СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

КБ СКБ ОКБ [0]
КБ СКБ ОКБ - Конструкторские Бюро
Институты [9]
Институты Исследовательские
НИИ [5]
Научно Исследовательские Институты
НИЦ [2]
Научно-Исследовательский Центр
НПО [2]
НПО - Научно-производственное объединение
НТК [1]
НТК - Научно-технический комитет
Советская наука [1]
Советская наука

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » НАУКА СССР » Институты

ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт

 ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт 

 

Страна:   СССР
Международное название:    Central Aerohydrodynamic Institute(TsAGI)
Основан:    1918 году
Сотрудников:    11000 человек
Юридический адрес:    140180, Жуковский МО, ул. Жуковского, д. 1

 

Повествование:

ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институтЦентральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ») 

В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым.

 

 

 

Основан 01 декабря 1918 года в Москве пионером отечественной авиации Николаем Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ).

В 1919 году была присоединена кучинская аэродинамическая лаборатория, созданная Дмитрием Рябушинским (КуЦАГИ); оснащённая лучше, нежели лаборатория МВТУ, она позволила расширить объём экспериментальных работ.

Институт быстро вышел во флагманы отечественной авиационной науки, объединил вокруг себя цвет отечественных учёных и специалистов. В семинаре теоретического отдела ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина была воспитана плеяда учёных, внесших выдающийся вклад в математику и механику (М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский и др.).

После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник — С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.

ЦАГИ посетили известные учёные-механики и конструкторы: Л. Прандтль (1929), Т. фон Карман (1927, 1937), У. Нобиле (1931), Т. Леви-Чивита (1935).

В 1924—1934 годах на улице Радио был построен комплекс зданий ЦАГИ (архитекторы А. В. Кузнецов — руководитель, И. С. Николаев, Г. Я. Мовчан, В. Я. Мовчан, Б. В. Гладков, А. С. Фисенко, инженер Г. Г. Карлсен, Л. Мейльман и др.).

Декретом 1925 года НТО ВСНХ утвердил новое «Положение о ЦАГИ». Устанавливалось, что Институтом будет руководить Коллегия в составе председателя, директора, двух его помощников, заведующих научными отделами, представителя Авиатреста и Управления ВВС.

В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.

Интенсивная работа института, направленная в предвоенные годы, в первую очередь, на прогресс самолетостроения, проходила в тесном сотрудничестве с ОКБ и заводами. Еще в 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолетов» — важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.

Для помощи конструкторам в ЦАГИ в 1937 г. был выпущен первый том «Справочника для конструкторов», в котором были систематизированы требования по аэродинамике самолета. «Гидромеханика гидросамолета» и «Прочность самолета» были изданы II и III томами в 1938–1939 гг.

Юбилеи ЦАГИ; 15-летие широко отмечались в стране с участием руководителей государства. В связи с 15-летием восьми работникам ЦАГИ (С. А. Чаплыгину, А. А. Архангельскому, А. Н. Туполеву, И. И. Сидорину и др. были вручены ордена.

С 1935 года расположен в городе Жуковский Московской области с филиалом в Москве. 

Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Площадку для строительства нового комплекса экспериментальных установок выбрали в поймеМосквы-реки неподалеку от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т-104. Совершенно новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать большие околозвуковые скорости.

Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. Вскоре поселок стал городом центрального административного подчинения, который нарекли Жуковским, в честь основателя ЦАГИ. 

От ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.),

Из отделов и подразделений ЦАГИ были образованы и впоследствии выросли в крупные самостоятельные организации ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, специализированные КБ и др.

Юбилеи ЦАГИ; 25-летие широко отмечались в стране с участием руководителей государства. Высокими государственными наградами более 100 ведущих сотрудников ЦАГИ были отмечены в связи с 25-летием.

В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Естественно, особое внимание уделялось, в первую очередь, практическим запросам в соответствии с единственно правильным в то время лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Но не останавливались и фундаментальные исследования, благодаря которым в первые послевоенные годы отечественная авиация совершила революционный скачок в область сверхзвуковых скоростей.

В условиях военного времени в 1943 г. ЦАГИ выпустил фундаментальное издание — «Руководство для конструкторов». Так результаты фундаментальных исследований внедрялись в повседневную работу конструкторов и проектантов, закладывая прочную основу научного подхода к самолетостроению.

Чтобы не двигаться по этому пути вслепую, потребовалось создать арсенал новых аэродинамических труб и специальных стендов. Внедрению результатов исследований ученых ЦАГИ должны быть благодарны те десятки стран, куда экспортировались советские истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б и др., а также зенитные ракетные комплексы. В конечном счете, тесный союз конструкторов ОКБ и ученых ЦАГИ обеспечил победы в небе Кореи, Северного Вьетнама, а позднее — Ближнего Востока. Аэродинамики и прочнисты ЦАГИ сказали решающее слово при создании всех самолетов — носителей стратегического ядерного оружия: от Ту-16 до Ту-160.

Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ. Более того, очередное расширение экспериментальной базы института, прошедшее на рубеже 1950–1960-х гг., было направлено как раз на создание новых установок, обеспечивающих гиперзвуковые скорости потока и моделирующих такие сложнейшие процессы, как аэродинамический нагрев при входе летательного аппарата в атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Была построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне чисел М=8—20; лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость; усовершенствовалась энергетическая база института.

Этапными для института стали исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. Успешно решив проблемы устойчивости и управляемости, прочности и аэроупругости и доказав преимущества подобной компоновки, ЦАГИ дал путевку в жизнь таким многорежимным самолетам, как МиГ-23, Су-24 и Ту-160.

Проведение исследований по этим и другим машинам стимулировало развитие вычислительной базы института и формирование направления численных методов расчетов в газодинамике и прочности.

В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и маневренностью. Исследования вопросов нестационарной аэродинамики, новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой структурой крыла воплотились в самолетах МиГ-29 и Су-27, продемонстрировавших непревзойденные маневренные качества и боевой потенциал.

С 1977 по 1992 годах (до распада СССР) в селе Отважном в Крыму находилась Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ. Сейчас это — Центр планерного спорта «Коктебель».

Основные направления деятельности:

-Теоретические, экспериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полёта, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных ЛА, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроакустики, в том числе разработки в области нанотехнологий.
-Сертификация ЛА.
-Заключения по прочности и аэродинамике.
-Проектирование аэродинамических труб и стендов.
-Разработка численных методов и программного обеспечения.
-Внешнеэкономическая деятельность.
-Выполнение заказов и контрактов с зарубежными заказчиками.


 

Руководители
Жуковский Николай Егорович Председатель президиума 1921—1928
Чаплыгин Сергей Алексеевич Председатель коллегии  
Директоры
Архангельский В. А.   05 апреля 1921—1924
Озеров Г. А.   1924—1925
Флаксерман Ю. Н.   февраль 1925—октябрь 1928
Чаплыгин С. А.   октябрь 1930—16 февраля 1931
Петренко-Лунев С. В.   с февраля 1931
Пурвин П. И.    
Друян С. С.    
Пауфлер Н. Е.   1931—1932
Проценко И. К.   до января 1932
Харламов Н. М.   январь 1932—ноябрь 1937
Проценко И. К.   ноябрь 1937—февраль 1938
Шульженко М. Н.   февраль 1938—июнь 1940
Петров И. Ф.   июнь 1940—май 1941
Шишкин С. Н.   май 1941—1950
Макаревский А. И.   1950—1960
Мясищев В. М.            1960—1967
Свищёв Г. П.   1967—1989
Загайнов Г. И.   1989—

 

Численность сотрудников

1919 1926 1976 1985 1991
41 400 13500 14080 11000

 

Ведущие сотрудники Годы работы в ЦАГИ
Абрамович Генрих Наумович 1933—1944
Альхимович Николай Васильевич  
Ананьев Иван Васильевич 1928—1975
Аристархов Серафим Алексеевич 1936—1955
Архангельский Александр Александрович 1918—1936
Архангельский Валерий Николаевич  
Баулин Константин Константинович 1920—1948
Башилов Николай Михайлович 1947—1977
Бедржицкий Евгений Леопольдович 1947—
Белоус Антон Антонович 1935—1994
Беляев Виктор Николаевич 1926—1951
Белянин Борис Владимирович  
Бобров Артур Абрамович  
Бюшгенс Георгий Сергеевич 1940—2013
Ведров Всеволод Симонович 1925—1941
Веселовский Михаил Николаевич  
Ветчинкин Владимир Петрович 1918—1950
Волков Михаил Игнатьевич  
Гальперин Владимир Григорьевич 1930—1950
Глазер Моисей Вениаминович  
Горлин Самуил Матусович 1931—1950
Горский Иван Павлович 1933—1984
Горяинов Александр Александрович 1924—1974
Гроссман Евгений Павлович 1932—1954
Гродзовский Герш Лейбович 1944—1985
Гусев Виктор Николаевич 1955—2011
Добровольский Андрей Николаевич 1931—1981
Довжик Самуил Аронович 1929—1989
Дородницын Анатолий Алексеевич 1941—1960
Журавченко Александр Николаевич 1919—1964
Зак Симха Лейбович 1935—1985
Калачев Григорий Семенович 1930—1941
Келдыш Мстислав Всеволодович 1931—1946
Ковалёв Алексей Петрович 1929—1961
Коган Михаил Наумович 1947—
Колосов Евгений Иванович 1937—1955
Корчемкин Николай Николаевич 1933—1988
Костюк Константин Константинович 1941—1991
Красильщиков Пётр Петрович 1926—1965
Кузин Евгений Николаевич 1937—1998
Лебедь Нина Клементьевна  
Лившиц Семён Павлович  
Лойцянский Лев Герасимович 1935—1945
Миллионщиков Михаил Дмитриевич 1939—1951
Марин Николай Иванович 1924—1973
Мартынов Аполлинарий Константинович 1923—1991
Минкнер Курт Владимирович 1920—1938
Мороз Григорий Семёнович  
Мельц Игорь Осипович 1958—
Мусинянц Гурген Мкртичеви 1918—1967
Невельсон Михаил Ильич  
Нейланд Владимир Яковлевич 1956—
Николаев Александр Васильевич 1931—1993
Никольский Александр Александрович 1941—1960, 1967—1976
Овчинников Валентин Николаевич 1930—1984
Озеров Георгий Александрович 1921—1938
Окулов Василий Андреевич 1951—1974
Остославский Иван Васильевич 1932—1945
Пархомовский Яков Моисеевич 1936—1991
Перельмутр Александр Семёнович  
Петров Константин Павлович 1939—
Поликовский Владимир Исаакович 1928—1942
Попов Лев Сергеевич 1935—1991
Рябинков Георгий Михайлович 1937—1995
Сабинин Григорий Харлампиевич 1919—1968
Седов Леонид Иванович 1930—1946
Селихов Андрей Фёдорович 1951—1991
Серебрийский Яков Моисеевич 1935—1989
Сидорин Иван Иванович 1918—1932
Сильман Александр Исаакович  
Соколов Константин Евдокимович 1903—1982
Сопман Самуил Самуилович 1926—1996
Соркин Давид Аронович 1939—
Стечкин Борис Сергеевич 1918—1930
Стрелков Сергей Павлович 1935—1974
Струминский Владимир Васильевич 1941—1966
Суржин Кирилл Николаевич 1924—1970
Сычёв Владимир Васильевич 1946—
Титов Владимир Михайлович 1928—1990
Ушаков Константин Андреевич 1918—1967
Федяевский Константин Константинович 1925—1970
Фоломеев Алексей Филимонович 1931—1951
Халезов Дмитрий Васильевич 1926—1991
Ченцов Николай Гаврилович 1918—1958
Чесалов Александр Васильевич 1924—1932
Шкадов Леонид Михайлович 1950—2003
Штейнберг Рафаил Ильич 1938—1979
Эпштейн Леонид Абрамович 1933—1989
Эскин Исаак Ильич 1936—1975
Юдин Евгений Яковлевич  
Юрьев Борис Николаевич 1919—1941


 

 

Источник:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%90%D0%93%D0%98

http://www.tsagi.ru/institute/history/

http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A6%D0%90%D0%93%D0%98



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42
Категория: Институты | Добавил: soviet-union-ussr (21.07.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 1370 | Теги: Центральный аэрогидродинамический и, ЦАГИ, Passengers Preparing to Leave Ship , СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей