Чечулин Дмитрий Николаевич — Советский архитектор и художник СССР — Академик АСА и АХ СССР (22.08.1901 — 29.10.1981)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1945).
Образование: ВХУТЕМАС.
Учёное звание: Академик АСА СССР, Академик АХ СССР (1979), профессор.
Учёная степень: ?
Род деятельности: Высотного строительство, Сталинский ампир.
Биография
Чечулин Дмитрий Николаевич — Родился (09) 22 августа 1901 года, в доме на улице Заводской (ныне дом № 3), Шостка, Черниговская губерния, Российская империя, (ныне Сумская область, УССР в составе СССР). Отец Дмитрия Чечулина — Николай Александрович, родился в Петрозаводске в рабочей семье. Получив специальность слесаря, он переехал в Санкт-Петербург, где работал на Путиловском и Охтинском пороховом заводах. В 1896 году был направлен на Шосткинский пороховой завод. В 1900 году за выдающуюся службу и производственные усовершенствования его наградили званием личного почётного гражданина. Мать — Анна Ивановна была портнихой и зарабатывала частными заказами. В семье, кроме Дмитрия, было ещё двое детей: брат — Василий и сестра — Валентина.
Семья Чечулиных была творческой: Николай Чечулин организовывал спектакли в заводском клубе, а Дмитрий помогал отцу в создании декораций. Василий стал художником, а сестра занималась художественной росписью по тканям.
Начальное образование Дмитрий получил в церковно-приходской школе, продолжил обучение в городском 4-х классном начальном училище.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1918 году — Дмитрий Чечулин поступил на химическое отделение политехнического техникума при Шосткинском заводе, где работал в вечерние смены, чтобы поддержать семью после кончины отца в 1917 году. В те же годы Чечулин служил в батальоне, созданном для охраны завода. Там он рисовал наглядные пособия и агитационные плакаты.
Первую самостоятельную работу Дмитрий Чечулин создал в 17 лет. Это был деревянный обелиск с изображениями вождей революции в городском сквере Шостки, установленный взамен снесённого в январе 1918 году бронзового бюста императора Александра II. Деревянный обелиск Чечулина был уничтожен вошедшими в Шостку в начале апреля 1918 года немцами.
В 1921 году — Чечулин добровольцем зачислился в Красную Армию, стал замкомандира батальона по политчасти и одновременно занимался изготовлением наглядной агитации. Командование, заметив способности Дмитрия Чечулина, отправило его получать профильное образование в Москву.
В 1923 году — Дмитрий Чечулин поступил на архитектурный факультет Высших художественно-технических мастерских в Москве, отказавшись от первоначальной идеи идти на живописный факультет. О том времени Чечулин оставил записи в своих мемуарах:
Собрался, взял с собой самодельный этюдник с самодельными красками… Вот и все мое имущество. И еще взял с собой мандолину, подарок отца. В длинной шинели с нашивками, в буденовке приехал в Москву. Поезд подошел к перрону Киевского вокзала. Мог ли я подумать, что спустя несколько лет по моим проектам будут сооружены пригородный вокзал и станция метро «Киевская»? |
Поступив во ВХУТЕМАС, Дмитрий Чечулин занимался в мастерской профессора-конструктивиста Николая Докучаева, а затем перешёл к Алексею Щусеву. При этом известно, что будущий архитектор не принимал конструктивистскую архитектуру своих учителей, она ему совершенно не нравилась. Чечулин оформлял выставки, витрины, писал портреты.
Параллельно с обучением на архитектурном факультете Чечулин продолжал заниматься живописью.
Полтора года проработал в художественной студии Авагима Миганаджаяна и вместе с ним в 1924 году — победил в конкурсе на оформление интерьеров «Нововарваринской» гостиницы в Москве. Это привело к знакомству с театральными художниками, а затем и в театр: Чечулин оформлял постановки столичных театров, в том числе спектакли «Елизавета Петровна» и «Царь Фёдор Иоаннович» для МХАТа, «Борис Годунов» для Большого театра и многие другие постановки. Однако увлечение театральной работой стало отвлекать от обучения и будущий архитектор свернул работу в роли художника.
Ещё во время обучения Чечулин присоединился к работе драматурга Дмитрия Смолина в проектировании народного театра на 12 тысяч зрителей без живописных декораций, со сценой наподобие цирковой арены и использованием свето- и цветомузыки. Через два года, к 1928-му, был готов пятый вариант проекта, а в 1929 году на создание механического макета Наркомом просвещения были выделены 12 тысяч рублей. Однако проект так и не был реализован из-за отсутствия заинтересованного заказчика. Впоследствии новаторские идеи были применены в Концертном зале им. П. И. Чайковского и Концертном зале гостиницы «Россия».
В 1927 году Чечулина направили в Тверь, где в рамках практики он руководил восстановлением разрушенных во время гражданской войны зданий, корпусов текстильных фабрик.
В 1929 году — по распределению начал работать в «Проектгражданстрое» под руководством Григория Бархина и Евгения Шервинского. Через год перешёл в Государственный институт проектирования городов, в отдел больничного строительства. Совместно с архитектором Н. В. Гофманом-Пылаевым построил хирургический корпус клинической больницы в Брянске, патолого-анатомический корпус при клинической больнице в Воронеже, поликлинику им. Дзержинского в Москве, а также больницы в Архангельске, Самаре, Дзержинске. К тому периоду относится и новое здание Горьковского индустриального института.
В январе 1930 года — Чечулин защитил диплом на тему «Здания для ведомства по вопросам культуры».
В июле 1931 года — был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесённого храма. Практически никто из крупнейших архитекторов, кроме Бориса Иофана и Ивана Жолтовского, не принял участие в первом этапе конкурса — это связывают с тем, что они могли знать о грядущей смене государственного стиля, повороте от конструктивизма к неоклассике. Из 160 поданных проектов только два были решены в новой стилистике — проект Жолтовского и совместный проект Чечулина и Анатолия Жукова, также сподвижника Щусева.
В 1931 году — Пленум ЦК ВКП (б) поставил задачу разработать Генеральный план реконструкции Москвы.
В феврале 1932 года — проект Дворца Советов получил первую премию (всего было вручено 16 премий — 3 высших, 3 первых, 3 вторых и 3 третьих). На последующих этапах для Дворца было выбрано совершенно иное решение, однако успешное участие в конкурсе принесло известность архитектору.
В сентябре 1933 года — для этого было созданы 10 проектных и 10 планировочных мастерских Московского совета, которым было поручено проектирование больших городских комплексов. Проектной мастерской № 2 руководил Щусев, и в сентябре 1933 года он пригласил к себе Дмитрия Чечулина.
С 1934 по 1936 годы — Чечулин был слушателем новосозданной Всесоюзной Академии архитектуры. Во время обучения в числе других аспирантов он побывал в:
- Австрии,
- Ближнем Востоке,
- Греции,
- Египте,
- Италии,
- Турции,
- Франции.
В 1935 году — его назначили бригадиром мастерской № 2.
В 1935 году — проект 1-го корпуса Политехнического института в Горьком, улица Минина, 24.
В 1930-е годы — начались работы по строительству первой линии московского метрополитена.
В 1935 году — Вестибюль станции метро «Комсомольская» (радиальная) Москва, Сокольническая линия метрополитена.
В 1935 году — восточный вестибюль станции метро «Охотный ряд» Москва, Сокольническая линия метрополитена.
В 1936 году — Здание поликлиники имени Ф. Э. Дзержинского Наркомтяжпрома СССР Москва, Китайский проезд, 7.
В 1936 году — Кинотеатр «Москва» (реконструкция) Москва, площадь Маяковского, 1.
Где-то в 1937 или 1938 году — во время начавшейся кампании против Щусева, Чечулин возглавил его мастерскую и достраивал с видоизменениями некоторые из зданий, спроектированные ещё Щусевым. Например, концертный зал имени П. И. Чайковского.
В мастерской, строящей гостиницу «Москва», Щусеву был доверен огромный коллектив молодых специалистов. Но он, видимо, не сумел оценить того высокого доверия, которое оказало ему государство, и поступил далеко не по-советски. Ущемление авторских прав молодых специалистов недостойно настоящего мастера |
Цитата из письма Чечулина, процитированного в «Правде» |
В 1937 году — восточный вестибюль станции метро «Киевская» (радиальная) Москва, Филёвская линия метрополитена.
В 1937 году — на I Всесоюзном съезде Советских архитекторов его избирали членом президиума правления Союза Советских архитекторов.
В 1938 году — Восточный вестибюль станции метро «Динамо», Москва, Замоскворецкая линия метрополитена.
В 1939 году — его назначили начальником управления проектирования Моссовета. Позднее мастерская войдёт в состав Моспроекта, Чечулин будет руководить ей вплоть до конца жизни.
05 февраля 1939 года — награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1939 году — на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке был возведён павильон «Московская, Тульская и Рязанская области», сейчас известный как павильон № 59 «Зерно» (к 1954 году Чечулин его несколько видоизменит).
16 сентября 1939 года — награждён орденом Знак Почёта).
В 1940 году — Чечулин участвовал в экспериментах по поточно-скоростному строительству 12 жилых домов по Ленинскому проспекту; конкретно ему принадлежит проектирование домов № 12 и № 16. Также он принимал участие в проектировании будущего Кутузовского проспекта, где уже после войны по его плану был выстроен дом № 18.
В 1940 году — Воронежская областная клиническая больница, Воронеж, Транспортный сквер.
В 1940 году — концертный зал имени П. И. Чайковского, Москва, площадь Маяковского, 4/31.
13 июля 1940 года — награждён медалью За трудовую доблесть.
В 1940 году — Жилые дома (совместно с архитектором Аркадием Мордвиновым), Москва, Ленинский проспект, дома 12 и 16.
В годы Великой Отечественной Войны
В годы войны Дмитрий Чечулин, занимая должность начальника проектирования Москвы, организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки.
С 1942 года — возглавлял специальную комиссию по восстановлению разрушенных зданий и сооружений.
В 1943 году — совместно со скульптором Николаем Томским Чечулин создал один из первых военных памятников — путепровод со скульптурами и памятными знаками на Ленинградском шоссе, напоминающий о победе под Москвой.
В 1944 году — Чечулин, взяв в соавторы Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, надстроил перемещённое при расширении Тверской улицы в 1937—1938 годах здание Моссовета.
Дмитрий Чечулин совместно с архитектором Абрамом Заславским в 1944 году — подготовил предложения по первоочередным работам в Москве в связи с празднованием 800-летия столицы, которое отмечалось в 1947 году. Предполагалось завершить реконструкцию главных магистралей и площадей, отреставрировать памятники, возвести новые монументы, подготовить книги по истории архитектуры столицы.
Послевоенный период жизни
В 1945 году — вступил в партию ВКП(б).
В 1945 году — Дмитрий Чечулин был назначен главным архитектором Москвы.
Дмитрий Чечулин был крупным общественным деятелем, неоднократно избирался депутатом Моссовета, Верховного Совета СССР (впервые в 1946 году), преподавал архитектуру в Московском высшем художественно-промышленном училище.
В 1946 году — жилой дом, Москва, Кутузовский проспект, 18.
Высотное строительство тоже было приурочено к юбилею. Сооружение высоток в Москве стало возможно согласно Постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», вышедшему в январе 1947 года. Автором идеи строительства серии высоток считается Сталин и поэтому все 7 высоток называют — Сталинскими высотками.
На новой должности с 1947 года — он руководил работами по проектированию высотных зданий, для строительства каждого из которых были созданы авторские группы.
06 сентября 1947 года — награждён орденом Ленина.
Уже к весне 1949 года — без всяких публичных конкурсов были готовы проекты восьми зданий. Сам Чечулин работал над двумя запланированными высотками — жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором Андреем Ростковским и главным инженером Л. М. Гохманом) и административным зданием в Зарядье.
На посту главного архитектора Москвы Дмитрий Чечулин также занимался разработкой и реализацией масштабного проекта реконструкции центра Москвы, рассчитанного на 20—25 лет. Необходимость реконструкции стала следствием строительства «высоток», требовавшего ансамблевого решения градостроительных узлов.
В январе 1950 года — Чечулина на посту главного архитектора Москвы сменил Александр Власов, приехавший из Киева вместе с Никитой Хрущёвым. С этого момента влияние Чечулина стремительно сходит на нет. Стройка в Зарядье начинает буксовать. Формально из-за нехватки ресурсов, так как все силы Управления строительством Дворца советов были брошены на скорейшее завершение второго проекта ведомства — Главного здания МГУ.
В 1952 году — жилой дом на Котельнической набережной, Москва, Котельническая набережная, 1/15.
К моменту смерти Сталина в 1953 году — в Зарядье был готов фундамент, но последовавшая хрущёвская борьба с «архитектурными излишествами» не оставила проекту шансов. Чечулин разрабатывал десятки проектов новых зданий, которые использовали бы готовый фундамент, но их все отклоняли, что для архитектора было большим ударом.
В 1954 году — павильон «Украина», Москва, ВДНХ,
11 февраля 1957 года — награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1957 году — Дмитрий Чечулин посетил КНР и спроектировал Дом радио в Пекине. По возвращении он занимался проектированием типовых проектов школ, больниц и других общественных учреждений Москвы.
В 1958 году — был достроен довоенный проект Чечулина — гостиница «Пекин» напротив концертного зала имени П. И. Чайковского.
В 1958 году — памятник Владимиру Маяковскому, Москва, площадь Маяковского.
После краткой командировки 1958 года — в Лондон и Париж архитектор создал проект гостиницы «Россия», рассчитанной на 5 тысяч человек (2722 номера).
Также в 1959 году — Дмитрий Чечулина назначили главным архитектором Всемирной выставки, которую планировали принять в Москве к 50-летию Октября в 1967 году.
В 1960 году — Чечулин предложил и реализовал проект открытого плавательного бассейна «Москва» вместо котлована, оставшегося после прекращения строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Площадь бассейна составляла 13 тысяч квадратных метров, он мог принять до 2 тысяч человек. На территории были построены павильоны и благоустроен пляж.
C завершением строительства Дворца Съездов в Кремле возникла необходимость во вместительной гостинице. Её проектирование поручили мастерской Чечулина. Так у архитектора появилась возможность использовать территорию Зарядья и уже готовые фундаменты.
После строительства с 1964 по 1968 год — она стала крупнейшим в мире гостиничным комплексом. В южном корпусе находился центральный концертный зал на 2600 мест, открытый в 1971 году, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. Объёмы гостиницы были сравнимы с объёмом основания непостроенной высотки.
В 1967 году — здание Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Москва, Улья́новская улица, 1.
07 мая 1971 года — награждён орденом Октябрьской Революции.
23 августа 1976 года — присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1979 году — Дом Советов РСФСР на Краснопресненской набережной, стал последней крупной работой Чечулина , за проектирование и строительство которого его отметили Ленинской премией. В его архитектуре он воплотил идею, заложенную в проекте Дома Аэрофлота: над развитой монументальной нижней частью сооружения поднимается высокий плоский корпус, углы которого мягко закруглены.
В декабре 1979 года — Дмитрия Чечулина избрали академиком Академии художеств СССР.
Дмитрий Чечулин постоянно жил в Москве, в доме на Котельнической набережной.
25 февраля 1981 года — награждён орденом Дружбы народов.
29 октября 1981 года — Чечулин Дмитрий Николаевич умер . Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 3; памятник — скульптор Г. Чечулина, архитектор Д. Великорецкий).
Награды СССР
Высшая степень отличия СССР:
Герой Социалистического Труда (23.08.1976)
Ордена СССР:
Орден Ленина -2 (06.09.1947; 23.08.1976).
Орден Октябрьской Революции (07.05.1971).
Орден Трудового Красного Знамени -2 (05.02.1939; 11.02.1957).
Орден Дружбы народов (25.08.1981).
Орден «Знак Почёта» (16.09.1939).
Медали СССР:
Медаль Герой Социалистического Труда «Серп и Молот» (23.08.1976).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Медаль «За трудовую доблесть» (13.07.1940).
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Звания:
Академик Академии строительства и архитектуры СССР.
Академик Академии Художеств СССР (1979).
Член-корреспондент Академии архитектуры.
Народный архитектор СССР (1971).
Профессор.
Премии:
Сталинская премия первой степени (1940) — за архитектурные проекты станций «Киевская» и «Комсомольская» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича (1935—1938).
Сталинская премия первой степени (1949) — за архитектурный проект административного здания в Зарядье.
Сталинская премия (1953).
Семья
В 1929 году — Дмитрий Чечулин женился на Александре Трофимовне Васюченко.
Внучатая племянница Дмитрия Чечулина Наталия Мажуга стала хранителем творческого наследия легендарного архитектора и государственного деятеля.Проводятся тематические мероприятия и обобщаются материалы, связанные с деятельностью Дмитрия Николаевича.
Память
В 1982 году — Средний Купавенский проезд в московском районе Ивановское был переименован в улицу Чечулина.
Имя Чечулина в 1982 году — стал носил Московский архитектурно-строительный техникум.
На домах, где жил архитектор, установлены мемориальные доски:
- в 1989 году — в Москве (Котельническая набережная, 1/15). Надпись на доске гласит, что «В этом доме с 1963 года по 1981 год жил герой социалистического труда, народный архитектор СССР, лауреат ленинской и государственных премий СССР Дмитрий Николаевич Чечулин».
Литература
Опубликовал около 40 книг, брошюр, монографий и статей по вопросам архитектуры, градостроения и проектного дела.
В 1978 году были опубликованы мемуары Дмитрия Чечулина «Жизнь и зодчество», записанные Ю. Бычковым.
- Журавлёв А. М. Дмитрий Чечулин / Редкол.: О. А. Швидковский и др. — М.: Стройиздат, 1985. — 160 с. — (Народные архитекторы СССР).
- М. И. Астафьева-Длугач, Ю. П. Волчок, А. М. Журавлёв. Зодчие Москвы XX век / Заведующая редакцией Т. Митрофанова, редактор К. Стародуб. — М.: Московский рабочий, 1988. — 368 с.
- Чечулин Д. Н. Жизнь и зодчество / под ред. А. М. Прохоров. — Молодая гвардия. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
Мифы, события, факты.
Ещё в 1950-е годы высотные здания в Москве, строительством которых руководил Чечулин, критиковались в рамках «борьбы с украшательством» и «излишествами в архитектуре». В целом же критика советского периода подчёркнуто нейтральна.
1. Анатолий Журавлёв — автор наиболее полного описания жизни и творчества архитектора — говорит, что его работы «в целом соответствуют генеральной направленности советской архитектуры», но тут же делает оговорку, что вкусы и решения Чечулина не всегда разделялись его коллегами. Например, гостиницу «Пекин» критиковали за непропорциональность, критике подвергались и проекты в центре Москвы, построенные на месте исторического Зарядья: высотное здание «восьмая сестра», а позже — гостиница «Россия», признанная архитектурной ошибкой. Уже постсоветский исследователь истории советской архитектуры Дмитрий Хмельницкий ещё более радикален в оценках: по его мнению, «проекты и постройки Чечулина примитивны и одномерны даже с точки зрения внутренних критериев сталинской архитектуры» и во многих случаях являются «перепевами одного и того же мотива примитивно декорированной ступенчатой башни». И тем не менее признано, что высотные здания, построенные под руководством Дмитрия Чечулина, являются архитектурными доминантами и признанными достопримечательностями Москвы.
Материалы
Орлов Г.В. «Чечулин Дмитрий Николаевич — Советский архитектор и художник СССР — Академик АСА и АХ СССР (22.08.1901 — 29.10.1981)» — (биография 18.01.2021).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%87%D1%83%D0%BB%D0%B8%
D0%BD,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D
%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://coollib.com/b/349037/read#t33
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |