К-1 — Советский пассажирский самолёт — Самолёт СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва, Горький.
Проектное название: РВЗ-6-К-1
Первый полёт: 12 мая 1927 года.
Тип: Пассажирский
Конструкция: Цельнометаллический прямоугольного сечения.
Конструкторы: Калинин К.А.
Инженеры‑конструкторы: ?
К-1 — Советский пассажирский самолёт, цельнометаллический прямоугольного сечения.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1923 году — Константин Алексеевич Калинин приступил к разработке самолета Калинин-1,
работая в КБ киевского «Ремвоздухпуть-6», треста "Промвоздух".
Повествование
В 1923 году — для самолета, разработал крыло эллиптической формы в плане, которое имела аэродинамическое преимущество по сравнению с прямоугольным. На это крыло Калинин получил патент.
В декабре 1923 года — проект был закончен, но требовалось финансирование для начала изготовления самолета.
В мае 1924 года — получен заказ на строительство опытного образца.
В июне 1925 года — был построен самолет и получил название " РВЗ-6-К-1".
26 июля 1925 года — состоялся первый полёт и успешно прошёл испытания. Место рядом с пилотом в первом полете занял главный конструктор самолета.
В рамках испытаний был осуществлен перелет Киев - Харьков, а затем Харьков - Москва. В Москве испытания продолжились и самолет был продемонстрирован руководству авиационной промышленности. Испытания прошли успешно и самолет получил рекомендации к серийному производству и эксплуатации в гражданском воздушном флоте.
К-1 стал первым отечественным пассажирским самолётом, рекомендованным к серийному производству, однако ни один серийный экземпляр не был завершён.
В декабре 1925 года — первый опытный К-1 был передан обществу "Добролет" для эксплуатации на воздушных линиях из Москвы. Самолет успешно выполнял задачи по перевозке пассажиров, доставке грузов и почты.
К-1 оставался в эксплуатации до начала тридцатых годов и налетал 190 часов, до выработки ресурса, после чего был списан.
На предложение по сборке серийного производства самолёта и работать в Харькове Калинин ответил согласием, и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Описание
Фюзеляж
Корпус прямоугольного сечения, каркас сварной из стальных труб. Обшивка передней части (включая пассажирскую кабину) гофрированная алюминиевая, задней части — полотняная.
Впереди моторный отсек, рама моторного отсека легкосъёмная (крепление на 4 болтах). Затем кабина пилота, закрытая прозрачным фонарём.
За ней закрытая пассажирская кабина с диваном и двумя мягкими креслами. Доступ внутрь самолета обеспечивался через дверь по правому борту. Самолет мог принять на борт 3-4 пассажира. По бортам фюзеляжа имелось остекление большой площади.
Крыло
Эллиптической формы. Каркас центроплана сварной стальной, консолей — деревянный. Обшивка крыла полотняная с усилением носка фанерой. Механизация крыла состояла из элеронов. Крыло крепилось к фюзеляжу двумя подкосами. Подкосы — стальные трубы с фанерными обтекателями.
Такая схема была очень удачной для пассажирского самолета, т.к. уменьшалось воздушное сопротивление и давало пассажирам хороший обзор, что было немаловажным фактором в то время, когда воздушные путешествия были в новинку.
Двигатель
Salmson RB-9 — 170 л.с./ 126 квт, 9-цилиндровый бензиновый звездообразный водяного охлаждения.
Радиаторы системы охлаждения выдвижные в поток, размещались под кабиной пилота.
Винт двухлопастный деревянный РВЗ-6 постоянного шага.
Топливный бак размещался в центроплане, подача топлива производилась самотеком.
Оперение
Вертикальное — однокилевое, с рулём направления, каркас сварной из стальных труб, обтянутый полотном. Стабилизаторы эллиптической формы с рулями высоты. Каркас стабилизаторов деревянный, с полотняным покрытием. Управление рулями осуществлялось за счет тросовой проводки.
Шасси
Двухстоечное с хвостовым костылём. Стойки V-образные, связанные осью. На каждой стойке по одному колесу. Колёса — 800 х 150. Амортизация резиновая пластинчатая. В хвостовой части фюзеляжа был установлен подрессоренный костыль без колеса.
Управление — тросовое.
Лётно-технические характеристики
Размах крыла |
16.76 м |
Длина |
10.72 м |
Высота |
2.80 м |
Площадь крыла |
40.00 м² |
Масса пустого самолёта |
1452 кг |
Взлётная масса |
1972 кг |
Число пассажиров |
3-4 |
Экипаж |
1-2 |
Крейсерская скорость |
130 км/ч |
Максимальная скорость |
161 км/ч |
Практический потолок |
5040 м |
Дальность |
600 км |
Мощность |
170 л.с. |
Двигатель |
1 ПД Salmson RB-9 |
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |