СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

АГИ-1С — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР (стр. - 05)

 АГИ-1С — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР (стр. - 05)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы    [01]     [02]     [03]     [04]     [05]

 

Если же ось II—II (см. рис. 4) карданной рамы 2 отклониться от горизонтального положения на угол застоя (αз а с т) при режиме набора высоты (см. рис. 51, б), то в этом случае угол отработки (αо т р) мотора раскладывается на два составляющих угла.

Один угол (αз а с т) является углом поворота оси II—II в плоскости, перпендикулярной оси III—III (ось подвеса гироузла со сферической катушкой). Этот угол поворота восстанавливает горизонтальное положение оси II—II.

Второй угол (αш) является углом поворота сферической шкалы вокруг оси, проходящей через полюсы. Этот угол поворота, раскладываясь в свою очередь на углы αш (поворот сферической оси, совпадающей с осью I—I) и αш (поворот сферической оси, перпендикулярной оси I—I), наблюдается лётчиком в виде поворота и смещения линии  меридиана сферической шкалы относительно шкалы кренов 4.

Описанный процесс периодических отклонений (колебаний) оси II—II вместе со сферической шкалой происходит весьма быстро, поэтому эти колебания видимы как периодические вздрагивания шкалы. Эти вздрагивания становятся особенно заметными при углах тангажа более 30º.

     П р и м е ч а н и е.   В виду того, что авиагоризонт АГИ-1С устанавливают на большие самолёты, на которых не совершается сложный пилотаж.

 

II. ПРОВЕРКА АВИАГОРИЗОНТОВ АГИ-1С В АЭРОДРОМНЫХ УСЛОВИЯХ

Авиагоризонты необходимо проверять: 

— перед установкой на самолёт;
— при предварительных подготовках;
— при предполётных подготовках;
— после каждых 300 час работы для АГИ-1С — регламентные работы;
— по истечении гарантийного срока службы в случае продления ресурса.

При предварительной и при предполётной подготовках проверку приборов АГИ-1С производят на самолёте в следующем объёме:

   1. Работа пусковой кнопки. Пусковая кнопка при нажатии должна доходить до упора без затираний и при отпускании возвращаться пружиной в первоначальное положение.

   2. Работа ручки передвижения самолётика. ручка должна вращаться плавно, без рывков и заеданий, и перемещать силуэт самолётика вверх и вниз от нулевого положения.

   3. Время первоначального восстановления гироскопа при запуске.

Перед включением питания пусковую кнопку прибора нажимают до упора и отпускают; при запуске при минусовых температурах ниже -40ºС пусковую кнопку выдерживают в нажатом положении 8 сек. после включения питания, а затем отпускают.

В момент включения питания прибора включают секундомер и наблюдают за восстановлением гироскопа. По истечении 3 мин. гироскоп должен восстанавливаться и показать стояночные углы самолёта по крену и тангажу. Перед установкой прибора на самолёт, после 300 час. работы для АГИ-1С по истечении срока службы в случае продления ресурса прибор проверяется в объёме регламентных работ.

 

Условия испытания, необходимые установки и приборы

Для проверки авиагоризонт должен быть снят с самолёта. Питание авиагоризонта во время испытаний производится от преобразователя ПАГ-1Ф (ПАГ-1ФП), который в свою очередь питается от аккумулятора.

Аккумулятор должен давать на выходе напряжение 27±1 в. Линейное рабочее напряжение преобразователя ПАГ-1Ф (ПАГ-1ФП), спустя 58 мин. после его включения, т. е. при условии рабочей нагрузки (разогнавшийся гироскоп), должно быть 36±1 в. Напряжение регулируется при помощи сопротивления, помещённого в основании преобразователя (ПАГ-1ФП).

 

Рис. 54. Установка УПГ-48, для проверки АГИ-1С.

Рис. 54. Установка УПГ-48, для проверки АГИ-1С.

1установка УПГ-48, 2кронштейн, 3ручка поворота в продольной вертикальной плоскости, 4 и 5панели, 6кольцо, 7винт, 8шкала отсчёта углов в поперечной вертикальной плоскости, 9шкала отсчёта углов в продольной вертикальной плоскости, 10ручка поворота в поперечной вертикальной плоскости.

 

Для проверки приборов АГИ-1С необходимы следующие установки и приборы:

   1. Установка УПГ-48 для проверки гироприборов (рис. 54). На поворотный стол установки 1 ставят кронштейн 2, в котором подвешена панель 4, имеющая возможность поворачиваться в продольной вертикальной плоскости при помощи ручки 3.

По шкале 9 можно отсчитывать углы наклона панели 4 в продольной вертикальной плоскости. В панель 4 вставлено подвижное кольцо 6, которое можно поворачивать относительно панели 4 при помощи ручки 10 в поперечной вертикальной плоскости. По шкале 8 можно отсчитывать эти углы поворота.

В случае необходимости кольцо 6 можно стопорить винтом 7.

К кольцу 6 крепят панель 5, на которую устанавливают проверяемый прибор. Помещённый в установку УПГ-48 прибор можно поворачивать в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: горизонтальной, продольной, поперечной.

   2. Установка УЭГП-1 (см. рис. 42); схема соединения прибора, установки УЭПГ-1 и преобразователя ПАГ-1Ф (ПАГ-1ФП) приведена на (рис. 55).

   3. Мегомметр на 500 в. (например М-1101).

 

Проверяемые параметры и допуски при регламентных работах

   1. Погрешность показания прибора, отсчитываемая по меридиану или линии горизонта, включая застой и инструментально-шкаловую обшивку, не должна превышать ±1º для обоих рабочих положений.

   2. Время первоначального восстановления гироскопа при запуске не должно превышать 1,5 мин..

   3. Время полного разгона гиромотора с момента запуска не должно превышать 3 мин..

   4. Потребляемый прибором ток не должен превышать 0,6 а..

   5. Время восстановления гироскопа из завалов на 20º должно быть:

— при завалах вверх и вниз 4,57,5 мин.;
— при завалах вправо и влево 2
5 мин.;

Разность времени восстановления при выходе из противоположных завалов (например, вправо и влево) должна быть не более 2,5 мин..

   6. Сопротивление электрической изоляции должно быть:

— при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80% не менее 20 Мом;
— при нормальной температуре и относительной влажности выше 80%
не менее 1 Мом;

   7. Правильность установки указателя скольжения. Шарик указателя скольжения устанавливается между ограничителями при горизонтальном положении прибора. Застой шарика указателя скольжения не должен превышать ±1,5º.

 

Рис. 55. Схема соединения авиагоризонта, установки УЭГП-1 и преобразователя.

Рис. 55. Схема соединения авиагоризонта, установки УЭГП-1 и преобразователя.

 

   8. Работа пусковой кнопки и механизма передвижения самолётика. Пусковая кнопка при нажатии должна доходить до упора без затираний и при отпускании должна возвращаться пружиной в крайнее первоначальное положение.

Силуэт самолётика должен перемещаться с помощью кремальеры вверх на 10±1º и вниз на 5±1º2º от нулевого положения кремальера должна вращаться плавно, без рывков и заеданий.

   9. Устойчивость гироскопа с выключенной коррекцией. Уход гироскопа в течении 5 мин. с выключенной поперечной коррекцией на качающемся столе с угловым качанием ±7,5º и периодом колебания не более 15 сек. не должен превышать ±2º.

 

Методика проверки при регламентных работах

   1. Погрешность показания авиагоризонта, включая застой и инструментально-шкаловую ошибку, определяют по истечении 5 мин. после полного восстановления гироскопа.

Проверку производят на установке, приведённой на (рис. 54). Горизонтальность установки прибора проверяют жидкостным уровнем. Для проверки показаний прибор закрепляют на установке так, чтобы неподвижные индексы горизонта прибора были горизонтальны и отмечают показания прибора, отсчитываемые по меридиану и линии горизонта.

Указанную проверку повторяют, проворачивая установку с прибором на 90º вправо и влево. Отмечают при этом относительное смещение индексов шкалы поперечного крена прибора по отношению к меридиану и линии горизонта на картушке.

Проверку проводят в обоих рабочих положениях прибора. погрешность показаний не должна превышать ±1º.

   2. Угол выключения и включения поперечной коррекции. При горизонтальном положении прибора, установленного, как указано в п. 1, и включённом питании отмечают его положение по шкале 8 (см. рис. 54). Переключатель П (см. рис. 55) установлен на клемме БГ. Прибор плавно наклоняют в право.

Когда коррекция включена, вольтметр показывает напряжение 215 в. В момент выключения коррекции вольтметр покажет 3336 в. Проверку повторяют для левого крена. Коррекция должна выключаться при правом и левом крене от 6 до 13º.

   3. Время первоначального восстановления гироскопа при запуске проверяют на установке, приведённой на (рис. 54).

Прибор по уровню устанавливают в горизонтальное положение. Перед включением питания пусковую кнопку прибора нажимают до упора и отпускают. После включения питания наблюдают за приходом линии горизонта сферической шкалы к силуэту самолётика.

Время восстановления гироскопа при нормальной температуре должно быть не более 1,5 мин..

   4. Время разгона гироскопа определяют по амперметру переменного тока на 2 а установки УЭГП-1, включённого в фазу В прибора. В момент подачи питания включают секундомер и фиксируют время, в течении которого пусковой ток спадает до установившейся величины. Время полного разгона гиромотора при запуске не должно быть более 3 мин..

   5. Потребляемый прибором рабочий ток проверяют спустя 35 мин. с момента включения питания, после того как проверено время готовности и установился рабочий ток в фазах прибора.

Для проверки потребляемого тока ключ К установки УЭГП-1 (см. рис. 55) перемещают в направлении В. При этом из фазы прибора В выключают амперметр на 2 а и включают амперметр на 1 а При перемещении ключа К в направлении А амперметр на 2 а включают в фазу А прибора.

     П р и м е ч а н и е.   Включать в фазу прибора амперметр на 1 а можно только при установившимся режиме питания прибора. Если включить его во время пускового режима, шунт этого амперметра может перегореть и амперметр выйдет из строя.

   6. Время восстановления гироскопа из завалов на 20º определяют на установке, приведённой на (рис. 54). Прибор устанавливают так, чтобы при работе гироскопа силуэт самолётика был совмещён с горизонтальными индексами на шкале кренов и индексом-горизонтом на сферической шкале. Спустя 5 мин. после включения питания гироскопу дают завал относительно требуемой оси и проверяют время, в течение которого индекс-горизонт сферической шкалы совместился с силуэтом самолётика.

   7. Сопротивление электрической изоляции прибора проверяют мегомметром при напряжении 500 в. Мегомметр присоединяют между одной из клемм штепсельного разъёма прибора и шпилькой крепления на корпусе прибора. Сопротивление должно быть при нормальной температуре и относительной влажности от 30 до 80º не менее 20 Мом, при нормальной температуре и относительной влажности свыше 80º — не менее 1 Мом.

Достигается это при помощи ручек на кронштейне установки и выключателя вращения платформы установки. Отмечают положение платформы установки, а затем включают двигатель установки и вращают прибор вокруг его поперечной оси в одну, а затем в обратную сторону на 360º. Ошибка прибора после такой проверки не должна превышать ±2º.

   8. Правильность установки указатель скольжения проверяют на установке, приведённой на (рис. 54). Прибор закрепляют на установке, после чего включают питание. Спустя 3 мин. после включения питания нулевой индекс на шкале кренов прибора совмещается с меридианом картушки. Плавно отклоняется прибор по тангажу на 90º и даёт возможность картушке развернуться на 180º вокруг вертикальной оси, затем прибор возвращают в исходное положение.

Отмечают положение меридиана по шкале кренов прибора. Отмеченная по шкале кренов ошибка уменьшается наполовину путём соответствующего поворота прибора. При зуммеризации шарик указателя скольжения должен находится между ограничителями. Чувствительность шарика указатель скольжения проверяют путём плавного поворота прибора в обе стороны от горизонтального положения при вибрации 0,1 ед. При этом застой шарика указателя скольжения не должен превышать ±1,5º.

   9. Работу пусковой кнопки проверяют нажатием на пусковую кнопку. При этом она должна доходить до упора без затираний, а при отпускании возвращаться пружиной в крайнее исходное положение.

   10. Устойчивость гироскопа при выключенной поперечной коррекции. Установить прибор так, чтобы в работающем авиа горизонте индекс самолётика был совмещён с горизонтальными индексами шкалы кренов и линией горизонта сферической шкалы.

Повернуть ручку «Наклон платформы» вправо и установить её против отметки 7,5º. Поставить переключатель платформы в положении «Автомат» и проверить период колебания платформы по отклонению шарика указателя скольжения. Время перемещения шарика  из одного крайнего положения в другое и обратно должно быть не более 15 сек.. Если период колебания больше 15 сек., отрегулировать его с помощью реостата «Регулировка напряжения» установки. Поставить переключатель платформы в положение «Ручное», повернуть прибор вокруг продольной оси вправо на 30º, поставить переключатель платформы в положение «Автомат» и выключить секундомер. Через 5 мин. включить установку, поставить на нуль и проверить положение линии меридиана сферической шкалы относительно отметки 30º.

Уход гироскопа при выключенной поперечной коррекции в течении 5 мин. не должно превышать ±2º.

   11. Авиагоризонты АГИ-1С проверяют при закороченных клеммах Б и Г установки, кроме проверки устойчивости гироскопа. Устойчивость гироскопа проверяют при разомкнутых клеммах Б и Г.

 

III. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ИСТЕЧЕНИЯ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА СЛУЖБЫ ПРИБОРОВ АГИ-1С

По истечении гарантийного срока службы прибора необходимо перед проверкой прибора по указанным в разд. VII параметрам и методике проделать следующие работы: распломбировать прибор, вывернуть три винта крепящие кожух, и снять кожух.

 

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При снятом кожухе необходимо очень осторожно обращаться с прибором во избежание случайного повреждения пружинных щёток коллекторных узлов.

Тщательно проверить, нет ли коррозии на приборе и трещин на его деталях. Осмотреть коллекторные узлы прибора, проверить, нет ли подгара на контактных кольцах и щётках, и убедиться в надёжности контакта между пружинными щётками и кольцами коллекторов. При этом необходимо соблюдать осторожность и не допускать проверки натяжения щёток оттяжкой их пинцетом или другим каким лбо инструментом, так как при оттяжке щётки на 23 мм. могут возникнуть остаточные деформации, в результате чего нарушится контакт между щёткой и кольцом.

Осмотреть выключатель коррекции: нет ли подгара контактов и диска выключателя; при необходимости контакты протереть, пропустив между ними полоску чистой тряпки, слегка смоченной в спирте (или бензине Б-70).

Осмотреть контакты биметаллического выключателя и осторожно протереть их чистой тряпкой смоченной в спирте (или бензине Б-70). При этом необходимо следить за тем, чтобы не допускать большого развода контактов во избежание изгиба контактных пластин: после протирания контактов убедиться в том, что они нормально замкнуты.

Проверить исправность монтажа проводников, надёжность их пайки, внешнее состояние балластного и искрогасительных сопротивлений.

Проверить затяжку винтов крепления вилки штепсельного разъёма.

Осмотреть на износ зубчатые колёса редуктора мотора отработки следящей рамы.

Осмотреть состояние окраски и светящейся массы на сферической шкале.

Статическую балансировку гироузла и кардана проверяют следующим образом. Карданный узел устанавливают вертикально, компенсируют нижний маятник гироузла грузом 760 мг на коричневом полюсе картушки. Поочерёдно на голубом и коричневом полюсе прикладывают груз 285 мг (1,5 Гсм.), под действием которого катушка должна отклонятся вниз. Проверку повторяют после поворота оси карданного узла на 180º. Проверка ведётся при лёгком постукивании или при вибрации 0,10,3g.

Балансировку узла кардана в приборе проверяют следующим образом. Следящая рама находится в горизонтальной плоскости, карданный узел отклонён от горизонтального положения на 40º и при простукивании или вибрации 0,10,3g карданный узел должен занять положение в пределах 20±5º. При отклонении карданного узла на 5º от горизонтального положения он должен находиться в пределах 205º. Проверку повторяют на голубом и коричневом фоне обоих рабочих положений карданного узла.

При необходимости надо произвести подбалансировку, после чего балансировочные узлы и гайги пломбировать клеем АК-20. Проверить состояние резинового уплотнительного кольца на корпусе прибора. Надеть на прибор кожух и закрепить его тремя винтами. Вывернуть восемь винтов крепления переднего фланца прибора и вынуть фланец.

Осмотреть кулисный механизм передвижения силуэта самолётика, проверить нет ли заеданий, сильного износа трущихся деталей, надёжно ли закреплена направляющая планка кулисного механизма.

Проверить, надёжно ли укреплён силуэт самолётика к ползунку кулисного механизма. При этом во избежании повреждения силуэта самолётика не допускается грубо покачивать его пальцами.

Осмотреть механизм пусковой кнопки, проверить нет ли коррозии на его деталях, исправна ли возвратная пружина механизма, надёжно ли она закреплена.

Смазать подшипник пусковой кнопки одной каплей масла ОКБ-122-16, после чего протереть подшипник снаружи.

Проверить надёжность закрепления изогнутой трубки указателя скольжения, при этом необходимо следить за тем, чтобы не сдвинуть трубку с места и не сломать её.

Осмотреть кулачок следящей рамы и кольцо с подшипниками, проверить нет ли на них коррозии и трещин, а также крепление подшипников. Каждый подшипник смазать одной каплей масла ОКБ-122-16, после чего протереть снаружи насухо.

Поставит фланец на место и закрепить восемью винтами. Проверить прибор на установке УПГ-48 по основным параметрам и допускам в соответствии с методикой проверки, указанной в разд. II настоящей инструкции.

Сделать запись в паспорте на прибор о проведённых работах и проверках.

 

IV. УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ ПРИБОРОВ АГИ-1С

Авиагоризонт укладывают в специальную картонную гофрированную коробку. В эту же коробку укладывают крепёжные гайки, шайбы и паспорт прибора. Картонные коробки с авиагоризонтами упаковывают в специальный деревянный ящик. Вес ящика брутто не должен превышать 50 кг.. При транспортировке воспрещается бросать и кантовать ящики. Авиагоризонты надо хранить в закрытом сухом помещении.

Температура в помещении должна быть от +10 до +30-С. Коробки с приборами размещают на стеллажах. в помещении не должно быть кислот, паров и щелочей.

 

V. ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНЫХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ, ИХ ПРИЧИНЫ И УСТРАНЕНИЕ

Внешнее проявление неисправности Методика выявления Метод ремонта Возможная причина дефекта
А. Дефекты, выявляемые на самолёте
1.   При включении питания прибор не восстанавливается по крену и тангажу одновременно 1.   Прозвонить жгут, соединяющий прибор ПАГ-1Ф с клеммами 3, 4, 5 1.   Устранить неисправность 1.   Обрыв провода в жгуте
2.   Проверить исправность ПАГ-1Ф 2.   То же 2.   Обрывы в монтаже ПАГ-1Ф
3.   Прозвонить фазы прибора А, Б, В, Г, сопротивление при этом не должно быть 3.   Ремонт разрешается только в организации-изготовителе 3.   Обрыв в монтаже прибора или нарушение контакта
2.   При включении питания прибор не восстанавливается только по крену или  только по тангажу    Дефект определяют по характеру поведения прибора: при включении питания прибор не восстанавливается только по тангажу или только по крену 1.   Ремонт разрешается только в организации-изготовителе    Обрыв цепи соответствующей коррекции, отказ жидкостного выключателя, большое трение по осям гироузла или кардана
3.   Большая послевиражная ошибка по крену в воздухе 1.   Проверить надёжность работы выключателя коррекции ВК-53РБ при развороте с угловой скоростью 0,3 град/сек., клеммы 89 должны быть разомкнуты    Устранить неисправность  
2.   Проверить исправность цепи между АГИ-1С и ВК-53РБ    Обрывы в жгуте, соединяющем АГИ-1С и ВК-53РБ
Б. Дефекты, выявляемые при регламентных работах
   Большое время восстановления из завалов (велика разность времени выхода из завалов; велико время восстановления при запуске) 1.   При покачивании прибора с неработающим гиромотором наблюдается затирание гироузла или кардана    Прибор ремонтируется в организации-изготовителе 1.   Велико трение в опорах гироузла или кардана
2.   При установки прибора в линию горизонта при неработающим гиромоторе наблюдается большой завал гироузла или кардана    То же 2.   Разбалансировка гироузла или кардана
3.   При отсутствии указанных выше дефектов в приборе возможен обрыв коррекционной цепи или отказ жидкостного переключателя    »  

 

Материалы

Орлов Г.В. «АГИ-1С — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР» (повествование 23.10.2022).

 

[01]     [02]     [03]     [04]     [05]

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (16.11.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 137 | Теги: АГИ-1С — Авиагоризонт — Гироскопиче, Орлов Геннадий Викторович | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей