ВД-10 — Двухстрелочный высотомер СССР — Указатель высоты полёта
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02]
Страна: СССР.
Название: ВД-10.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
ВД-10 — Двухстрелочный высотомер — Предназначен для определения относительной высоты полёта самолёта (относительно места взлёта, посадки или любого другого пункта с известным барометрическим давлением).
Повествование
I. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
1. НАЗНАЧЕНИЕ И КОМПЛЕКТНОСТЬ
Рис. 1. Двухстрелочный высотомер ВД-10.
П р и м е ч а н и е: К шифру прибора, предназначенного под красное освещение, прибавляется буква «К».
В комплект прибора входят: |
|
— |
собственно прибор |
. . . . . . . . . . . . |
1 |
шт. |
|
— |
колпачок |
. . . . . . . . . . . . |
1 |
» |
|
— |
крепёжное кольцо |
. . . . . . . . . . . . |
1 |
» |
|
— |
паспорт |
. . . . . . . . . . . . |
1 |
экэ. |
2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
1. Относительная (барометрическая) высота полёта в диапазоне от 0 до 10000 м..
П р и м е ч а н и е: Большая стрелка прибора показывает высоту в метрах, один её оборот соответствует 1000 м.; малая стрелка — в километрах, один её оборот соответствует 10000 м..
2. Рабочий интервал температур окружающей среды от +60 до -60°С.
3. Допустимые погрешности показаний прибора указаны в таблице
Проверяемая высота |
Погрешности показаний прибора в м. при температурах °С |
+20 |
+60 |
-45 |
-60
|
0 |
±15 |
±20 |
±20 |
±20 |
500 |
±20 |
±25 |
±28 |
±30 |
1000 |
±25 |
±30 |
±33 |
±35 |
2000 |
±35 |
±40 |
±45 |
±50 |
3000 |
±45 |
— |
±65 |
±70 |
4000 |
±45 |
— |
±65 |
±70 |
5000 |
±60 |
— |
±80 |
±90 |
6000 |
±60 |
— |
±80 |
±90 |
7000 |
±90 |
— |
±110 |
±120 |
8000 |
±90 |
— |
±110 |
±120 |
9000 |
±90 |
— |
±110 |
±120 |
10000 |
±90 |
— |
±110 |
±120 |
4. Вариация показаний прибора при температуре +20°С не превышает следующие величины:
от 0 до 4 км. . . . . . 30 м.
от 5 до 10 км. . . . . 50 м.
5. Неплавность хода стрелок при плавном измерении измеряемой величины на всём диапазоне измерения не превышает:
- а) при температурах +20 и +60°С:
- для большой стрелки . . . . . 18 м.
- для малой . . . . . . . . . . . . . . .2 мм. по дуге шкалы.
- б) при температурах +45 и -60
- для большой стрелки . . . . . 22 м.
- для малой . . . . . . . . . . . . . . .3 мм. по дуге шкалы.
6. Герметичность корпуса прибора такова, что при разрежении, соответствующем высоте 5000 м. по прибору, стрелка смещается за 1 мин. не более чем на 100 м.
7. Рассогласование между стрелками высот и шкалой барометрического давления не превышает 1,5 мм. рт. ст.
Рассогласование между показаниями подвижных индексов барометрической шкалы не превышает 10 м. по шкале высот.
8. Прибор выдерживает следующие перегрузочные давления:
по верхнему пределу (максимальное давление) . . . . . 790 мм. рт. ст.
по нижнему пределу (минимальное давление) . . . . . . 190 мм. рт. ст.
9. Прибор виброустойчив при вибрационном ускорении с перегрузкой до 1,1g. амплитуде колебаний не более 0,5 мм. в диапазоне частот от 10 до 80 гц.
Колебания стрелок при этом не превышают:
для большой стрелки . . . . . ±1 деление
для малой . . . . . . . . . . . . . . .±0,2 деления
Одностороннее смещение большой стрелки не превышает 1 деление.
10. Вес прибора (без монтажных деталей) . . . . . не более 800 г..
11. Габаритные размеры прибора приведены на (рис. 2).
Рис. 2. Габаритные размеры ВД-10.
3. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Принцип действия прибора основан нп том, что с увеличением высоты уменьшается атмосферное (абсолютное) давление. Давление для одного и того же момента времени связано в высотой определённой зависимостью; зная эту зависимость и измерив в некоторой точке абсолютное давление, можно определить высоту точки измерения.
П р и м е ч а н и е. За нулевую точку принята точка земной поверхности, в которой абсолютное давление равно 760 мм. рт. ст. при температуре ртути 0°С (среднее давление на уровне моря).
Зависимость давления от высоты определяется по так называемой барометрической формуле, которая для высот от 0 до 11000 м. имеет вид:
Для высот выше 11000 м.
или
1g PH =2,22943—0,68532x104(H—11000), (2)
где PH — абсолютное давление на высоте в кГ/м2;
t — температурный градиент (изменение температуры воздуха, соответствующее изменению высоты на 1 м.) равный среднегодовому значению t=0,0065 град/м;
H — высота в м.;
P0 — атмосферное давление у земли (на уровне моря) в кГ/см2;
R — газовая постоянная;
T0 — абсолютная температура у земли в °К;
P11 — давление на высоте 11000 м.;
T11 — температура на высоте 11000 м.
Если приведённые выше уравнения решить относительно высоты H, то получим гипсометрические формулы. Для высот от 0 до 11000 м. гипсометрическая формула имеет вид
для высот более 11000 м.
Из гипсометрических формул видно, что измеряемая высота является функцией четырёх параметров:
Отсюда следует, что барометрический метод позволяет вычислить высоту полёта относительно любого уровня, если известны значения PH, P0 и T0.
Давление PH можно измерить непосредственно на самолёте при помощи барометра. Если считать остальные параметры (P0, T0 и PH) постоянными, то высота полёта будет однозначно зависеть от давления PH:
Шкала барометра может быть проградуирована в единицах высоты полёта. Барометр, проградуированный в единицах высоты, называется барометрическим высотомером.
Барометрический высотомер показывает высоту относительно того уровня, давление и температура на котором (P0 и T0) заданы при тарировании прибора.
Барометрические высотомеры тарируются для так называемых нормальных условий, т. е. для P0=760 мм. рт. ст., T0=288°К (15°С) и t=0,0065 град/м..
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫСОТОМЕРА
Чувствительным элементом прибора является анероид, выполненный в виде герметичной мембранной коробки, из которой откачен воздух.
Для измерения атмосферного давления необходимо, чтобы анероидная коробка воспринимала давление воздуха вне самолёта на уровне полёта.
Для этого анероидную коробку 1 (рис. 3) помещают в герметичный корпус 4, который через штуцер 2 сообщает трубопроводом с приёмником статического давления, расположенным вне самолёта во встречном потоке воздуха.
При изменении атмосферного давления (высоты) анероидная коробка 1 деформируется и через передаточный механизм 3 передаёт вращение на стрелку 5, указывающую на циферблате 6 измеряемую высоту в метрах.
[01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |