СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиамастерские СССР [2]
Авиамастерские СССР
Базы СССР [2]
Базы СССР - Авиабазы, Авиарембазы,
Заводы СССР [28]
Заводы СССР
Комплексы СССР [1]
Комплексы СССР
Лёгкая промышленность СССР [2]
Лёгкая промышленность СССР
Объединения СССР [7]
Объединения
Предприятия СССР [1]
Предприятия СССР
СМУ СССР [1]
СМУ СССР - Строительно-монтажные управления.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР » Заводы СССР

Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (1968)

 Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (1968)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

 

Страна:    СССР.
Республика:    УССР.
Город:   Харьков.
Название:    ХАЗ им. Ленинского комсомола.
Адрес:     ?.
Заложен:    ?.
Основан:    17.09.1926.
Тип:    ГС.
Отрасль:    Производство авиационной техники.
Первый самолёт:    1968.
Площадь, м2:     ?.
Численность рабочих, чел.:    ?
Часовой пояс:    
Телефонный код:    
?
Почтовые индексы:    ?

 

Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (1968)Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола — Создан в 1968 году. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты, позже был перепрофилирован под крылатые ракеты.

 

 

 

 

 

 

Предыстория

После победы Великой Октябрьской Революции

Калинин Константин Алексеевич (биография)В 1923 году — К. А. Калинин с группой энтузиастов авиации построили самолет собственной конструкции

 

 

 

 

Ремвоздухпуть-6 — Авиаремонтный завод (Киев) (повествование)на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с

 

 

 

 

К-1 (повествование)Осенью К-1 вылетел

 

 

 

 

Город Москва — Столица СССР (повествование)в Москву с остановкой

 

 

 

 

Харьков — Город СССР (повествование)в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием, и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты санитарного и фотосъемочного самолетов. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.

Военно-Воздушные Силы Рабоче-крестьянской Красной армии — ВВС РККА (повествование)В середине мая 1926 года — Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.

Харьковский авиазавод имени Совнаркома Украинской ССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть» (повествование)17 сентября 1926 года — на доске объявлений административного здания появился приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в ХАЗ им. Совнаркома УССР.

 

На базе харьковских ремонтных авиамастерских (открытых в 1923), под названием ХАЗ им. СНК УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть».

Таким образом дата 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А. Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.

Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.

В 1927 году — СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн рублей и взял заводы в своё управление.

В 1927 году — завод выпустил первые два самолёта: пассажирский К-2 и его санитарный вариант К-3.

На 1928 год — по производственному плану авиационный завод предусматривал выпуск 8 самолетов. 

В 1929 году — завод начал выпуск пятиместного самолёта К-4.

С 01 января 1930 года — Харьковский авиационный завод был выведен из подчинения УВП и передан Авиатресту.

Харьковский завод опытного самолетостроения (повествование)С 1932 года — стал Харьковским заводом опытного самолетостроения

В 1933 году — на ХАЗе в КБ Калинина был создан семимоторный самолёт-гигант К-7 — один из крупнейших самолётов того времени, который называли «воздушный Госпром».

 

 

Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР (повествование)В июле 1934 года — получил название Завод № 135 Главного управления авиапромышленности при Наркомате тяжелого машиностроения СССР, так он назывался до 1960-х годов.

 

 

Всего до начала Великой Отечественной войны завод освоил производство 17 типов самолётов.

 

Великая Отечественная война

После начала войны завод выпускал штурмовики Су-2.

В октябре 1941 года — в связи с приближением к городу линии фронта был эвакуирован в город Молотов.

В результате немецких бомбардировок, боевых действий в период немецкой оккупации города здания завода были полностью разрушены, но после освобождения Харькова Советскими войсками началось восстановление предприятия.

В январе 1942 году — был расформирован.

Завод № 135 Наркомавиапрома СССР (повествование)В августе 1943 года — восстановлен как завод № 135 Наркомавиапрома на старой базе в Харькове и приступил к сборке истребителей Як-7, Як-3, Як-9 из готовых частей.

В дальнейшем, до конца войны завод собрал свыше 2400 боевых самолётов.

 

 

Послевоенный период

С 1945 года по 1946 года — АЗ крупными сериями выпускал жатки, пропашники, запчасти для тракторов, кровати, детские коляски, посуду и резиновую обувь.

В феврале 1947 года — был получен первый крупный заказ на учебно-тренировочный Як-18 (которых построили 407 единиц).

В 1949 году — завод освоил производство двухместного учебно-тренировочного варианта реактивного истребителя МиГ-15УТИ.

 

Повествование

В 1968 году — Харьковский авиационный завод, назван именем Ленинского комсомола.

В 1976 году — завод образован в Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО) им. Ленинского комсомола.

 

Выпускались самолёты

  • пассажирский К-2 (самолёт) — первый выпущенный заводом самолёт, 1 шт. в 1927 году
  • Санитарный К-3 (самолёт) Калинина (1927) — 1 шт.
  • Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (1928—1930) — выпущено 39 из заказа 44 шт.
  • 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (1929—1934) — 258 шт.
  • Легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского (1931) — 1 шт.
  • Семимоторный самолёт-гигант К-7 Калинина (1932/33) — 1 шт.
  • Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (1932/33) — выпущен опытный первый экз.
  • Бесхвостка ХАИ-4 ХАИ «Осоавиахимовец Украины» (1934) — 1 шт.
  • Истребитель И-Z Григоровича (1934—1935) — 50 шт.
  • Истребитель ИП-1 Григоровича (1936—1937) — 90 шт.
  • Разведчик, бомбардировщик ХАИ-5 И. Немана (Р-10) (1936—1940) — 355 шт.
  • Ближний бомбардировщик ББ-1 Су-2 Сухого (1939-январь 1942, Пермь) — 785 шт.
  • Истребитель Су-1 Сухого (1940) — 1 шт..
  • Истребитель Су-3 Сухого (1941) — 1 шт.
  • Тяжёлый двухмоторный истребитель Гр-1 П. Грушина (1940) — 2 экз.
  • Скоростной бомбардировщик Гр-2 Грушина (1940) — 1 экз.
  • Истребитель Як-7 Яковлева (ноябрь 1943-?) — ? экз. (из готовых деталей).
  • Истребитель Як-9 Яковлева (конец 1943-?) — ? экз.
  • Истребитель-бомбардировщик Як-9Б Яковлева (194.?) — ? экз.
  • Пассажирский Як-8 Яковлева (1946) — 5 шт.
  • Учебный Як-18 Яковлева (1946—1949) — 408 шт.
  • Спарка МиГ-15УТИ Микояна и Гуревича (1950—1954) — 538 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-104 Туполева (1955—1959) — 43 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-124 Туполева (1960—1968) — 163 шт.
  • Реактивный пассажирский Ту-134 Туполева (1963—1984) — 848 шт.

 

КБ завода в разное время возглавляли
Период Фото Фамилия И.О. Примечание

1926—1934

Калинин Константин Алексеевич (биография)

Калинин К.А. (биография)

Первый директор

1934—1935

 

Григорович Д.П.

 

1936—1938

 

Неман И.Г.

 

1939—1940

 

Сухой П.О.

 

1940—1941

 

Грушин П.Д.

 

 

 

 

Материалы

Орлов Г.В. «Харьковский авиационный завод имени Ленинского комсомола (17.09.1926)» (повествование 17.06.2022).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307

https://ru.wikipedia.org/wiki/Харьковский_авиационный_завод

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43
Категория: Заводы СССР | Добавил: soviet-union-ussr (17.06.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 381 | Теги: (17.09.1926), Харьковский авиационный завод имени, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей