|
Каталог статей СССР
АГИ-1 (2-й серии) — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР (стр. - 04)
П р и м е ч а н и е. Характеристики, указанные в пп. 3 и 4, даны для работы жидкостного переключателя в схеме АГИ-1 (2-й серии).
Рис. 33. Жидкостный маятниковый переключатель. 1—вид сверху, 2—вид с низу.
П р о д о л ь н ы й к о р р е к ц и о н н ы й мотор (рис. 34)
Рис. 34. Продольный коррекционный мотор. 1—статор, 2—ротор.
П о п е р е ч н ы й к о р р е к ц и о н н ы й м о т о р (рис. 35)
Рис. 35. Поперечный коррекционный мотор. 1—статор, 2—ротор.
Б и м е т а л л и ч е с к о е р е л е (рис. 36)
М о т о р ДИД-0,5 (рис. 37)
У к а з а т е л ь с к о л ь ж е н и я (рис. 38)
Рис. 36 Биметаллическое реле.
Рис. 37. Мотор ДИД-0,5.
Рис. 38. Указатель скольжения.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАГОРИЗОНТОВ АГИ-1 (2-й серии) И АГИ-1С I. МОНТАЖ АВИАГОРИЗОНТОВ НА САМОЛЁТЕ. ПРОВЕРКА ПОСЛЕ МОНТАЖА
1. Перед установкой на самолёт авиагоризонт должен быть проверен по параметрам и методике, указанным в разд. II. настоящей инструкции. Рис. 39. Монтажная схема авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) на самолёте.
2. Электромонтаж авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) при питании от отдельного преобразователя ПАГ-1Ф производится согласно монтажной схеме, приведённой на (рис. 39). Предохранитель в цепи питания преобразователя ПАГ-1Ф должен быть рассчитан на пусковой ток 15 а. и на потребляемый ток 3 а.. При работе авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) в комплекте с ДГМК-3 питание осуществляется от общего преобразователя ПАГ-1ФП, при этом авиагоризонты подключают к распределительной коробке ДГМК-3 в следующем порядке:
Предохранитель в цепи питания преобразователя ПАГ-1ФП должен быть рассчитан на пусковой ток 15 а. и потребляемый ток 3,5 а.. Монтаж электропроводки производят проводами, принятыми для монтажа сетей самолёта. Падения напряжения в проводах, соединяющих авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) с преобразователем и преобразователь с бортовой сетью, должен быть не более 0,5 в.. Хвостовик штепсельного разъёма может быть установлен в любом направлении в пределах угла ±90º от положения, указанного на габаритном чертеже (рис. 41). При необходимости изменить направление хвостовика следует отпустить четыре винта, крепящие хвостовик, установить его в нужном направлении и вновь затянуть винты. Надо следить за тем, чтобы розетка штепселя после припайки к ней монтажных проводов была правильно собрана. Корпус розетки должен быть ввёрнут в резьбовую втулку до отказа и затянут. При соединении штепсельных разъёмов к авиагоризонту и преобразователю следует совместить паз в одной половине разъёма со шпонкой в другой половине. 3. До закрепления авиагоризонта на приборной доске следует поверить правильность соединения авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) с преобразователем. Для этого нужно взять авиагоризонт в руки горизонтально, шкалой к себе, включить преобразователь и наблюдать поведение прибора. Если сферическая шкала прибора восстанавливается к своему рабочему положению и её индекс-горизонт (экватор) займёт горизонтальное положение и совместится с силуэтом самолётика, монтаж произведён правильно. Если индекс-горизонт сферической шкалы после включения преобразователя будет уходить от силуэта самолётика вверх или вниз, или наклонятся относительно него, или станет вращаться, монтаж произведён неправильно и следует проверить соединения штепсельных разъёмов преобразователя и авиагоризонта, прозванивая провода, соединяющие штепсельные разъёмы. 4. При включении от борт сети 27 в на преобразователь ПАГ-1Ф или ПАГ-1ФП он должен выдавать на авиагоризонт переменное напряжение 36±1 в. Если напряжение превышает указанный допуск, оно должно быть отрегулировано регулировочным сопротивлением преобразователя. Напряжение замеряют при помощи переносной установки УЭГП-1 (фиг. 42) и двух жгутов, входящих в комплект пульта. Схема проверки приведена на (рис. 43). Штепсельную колодку самолётного кабеля отсоединяют от авиагоризонта и присоединяют к концу жгута № 2. Штепсельную колодку на втором конце жгута № 2 присоединяют к вилке с надписью «ПАГ-1Ф» на установке УЭГП-1. К авиагоризонту подсоединяют штепсельную колодку жгута № 1. Штепсельную колодку на втором конце жгута № 1 присоединяют к вилке с надписью «На прибор» на установке. Включить питание и, спустя 3—4 мин., замерить напряжение по вольтметру переменного тока на установке; при положении переключателя П на клемме АБ измеряют напряжение между фазами А и Б; при положении переключателя П на клемме БВ — между фазами Б и В.
Рис. 41. Габаритные и установочные размеры авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии). 90º— диапазон возможных положений углового штепселя ШУ-4.
5. Не допускаются воздушные пузырьки в наполнителе указателя скольжения. Если воздушные пузырьки в наполнителе обнаружены, их следует переместить в отросток указателя скольжения, поворачивая корпус прибора в направлении, противоположном вращению часовой стрелки.
Рис. 42. Установка УЭГП-1 для проверки АГИ-1 (2-й серии) и других гироприборов.
6. Габаритные и установочные размеры авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии), а также размеры выреза для авиагоризонта в приборной доске самолёта приведены на (рис. 41). 7. Приборная доска должна быть амортизирована. Перегрузка от вибрации на приборной доске в месте крепления авиагоризонта не должна превышать 1,3 ед.. 8. Приборная доска должна быть расположена перпендикулярно продольной оси самолёта с точностью ±1º. 9. Авиагоризонт закрепляют на приборной доске четырьмя специальными самотормозящими гайками. Гайки и шайбы входят в комплект каждого прибора. Под гайки на шпильки прибора должны быть положены прилагаемые к прибору шайбы. П р и м е ч а н и е. При установке авиагоризонта на приборную доску нельзя снимать кнопку с надписью «Нажать перед пуском». 10. Накидная гайка штепсельного разъёма авиагоризонта должна быть законтрена проволокой, которая пропускается через отверстие в накидной гайке и отверстия в головках винтов, крепящих хвостовик разъёма. 11. При положении самолёта в линии полёта индекс-горизонт на сферической шкале должен быть расположен на одной прямой с неподвижными горизонтальными индексами на шкале кренов прибора. Линия меридианов должна быть совмещена с нулевым делением шкалы кренов. Рис. 43. Схема проверки напряжения после монтажа АГИ-1 (2-й серии) на самолёте.
Допустимое несовмещение указанных элементов должно быть не более 1º. Правильность установки прибора на доске проверяют при работе прибора (включённом питании). Регулирование установки авиагоризонта в поперечной плоскости путём поперечного разворота корпуса прибора относительно приборной доски, а в продольной плоскости — подкладыванием шайб на шпильки крепления прибора. При присутствии нивелировочного приспособления допускается приблизительная установка самолёта в линию полёта. После монтажа авиагоризонта на самолёте опытный лётчик производит облёт самолёта в условиях хорошей видимости естественного горизонта. Лётчик определяет величину и направление установочной ошибки. Ошибка устраняется техническим составом на земле, после чего делается повторный, поверочный полёт. 12. Преобразователь ПАГ-1Ф (или ПАГ-1ФП) устанавливают в горизонтальном положении и крепят винтами через отверстия в основании преобразователя. 13. Преобразователь ПАГ-1Ф (или ПАГ-1ФП) включают в бортовую сеть непосредственно без пусковых устройств. 14. Окончательную оценку работы авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) после монтажа на самолёт лётчик производит в простых метеорологических условиях, при видимости земных ориентиров после выполнения каждой из следующих эволюций: — разворот вправо на 180º с креном 18—20º; — разворот влево на 180º с креном 18—20º; — разворот вправо на 180º с креном 65—70º; — разворот влево на 180º с креном 65—70º; — бочка правая; — бочка левая; — полупетля Нестерова правая; — полупетля Нестерова левая; — боевой разворот правый; — боевой разворот левый; Ошибки прибора рекомендуется проверять по следующей методике. 1. После выполнения эволюции самолёт выровнять по тангажу при помощи вариометра и по крену пи помощи авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии); линия меридиана должна быть против нулевого индекса шкалы кренов. 2. Визируя при помощи прицела наземные ориентиры (линейные или точечные), определить находится самолёт в прямолинейном полёте при развороте, и если разворот имеется, выровнять самолёт по крену до прекращения разворота. При этом указатель скольжения ЭУП-46 (ЭУП-53) должен быть в нулевом положении. 3. Определить ошибку авиагоризонта по крену (отклонение линии меридиана до нулевого индекса шкалы кренов). Ошибка не должна превышать: — после разворотов с указанными выше кренами — 4º;
Запуск авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) и пользовании ими в полёте 1. Перед включением питания необходимо: — убедиться в исправности защитного стекла авиагоризонта; 2. Нажать до упора на пусковую кнопку авиагоризонта и отпустить. При этом сферическая шкала должна устанавливаться в положение, соответствующее примерно режиму горизонтального полёта. П р и м е ч а н и е. 1. Если кнопка не была нажата перед включением питания, время прихода прибора в рабочее состояние может несколько увеличится. Нажимать кнопку после включения питания не следует. Если кнопка будет нажата при включённом питании в полёте во время выполнения креновой эволюции, гироскоп прибора отклонится от положения вертикали и понадобится значительное время, чтобы показания прибора стали правильными. 2. Если у работающего прибора питание выключено, а за тем через короткий промежуток времени (до 10 мин.) снова включается, нажимать на кнопку перед повторным включением питания нельзя, так как гиромотор не успел остановиться и нажатие кнопки может отклонить гироскоп от вертикали (создать завал). 3. При температурах ниже —30ºС пусковую кнопку следует держать нажатой в течение 5—8 сек. после включения питания. 3. Включить питание прибора. При включении питания сферическая шкала после непродолжительных колебаний должна установиться в рабочее положение. После установления шкалы авиагоризонт должен показывать стояночный угол самолёта. 4. Время готовности прибора к взлёту в диапазоне температур от +50 до -45ºС должно быть 3 мин. с момента достижения в бортовой сети, питающей преобразователь авиагоризонта, напряжение 27 в.. Напряжение контролируется по вольтметру на приборной доске. Примечание. Если прибор не был включён перед взлётом на земле, его можно включать в воздухе при условии выдерживания режима горизонтального полёта с постоянной скоростью в течение (не менее) 3 мин. с момента включения питания. Когда взлёт производится после истечения указанного времени, т. е. когда авиагоризонт готов к работе, продольные ускорения вызывают накапливания ошибки авиагоризонта по тангажу со скоростью 2,5—4,5 град/мин. набора скорости. При развороте самолёта после взлёта вправо или влево на 90º эта тангажная ошибка превращается превращается в ошибку по крену. После набора скорости (полёт без ускорений) ошибка авиагоризонта автоматически устраняется: ошибка по тангажу — со скоростью 2,5—4,5 град/мин. ?. Практически эти ошибки устраняются при полёте с установившейся скоростью в течении 1 мин. Взлёт авиагоризонтом раньше указанного времени готовности может вызвать недопустимо большие взлётные погрешности. 5. В горизонтальном полёте с крейсерской скоростью и нормальной центровкой силуэт самолётика должен совмещаться с индексом-горизонтом на сферической шкале и с неподвижными горизонтальными индексами на шкале крена. Изменение угла атаки самолёта, например в следствии изменения центровки, прибор покажет как набор высоты или снижения. Если при этом будет установлено (например, по вариометру и указателю скорости), что самолёт летит горизонтально, то нет необходимости запоминать постоянное смещение силуэта самолётика относительно индекса-горизонта. Вращая ручку, расположенную с левой стороны прибора, следует совместить силуэт самолётика с горизонтальным индексом (экватором) сферической шкалы и в дальнейшем определять положенияе самолёта по тангажу от этого положения силуэта самолётика. Если изменяется скорость полёта, высота или центровка машины, всё это снова вызовет изменение угла атаки самолёта и нужно будет при новом установившемся режиме полёта опять совмещать на сферической шкале силуэт самолётика с индексом-горизонтом. 6. Перед выполнением любого крена следует обязательно установить силуэт самолётика в первоначальное положение в одну линию с неподвижными горизонтальными индексами на шкале кренов. Если это не будет сделано, прибор (например, при вираже) покажет изменение угла тангажа, в то время как на самом деле тангаж самолёта не менялся. 7. Развороты самолётов, на которых стоит авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) на 90, 180º и большие углы следует производить обязательно с креном больше 15º, в том случае послевиражные ошибки не происходят 4º. Если эти развороты проводились с креном меньше 15º, ошибки после виража могут достигать 8º. Это объясняется тем, что поперечная коррекция в авиагоризонте АГИ-1 (2-й серии) выключается собственным выключателем, расположённым на оси следящей рамы. Выключатель коррекции имеет рабочую зону до ±13º и поэтому при разворотах самолёта с креном, меньшим указанного угла, выключение поперечной коррекции не происходит. Довороты на углы 20—30º можно производить с любыми кренами. При разворотах самолёта с угловой скоростью меньше 0,1 град/сек. коррекция выключаться не будет и авиагоризонт АГИ-1 (2-й серии) при малых углах крена, под действием центробежных ускорений может накопить ошибку до 8º.
Примеры показаний приборов АГИ-1 (2-й серии) на основных эволюциях Г о р и з о н т а л ь н ы й п о л ё т (Рис. 45, а). Силуэт самолётика совмещён с индексом-горизонтом на сферической шкале и линия меридиана — с нулевым индексом шкалы кренов. Н а б о р ы в ы с о т ы (рис. 45, б). Силуэт самолётика расположен на голубом фоне сферической шкалы — самолёт «идёт в небо» с углом подъёма 20º. С н и ж е н и е (рис. 45, в). Силуэт самолётика расположен на коричневом фоне сферической шкалы — самолёт «идёт на землю» с углом пикирования 20º. П р а в ы й в и р а ж (рис. 46, а). Меридиан указывает на шкале кренов правый крен 30º. П р а в ы й в и р а ж с н а б о р о м в ы с о т ы (рис. 46, б). Меридиан на шкале кренов указывает правый крен 30º. Силуэт самолётика расположен на голубом фоне сферической шкалы — набор высоты. Центр силуэта самолётика находится против деления 20º на шкале тангажа — угол подъёма равен 20º. П р а в ы й в и р а ж с о с н и ж е н и е м (рис. 46, в). Меридиан на шкале кренов указывает правый крен 30º. Силуэт самолётика расположен на коричневом фоне — снижение. Центр силуэта самолётика находится против деления 20º на шкале тангажа — угол пикирования равен 20º.
Рис. 45. Показания авиагоризонта при горизонтальном полёте, наборе высоты и снижении.
Рис. 46. Показания авиагоризонта при правых виражах: нормальном, набором высоты и со снижением.
Рис. 47. Показания авиагоризонта при левых виражах: нормальном, набором высоты и со снижением.
Л е в ы й в и р а ж (рис. 47, а). Меридиан указывает на шкале кренов левый крен 30º. Л е в ы й в и р а ж с н а б о р о м в ы с о т ы (рис. 47, б). Меридиан показывает на шкале левый крен 30º. Силуэт самолётика расположен на голубом фоне сферической шкалы — набор высоты. Центр силуэта самолётика находится против деления 20º на шкале тангажа — угол подъёма равен 20º. Л е в ы й в и р а ж с о с н и ж е н и е м (рис. 47, в). Меридиан на шкале кренов указывает левый крен 30º. Силуэт самолётика расположен на коричневом фоне сферической шкалы — снижение. Центр силуэта самолётика находится против деления 20º на шкале тангажа — угол пикирования равен 20º.
Пользование авиагоризонтами при ночных полётах Естественно, что в ночных условиях не видно коричневого и голубого фона сферической шкалы, и поэтому для обеспечения возможности ориентировки по тангажу при ночных полётах деления, цифры, а также линия меридиана сферической шкалы покрыты светящейся массой разного цвета. Верхняя половина линии меридиана, находящаяся на коричневом фоне сферической шкалы, а также тангажные деления и цифры на этой линии покрыты красной светящейся массой переменного действия, которая светится ночью при облучении бортовыми осветителями АРУФОШ-45. Нижняя половина линии меридиана, находящаяся на голубом фоне сферической шкалы, а также деления и цифры на этой линии покрыты обычной светящейся массой светло-зелёного цвета постоянного действия, которая светится при облучении бортовыми осветителями АРУФОШ-45★. Индекс-горизонт (экватор) сферической шкалы, силуэт самолётика, индексы шкалы кренов и трубка указателя скольжения также покрыты светящейся массой постоянного действия★. Когда силуэт самолётика оказывается на фоне красной линии меридиана с его делениями и цифрами — это указывает на снижение самолёта. Когда силуэт самолётика оказывается на фоне зелёной линии меридиана — самолёт идёт с набором высоты. Такое выполнения указанных элементов позволяет одинаково наглядно ориентироваться в пространстве по крену и тангажу как днём, так и ночью.
★ С октября 1963 г. изделия выпускаются со светящейся массой светло-зелёного цвета переменного действия.
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 Просмотров: 176
|
| |
|
|