ВАР-30-3 — Вариометр СССР — Указатель вертикальной скорости
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
Вариометр СССР (ВР-30-3) — Устройство измеряет разность давлений воздуха в атмосфере и внутри корпуса прибора, сообщающегося с атмосферой капилляром. Предназначен для измерения и индикации вертикальной воздушной скорости ВС при снижении или наборе высоты. Принцип действия вариометра основан на измерении разности давлений воздуха внутри корпуса прибора, соединенного с атмосферой через капиллярную трубку и давлением внутри манометрической коробки, соединенной с атмосферой трубопроводом большого сечения..
Повествование
Назначение и принцип действия вариометра. Во время полета самолет может перемещаться не только горизонтально, но и в вертикальной плоскости. Скорость увеличения или уменьшения высоты полета, или, иначе говоря, скорость подъема или снижения, называется вертикальной скоростью полета. Для измерения этой скорости полета на самолетах применяется прибор, называемый вариометром. Шкала прибора градуируется в м/сек.
.
Рис. 1. Устройство вариометра ВАР-30-3.
1—спиральная пружина; 2—трибка; 3—сектор; 4—валик сектора; 5—рычаг валика; 6—противовес; 7—капиллярная трубка; 8—штуцер; 9—трубопровод; 10—тяга; 11—манометрическая коробка; 12—штифт; 13—стойка; 14—плоская пружина; 15—эксцентрик; 16—ведущий рычаг; 17—ведомый рычаг; 18—шестерня эксцентрика; 19—шестерня кремальеры; 20—головка кремальеры
Показания прибора используются для пилотирования самолета в горизонтальном полете, при снижении и при наборе высоты. Знание летчиком величины вертикальной скорости позволяет подбирать наиболее выгодные режимы набора высоты или спуска, что особенно важно при полете по приборам в облаках, ночью, при пробивании облаков и при выполнении посадки.
Вариометр является очень чувствительным прибором и быстро реагирует на незначительные изменения вертикальной скорости полёта. Поэтому, он позволяет выдерживать заданную высоту полета с большей точностью, чем высотомер ВД-10.
Установлены вариометры на левой и средней панелях приборной доски. Питаются вариометры статическим давлением от приемников. ПВД-7, системы питания анероидно-мембранных приборов.
Устройство и работа
Состоит вариометр ВАР-30-3 из герметичного корпуса, соединенного с атмосферой через капиллярную трубку 7 (рис. 1). Внутри корпуса установлена манометрическая коробка 11, которая является чувствительным элементом прибора. При работе вариометра чувствительный элемент, воспринимающий разность давлений воздуха внутри корпуса прибора и внутри манометрической коробки, деформируется. Возвратно-поступательное перемещение чувствительного элемента преобразуется во вращательное движение стрелки, которая перемещаясь по шкале, показывает величину вертикальной скорости.
На лицевой части прибора имеется кремальера, которая служит для установки стрелки на нуль. (Стрелка на нуль устанавливается техником по приборам). Шкала прибора отградуирована от 0 до 30 м/с на подъем и спуск. Участок шкалы от 0 до 10 м/с имеет оцифровку через 5 м/с и цену деления 1 м/с. Участок шкалы от 10 до 30 м/с имеет оцифровку через 10 м/с и цену деления 2 м/с. Деления шкалы от 0 до 10 м/с широкие, а затем сужаются (шкала «затухает»). Затухание шкалы достигается путем введения в передающий механизм кривошипно-кулисного звена 14, 15, которое меняет передаточное отношение, и следовательно, и угол поворота стрелки.
Вариометр работает следующим образом. У земли давление воздуха внутри манометрической коробки и в корпусе прибора одинаково, и стрелка вариометра находится на нуле. При наборе высоты атмосферное давление наружного воздуха понижается. Давление воздуха во внутренней полости манометрической коробки начнет уменьшаться со скоростью, пропорциональной скорости набора высоты, а в корпусе прибора будет уменьшаться значительно медленнее за счет выхода воздуха через капиллярную трубку. Под действием разности давлений манометрическая коробка сжимается и свое движение передает на стрелку, которая показывает вертикальную скорость подъема самолета.
При переходе самолета в горизонтальный полет перепад давления воздуха внутри манометрической коробки и в корпусе прибора будет равен нулю, и стрелка вариометра установится на нуль через 2—3 с. Следовательно, вариометр не сразу показывает прямолинейный горизонтальный полет, а с некоторым запаздыванием, и это надо учитывать при пользовании прибором в полете.
При снижении самолета давление воздуха во внутренней полости манометрической коробки увеличивается быстрее, чем в корпусе прибора. Манометрическая коробка будет расширяться и воздействовать на стрелку, которая покажет вертикальную скорость снижения самолета.
При касании самолета о землю давление воздуха в корпусе прибора и внутри манометрической коробки выравнивается через 2—3 с, и стрелка вариометра устанавливается на нулевую отметку шкалы.
Предполетный осмотр и пользование вариометром в полете
При осмотре прибора необходимо обратить внимание на то, что нет видимых дефектов. На целость корпуса, стекла, окраску шкалы и стрелок, крепления прибора к приборной доске. Стрелки вариометров должны быть установлены на нулевой отметке.
Смещение стрелок с нулевой отметки шкалы не должно превышать ±0,5 м/с. Если стрелка прибора смещена с нулевой отметки шкалы более чем на ±0,5 м/с — производится юстировка прибора, для чего необходимо отвернуть кремальеру вытянуть на себя, а затем поворотом кремальеры привести стрелку к нулю. После установки стрелки на нуль кремальеру вдвинуть обратно и завернуть до отказа. Перечисленные операции выполняет техник по приборам. Котировочный узел обеспечивает юстировку прибора в пределах не менее ±3 м/с.
В полете вариометры используются для выдерживания прямолинейного горизонтального полета. При выполнении горизонтального полета стрелка вариометра удерживается на нуле, что свидетельствует о неизменности высоты полета. При нарушении горизонтального полета стрелка прибора отклоняется вверх или вниз, что предупреждает летчика о необходимости выравнивания самолета.
«Хождение» стрелки по шкале прибора указывает на то, что подъем или снижение выполняется с переменной вертикальной скоростью. При переходе самолета в прямолинейный горизонтальный полет необходимо учитывать, что вариометр выдает показание с некоторым заметным запаздыванием (2—3 с).
При взлете или посадке необходимо следить за показаниями вариометров и не допускать превышения вертикальной скорости набора или снижения. Кроме того, вариометры используются при выполнении полета по приборам в облаках и ночью, а также при пробивании облаков и при выполнении посадки.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ |
Наименование параметра |
Характеристика |
Диапазон измерения, м/с. |
0…30 |
Интервал рабочих температур внешней среды, от °С |
–60 до +50 |
Рабочий диапазон, км/ч. |
0…350 |
Неплавность хода стрелки при нормальной температуре, м/с., не более |
0,25 |
Смещение стрелки с начальной отметки шкалы при нормальной температуре, м/с., не более |
±0,5 |
Герметичность статической системы. При разрежении 600 мм. вод.ст. спадание его в течение 1 минуты, мм.вод.ст., не более |
3 |
Несбалансированность механизма при повороте изделия на 180°, м/с., не более |
±0,3 |
При переходе самолета в прямолинейный горизонтальный полет необходимо учитывать, что вариометр выдает показание с некоторым заметным запаздыванием, сек. |
2-3 |
Материалы
Орлов Г.В. «ВАР-30-3 — Вариометр СССР — Указатель вертикальной скорости» (повествование 28.11.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |