Административное здание Зарядье (Москва) — (Сталинская высотка) — История строительства высотки (1948—1952) (не построена)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва.
Архитекторы: Чечулин Д.Н.
Конструкторы: Тигранов И. М.
Заложено: 07.09.1947.
Высота: 275 м.
Этажность: 32.
Площадь: 15 га.
Годы строительства: (1948—1953).
Координаты:
Административное здание Зарядье (Москва) — (Сталинская высотка) — 9 из 7 реализованных сталинских высоток в Москве.
Предыстория
В 1930-х годах — в Советском Союзе началось формирование нового архитектурного стиля,
получившего впоследствии название «сталинский ампир». Одной из характерных черт, непосредственно продиктованных союзным правительством, были заимствования из культуры предшествующих эпох. Такая позиция власти не просто являлась рекомендацией, а была обязательной к исполнению.
До 1940 годов — Советские строители возводили малоэтажные здания преимущественно из кирпича, поэтому основные работы над зданием были под силу человеку.
С 1946 году — в распоряжении Москвы строительных коллективов имелось всего 26 подъёмных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов.
В 1946 году — председатель московского исполкома Георгий Михайлович Попов оценивая имевшиеся в наличии ресурсы, даже предложил строить в ближайшие годы двух-, трёх- и пятиэтажные здания.
После войны Советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов.
13 января 1947 года — Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин подписал
Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток.
Главный архитектор Москвы Дмитрий Николаевич Чечулин определил восемь площадок для будущих небоскрёбов с таким расчётом, чтобы они формировали архитектурный пейзаж на окружающей территории и одновременно могли «перекликаться» между собой.
Возможность создания в городе высоток была официально одобрена Советским правительством в рамках Генплана реконструкции Москвы 1935 года. Согласно документу, рядом с Кремлём предполагалось построить высотный Дворец Советов, а по городу ещё нескольких домов повышенной этажности в едином стиле, которые бы стали новыми архитектурными доминантами столицы.
Повествование
Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили - помешала смерть Сталина.
К весне 1953 года — успели практически завершить работы по сооружению стилобата .
Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. Я полагаю, что устройство подвалов столь глубокого заложения было вызвано не только стратегическими, но и сугубо практическими соображениями - нижнюю плиту фундамента необходимо было углубить настолько, что бы уровнять давление массы высотной части здания с бытовым давлением грунта. Это позволило бы свести к минимуму просадку здания в дальнейшем.
По одним данным в восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения. Предлагавшиеся до войны конкурсные проекты здания для размещения этого ведомства выглядели неубедительно, а тут казалось сама судьба улыбнулась Наркомтяжмашу. Однако ни в одном литературном источнике ведомственная принадлежность этого здания не оговаривается.
Так же как и в случае с другими административными зданиями, например на Смоленской площади,
куда заселился МИД СССР. В последнее время все чаще появляется информация о том,
что восьмое здание планировал построить для своего ведомства Л.П. Берия,
который по линии МВД СССР курировал московские высотные стройки. Но после его ареста стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства.
Тяжелее всех этот удар судьбы перенес академик архитектуры Д.Н. Чечулин, по проекту которого и строилось здание. Происшедшее он воспринял как личную трагедию и долгое время не мог прийти в себя.
С 1964 года по 1966 год — только спустя десять лет - на уже имевшемся стилобате по проекту Д.Н. Чечулина была сооружена гостиница Россия.
Ее пропорции позволяют визуально оценить масштабность задуманного сооружения - размеры гостинцы сопоставимы с размерами нижней, высотой всего в пять этажей, ступенью высотного здания. Сама же гостиница смотрелась на доставшемся в наследство стилобате довольно неказисто.
Особенно сложные задачи возникали при проектировании административного здания в Зарядье. Необходимо было спроектировать здание в чрезвычайно обязывающей обстановке, Оно располагается недалеко от Кремля с его величественным и неповторимым ансамблем древних дворцов, с его богатым, разнообразным, поистине русским силуэтом, так изумительно связанным с природой Москвы. Здесь же находится собор Василия Блаженного —гениальное творение великих русских зодчих Бармы и Посника, по своему богатству и реалистической выразительности отражающее в формах архитектуры идеи государственного объединения Руси, своеобразия русской природы, самобытной русской культуры, богатейшего народного искусства.
В композиционном центре площади — величественное произведение архитектуры социалистического реализма нашего времени — мавзолей великого Ленина,
гениальное творение выдающегося русского зодчего академика А. В. Щусева,
вдохновенное и прекрасное воплощение идеи о вечно живом Ленине, о бессмертии ленинизма.
превративший Красную площадь в социалистическую площадь столицы. Такова архитектурная «природа», в которой было запроектировано административное здание огромного масштаба.
Автор, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР Д, Н. Чечулин, избрал путь контраста, при котором остается нетронутой и самостоятельной изумительная красота древнего ансамбля,
а новое здание своим силуэтом будет перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля. Здание войдет в новую панораму социалистической Москвы, которая развернется вдоль набережных реки, где высотные сооружения будут подчеркивать ее живописные извивы.
В разработке проекта этого грандиозного сооружения принимает участие коллектив архитекторов,
инженеров и техников Мосгорпроекта, в том числе лауреат Сталинской премии инженер-конструктор И. М. Тигранов,
инженер Ермаков Ю. Е.,
архитекторы А. Ф. Тархов,
М.И. Боголепов,
А. В. Арго,
Л. М, Наумычева,
Н. Кузнецова,
Ю. С. Чуприненко и другие.
Проект высотного 32-этажного здания в Зарядье будет осуществляться на участке площадью 15 га.
С южной стороны этот участок выходит на набережную Москвы-реки,
с северной — граничит с улицей Разина,
с востока — с Китайским проездом,
с запада примыкает к Красной площади.
В плане проектируемое здание имеет систему диагонально расположенных корпусов, с лифтами на перекрестках. По двум сторонам коридоров во всем здании устроено около 2000 рабочих комнат, часть которых объединена в отдельные группы.
В нижней части здание несколько вытянуто вдоль набережной. Широкая лестница, по бокам которой проектируются большие массивы зелени, очень эффектно спускается к набережной по уступчатым откосам.
Главным фасадом это административное здание обращено в сторону Красной площади. На стилобат с Красной площади ведет широкая лестница.
Со стороны Китайского проезда малые лестницы ведут к открытой стоянке автомашин, огражденной сквером. Кроме того, малые лестницы ведут в сквер-заповедник, расположенный вдоль улицы Разина, где сохраняются здания — памятники архитектуры прошедших эпох.
Входы в высотное здание расположены с трех сторон:
- Красной площади (главный вход),
- Со стороны Москвы-реки,
- Со стороны улицы Разина.
Предусмотрены отдельные входы со стороны уровня Москворецкой набережной в вестибюль, в помещения для рабочих и служащих и в столовую. Посетители входят через главный вход и с набережной.
Основную часть здания, которую венчает золоченый многогранный шатер с завершением, достигающим высоты 275 метров, окружают 5-этажные корпуса, образующие удобные отдельные дворы.
Со стороны Красной площади сквозь колоннаду виден двор, а в глубине его выступает портал входа, через который посетитель попадает в главный вестибюль. По бокам вестибюля расположены два гардероба на 1700 человек каждый.
Центральное место в главном вестибюле занимают лифты. Для рассредоточения потоков больших масс людей в диагональных крыльях высотного корпуса также имеются лифты.
Лифтовые холлы и лестницы расположены в наиболее удобных для этого узлах плана и везде выходят непосредственно в коридоры. Количество лифтов возрастает от верхних этажей к нижним. Если в верхнем этаже два лифта, то в гардеробном вестибюле их уже сорок.
В здании предусмотрен обширный зал собраний. В его цокольном и 1-м этаже запроектировано вестибюль, гардеробы и буфет.
В восточном озелененном дворе будет сооружена столовая в виде отдельно стоящего здания.
В 5-этажных корпусах, которые окружают высотную часть, расположены рабочие комнаты.
Диагональные коридоры заканчиваются треугольными тупиками, по периметру которых размещены рабочие комнаты. Каждая из них имеет свою маленькую вестибюльную площадку.
Начиная с 8-го по 13-й этаж диагональные коридоры укорачиваются, треугольные тупики уничтожаются.
С 14-го этажа пропадают диагональне отсеки. Остается только лифтовое фойе с рабочими комнатами. И, наконец, в венчающей части здания расположен демонстрационный зал, перекрытый куполом и четырьмя павильонами по углам плоской кровли.
Основным, несущим остовом высотного здания является .стальной каркас. Сложное по своей форме здание потребовало схему каркаса с вертикальными решетчатыми связями.
Лучевая система плана как в этом сооружении, так и в здании на Котельнической набережной, создает наиболее благоприятные условия для ориентации внутренних помещений, более выгодную систему пространственных жестких связей конструкций, повышающих устойчивость здания в целом, равномерное распределение ветровой нагрузки и т. д.
Здание будет облицовано в цокольной части красным гранитом, а выше — подмосковными известняками и светлым литым камнем.
В архитектурных формах сооружения и композиции автор искал образ, который говорил бы о значении здания как важнейшей части социалистической Москвы, о величественных идеях сталинской эпохи.
Чтобы создать наилучшую композицию сооружения, автор исходил из следующих двух положений: во-первых, новое здание должно быть одним из ведущих элементов общегородского ансамбля новой многоэтажной Москвы, перекликаясь с силуэтами остальных высотных зданий и будущего. Дворца Советов, во-вторых, на близких подходах к нему оно должно масштабно войти в ансамбль природы и архитектуры ближайшего окружения. Последнее требовало горизонтальной композиции масс, отвечающих набережной Москвы-реки и кремлевской стене. Автор решил эту задачу, положив в основу плана первого нижнего уступа прямоугольник с отношением; сторон приблизительно 2:3, в силу чего нижний, первый объем имеет форму параллелепипеда, вытянутого вдоль Москвы-реки и имеющего высоту только пяти этажей. Масштабная подчиненность объема этой части сооружения автором достигнута.
Второй уступ, имеющий высоту трех этажей и квадратный план, продолжает решать ту же задачу — связи с ближайшим ансамблем. Одновременно второй и следующий за ним 6-этажный уступы являются ж переходом к 20-этажной башне, несущей ступенчатое, пластическое завершение с шатром и эмблемой. Эта высотная часть сооружения «работает» на большие перспективы, включаясь в общий архитектурный ансамбль города. Отсюда ее симметричность.
Проект требует еще большой работы над уточнением соразмерности отдельных объемов между собой и окружением. В частности, правильное в принципе решение масс нижних ярусов в своей архитектурно-художественной разработке требует введения элементов, которые помогли бы установить градацию переходов от масштаба сооружений на Красной площади к масштабам сооружений, входящих в пространство всей Москвы.
Необходимо также уделить серьезное внимание поискам гармонии цветового и пластического решения.
Именно над этими вопросами работает в настоящее время авторский коллектив.
Альбом «Высотные здания в Москве» интересен тем, что был издан в 1951 году. Поэтому о строительстве здания говорится в настоящем или будущем времени. Альбом готовили быстро - по распоряжению Сталина собрали все имеющиеся материалы: чертежи, панорамы. фотографии макетов. После смерти Сталина неоконечные стройки планомерно завершались, однако восьмому из них уже никогда не будет суждено составлять панораму с Кремлем, собором и Красной площадью.
Из журнала Огонек № 18 апрель 1952 года, стр-4: Дом в Зарядье будет самым высоким в Москве: тридцать семь этажей, а над ним башня с шатром и государственной эмблемой.
Башня по высоте немногим меньше всего здания, воздвигнутого у метро Лермонтовская.
275 метров - таково расстояние от основания дома до высшей его точки". Таким образом, здание в Зарядье было бы выше ГЗ МГУ на 40 метров, хотя, по объему уступало бы ему и с 1 250 тысячами кубических метров было бы вторым в городе. В нем было запланировано 2 тысячи рабочих комнат площадью в 72000 квадратных метров, не считая сберкассы, почты, телеграфа, поликлиники, типографии, библиотеки-читальни. Зал собраний сможет вместить 1300-1500 зрителей, два конференц-зала - по 350 человек.
Материалы
Орлов Г.В. «Административное здание Зарядье (Москва) — (Сталинская высотка) — История строительства высотки (1948—1953) (не построена)» — (повествование 10.02.2017).
Источник:
http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9
"Здание в Зарядье". Николай Кружков
"Дмитрий Чечулин в истории советской архитектуры". Хмельницкий Дмитрий Сергеевич
www.oldmos.ru
http://greedyspeedy.livejournal.com/85528.html
http://visotki.ru/zaryadie.php
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9 |