ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт
Страна: СССР
Международное название: Central Aerohydrodynamic Institute(TsAGI)
Основан: 1918 году
Сотрудников: 11000 человек
Юридический адрес: 140180, Жуковский МО, ул. Жуковского, д. 1
Повествование:
Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ФГУП «ЦАГИ»)
В 1918 г. студенты и ученики Н.Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к новым властям с предложением о создании в Советской России комплексного научного центра. Инициатива профессора Жуковского была поддержана руководителем Научно-технического отдела Высшего совета народного хозяйства Н.П. Горбуновым.
Основан 01 декабря 1918 года в Москве пионером отечественной авиации Николаем Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро (РИБ).
В 1919 году была присоединена кучинская аэродинамическая лаборатория, созданная Дмитрием Рябушинским (КуЦАГИ); оснащённая лучше, нежели лаборатория МВТУ, она позволила расширить объём экспериментальных работ.
Институт быстро вышел во флагманы отечественной авиационной науки, объединил вокруг себя цвет отечественных учёных и специалистов. В семинаре теоретического отдела ЦАГИ под руководством С. А. Чаплыгина была воспитана плеяда учёных, внесших выдающийся вклад в математику и механику (М. В. Келдыш, Л. И. Седов, М. А. Лаврентьев, С. А. Христианович, Н. Е. Кочин, Л. Н. Сретенский и др.).
После смерти Н.Е. Жуковского в 1921 г. ЦАГИ возглавил его соратник — С. А. Чаплыгин, видный ученый в области механики, внесший важнейший вклад в формирование научного облика института.
ЦАГИ посетили известные учёные-механики и конструкторы: Л. Прандтль (1929), Т. фон Карман (1927, 1937), У. Нобиле (1931), Т. Леви-Чивита (1935).
В 1924—1934 годах на улице Радио был построен комплекс зданий ЦАГИ (архитекторы А. В. Кузнецов — руководитель, И. С. Николаев, Г. Я. Мовчан, В. Я. Мовчан, Б. В. Гладков, А. С. Фисенко, инженер Г. Г. Карлсен, Л. Мейльман и др.).
Декретом 1925 года НТО ВСНХ утвердил новое «Положение о ЦАГИ». Устанавливалось, что Институтом будет руководить Коллегия в составе председателя, директора, двух его помощников, заведующих научными отделами, представителя Авиатреста и Управления ВВС.
В ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в период1924—1936 гг. были созданы такие этапные для отечественной авиации самолеты, как ТБ-1, ТБ-3 и другие.
Интенсивная работа института, направленная в предвоенные годы, в первую очередь, на прогресс самолетостроения, проходила в тесном сотрудничестве с ОКБ и заводами. Еще в 1925 г. были завершены работы по формированию «Норм прочности самолетов» — важнейшего для развития авиации документа, который впоследствии постоянно совершенствовался по мере эволюции авиационной техники.
Для помощи конструкторам в ЦАГИ в 1937 г. был выпущен первый том «Справочника для конструкторов», в котором были систематизированы требования по аэродинамике самолета. «Гидромеханика гидросамолета» и «Прочность самолета» были изданы II и III томами в 1938–1939 гг.
Юбилеи ЦАГИ; 15-летие широко отмечались в стране с участием руководителей государства. В связи с 15-летием восьми работникам ЦАГИ (С. А. Чаплыгину, А. А. Архангельскому, А. Н. Туполеву, И. И. Сидорину и др. были вручены ордена.
С 1935 года расположен в городе Жуковский Московской области с филиалом в Москве.
Появление в середине 1930-х гг. высокоскоростных самолетов-монопланов потребовало расширения экспериментальной базы института. Площадку для строительства нового комплекса экспериментальных установок выбрали в поймеМосквы-реки неподалеку от дачной платформы Отдых. Первый камень в основание нового ЦАГИ был заложен в 1935 г., а уже через четыре года в строй вступил блок больших труб Т-101 и Т-104. Совершенно новой установкой стала аэродинамическая труба переменного давления Т-106, позволявшая получать большие околозвуковые скорости.
Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший в духе времени название Стаханов. Вскоре поселок стал городом центрального административного подчинения, который нарекли Жуковским, в честь основателя ЦАГИ.
От ЦАГИ отделились ЦИАМ (1930 г.), ВИАМ (1932 г.), ЛИИ (1941 г.), ОКБ А.Н. Туполева (1936 г.),
Из отделов и подразделений ЦАГИ были образованы и впоследствии выросли в крупные самостоятельные организации ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, специализированные КБ и др.
Юбилеи ЦАГИ; 25-летие широко отмечались в стране с участием руководителей государства. Высокими государственными наградами более 100 ведущих сотрудников ЦАГИ были отмечены в связи с 25-летием.
В годы Великой Отечественной войны ЦАГИ проводил инновационные исследования, направленные на повышение тактико-технических характеристик советских боевых самолетов, а также осуществлял модернизацию и совершенствование существующего авиационного парка. Естественно, особое внимание уделялось, в первую очередь, практическим запросам в соответствии с единственно правильным в то время лозунгом «Все для фронта, все для победы!» Но не останавливались и фундаментальные исследования, благодаря которым в первые послевоенные годы отечественная авиация совершила революционный скачок в область сверхзвуковых скоростей.
В условиях военного времени в 1943 г. ЦАГИ выпустил фундаментальное издание — «Руководство для конструкторов». Так результаты фундаментальных исследований внедрялись в повседневную работу конструкторов и проектантов, закладывая прочную основу научного подхода к самолетостроению.
Чтобы не двигаться по этому пути вслепую, потребовалось создать арсенал новых аэродинамических труб и специальных стендов. Внедрению результатов исследований ученых ЦАГИ должны быть благодарны те десятки стран, куда экспортировались советские истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б и др., а также зенитные ракетные комплексы. В конечном счете, тесный союз конструкторов ОКБ и ученых ЦАГИ обеспечил победы в небе Кореи, Северного Вьетнама, а позднее — Ближнего Востока. Аэродинамики и прочнисты ЦАГИ сказали решающее слово при создании всех самолетов — носителей стратегического ядерного оружия: от Ту-16 до Ту-160.
Становление ракетной техники в СССР также не прошло без участия ЦАГИ. Более того, очередное расширение экспериментальной базы института, прошедшее на рубеже 1950–1960-х гг., было направлено как раз на создание новых установок, обеспечивающих гиперзвуковые скорости потока и моделирующих такие сложнейшие процессы, как аэродинамический нагрев при входе летательного аппарата в атмосферу, распространение ударных волн и многое другое. Была построена целая серия газодинамических установок и аэродинамических труб, рассчитанных на достижение скоростей обтекания в диапазоне чисел М=8—20; лаборатории теплопрочностных испытаний и испытаний на выносливость; усовершенствовалась энергетическая база института.
Этапными для института стали исследования аэродинамики и динамики полета самолетов с крылом изменяемой геометрии. Успешно решив проблемы устойчивости и управляемости, прочности и аэроупругости и доказав преимущества подобной компоновки, ЦАГИ дал путевку в жизнь таким многорежимным самолетам, как МиГ-23, Су-24 и Ту-160.
Проведение исследований по этим и другим машинам стимулировало развитие вычислительной базы института и формирование направления численных методов расчетов в газодинамике и прочности.
В конце 1960-х гг. развернулись работы по созданию фронтовых истребителей нового поколения с высокой тяговооруженностью и маневренностью. Исследования вопросов нестационарной аэродинамики, новых компоновок с несущим фюзеляжем и управления вихревой структурой крыла воплотились в самолетах МиГ-29 и Су-27, продемонстрировавших непревзойденные маневренные качества и боевой потенциал.
С 1977 по 1992 годах (до распада СССР) в селе Отважном в Крыму находилась Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ. Сейчас это — Центр планерного спорта «Коктебель».
Основные направления деятельности:
-Теоретические, экспериментальные и прикладные исследования в области аэродинамики и динамики полёта, систем управления, прочности и аэроупругости, аэротермодинамики и газовой динамики, перспективных ЛА, уникальных экспериментальных установок, гидродинамики и аэроакустики, в том числе разработки в области нанотехнологий.
-Сертификация ЛА.
-Заключения по прочности и аэродинамике.
-Проектирование аэродинамических труб и стендов.
-Разработка численных методов и программного обеспечения.
-Внешнеэкономическая деятельность.
-Выполнение заказов и контрактов с зарубежными заказчиками.
Руководители |
Жуковский Николай Егорович |
Председатель президиума |
1921—1928 |
Чаплыгин Сергей Алексеевич |
Председатель коллегии |
|
Директоры |
Архангельский В. А. |
|
05 апреля 1921—1924 |
Озеров Г. А. |
|
1924—1925 |
Флаксерман Ю. Н. |
|
февраль 1925—октябрь 1928 |
Чаплыгин С. А. |
|
октябрь 1930—16 февраля 1931 |
Петренко-Лунев С. В. |
|
с февраля 1931 |
Пурвин П. И. |
|
|
Друян С. С. |
|
|
Пауфлер Н. Е. |
|
1931—1932 |
Проценко И. К. |
|
до января 1932 |
Харламов Н. М. |
|
январь 1932—ноябрь 1937 |
Проценко И. К. |
|
ноябрь 1937—февраль 1938 |
Шульженко М. Н. |
|
февраль 1938—июнь 1940 |
Петров И. Ф. |
|
июнь 1940—май 1941 |
Шишкин С. Н. |
|
май 1941—1950 |
Макаревский А. И. |
|
1950—1960 |
Мясищев В. М. |
|
1960—1967 |
Свищёв Г. П. |
|
1967—1989 |
Загайнов Г. И. |
|
1989— |
Численность сотрудников
1919 |
1926 |
1976 |
1985 |
1991 |
41 |
400 |
13500 |
14080 |
11000 |
Ведущие сотрудники |
Годы работы в ЦАГИ |
Абрамович Генрих Наумович |
1933—1944 |
Альхимович Николай Васильевич |
|
Ананьев Иван Васильевич |
1928—1975 |
Аристархов Серафим Алексеевич |
1936—1955 |
Архангельский Александр Александрович |
1918—1936 |
Архангельский Валерий Николаевич |
|
Баулин Константин Константинович |
1920—1948 |
Башилов Николай Михайлович |
1947—1977 |
Бедржицкий Евгений Леопольдович |
1947— |
Белоус Антон Антонович |
1935—1994 |
Беляев Виктор Николаевич |
1926—1951 |
Белянин Борис Владимирович |
|
Бобров Артур Абрамович |
|
Бюшгенс Георгий Сергеевич |
1940—2013 |
Ведров Всеволод Симонович |
1925—1941 |
Веселовский Михаил Николаевич |
|
Ветчинкин Владимир Петрович |
1918—1950 |
Волков Михаил Игнатьевич |
|
Гальперин Владимир Григорьевич |
1930—1950 |
Глазер Моисей Вениаминович |
|
Горлин Самуил Матусович |
1931—1950 |
Горский Иван Павлович |
1933—1984 |
Горяинов Александр Александрович |
1924—1974 |
Гроссман Евгений Павлович |
1932—1954 |
Гродзовский Герш Лейбович |
1944—1985 |
Гусев Виктор Николаевич |
1955—2011 |
Добровольский Андрей Николаевич |
1931—1981 |
Довжик Самуил Аронович |
1929—1989 |
Дородницын Анатолий Алексеевич |
1941—1960 |
Журавченко Александр Николаевич |
1919—1964 |
Зак Симха Лейбович |
1935—1985 |
Калачев Григорий Семенович |
1930—1941 |
Келдыш Мстислав Всеволодович |
1931—1946 |
Ковалёв Алексей Петрович |
1929—1961 |
Коган Михаил Наумович |
1947— |
Колосов Евгений Иванович |
1937—1955 |
Корчемкин Николай Николаевич |
1933—1988 |
Костюк Константин Константинович |
1941—1991 |
Красильщиков Пётр Петрович |
1926—1965 |
Кузин Евгений Николаевич |
1937—1998 |
Лебедь Нина Клементьевна |
|
Лившиц Семён Павлович |
|
Лойцянский Лев Герасимович |
1935—1945 |
Миллионщиков Михаил Дмитриевич |
1939—1951 |
Марин Николай Иванович |
1924—1973 |
Мартынов Аполлинарий Константинович |
1923—1991 |
Минкнер Курт Владимирович |
1920—1938 |
Мороз Григорий Семёнович |
|
Мельц Игорь Осипович |
1958— |
Мусинянц Гурген Мкртичеви |
1918—1967 |
Невельсон Михаил Ильич |
|
Нейланд Владимир Яковлевич |
1956— |
Николаев Александр Васильевич |
1931—1993 |
Никольский Александр Александрович |
1941—1960, 1967—1976 |
Овчинников Валентин Николаевич |
1930—1984 |
Озеров Георгий Александрович |
1921—1938 |
Окулов Василий Андреевич |
1951—1974 |
Остославский Иван Васильевич |
1932—1945 |
Пархомовский Яков Моисеевич |
1936—1991 |
Перельмутр Александр Семёнович |
|
Петров Константин Павлович |
1939— |
Поликовский Владимир Исаакович |
1928—1942 |
Попов Лев Сергеевич |
1935—1991 |
Рябинков Георгий Михайлович |
1937—1995 |
Сабинин Григорий Харлампиевич |
1919—1968 |
Седов Леонид Иванович |
1930—1946 |
Селихов Андрей Фёдорович |
1951—1991 |
Серебрийский Яков Моисеевич |
1935—1989 |
Сидорин Иван Иванович |
1918—1932 |
Сильман Александр Исаакович |
|
Соколов Константин Евдокимович |
1903—1982 |
Сопман Самуил Самуилович |
1926—1996 |
Соркин Давид Аронович |
1939— |
Стечкин Борис Сергеевич |
1918—1930 |
Стрелков Сергей Павлович |
1935—1974 |
Струминский Владимир Васильевич |
1941—1966 |
Суржин Кирилл Николаевич |
1924—1970 |
Сычёв Владимир Васильевич |
1946— |
Титов Владимир Михайлович |
1928—1990 |
Ушаков Константин Андреевич |
1918—1967 |
Федяевский Константин Константинович |
1925—1970 |
Фоломеев Алексей Филимонович |
1931—1951 |
Халезов Дмитрий Васильевич |
1926—1991 |
Ченцов Николай Гаврилович |
1918—1958 |
Чесалов Александр Васильевич |
1924—1932 |
Шкадов Леонид Михайлович |
1950—2003 |
Штейнберг Рафаил Ильич |
1938—1979 |
Эпштейн Леонид Абрамович |
1933—1989 |
Эскин Исаак Ильич |
1936—1975 |
Юдин Евгений Яковлевич |
|
Юрьев Борис Николаевич |
1919—1941 |
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%90%D0%93%D0%98
http://www.tsagi.ru/institute/history/
http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A6%D0%90%D0%93%D0%98
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42 |