Московский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт» (1972)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: РСФСР.
Город: Москва.
Название: Московский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт».
Адрес: ?.
Заложен: ?.
Основан: .1922.
Создано: 1972.
Тип: ГС.
Отрасль: Производство авиационной и ракетной техники.
Первый самолёт: 1972.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Московский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт» — Создан в 1972 году на базе Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Завод №156 МАП СССР
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1922 году — при ЦАГИ была организована комиссия по постройке металлических самолётов, председателем которой был
назначен А.Н.Туполев.
Авиационный отдел ЦАГИ, возглавляемый Туполевым,стал по существу самолётостроительным КБ с собственной производственной базой.
В 1922 года — авиамастерские.
21 октября 1923 года — Состоялся первый полёт АНТ-1.
26 мая 1924 года — Состоялся первый полёт АНТ-2, лётчик Н И. Петров поднял самолёт в воздух. Самолёт не был запущен в серийное производство.
В 1925 году — началось проектирование четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика стратегического назначения АНТ-6 (ТБ-3).
В августе 1925 года — совершил свой первый полёт двухместный разведчик АНТ-3 (Р-3). Самолёт представлял собой биплан с крыльями разного размаха и имел цельнометаллическую конструкцию с гофрированной листовой обшивкой. Большинство самолётов были оснащены двигателями Лоррейн Дитрих мощностью 450 л. с. По освоенной серийной технологии было построено около 100 экземпляров Р-3 (АНТ-3).
В июле 1926 года — авиамастерские были преобразованы в Опытный завод (ОЗ)
В июле 1927 года — поднялся в воздух одноместный цельнометаллический истребитель АНТ-5 (И-4). Серийное производство завершилось в январе 1934 года после постройки 371 машины.
Летом 1929 года — началось серийное производство первого туполевского пассажирского трёхмоторного самолёта АНТ-9 (ПС-9).
В сентябре 1929 года — на заводе построили первый опытный экземпляр АНТ-7 (Р-6) имел варианты назначения:
- разведчик,
- бомбардировщик,
- торпедоносец,
- трёхместный истребитель.
К 1930 году — на заводе завершили работы по опытной машине АНТ-6 (ТБ-3) также был выполнен и первый полёт.
30 января 1930 года — М.М. Громов совершил первый полёт на самолёте- разведчике АНТ-10 (Р-7), который представлял собой полное воспроизведение Р-3, но увеличенных размеров.
В ноябре 1930 года — завершилась постройка самолёта АНТ-13 (И-8).
12 декабря 1930 года — лётчик-испытатель М.М. Громов совершил первый полёт на истребителе АНТ-13 (И-8), поднявшись на высоту 5 километров за 10,32 минуты. На государственные испытания самолёт не передавался.
С января 1931 года — опытный завод был преобразован в Завод опытных конструкций (ЗОК).
30 января 1931 года — совершил первый полёт самолёт АНТ-8, самолёт был опытной машиной и стал базой для создания крупных цельнометаллических летающих лодок.
В июле 1931 года — на заводе был построен пушечный истребитель АНТ-23 (И-12), который специально разрабатывался под динамореактивные пушки. При испытании самолёта произошёл взрыв, что привело к сильным повреждениям истребителя.
В июле 1931 года — на заводе был собран первый опытный самолёт АНТ-14, рассчитанный на перевозку 32 человек для сверхдальних перелётов.
22 июня 1933 года — Состоялся первый полёт самолёта АНТ-25 (РД). На нём применили убирающееся шасси, закрытые фонари кабины экипажа, гладкую обшивку фюзеляжа и зализы крыла с фюзеляжем, уменьшавшие аэродинамическое сопротивление.
03 июля 1933 года — Совершил первый полёт тяжёлый бомбардировщик АНТ-16 (ТБ-4). Самолёт должен был обладать максимальной общей нагрузкой 18 т, дальностью полёта 2000 км, скоростью 200 км/час и практическим потолком 5000 метров.
В апреле 1934 года — состоялся первый полёт морского дальнего разведчика АНТ-27 (МДР-4), после испытаний было принято решение о серийном производстве.
17 июня 1934 года — Состоялся первый полёт АНТ-20 . Самолёт оснащался восемью двигателями АМ-34ФРН и имел взлётную массу 42 тонны. На самолёте устанавливались автоматическая телефонная станция, пневмопочта, фотолаборатория, центральная электрическая станция и другое оборудование. Впервые в истории авиации на самолёте был применён переменный ток в 120 вольт — до этого электросистемы всех самолётов питались постоянным током. Огромные размеры самолёта позволяли размещать пассажиров не только в фюзеляже, но и в крыле, толщина которого в центральной части была более двух метров. Общая площадь «жилых помещений» самолёта достигала 100 м².
20 августа 1936 года — Поднялся в воздух цельнометаллический пассажирский транспортный самолёт АНТ-35, который был создан на основе бомбардировщика СБ.
10 декабря 1936 года — Завод опытных конструкций (ЗОК), был преобразован в Авиазавод №156 Наркомтяжпрома.
С 1938 года по 1941 год — на его территории располагалось ЦКБ-29 НКВД, в котором работали арестованные авиационные специалисты (в том числе и А.Н.Туполев).
В 1939 году — на заводе началось серийное производство лёгкого бомбардировщика-разведчика АНТ-51 (Су-2, ББ-1). Также выпускался на заводах в Харькове, Таганроге.
Великая Отечественная война
В июле 1941 года — предприятие эвакуировано в Омск на Завод № 166 НКАП.
В середине 1943 года — завод №156 НКАП возобновил свою работу
в Москве.
Послевоенный период
В 1947 году — завод №156 МАП награждён орденом Ленина.
В декабре 1951 года — был одобрен и утверждён макет самолёта «95».На заводе № 156 МАП было начато строительство двух прототипов самолёта «95».
Т11 ноября 1952 года — сверхдальний бомбардировщик Ту-95 был поднят в воздух экипажем лётчика-испытателя А. Д. Перелёта.
В 1955 — завершили постройку самолёта Ту-104 имел заводской номер 5400 и был перевезён в Жуковский из Москвы для конечной сборки.
В 1960 году — начались испытания опытного ближнемагистрального самолёта Ту-124.
29 июля 1963 года — Первый прототип Ту-134 Бортовой №: СССР-45075 с двумя двигателями Д-20П-125 совершил на ней первый полёт экипаж во главе с заслуженным лётчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной, вторым пилотом был лётчик-испытатель Горюнов.
03 октября 1968 года — Состоялся первый полёт опытного самолета Ту-154 Бортовой №: СССР-85000, машину поднял в воздух экипаж в составе командира корабля Ю.В. Сухова, второго пилота Н.Н. Харитонова, бортинженера В.И. Евдокимова. На борту находились также ведущий инженер по испытаниям Л.А. Юмашев, экспериментатор Ю.Г. Ефимов и бортэлектрик Ю.Г. Кузьменко. После этапа доводок и первых полетов самолёт был передан на Совместные испытания, которые проводились в два этапа.
Первый этап практически соответствовал Заводским испытаниям и проводился силами завода №156 на аэродроме ЛИИ.
31 декабря 1968 года — Первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 Бортовой №: СССР-68001. Экипаж в составе: КВС Э.В. Еляна, второго пилота - М.В.Козлова,
ведущего инженера-испытателя В.Н. Бендерова и бортинженера Ю.Т.Селиверстова. Через 25 секунд после момента старта «044» впервые оторвалась от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрала высоту. Первый полёт продолжался 37 минут, в полете машину сопровождал самолёт-аналог «21-11». Учитывая новизну и необычность новой машины, конструкторы пошли на неординарное решение (впервые на опытную пассажирскую машину решили установить катапультируемые кресла экипажа). В течение месяца проводились гонки двигателей, пробежки, последние наземные проверки систем.
01 июня 1971 года — В первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 с бортовым №: СССР-77101. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полёт, продолжительностью 338 часов, из них 55 часов самолёт летал на сверхзвуке. На этой машине отрабатывались комплексные вопросы вопросы взаимодействия силовой установки и самолета на различных режимах полёта.
В 1971 году — завод №156 МАП награждён орденом Октябрьской Революции.
Повествование
В 1972 году — завод №156 МАП СССР был преобразован в Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт».
В 1972 году — Московский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт» награждён вторым орденом Ленина.
18 декабря 1981 года — Совершил первый полёт Ту-160 межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности (многорежимный), экипаж лётчика-испытателя Б.И. Веремея, в задании была всего лишь скоростная пробежка и полёт по кругу.
В 1988 году — на Московском дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительном заводе «Опыт» был изготовлен самолёт Ту-204 под заводским номером 1450743164002 (ни одного полёта не было совершено).
02 января 1989 года — В первый полёт отправился опытный пассажирский самолёт Ту-204 с заводским номером 1450743164002.
В 1989 году — ММЗ «Опыт» преобразован в Авиационный дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции научно-технический комплекс (АНТК) им. А.Н.Туполева.
Награды СССР
Ордена СССР
Орден Ленина (1947; 1972).
Орден Октябрьской Революции (1971).
Материалы
Орлов Г.В. «Московский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции машиностроительный завод «Опыт»)» (повествование 10.09.2023).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/aviamasterskie_sssr/aviamasterskie_sssr/925-1-0-4298
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/opytnyj_zavod_oz_07_1926/260-1-0-4301
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/zavod_opytnykh_konstrukcij_zok_01_1931/260-1-0-4302
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/ordena_lenina_i_ordena_oktjabrskoj_revoljucii_zavod_156_map_sssr_
1943/260-1-0-4306
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/zavody_sssr/260-1-0-2308 |