Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть» (17.09.1926)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: УССР.
Город: Харьков.
Название: Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР.
Адрес: ?.
Заложен: ?.
Основан: 17.09.1926.
Создан: 17.09.1926.
Тип: ГС.
Отрасль: Производство авиационной техники.
Первый самолёт: 1926.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть». — Создан 17 сентября 1926 году. Выпускал пассажирские, транспортные самолёты.
Предыстория

После победы Великой Октябрьской Революции
В 1923 году — К. А. Калинин с группой энтузиастов авиации построили самолет собственной конструкции
на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с
Осенью К-1 вылетел
в Москву с остановкой
в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием,
и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты санитарного и фотосъёмочного самолётов. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.
В середине мая 1926 года — Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.
17 сентября 1926 года — на доске объявлений административного здания появился приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов, авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в ХАЗ им. Совнаркома УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть».
Повествование
Таким образом дата 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А. Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.
Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.
В 1927 году — СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн рублей и взял заводы в своё управление.
В 1927 году — завод выпустил первые два самолёта: пассажирский К-2 и его санитарный вариант К-3.
На 1928 год — по производственному плану авиационный завод предусматривал выпуск 8 самолетов.
В 1929 году — завод начал выпуск пятиместного самолёта К-4. С 01 января 1930 года — Харьковский авиационный завод был выведен из подчинения УВП и передан Авиатресту.
Выпускались самолёты
- Пассажирский К-2 (самолёт) — первый выпущенный заводом самолёт, 1 шт. в 1927 году
- Санитарный К-3 (самолёт) Калинина (1927) — 1 шт.
- Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (1928—1930) — выпущено 39 из заказа 44 шт.
- 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (1929—1934) — 258 шт.
- Легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского (1931) — 1 шт.
- Семимоторный самолёт-гигант К-7 Калинина (1932/33) — 1 шт.
- Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (1932/33) — выпущен опытный первый экз.
Период |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
1926—1934
|
 |
|
Первый директор |
С 1932 года — стал Харьковским заводом опытного самолетостроения.
В 1933 году — на ХАЗе в КБ Калинина был создан семимоторный самолёт-гигант К-7 — один из крупнейших самолётов того времени, который называли «воздушный Госпром».
Материалы
Орлов Г.В. «Харьковский авиазавод им. Совнаркома УССР при акционерном обществе «Укрвоздухпуть» (17.09.1926)» (повествование 31.08.2023).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/obrazovanie_v_sssr/0-14
https://ru.wikipedia.org/wiki/Харьковский_авиационный_завод
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/kharkovskij_aviacionnyj_zavod_imeni_leninskogo_komsomola_17_09_1926
/260-1-0-3933
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307 |