Миронов Арсений Дмитриевич — Учёный СССР — Доктор технических наук СССР — Лётчик СССР — Профессор — Мастер спорта СССР (25.12.1917 — 03.07.2019)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (19??).
Воинское звание: ?
Альма-матер: Московский авиационный институт ().
Учёное звание: Профессор ().
Учёная степень: Доктор технических наук ().
Научная сфера:
Биография
Миронов Арсений Дмитриевич — Родился 24 июля 1926 года, Владимир, Владимирская губерния, РСФСР, (ныне город Владимир, Владимирская область, РСФСР в составе СССР), Отец — Миронов Дмитрий Иванович (1884—1956), инженер-электрик, работал на ГЭС им. Классона в посёлке Электропередача рядом с Ногинском в Московской области, затем в Москве в системе Мосэнерго. Мать — Ильичёва Мария Михайловна (1889—1982), домохозяйка.
После победы Великой Октябрьской Революции
В детстве начал интересоваться авиацией, занимался авиамоделизмом.
В 1932 году — окончил школу-семилетку в Москве.
В 1934 году — окончил школу фабрично-заводского ученичества управления Мосэнерго, и пошёл по стопам своего отца-электрика, работая электромехаником по приборам в Центральных мастерских Мосэнерго.
С 1935 года — обучался на вечернем рабфаке и готовился к поступлению в Московский энергетический институт. Уже на последнем курсе рабфака на занятия пришёл студент-старшекурсник МАИ и начал агитировать рабфаковцев поступать в МАИ так увлечённо и интересно, что 19-летний Арсений изменил своё решение и решил связать свою дальнейшую жизнь с авиацией.
В 1936 году — становится студентом самолётного факультета МАИ, где с четвёртого курса обучался по новой тогда специальности «Лётные испытания».
В 1939 году — самостоятельно вылетел на самолёте У-2.
С мая 1941 года — трудовую и научную деятельность начал Лётно-исследовательском институте (ЛИИ)
Минавиапрома СССР, практикантом в качестве летающего инженера-экспериментатора.
В годы Великой Отечественной Войны
В сентябре 1941 года — стал инженером лаборатории № 2 ЛИИ, которой руководил М.А. Тайц. В военный период участвовал в проводимых в ЛИИ и на серийных авиационных заводах работах по изучению и устранению причин снижения лётных качеств боевых самолётов. Участвовал в испытательных и иных полётах в качестве ведущего инженера, штурмана и транспортного лётчика. В этот период под руководством Г.С. Калачёва принимал участие в контрольных испытаниях на Московской и Новосибирской базах института серийных и модифицированных по рекомендациям ЦАГИ и ЛИИ боевых самолётов.
В 1941 году — участвовал в испытании истребителя МиГ-3 (оценка устойчивости и управляемости на больших углах атаки) и бомбардировщика Ер-2 с 2 моторами АМ-37.
В 1942 году — участвовал в испытании истребителя Як-7Б с мотором М-105ПФ.
В 1943 году — участвовал в испытании самолётов Ла-5 с моторами М-71 и М-82 (оценка продольной устойчивости и управляемости), Ил-2 с роговой компенсацией шарнирного момента руля высоты, вариантов Ла-5 с неротирующим крылом ЦАГИ и Як-6 с новым крылом ЦАГИ, истребителя Як-9Т с мотором М-105ПФ.
04 октября 1943 года — При завершении очередного испытательного полёта произошло авиационное происшествие: самолёт Ла-5УТИ, в экипаже которого был Миронов, заходил на посадку и к нему вплотную подошёл патрульный истребитель Як-1, который пилотировал молодой лётчик авиации ПВО. Недопустимое сближение привело к тому, что Як-1 ударил своим винтом по фюзеляжу Ла-5УТИ в зоне второй кабины, где находился Миронов. Самолёт развалился на две части и упал на землю. Лётчик-испытатель В.Н. Юганов серьёзно не пострадал, а Миронов едва избежал гибели от лопастей винта, получил тяжёлые травмы, потерял около 3 литров крови и провёл в госпитале пять месяцев. Сам Миронов так вспоминал об этой аварии:
Мы ставили эксперимент, и уже при посадке другой самолёт дал винтом по нашему фюзеляжу. Удар пришелся по моей кабине. Разрубило кресло, разрубило парашют, и мне отрубило руку. Пришел в себя вниз головой, привязанный к останкам самолёта. Руку мне пришили, я несколько месяцев пролежал в госпитале. |
В 1944 году — участвовал в испытании истребителя Як-9У с мотором ВК-107А — в 1944 году.
Послевоенный период жизни
В марте 1946 года — Арсения Дмитриевича назначили старшим инженером в ЛИИ.
В июле 1948 года — Арсений Дмитриевич стал ведущим инженером в ЛИИ.
В апреле 1949 года — стал лауреатом Сталинской премии третьей степени — за создание нового метода аэродинамических исследований.
В июле 1949 года — молодой инженер был назначен начальником отдела – заместителем начальника лаборатории № 21.
В мае 1951 года — возглавил лабораторию № 21.
В мае 1951 года — возглавил лабораторию № 21.
В августе 1952 года — Арсений Дмитриевич учёный был назначен начальником комплекса № 2 Лётно-исследовательского института.
В 1957 году — Миронов и И.В. Остославский в связи с поручением ЦК КПСС разобраться с жалобами жителей поселений на шум,
осуществляли руководство работами сверхзвуковых испытательных полётов самолётов МиГ-19, выпускаемых Горьковским авиационным заводом. Лётную программу начинал лётчик-испытатель Сергей Анохин со сверхзвуковых полётов над взлётно-посадочной полосой ЛИИ на высотах 1500—2000 м. Затем был проведён большой комплекс лётных исследований для оценки влияния на окружающую среду звукового удара и шума сверхзвуковых самолётов.
Одним из результатов этой деятельности стало принятие в СССР правил, разрешающих полёты со сверхзвуковой скоростью только на высотах не ниже 10000 м.
В 1960 году — была создана первая летающая лаборатория (ЛЛ) Ту-104АК. В связи с подготовкой пилотируемых космических полётов стала актуальной проблема переносимости человеком условий невесомости, а также особенностей выполнения им различных операций.
Для проведения соответствующих исследований силами ЛИИ и ОКБ имени А.Н. Туполева.
Для целей исследований на борту ЛЛ создавались условия невесомости при манёвре «горка» в течение 25 секунд (сначала вручную лётчиком по указателю перегрузки, а потом — с использованием автомата перегрузки).
Работы на режимах невесомости начинал лётчик-испытатель С.Н. Анохин.
В дальнейшем их вели лётчики-испытатели ЛИИ В.П. Васин,
П.И. Казьмин,
В.Ф. Хапов.
Научное обеспечение работ осуществляли Е.Т. Берёзкин,
Г.И. Северин,
К.И. Бестужев, сам A.Д. Миронов,
Ю.А. Винокур, B.Д. Курбесов. На первом этапе проводилась оценка переносимости кратковременной невесомости людьми и опыты с животными,
затем — испытания различного оборудования и снаряжения с участием испытателей и космонавтов Ю.А. Гагарина, В.М. Комарова, К.П. Феоктистова, В.В. Аксёнова, А.С. Елисеева.
Всего было оборудовано три таких самолёта для исследований в условиях невесомости.
С 1963 года по 1967 год — совместно с В.С. Грачёвым организовал комплекс лётных исследований на ЛЛ по ламинаризации пограничного слоя на дозвуковых скоростях, на ЛЛ Ту-16, исследовались методы щелевого и перфорационного отсоса пограничного слоя на моделях прямого и стреловидного крыла, носков крыла, фюзеляжа самолёта.
В январе 1969 года А.Д. Миронова назначили заместителем начальника Лётно-исследовательского института по научной работе.
В 1972 году — был создан Комитет ИКАО по звуковому удару (Sonic Boom Committee), куда в качестве эксперта от СССР вошёл Миронов и успешно участвовал в работе этого комитета для формирования стандартов Приложения 16 к Чикагской конвенции.
В апреле 1974 года — Арсений Дмитриевич назначен первым заместителем начальника института.
С 1974 года по 1976 год — совместно с В.С. Грачёвым организовал комплекс лётных исследований на ЛЛ по ламинаризации пограничного слоя на дозвуковых скоростях, на Як-28П, исследовались методы щелевого и перфорационного отсоса пограничного слоя на моделях прямого и стреловидного крыла, носков крыла, фюзеляжа самолёта.
В 1976 году — Арсений Дмитриевич была присуждена Государственная премия СССР — за испытания самолёта Су-24.
В 1978 года — в рамках советско-французской двухсторонней комиссии по защите окружающей среды от воздействия авиации был представителем СССР в рабочей группе этой комиссии по авиационному шуму и звуковому удару.
С 1981 года по 1985 год — заведовал кафедрой на Факультете аэромеханики и летательной техники (ФАЛТ) МФТИ.
В сентябре 1981 года — А.Д. Миронов возглавил Лётно-исследовательский институт и руководил.
С 1984 года по 1988 год — совместно с В.С. Грачёвым организовал комплекс лётных исследований на ЛЛ по ламинаризации пограничного слоя на дозвуковых скоростях, на Ту-22, исследовались методы щелевого и перфорационного отсоса пограничного слоя на моделях прямого и стреловидного крыла, носков крыла, фюзеляжа самолёта.
В июле 1985 года — перешёл на должность начальника сектора отделения № 2 в ЛИИ им. М. М. Громова.
03 июля 2019 года — Арсений Дмитриевич Миронов умер, похоронен на Быковском мемориальном кладбище в Жуковском.
Награды СССР
Ордена СССР:
- Орден Ленина (1971).
- Орден Трудового Красного Знамени (12.07.1957).
- Орден «Знак Почёта» (1966).
Медали СССР:
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1970).
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
- Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965).
- Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975).
- Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985).
- Меда́ль «В память 800-летия Москвы».
- Медаль «Ветеран труда СССР» (1985).
-
и другие медали.
Премии:
- Сталинская 3 степени (1949) — за создание нового метода аэродинамических исследований.
- Государственная премия СССР (1976) — за испытания самолёта Су-24.
Учёное звание:
Учёная степень:
- Доктор физико-математических наук (1987).
Нагрудные знаки:
- Мастер спорта СССР — по планеризму.
Воинские звания:
Почётные звания:
- Почётный авиастроитель СССР.
- Мастер спорта СССР.
Спортивные достижения:
?
Семья
Жена — Руднева, Ольга Евгеньевна (1919—2017), училась в МАИ в одной группе с будущим мужем. Потом работала на Московском авиационном заводе № 22 им. С.П. Горбунова в должности помощника мастера и в Лётно-исследовательском институте в должности ведущего инженера по лётным испытаниям.
- Дочь — Максакова (Миронова) Ольга Арсеньевна (1946 года рождения), врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, работает в Медицинском орденом Трудового Красного Знамени исследовательском центре нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко.
- Сын — Миронов Михаил Арсеньевич (1944 года рождения), учёный, акустик, кандидат физико-математических наук.
- Внук — ?
- Внук — ?
- Внучка — ?
Библиография
- А.Д. Миронов, А.А. Лапин, Г.Ш. Меерович, Ю.И. Зайцев. Задачи и структура лётных испытаний самолётов и вертолётов / Под ред. А.Д. Миронова. — М.: Машиностроение, 1982. — 144 с. — (Справочная библиотека авиационного инженера-испытателя : Лётные испытания самолётов и вертолётов). — 2878 экз.
- А.Д. Миронов, А.А. Королёв, А.Н. Замятин, А.В. Роднов, М.Г. Фомин. Методы аэрофизических исследований в полёте. — М.: Машиностроение, 1985. — 112 с. — (Справочная библиотека авиационного инженера-испытателя : Лётные испытания самолётов и вертолётов).
- А.Д. Миронов и др. Методы исследования на летающих моделях. — М.: Машиностроение, 1988. — 143 с. — (Справочная библиотека авиационного инженера-испытателя : Лётные испытания самолётов и вертолётов).
- А.Д. Миронов. Сверхзвуковой "хлопок" самолёта. — М.: Воениздат, 1964. — 51 с.
- А.Д. Миронов, Н.С. Строев, М.А. Тайц и др. Лётные исследования // Развитие авиационной науки и техники в СССР: историко-технические очерки / Гл. ред. И.Ф. Образцов. — М.: Наука : АН СССР, 1980. — 496 с.
Мифы, события, факты
1. При приёме на работу в ЛИИ в составе группы студентов МАИ имел беседу с тогдашним начальником института М. М. Громовым, на вопрос которого о своих намерениях ответил, что хочет стать лётчиком-испытателем (реакция Громова была лаконичной: «Ну-ну»).
2. На одном из довоенных авиационных праздников в Тушино Арсению Дмитриевичу даже довелось поучаствовать в массовом парашютном десанте.
Материалы
Орлов Г.В. «Миронов Арсений Дмитриевич — Учёный СССР — Доктор технических наук СССР — Лётчик СССР — Профессор — Мастер спорта СССР (25.12.1917 — 03.07.2019)» — (биография 01.01.2024).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/chlen_korrespondenty_sssr/chlen_korrespondenty_an_sssr/241-1-0-848
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/chlen_korrespondenty_sssr/chlen_korrespondenty_an_sssr/241-1-0-848 |