КИ-13 — Магнитный компас
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Название: КИ-13
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
КИ-13 — Магнитный компас является автономным дублирующим измерителем компасного курса ВС. КИ-13 установлен на каркасе фонаря кабины летчиков по продольной оси ВС.
Повествование
Предназначен для определения магнитного курса полета ВС. Принцип действия основан на использовании свойств свободно подвешенного магнита, устанавливается в плоскости магнитного меридиана. Чувствительный элемент прибора состоит из двух постоянных магнитов, закрепленных в картушке.
Принцип действия основан на использовании свойств свободно подвешенного магнита, устанавливается в плоскости магнитного меридиана. Чувствительный элемент прибора состоит из двух постоянных магнитов, закрепленных в картушке. На картушке закреплена шкала, отградуированная от 0 до 360°, с оцифровкой через 30° и ценой деления 5°. Внутренняя часть компаса заполняется лигроином, что позволяет демпфировать колебания картушки и уменьшить трение. В нижней части прибора имеется девиационное устройство для устранения полукруговой девиации. Компас имеет индивидуальный подсвет шкалы.
КИ-13 работает следующим образом.
В прямолинейном горизонтальном полете картушка со шкалой с помощью двух параллельно расположенных стержней устанавливается в плоскости магнитного меридиана Земли и сохраняет относительно Земли неизменное направление. При повороте ВС относительно плоскости магнитного меридиана картушка со шкалой остаются в неизменном положении, а курсовая черта поворачивается вместе с корпусом прибора на тот же угол, что и ВС, показывая по шкале новый компасный курс.
Рис. 1. Устройство компаса КИ-13.
1 — Пробка заливного отверстия; 2 — Крышка; 3 — Компенсационная камера; 4 — Корпус; 5 — Катушка; 6 — Подпятник; 7 — Магниты; 8 — Курсовая нить; 9 — Колонка с амортизационной пружиной; 10 — Девиационное устройство.
Устройство и работа.
Чувствительным элементом компаса (рис. 1) является картушка 5 поплавкового типа с вертикальным лимбом. На картушку нанесена шкала от 0 до 360°. Оцифровка через 30°, цена деления 5°. Картушка опирается на поплавок, к которому жестко крепятся два магнитных стержня 7. Наличие магнитных стержней заставляет картушку устанавливаться вдоль плоскости магнитного меридиана Земли, тем самым она сохраняет относительно Земли неизменное направление.
В корпус компаса залита жидкость лигроин марки ЛВ-2, служащий для демпфирования колебаний картушки, уменьшения ее веса и трения шпильки о подпятник 6.
Для устранения полукруговой девиации, в пределах от 20 до 50°, внизу корпуса смонтировано девиационное устройство. При устранении девиации компаса вращают валики с надписью «С—Ю», «В—3», указывающие курсы, на которых устраняется полукруговая девиация. Отсчет показаний производится с помощью курсовой черты, укрепленной на внутренней лицевой части прибора. Внутри корпуса прибора имеется мембрана, которая служит для компенсации изменения объема жидкости при изменении температуры.
Работает магнитный компас следующим образом. В прямолинейном горизонтальном полете картушка устанавливается к плоскости магнитного меридиана (в направлении Север — Юг) и сохраняет относительно Земли неизменное направление. При повороте самолета магнитное поле Земли удерживает картушку со шкалой в неизменном положении, а связанная с корпусом прибора курсовая черта поворачивается на тот же угол, что и самолет, показывая величину угла поворота самолета.
Компас КИ-13 нормально работает при кренах самолета до 17°, свыше — картушка компаса задевает за внутренние части прибора, и он становится неработоспособным.
Ошибки магнитного компаса КИ-13.
- Ошибки магнитных компасов подразделяются на две группы: методические, зависящие от самого метода измерения курса самолета; инструментально-шкаловые — от качества изготовления прибора и других факторов.
- Северная поворотная ошибка учитывается так: при выводе самолета из разворота на северных курсах надо не доводить самолет до намеченного курса на величину крена разворота, а на южных курсах, наоборот, переводить в среднем на ту же величину крена разворота.
- Девиация компаса подразделяется на полукруговую и четвертную. Полукруговая девиация уничтожается штурманом на четырех основных румбах 0, 90, 180 и 270°. Четвертная девиация списывается на восьми румбах 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315° и учитывается в полете по графику (таблице), который устанавливается в кабине экипажа.
- Креновая девиация возникает при полете самолета с поперечными и продольными кренами. Наибольшего значения она достигает при продольных кренах (наборе высоты или снижении). В практике самолетовождения не учитывается.
- Инерционная ошибка возникает при развороте самолета под действием центробежных сил, действующих на утяжеленный конец картушки, которая отклоняется от плоскости магнитного меридиана. Поэтому после выхода из разворота отсчет надо производить через 20—30 с.
- Вибрационная ошибка возникает под влиянием вибрации самолета, воздействующей на картушку. Эту ошибку сводят к минимуму методом амортизации компаса.
Предполетный осмотр и пользование компасом в полете.
Внешним осмотром необходимо убедиться, что видимых дефектов нет, т. е. крепление прибора исправно, отсутствуют наружные повреждения и подтекание жидкости из корпуса. Убедиться в заполнении компаса жидкостью (лигроином). В заполненных жидкостью компасах не должно быть видно воздушных пузырьков. Проверить наличие графика (таблицы) четвертной девиации в кабине экипажа. Девиационное устройство прибора при осмотре должно быть опломбировано.
На исполнительном старте после установки самолета по оси ВПП в направлении взлета убедиться, что магнитный курс на компасе КИ-13 совпадает со взлетным магнитным курсом с точностью не менее 3°.
После взлета компасный курс отсчитывается на шкале картушки компаса против курсовой черты. Однако в полете, особенно в неспокойной атмосфере, наблюдаются колебания картушки, которые могут достигать ±15÷20°. Поэтому берут не мгновенное показание компаса, а средний отсчет, который выявляется путем наблюдения за «ходом» картушки в течение 5—10 с.
При хорошей видимости, летчик удерживает самолет на заданном курсе с помощью визирования видимых объектов вблизи горизонта и лишь изредка проверяет по компасу правильность выполнения полета. Для определения в полете более точного курса необходимо производить серию отсчетов через небольшие интервалы времени (3÷5 отсчетов). Выполнять развороты самолета необходимо плавно и с малыми кренами. Это повышает точность разворота и дает возможно меньшие послевиражные ошибки, которые исправляются после разворота в горизонтальном полете.
При пользовании магнитным компасом в полете надо учитывать ошибки, присущие ему. Измеренный компасный курс исправляется поправкой на девиацию Δк, чтобы определить магнитный курс, и поправкой на магнитное склонение Δм, чтобы получить истинный курс.
Материалы
Орлов Г.В. «КИ-13 — Магнитный компас» (повествование 07.10.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |