Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР (1934)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: УССР.
Город: Харьков.
Название: Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР.
Адрес: ?.
Заложен: ?.
Основан: 17.09.1926.
Создано: 1934.
Тип: ГС.
Отрасль: Производство авиационной техники.
Первый самолёт: 1934.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР — Создан в 1934 году на базе Харьковского завода опытного самолетостроения. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1923 году — К. А. Калинин с группой энтузиастов авиации построили самолет собственной конструкции
на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с
Осенью К-1 вылетел
в Москву с остановкой
в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием,
и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты санитарного и фотосъёмочного самолётов. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.
В середине мая 1926 года — Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.
17 сентября 1926 года — на доске объявлений административного здания появился приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в ХАЗ им. Совнаркома УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть».
Таким образом дата 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А. Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.
Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.
В 1927 году — СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн рублей и взял заводы в своё управление.
В 1927 году — завод выпустил первые два самолёта: пассажирский К-2 и его санитарный вариант К-3.
На 1928 год — по производственному плану авиационный завод предусматривал выпуск 8 самолетов.
В 1929 году — завод начал выпуск пятиместного самолёта К-4.
С 01 января 1930 года — Харьковский авиационный завод был выведен из подчинения УВП и передан Авиатресту.
С 1932 года — стал Харьковским заводом опытного самолетостроения.
В 1933 году — на ХАЗе в КБ Калинина был создан семимоторный самолёт-гигант К-7 — один из крупнейших самолётов того времени, который называли «воздушный Госпром».
Повествование
В 1934 году — Создан Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР на базе Харьковского завода опытного самолетостроения.
Всего до начала Великой Отечественной войны завод освоил производство 17 типов самолётов.
Великая Отечественная война
После начала войны завод выпускал штурмовики Су-2.
В октябре 1941 года — в связи с приближением к городу линии фронта был эвакуирован в город Молотов. В результате немецких бомбардировок, боевых действий в период немецкой оккупации города здания завода были полностью разрушены, но после освобождения Харькова Советскими войсками началось восстановление предприятия.
Период |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
1926—1934
|
|
|
Первый директор |
1934—1935
|
|
Григорович Д.П.
|
|
1936—1938
|
|
Неман И.Г.
|
|
1939—1940
|
|
Сухой П.О.
|
|
1940—1941
|
|
Грушин П.Д.
|
|
В августе 1943 года — Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР, восстановлен как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове и приступил к сборке истребителей Як-7, Як-3, Як-9 из готовых частей.
В дальнейшем, до конца войны завод собрал свыше 2400 боевых самолётов.
Материалы
Орлов Г.В. «Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР (1943)» (повествование 01.09.2023).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/obrazovanie_v_sssr/0-14
https://ru.wikipedia.org/wiki/Харьковский_авиационный_завод
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/kharkovskij_aviacionnyj_zavod_imeni_leninskogo_komsomola_17_09_1926
/260-1-0-3933
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307 |