СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

К самолётам - поршневые [11]
Двигатели поршневые к самолетам
К самолётам - реактивные [4]
Реактивные двигатели к самолётам
К самолётам - турбовинтовые [3]
К самолётам - турбовинтовые двигатели
К самолётам - турбореактивные [2]
Турбореактивные двигатели

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ДВИГАТЕЛИ СССР » К самолётам - поршневые

М-22 — Поршневой девятицилиндровый звездообразный авиационный двигатель воздушного охлаждения (1930)

 М-22 — Поршневой девятицилиндровый звездообразный авиационный двигатель воздушного охлаждения (1930)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Республика:    УССР
Город:   Запорожье.
Название:    М-22.
Базовая модель:    ?.
Разработчик:   КБ завода № 29.
Производитель:    ?.
Тип:    Двигатель/Мотор.
Отрасль:    ?.
Номинальная мощность:    480 л. с..
Конструкция:     Поршневой.
Эксплуатанты:    ?
Год постройки:     1930
Годы производства:    1930—1935.

Единиц произведено:    ~ 3500.
Главный конструкторы:    ?
Инженеры‑конструкторы:    Назаров А.С..
Стоимость единицы:    ?.

 

 

М-22 — Поршневой авиационный двигатель (1930)М-22 — Поршневой девятицилиндровый звездообразный авиационный двигатель воздушного охлаждения.

 

 

 

 

 

 

Предыстория

Великая Октябрьская Социалистическая Революция - 1917 года (повествование)

После победы Великой Октябрьской Революции

В 1920-е годы — все еще продолжался импорт значительного числа моторов не только для обеспечения эксплуатации импортированных ранее самолетов, но и для строящихся и проектируемых отечественных. Серийных моторов, кроме М-5, в то время не было, поэтому были приобретены лицензии на право производства двух лучших в то время моторов — это были высотные переразмеренные (без ПЦН) немецкий мотор водяного охлаждения BMW-VI, получивший марку М-17 и французский Gnome-Rhone «Jupiter» VI — М-22. Оба мотора были довольно быстро освоены в серийном производстве и в течение нескольких лет составляли основу нашего моторного парка.

 

После образования Союза Советских Социалистических Республик

ЦАГИ (повествование)Осенью 1925 года — ЦАГИ было дано задание на проектирование одноместного цельнометаллического истребителя. Для него был выбран французский звездообразный мотор воздушного охлаждения Gnome-Rhone «Jupiter» VI мощностью 420 л.с.

 

 

В июле 1927 года — первый экземпляр созданного в ЦАГИ истребителя И-4 (АНТ-5) был выпущен.

По результатам испытаний оказалось, что лётные данные его находятся на уровне лучших самолётов мира и в декабре этого же года состоялось решение о запуске его в серию.

В октябре 1928 года — был выпущен головной серийный самолёт с мотором Gnome-Rhone «Jupiter» VI мощностью 480 л.с. Этот мотор в то время широко, применялся для новых самолётов во многих странах.

Для ознакомления с конструкцией и технологией производства на фирму «Sociеtе des Moteurs Gnome et Rhоne» были командированы инженеры и рабочие завода № 29 из Запорожье, которому было поручено изготовление этого мотора. Завод был реконструирован и пополнен станочным парком, необходимым для производства крупной серии мотора Gnome-Rhone «Jupiter» VI, получившего у нас обозначение М-22.

 

Повествование

В производстве моторов М-22 многие операции механической обработки и сборки выполнялись с применением ручных пригонок, что требовало высокой квалификации рабочих и мастеров. К таким операциям относились, например, шабровка днища цилиндра и головки, плавающей втулки главного шатуна.

В 1930 году — завод быстро освоил производство мотора по чертежам, которые были выпущены заводским КБ под руководством А.С.Назарова и уже число выпущенных моторов позволило полностью освободиться от импорта.

Этот девяти-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения был высотным переразмеренным с расчётной высотой около 1500 м. Он имел несколько характерных особенностей, в частности, четырёх-клапанную головку цилиндра из легкого сплава, которая не навертывалась на резьбу в верхней части открытой гильзы, как у большинства моторов такого типа впоследствии, а крепилась на шпильках к плоскому днищу глухой гильзы.

Чтобы обеспечить хорошую теплопередачу от стального днища к головке, необходима была очень точная пригонка стыка по плоскости, что достигалось ручной шабровкой. Это был также один из немногих моторов, поршень которого был сильно облегчен путем удаления части юбки в ненагруженной ее зоне (так называемый поршень типа Рикардо — по имени известного английского двигателиста).

Еще одной особенностью мотора было применение компенсации увеличения зазоров в механизме привода клапанов. Поскольку при работе мотора цилиндр нагрет существенно больше, чем тяга, управляющая открытием клапана, то в результате различия в значении теплового расширения этих деталей зазор в передаче существенно увеличивается (на 0,5-1,5 мм в зависимости от размеров и конструкции мотора). Это приводит к уменьшению фаз газораспределения на горячем моторе.

На М-22 применена кинематическая система компенсации зазоров, при которой оси клапанных коромысел помещены не на головке цилиндра, а на качалке, соединенной с головкой и компенсаторной тягой. Размеры звеньев механизма подобраны таким образом, что при любом перемещении головки цилиндра от картера зазоры в клапанах остаются практически неизменными.

Серийный выпуск мотора М-22 был значительным событием в отечественном моторостроении. С этим мотором строились серийные истребители: И-4, И-5 и первая серия истребителей И-16 тип 4, пассажирские самолеты: 

К-5 (повествование)К-5

 

 

 

 

Сталь-3 (повествование)СТАЛЬ-3

 

 

 

 

ХАИ-1 (повествование)ХАИ-1 и некоторые другие. Этот двигатель по лицензионному соглашению в больших количествах выпускался в Советском Союзе.

В то время высокооктановых бензинов еще не было, да и само понятие октанового числа применялось только в научных трудах. Поэтому, чтобы обеспечить работы этого мотора при высокой для того времени степени сжатия без детонации, в качестве топлива применяли смесь легкого грозненского бензина с бензолом в равных объемах или сравнительно стойкий к детонации тяжелый бакинский бензин.

Б-70 (повествование)Эти топлива имели октановое число около 70-74.
Смазочное масло — касторовое или импортное «Кастроль-Р» (смесь касторового и минерального масел).

 

 

 

Великая Отечественная война — СССР—Германия (22.06.1941 — 09.05.1945) (повествование)

В годы Великой Отечественной Войны

?

 

Послевоенный период

?

Ордена СССРНаграды

  • ?

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОРА М-22

Основные данные
Передача на винт Прямая.
Номинальная мощность, л. с 480
Номинальные обороты мотора, об/мин 2000
Степень сжатия 6.5
Прочие данные
Направление вращения мотора Против часовой стрелки, смотря на
мотор сзади (от мотора к винту).
Номинальное число- оборотов винта в минуту 2000
Диаметр цилиндра в, мм 146
Ход поршня в, мм 190
Отношение хода поршня к, Ø 1,301
Рабочий объём одного цилиндра в, л. 3,181
Общий рабочий объём цилиндров в, л. 28,628
Система смазки Под давлением
Нормальное давление масла в, кг/см2 4
Нормальная,температура масла при выходе из мотора,  ℃ 70--85
Сорт употребляемого масла «R» или касторовое
Расход масла в, г/л. с. ч. 23
Типы карбюратора Зенит 55 Tj 649 С
Подогрев карбюратора Горячим маслом
Расход бензина (удельного веса 0,70—0,72) в, г/л. с. ч. 235
Магнето:
               Тип
                Направление вращения
                Скорость вращения
 
 
Сцинтилла
Левое
9/8 скорости вращения коленчатого
вала
Нумерация цилиндров мотора 1, 2, 3, 4,5. 6,7,8,9—внапрвлении вращения часовой стрелки,смотря спереди мотора: № 1-м обозначен верхний вертикальный цилиндр
Порядок зажигания в цилиндрах 1 ,3 ,5 ,7 ,9 ,2 .4 ,6 ,8 ,1 и. т. д.
Всасывающий клапан:
             Открытие до, В. М. Т.
             Закрытие после Н. М. Т.
             Максимальный подъём в, мм
             Зазор в холодном состоянии в, мм
 
13°
51°
13
0,1
Выхлопной клапан:
             Открытие до, Н. М. Т.
             Закрытие после В. М. Т.
             Максимальный подъём в, мм
             Зазор в холодном состоянии в, мм
 
65°
31°
13
0,4
Скорость вращения привода бензиновых помп 1/2 скорости вращения коленчатого вала
Скорость вращения привода синхронизатора и счетчика оборотов 1/2 скорости вращения коленчатого вала
Вес мотора без масла и горючего, носо втулкой винта и карбюратором, в кг 378
Габаритная длина мотора в, м 1,125
Габаритный диаметр мотора в, м 1,400
Характеристики мощностей
Мотор М-22 является высотным. Полеты на высотах ниже 1500 метров допускаются только с прикрытым дросселем карбюратора и таким именно образом, чтобы мощность мотора не превышала 480 л. с. В практике рекомендуется ограничивать земное открытие дросселя упором на секторе управления карбюратором и не переводить рукоятку управления за этот упор до высоты 1500 метров.
На таблице I представлены характеристики мощностей данного мотора:
     А — характеристика эквивалентной мощности (служит для расчета полной мощности мотора на различных высотах).
     Б — земная характеристика мощности, т е. зависимость мощности мотора от числа оборотов при «земном открытии дросселя» (до земного упора).
     В — дроссельная характеристика.
     Г — удельные расходы топлива в зависимости от мощности мотора при дросселировании.
     Д — высотная характеристика.

 

 

 

Мифы, события, факты 

1. ?

 

Материалы

Орлов Г.В. «М-22 — Поршневой авиационный двигатель (1930)» (повествование 09.02.2025).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13

https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121

 

 

 

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121
Категория: К самолётам - поршневые | Добавил: soviet-union-ussr (09.02.2025) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 26 | Теги: М-22 — Поршневой авиационный двигат, М-22 — Поршневой авиационный, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей