетом.
- Установить на индикаторе исходные данные.
Рис. 2 Определение МС по прямоугольным координатам.
Координатную ось С обычно располагают на карте в таком направлении, чтобы удобно было пользоваться системой прямоугольных координат на данном участке трассы. Поэтому ось С может не совпадать с магнитным меридианом карты, а составлять с ним некоторый угол. Этот угол условились называть углом карты (см. рис. 2). Так как в навигационный индикатор вводится магнитный курс, то и угол карты определяется и устанавливается на индикаторе относительно магнитного меридиана.
Магнитным углом карты (МУК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана карты и осью С прямоугольной системы координат. Для определения МУК необходимо с помощью транспортира измерить угол по ходу часовой стрелки между северным направлением истинного меридиана карты и осью С прямоугольной системы, координат (ИУК) и алгебраически вычесть из полученного угла величину магнитного склонения района полета:
МУК = ИУК — (± Δм).
Магнитный угол карты устанавливается на шкалах автомата курса и задатчика ветра.
Навигационный индикатор может быть использован в полете следующими методами:
1. Методом контроля пройденного расстояния.
2. Методом контроля оставшегося расстояния (методом прихода стрелок к нулю).
3. Методом условных координат.
Использование навигационного индикатора методом контроля пройденного расстояния.
Этот метод является основным. Он применяется при полете по трассе, когда штурману необходимо знать пройденное расстояние. В этом случае необходима полетная карта с нанесенным маршрутом. Карта готовится согласно НШС ГА и не требует какой-либо дополнительной подготовки. Для использования НИ-50БМ этим методом направление координатной оси С совмещают с ЛЗП. Магнитный угол карты берется равным ЗМПУ. Стрелки счетчика координат устанавливают в нулевое положение. За начало отсчета координат намечается любая точка маршрута (ИПМ, ППМ, КО).
При таком расположении осей координат стрелка «С» будет показывать пройденный самолетом путь, а стрелка «В» — сторону и величину ЛБУ (рис. 3).
Для использования НИ-50БМ методом контроля пройденного расстояния необходимо:
- На счетчике координат установить стрелки в нулевое положение.
- На автомате курса и задатчике ветра установить МУК= ЗМПУ данного участка маршрута.
- На задатчике ветра установить направление навигационного ветра и его скорость.
- Включить индикатор над пунктом, который взят в качестве качала отсчета координат, и убедиться в работе индикатора по вращению контрольных индексов счетчика координат.
- В тот момент, когда необходимо определить место самолёта, отсчитать показания стрелок счетчика координат и заметить время.
- Отметить на карте место самолета, для чего отложить от пункта начала отсчета координат по ЛЗП пройденное расстояние, отсчитанное по стрелке «С», и от полученной точки отложить ЛБУ, отсчитанное по стрелке «В».
- В момент пролета ППМ произвести установку данных для очередного участка маршрута, приняв за новое начало отсчета координат пролетаемый ППМ.
Использование навигационного индикатора методом контроля оставшегося расстояния.
Этот метод применяется, когда штурману необходимо знать оставшееся расстояние до ППМ. Для использования индикатора этим методом координатную ось С совмещают с ЛЗП. Магнитный угол карты берется равным ЗМПУ (рис. 4). Стрелку «С» отводят ручкой влево от нуля на расстояние до ППМ. В этом случае стрелка «С» счетчика координат будет указывать оставшееся расстояние до ППМ, а стрелка «В» — сторону и величину ЛБУ.
Для использования НИ-50БМ методом контроля оставшегося расстояния необходимо:
Рис. 3 Метод контроля пройденного расстояния.
Рис. 4 Метод контроля оставшегося расстояния
Рис. 5 Метод условных координат.
- На счетчике координат стрелку «С» отвести влево от нуля на деление 1000 км — Sэтапа (на оставшееся расстояние), а стрелку «В» установить на нуль.
- На автомате курса и задатчике ветра установить МУК= ЗМПУ данного участка маршрута.
- На задатчике ветра установить направление навигационного ветра и его скорость.
- Включить индикатор над намеченным пунктом и убедиться в его работе.
- В тот момент, когда необходимо определить место самолёта, отсчитать показания стрелок счетчика координат и заметить время.
- Отметить на карте место самолета, для чего отложить от ППМ по ЛЗП оставшееся расстояние, которое определено по стрелке «С», и от полученной точки отложить ЛБУ, указываемое стрелкой «В».
- Определить момент выхода самолета на ППМ по приходу стрелок счетчика координат в нулевое положение.
- В момент пролета ППМ произвести установку данных для следующего участка маршрута.
Использование навигационного индикатора методом условных координат.
Можно применить при полете по трассе с большим количеством изломов. Он позволяет избежать частые установки угла карты.
Для применения НИ-50БМ методом условных координат на бортовую карту заранее с помощью специального трафарета наносится координатная сетка (рис. 5). Линии сетки проводятся цветной тушью через 2 см. Оцифровка линий выполняется в соответствии с масштабом карты. Для удобства пользования координатной сеткой ось С располагают так, чтобы район полета находился в положительном секторе значений координат С и В. Рекомендуется ось С располагать вдоль основного направления трассы. Магнитный угол карты определяют для среднего меридиана района полета, если магнитное склонение в данном районе изменяется не более чем на 2°. При большем изменении магнитного склонения МУК определяется для каждого участка трассы.
Для использования НИ-50БМ методом условных координат необходимо:
- На счетчике координат установить координаты ИПМ, отсчитанные по подготовленной карте.
- На автомате курса и задатчике ветра установить магнитный угол карты района полета.
3. На задатчике ветра установить направление навигационного ветра и его скорость.
4. Включить индикатор над пунктом, координаты которого установлены на счетчике координат.
5. В тот момент, когда необходимо определить место самолёта, отсчитать показание стрелок счетчика и записать время отсчета и значения координат в бортовой журнал.
6. По заранее подготовленной карте отложить отсчитанные координаты и в точке пересечения координатных линий треугольником отметить место самолета с указанием времени его определения.
Вследствие того, что навигационный индикатор имеет погрешности, место самолета определяется с точностью 3—5% пройденного самолетом пути от точки начала счисления. Ошибки счисления во многом зависят от связи навигационного индикатора с датчиком курса. Когда навигационный индикатор связан с магнитным компасом, от которого в индикатор поступает МК, то ошибки счисления возрастают, так как полет в этом случае происходит по локсодромии, а счисление ведется индикатором в ортодромической прямоугольной системе координат. При связи навигационного индикатора с курсовой системой или с ДАК-ДБ-5, когда в индикатор выдается ортодромический курс, точность счисления пути повышается.
Для предотвращения накопления больших ошибок счисления пути рекомендуется периодически производить корректировку показаний стрелок счетчика координат, т. е. устанавливать их на показания, соответствующие фактическому месту самолета, определенному визуально, с помощью самолётного радиолокатора или по данным, полученным от службы движения.
Установка ветра на задатчике ветра должна производиться каждый раз после его определения. Если ветер на задатчике ветра не установлен, то навигационный индикатор будет выдавать координаты штилевого места самолёта.
Для определения ветра с помощью НИ-50БМ необходимо:
- На счетчике координат установить стрелки в нулевое положение.
- На автомате курса установить МУК=ЗМПУ данного участка маршрута.
- На задатчике ветра установить скорость ветра, равную нулю.
- При пролете опознанного ориентира включить индикатор.
- Через 15—20 мин полета визуально, бортовым радиолокатором или с помощью РСБН-2 точно определить место самолета, отметить его на карте и записать время.
- К моменту определения места самолета отсчитать показания счетчика координат и по отсчитанным координатам нанести да карту штилевое место самолета (рис. 6).
- Соединить на карте отметки штилевого и фактического места самолета прямой линией и при помощи транспортира измерить истинное направление метеорологического ветра как угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через отметку фактического места самолета, и вектором ветра.
- Определить магнитное направление метеорологического ветра по формуле: δ = δи—(±ΔМ).
- Измерить масштабной линейкой расстояние между отметками штилевого и фактического места самолета. Эта прямая будет вектором ветра за время полета от точки начала счисления до момента отсчета координат штилевого места самолета.
Рис. 6 Определение ветра с помощью НИ-50БМ.
Скорость ветра рассчитывается на НЛ-10М или по формуле: U=S/t.
Для определения скорости ветра с помощью НЛ-10М. необходимо время полета, взятое по шкале 2, подвести под расстояние между отметками штилевого и фактического места самолета по шкале 1 и против треугольного индекса шкалы 2 прочитать по шкале 1 скорость ветра в километрах в час.
Вывод самолета в заданный район
Для вывода самолета в заданный район необходимо:
- Соединить прямой линией место самолета с пунктом, на который необходимо выйти.
- Измерить по карте ЗМПУ и расстояние до заданного пункта (рис. 7).
- Стрелки счетчика координат установить на нуль.
- На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ.
- На задатчике ветра установить навигационное направление ветра и его скорость.
- Развернуть самолет на МК = ЗМПУ и включить навигационный индикатор.
- Подбором курса следования добиться, чтобы стрелка «В» удерживалась на нуле.
- Момент выхода самолета на заданный пункт определить приходом стрелки «С» на отсчет, соответствующий расстоянию от исходной точки до заданного пункта.
Рис. 7 Вывод самолёта в заданный район.
Точность вывода самолета на заданный пункт с помощью НИ-50БМ зависит от дальности полета до заданного пункта и точности установленного ветра. Навигационный индикатор обеспечивает надежный вывод самолета в район заданного пункта.
Использование НИ-50БМ при обходе гроз
При обходе гроз на маршруте полета НИ-50БМ может использоваться для контроля за положением самолета относительно маршрута и для обратного выхода на ЛЗП (рис. 8).
Перед началом обхода грозы необходимо установить на автомате курса и задатчике ветра МУК=ЗМПУ данного участка маршрута. В задатчик ветра вводится навигационное направление ветра и его скорость. Стрелки счетчика координат устанавливаются на координаты, соответствующие местонахождению самолета. При таком использовании НИ-50БМ положение самолета по дальности и направлению относительно ЛЗП будет контролироваться по показанию стрелок счетчика координат.
Обратный выход на ЛЗП выполняется по магнитному компасу. Момент выхода на ЛЗП определяется приходом стрелки «В» в нулевое положение. Когда самолет выйдет на ЛЗП, стрелка «С» укажет расстояние по ЛЗП от точки, принятой за начало отсчета координат.
Если перед началом обхода грозы стрелки счетчика координат установить на нуль, то после обхода грозы и прихода стрелки «В» на нуль стрелка «С» укажет расстояние по ЛЗП от точки начала обхода грозы до точки выхода.
Использование НИ-50БМ для счисления пути
При радиолокационной ориентировке для счисления пути по дальности может быть использован НИ-50БМ, для чего необходимо:
Рис. 8 использование НИ-50БМ при обходе гроз.
- На подобранном курсе следования одним из возможных методов определить путевую скорость самолета.
- На автомате курса и задатчике ветра установить МУК = ЗМПУ.
- На задатчике ветра установить НВ=МУК, если W>V, или НВ=МУК±180°, если W<V, а также скорость ветра U = W— V.
- На счетчике координат стрелку «В» поставить па нуль, а стрелку «С» — на значение координаты, соответствующей месту самолета на ЛЗП в момент установки стрелок.
При такой установке исходных данных индикатор будет учитывать эквивалентный ветер на высоте полета, а счетчик координат счислять пройденный самолетом путь по путевой скорости и времени полета. Стрелка «В» при полете по ЛЗП должна находиться на нуле.
Материалы
Орлов Г.В. «НИ-50БМ — Навигационный индикатор» (повествование 06.10.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |