СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (стр.-3 (Конструция))

 Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952) (стр.-3 (Конструция))

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

И Д Ё Т   Р Е Д А К Т И Р О В А Н И Е

Страницы:   [01]     [02]     [03]

 

Силовая установка

Включает два турбореактивных двигателя АМ-3 или РД-3М. Ввиду разных тяговых характеристик установка на самолёт одного двигателя АМ-3, а второго РД-3М — не допускается. Силовая установка включает следующие узлы, агрегаты и системы:

  • мотогондолы с воздушным трактом, каркасной частью, капотами и эксплуатационными люками
  • системы основного и пускового топлива
  • две системы маслопитания двигателей
  • общая система пожаротушения двигателей
  • система управления двигателями
  • электрическое оборудование и аппаратура контроля двигателей

ОТД двигателя АМ-3 (в скобках РД-3М):

  • тип двигателя: турбореактивный двигатель с восьмиступенчатым осевым компрессором, двухступенчатой осевой турбиной, прямоточной камерой сгорания
  • тяга на максимальном режиме, кг — 8700 (9500)
  • тяга на номинальном режиме, кг — 7000 (7650)
  • тяга на режиме малый газ, кг — 420
  • топливорегулирующая аппаратура двигателя, тип — ПН-28-15 с гидрозамедлителем
  • давление рабочего топлива перед форсунками, не более — 90 кг/см2
  • число оборотов ротора в минуту на максимальном режиме работы двигателя — 4650±25 (4700±50)
  • число оборотов ротора в минуту на номинальном режиме — 4350-50 (4425±25)
  • число оборотов ротора в минуту на режиме малого газа — 1750+50
  • время приёмистости двигателя (на земле), сек, не более — 17
  • максимальная температура газов в сопле двигателя (максимально допустимая) — 720 °С
  • усреднённая температура газов на номинальном режиме работы в полёте, не более — 610 °С
  • максимально допустимое непрерывное время работы двигателя на максимальном режиме, не более — 8 мин
  • продолжительность непрерывной работы двигателя на номинальном режиме, не более — 120 мин (не ограничена)
  • топливо основное: Т-1 или ТС с добавкой 1% минерального масла МС-20 или МК-22
  • топливо для турбостартёра: неэтилированный бензин Б-70 с добавкой 1% минерального масла МК-8 или трансформаторного масла
  • масло в маслосистему двигателя — МК-8 или трансформаторное масло
  • стартёр двигателя — газотурбинный двигатель С-300-75
  • система зажигания двигателя — электроискровая, восемь свечей СД-55С
  • время запуска двигателя (выход на режим малого газа), не более — 120 сек

Навесные агрегаты двигателя:

  • генератор постоянного тока ГСР-18000 (2 шт.)
  • воздушный компрессор АК-150Н (агрегат 380)
  • гидронасос агрегат 435В
  • датчик тахометра ТЭ5-2

Двигатель установлен в мотогондоле на первой отъёмной части крыла. Мотогондола состоит из заборника воздуха всасывающего канала, средней части сложной конструкции, капота и стекателя газов. Сам двигатель крепится к фюзеляжу посредством 7 трубчатых стальных подкосов с регулируемой длиной.

Для смазки трущихся деталей на каждом двигателе смонтирована масляная система: включающая маслонасос на двигателе, маслобак, топливно-масляный радиатор, трубопроводы и краны. Ёмкость маслобака 40 литров.

 

Авиационное и радиоэлектронное оборудование

На самолёте стояло самое передовое на то время оборудование:

Приборное и навигационное оборудование

  • астрокомпас АК-53П и ДАК-50М (ДАК-2),
  • дистанционный экваториальный астрокомпас типа ДАК-Б (или ДИК-46М), 
  • секстант ИАС-51,
  • навигационное устройство АНУ-1,
  • навигационный индикатор НИ-50Б,
  • дистанционный гирокомпас ДИК-46 (ДГМК-7), 
  • авиагоризонты АГБ-1 или

АГБ-2 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССРАГБ-2 или

 

 

 

 

АГД-1 — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССРдистанционный авиагоризонт типа АГД-1

  • гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52,
  • выключатель коррекции ВК-53, 
  • электрический указатель поворота ЭУП-46М или ЭУП-53.

 

Радионавигационное оборудование самолёта:

  • система СПИ-1, позднее заменённая на РСБН-С «Свод», 
  • АРК-5 — Автоматический радиокомпас СССРавтоматический радиокомпас АРК-5

 

 

 

 

  • радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ),
  • радиовысотомер больших высот РВ-17М,
  • система слепой посадки «Материк». По доработке после 1980 года на некоторые самолёты установили систему дальней навигации РСДН А-711.

 

Связное оборудование:

  • Р-807 (РСБ-70 — Беркут — Дунай) — Радиопередатчик СВ-КВ диапазоновСВ-КВ радиопередатчик дальней связи Р-807 или Р-808, работал в паре с приёмником УС-9.
  • По две командные УКВ радиостанции Р-800 или Р-802, затем по доработке ставили более современную Р-832М «Эвкалипт».
  • Аварийная радиостанция в комплекте укладки надувной спасательной лодки ЛАС-5 — АВРА-45, затем поменяли на более совершенную Р-851.

Радиотехническое оборудование

  • Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1,
  • запросчик-ответчик системы госопознования СРЗО-2М «Хром-Никель»,
  • ответчик СО-69, 
  • станция предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» (позднее на ряде машин заменённая на СПО-10 «Сирена-3М»).

Фотооборудование — Для разведки или контроля бомбометания на самолёт в передний технический отсек штатно устанавливался один из аэрофотоаппаратов:

  • дневные АФА-33/50М, АФА- 33/75М или АФА-33/100М;
  • ночные НАФА-3с/50 или НАФА-6/50.
  • Для фотографирования ночью на самолёт можно подвесить до 24 фотоосветительных бомб ФОТАБ.

Средства объективного контроля:

  • Был установлен речевой регистратор переговоров экипажа МС-61Б,
  • регистратор полётных данных двенадцатиканальный МСРП-12-96,
  • самописец барометрических данных полёта вначале двухкомпонентный К2-75 (К-2-713), заменён на трёхкомпонентный самописец К3-63.
  • Для фотоконтроля стрельбы из пушек устанавливались четыре фотопулемёта ПАУ-457 и один С-13.
  • Для фотографирования экрана РЛС применялась фотоприставка ФАРЛ-1, затем заменена на ФАРМ-2.

Электрооборудование — построено по однопроводной схеме с общим минусом на корпусе.

  • В качестве источников постоянного тока использовались четыре генератора ГСР-18000 (по два на каждом двигателе) и свинцовая аккумуляторная батарея 12САМ-55 (батарея состояла из двух аккумуляторов 6САМ-55, соединённых последовательно).
  • Также на самолёте применялась сеть 115 вольт 400 герц, запитанная от двух электромашинных преобразователей ПО-4500.
  • Вся электропроводка выполнена проводами марки БПВЛ различного сечения, собрана в жгуты и отбандажирована по внутренней конструкции планера.

Помимо этих источников тока, на разных модификациях самолёта дополнительно устанавливались различные преобразователи электроэнергии в различных сочетаниях для питания дополнительно установленной аппаратуры и систем.

Автопилот: 

АП-6Е — Автопилот электрическийАП-5-2М, затем АП-6Е обеспечивал: стабилизацию самолёта в прямолинейном горизонтальном полёте, управление самолётом от рукояток управления автопилота, управление самолётом в боковой плоскости от бомбового прицела в процессе наводки, стабилизацию барометрической высоты полёта (только АП-6Е). Исполнительные агрегаты автопилота — три электрические рулевые машинки, параллельно подключённые в проводку управления.

 

Светотехническое оборудование — Общее внутреннее освещение кабин было обычными белыми:

  • лампами накаливания  точечные светильники на подкосах и потолочные плафоны ПС-45.
  • Однако в полёте для освещения приборных досок использовались светильники ультрафиолетового облучения типа АРУФОШ-45 или АРУФОШ-50 с люминесцентными лампами УФО-4А, которые облучали светосостав временного действия, нанесённый на шкалы и стрелки приборов, а также на надписях на приборных досках и ручках управления, вследствие чего возбуждалось свечение светосостава. (До 1962 года шкалы и стрелки приборов были покрыты светосоставом постоянного действия на основе солей радия, который слабо светился под действием радиоактивных изотопов. Ультрафиолетовое освещение предназначалось в этом случае для увеличения яркости свечения светосостава). Все приборные доски лётчиков и штурмана окрашивались матовой чёрной краской, остальное внутреннее оборудование — в тёмно-зелёный цвет).
  • Посадочные фары выдвижные, две ПРФ-4 в нижней носовой части фюзеляжа,
  • рулёжные — две ФР-100 на передней стойке. На самолётах, оборудованных приёмником топлива крыльевой заправки, на левом борту передней гермокабины также устанавливалась фара ФР-100 освещения левой плоскости. Два проблесковых маяка красного цвета с механическим вращением ламп устанавливались на нижней и верхней поверхностях фюзеляжа. На некоторые машины по доработке поставили маяки с импульсными лампами дугового разряда (как на Ту-134).
  • Бортовые аэронавигационные огни стандартные, типа БАНО-45: левый — красный, правый — зелёный и хвостовой огонь — белый.

 

Вооружение

Ракетоносец Ту-16К-10-26 выполнял полёты с двумя ракетами КСР-5 (по одной под крыльями), и одной ракетой К-10С под фюзеляжем (полуутопленной в бомбоотсеке). Боевая нагрузка в таком варианте подвески составляла 12410 кг.

Оборонительное. Система пушечного вооружения ПВ-23.

Штатным оборонительным вооружением самолёта были три взаимосвязанные дистанционные башенные установки — ДТ-В7 верхняя (кругового вращения), ДТ-Н7с нижняя и ДК-7 корма, и одна носовая пушечная установка  — всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек типа АМ-23.

КОУ (кормовой стрелок), а также второй штурман (штурман - оператор) при необходимости могли взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции, ведя огонь по цели одновременно с шести пушек, причём автоматические поправки для стрельбы рассчитывались вычислителями для каждой установки персонально. Огонь с неподвижной носовой пушки мог вести командир корабля и второй лётчик.

Для контроля задней полусферы в условиях недостаточной видимости, ночью или в облаках на самолёте была установлена прицельная радиолокационная станция ПРС-1 «Аргон».

Наступательное (бомбовое).

Нормальная бомбовая нагрузка во внутреннем грузоотсеке составляла до 9000 кг, . Предусматривалась и внешняя подвеска свободнопадающих бомб на многозамковые балочные держатели.

На боковых стенках грузоотсека монтировались кассетные держатели следующих типов: КД3-488 — шесть штук, по три справа и слева; или КД4-388 — четыре штуки, по два справа и слева; или мостовый балочный держатель МБД6-16 (один в отсеке по центру). Максимальное количество бомб на кассетных держателях внутри отсека — до 24 штук.

Согласно Инструкции по эксплуатации самолёта Ту-16 книги 3, внутренняя загрузка предусматривала 8 основных вариантов подвески следующих грузов:

  • на КД3-488 — 16 САБ-100-75 (1152 кг), или 24 ФОТАБ-100-80 (1920 кг), или 24 ФАБ-250М46 (5263 кг), или 24 ФАБ-250М54 (5660 кг)
  • на КД3-488 — 18 ФАБ-500М46 (7686 кг) или 18 ФАБ-500М54 (8386 кг)
  • на КД4-388 — 6 ФАБ-1500М46 (8871 кг) или 6 ФАБ-1500М54 (9324 кг)
  • на КД4-388 — 2 ФАБ-3000М46 (5963 кг) или 2 ФАБ-3000М54 (9116 кг)
  • на МБД6-16 — 1 ФАБ-5000М54 (5220 кг) или 1 ФАБ-9000М54 (9290 кг)
  • на КД3-488 — 16 ФАБ-250М43 (4000 кг)
  • на КД3-488 — 12 ФАБ-500М43 (5706 кг)
  • на КД4-388 — 4 ФАБ-1000М43 (4380 кг) или 4 ФАБ-2000М43 (8260 кг)

Также на самолёт могли подвешиваться торпеды типа РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины типа АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, в дальнейшем КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С). Ракетоносец Ту-16К-10-26 мог сразу взять три крылатые ракеты — две КСР-5 и одну К-10, при этом боевая нагрузка составляла 12410 кг. Этот же ракетоносец мог дорабатываться для внешней подвески бомб, для чего на крыльевые балки ракетной подвески могли монтироваться специальные переходные узлы, позволяющие вешать свободнопадающие бомбы. Каждый самолёт штатно был оборудован различным подъёмно-такелажным оборудованием, облегчающим наземному персоналу подвеску грузов и зарядку пушек.

Для постановки помех на самолёте в заднем техотсеке стоял автомат сброса отражателей АСО-2Б — контейнер, снаряжённый пачками полуволновых диполей из металлизированного стекловолокна или полосок фольги. Для более серьёзных заданий в грузовом отсеке монтировались автоматы АСО-16, а затем и АСО-22.

Для подвески сигнально-ориентирных авиабомб на самолёте был предусмотрен отдельный отсек ЦОСАБ, в котором монтировались два ящичных держателя ДЯ-СС, в каждый можно загрузить по шесть бомб.

Для обеспечения внешней сигнализации самолёт был оборудован ракетными установками (так написано в руководстве) ЭКСП-39 (электрифицированная кассета сигнальных патронов калибра 39 мм). В каждую такую кассету снаряжалось по 4 сигнальных патрона, всего в три кассеты 12 шт. Управление отстрелом сигнальных патронов находилось в кабине штурмана.

Для бомбометания по оптически видимым целям использовался векторно-синхронный оптический бомбовый прицел ОПБ-11р с трёхкратным увеличением, связанный по боковому каналу с автопилотом АП-5-2М (позднее АП-6Е). По невидимым целям прицеливание производилось с помощью радиоприцела РБП-4 «Рубидий ММ-П», работающего в связке с ОПБ. Позднее РБП-4 заменили на РБП-6 «Люстра» или «Рубин-1А», связанного с навигационно-бомбардировочным автоматом «НБА». На ракетных вариантах самолёта применялись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1», «Рица»,

Оптический бомбовый прицел ОПБ-11р предназначен для прицельного бомбометания во всём рабочем диапазоне высот и скоростей самолёта носителя. Прицел автоматически вырабатывает углы прицеливания, бокового смещения и сноса; обеспечивает боковую наводку на цель самолёта векторным способом и способом кратного угла; выдаёт в РБП-4 наклонную дальность до цели и углы поперечной и азимутальной стабилизации, обеспечивая во время бомбометания совмещения перекрестия на экране РБП-4; сигнализирует о приближении момента сброса бомб и выдаёт сигналы на открытие створок бомбоотсека и в электросбрасыватель.

В состав прицела входит непосредственно сам прицел и его комплект оборудования:

  • блок электронных реле
  • решающий прибор
  • преобразователь тока УФ-1с (для питания гиромоторов прицела напряжением 36 вольт 400 гц)
  • датчик высоты ДВ-15
  • датчик скорости ДС-1200
  • высотный блок
  • коробка управления

Питание прицела от бортовой сети постоянного тока 27 вольт и от сети переменного тока 115 вольт. Потребляемая мощность по постоянному току 550 вт, по переменному току 150 ва.

 

Памятники

Один Ту-16, использовавшийся как летающая лаборатория, представлен в экспозиции Музейного комплекса УГМК в Верхней Пышме.

В 1985 году Ту-16 установлен как монумент в Смоленске.

 

Литература

  • «Самолёт-Ту-16. Техническое описание» (в четырёх частях). ОБОРОНГИЗ, 1956 год
  • «Инструкция экипажу самолёта Ту-16» Военное издательство министерства обороны Союза ССР, Москва 1958 г. 168 стр.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Ту-16 — Советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт СССР (27.04.1952)» — (повествование 07.08.2023).

 

[01]     [02]     [03]

 

Источник:

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-27353

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_samoljoty_sssr/20-1-0-70

(при написании статьи использовалась информация из книг: «Самолёт-Ту-16. Техническое описание» (в четырёх частях). ОБОРОНГИЗ, 1956 год)



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/tu_samoljoty_sssr/20-1-0-70
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (09.08.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 83 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Ту-16 — Советский тяжёлый двухмотор, Конструция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей