АГИ-1 (2-й серии) — Авиагоризонт — Гироскопический прибор СССР (стр. - 03)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06]
Три конца обмотки статора выведены через полую часть оси 6. В гиромоторе применены подшипники магнетного типа С1006096Е с текстолитовым сепаратором. Размеры подшипников ∅ 15х∅ 6х5. Подшипники смазывают густой смазкой ОКБ-122-7. Внешнее кольца подшипников посажены во втулки 2 и 5, причём посадка кольца подшипника во втулке 2 — свободная, но без радиального люфта, а во втулке 5 — плотная. Внутренние кольца подшипников сидят на ступицах крышек 3 и 7. Крышку 3 винтами крепят к ободу ротора 10. Ротор гиромотора 9, представляющий собой пакет железа с короткозамкнутыми витками типа беличьего колеса, жёстко скрепляется с ободом ротора 10 и крышкой 7 при помощи резьбовой гайки 8. Таким образом, подвижная часть (ротор) гиромотора состоит из внутренних колец подшипников, крышек 3 и 7, обода ротора 10, ротора 9 и крепёжной резьбовой гайки 8. Продольный люфт в подшипниках гиромотора выбирается пружинной шайбой 4.
Гироузел (рис. 14 и 15)

Рис.14. Гироузел.
1—гиромотор, 2—крышка гироузла, 3—корпус гироузла, 4 и 9—оси, 5—кронштейн, 6—балансировочный винт, 7—жидкостный маятниковый переключатель, 8—статор продольного коррекционного мотора, 10—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт.), 11—балансировочные гайки, 12—винт.
Гироузел состоит из гиромотора 1 (ГМ-4У), который укреплён в корпусе 3 с крышкой 2. на корпусе гироузла, на нижней его плоскости, расположен жидкостный маятниковый переключатель 7. На корпусе 3 гироузла жёстко укреплены оси 4 и 9, а также статор продольного коррекционного мотора 8.
На крышке 2 гироузла расположен балансировочный винт 12 с двумя гайками 11, которые служат для статической балансировки гироузла вокруг оси его подвеса. Кроме того, на крышке гироузла 2 и на корпусе 3 закреплены контактная колодка 13 для распределения питания на гиромотор, жидкостный маятниковый переключатель, ротор продольного коррекционного мотора и балластное сопротивление 10, ограничивающее ток в управляющей обмотке статора продольного коррекционного мотора.

Рис. 15. Гироузел (вид сверху).
13—контактная колодка, 14—трубка.
На корпусе гироузла закреплён кронштейн 5 с балансировочным винтом 6, который также необходим для статической балансировки гироузла. Электрическая проводка к гироузлу (пять проводов) подводится через трубку 14, которая крепится в корпус гироузла. Электромонтаж гироузла производят согласно общей электромонтажной схеме прибора, приведённой на (фиг. 16 и 17).
Жидкостный переключатель 083, который применяется в приборе АГИ-1 (2-й серии), в отличие от других переключателей, применяемый в изделиях АГБ-2, АГК-47Б, и др., имеет увеличенные диаметры рабочих контактов до 8,8 мм. (вместо 5,3 мм.).
Указанная конструкция обеспечила более надёжную работу переключателей:
1) уменьшилась плотность тока в контакте, в результате чего уменьшилось электроэрозионное срабатывание контактов;
2) уменьшилась температура перегрева переключателей (из-за увеличения его внешней поверхности);
3) уменьшилась начальная команда переключателей при пуске прибора прибора в условиях мороза ниже -30º.

Рис. 16. Полумонтажная схема АГИ-1 (2-й серии).
1—гиромотор ГМ-4У, 3—жидкостный маятниковый переключатель, 4—статор продольного коррекционного мотора, 6—мотор отработки ДИД-0,5, 7—искрогасительное сопротивление (3000—3600 ом; 0,5 вт.), 8—выключатель поперечной коррекции, 9—шестиблочный коллектор следящей рамы, 11—вилка штепсельного разъёма, 12—искрогасительное сопротивление (5100 ом; 0,5 вт.), 13—балластное сопротивление (100—350 ом; 2 вт.), 14—биметаллическое реле, 15—балластное сопротивление (270—910 ом; 1 вт.), 18—четырёхблочный коллектор карданного узла, 23—включатель мотора отработки следящей рамы, 31—узел гибких токоподводов, 33—коммутатор, 35—статор поперечного коррекционного мотора.
К а р д а н н ы й у з е л (рис. 18, 19 и 20).
Гироузел 1 на подшипниках А23УМ1 (размером (∅10х∅ 3х4) и А1000095УЗ (размером ∅ 13х∅ 5х4) подвешен в карданной раме 15 с фланцем 4 (с осевым люфтом 0,03—0,05 мм).

Рис. 18. Карданный узел (вид сбоку).
1—гироузел, 2—кронштейн для крепления балансировочного винта, 3, 13 и 14—балансировочные винты, 4—фланец рамы, 5—панель с ламелями, 6—токоподвод, 7—узел контактов, 8—гайка, 9—ротор продольного коррекционного мотора, 10—кронштейн, 11—пусковой маятник, 12—сферическая шкала, 15—карданная рама, 16—фланец для крепления сферической шкалы, 17—пружина, 18—кронштейн с упором.
На оси гироузла со стороны фланца расположен узел гибких токоподводов, состоящих из панели с ламелями 5,ленточных токоподводов 6 и узла контактов 7. Провода, выходящие из гироузла припаивают к ламелям узла контактов. Узел контактов 7, несущий на себе пружину 22 с контактами включателя отработки мотора,

Рис. 19. Карданный узел (вид сверху).
19—ось карданной рамы, 20—статор продольного коррекционного мотора, 21—кольцо, 22—пружина с контактами переключателя мотора отработки следящей рамы, 23—включатель мотора отработки, 24—четырёхблочный коллектор карданного узла, 25—ось карданной рамы.
На карданной раме 15 закреплён при помощи фланца 4 ротор 9 продольного коррекционного мотора и при помощи кольца 21 — статор 20 поперечного коррекционного мотора. для статической балансировки рамы относительно оси подвеса служат балансировочные винты 3 и 13, расположенные на кронштейнах 2 и 18 и балансировочный винт 14, установленный в карданной раме. На кронштейне 10 подвешен пусковой маятник 11, не позволяющий карданной раме переворачиваться после выключения питания.
На концах осей гироузла при помощи фланцев 16 и гаек жёстко крепят указывающий элемент прибора — сферическую шкалу 12 с нанесёнными на ней индексом-горизонтом (экватор), шкалой тангажа (меридиан) и полюсами.

Рис. 20. Карданный узел без сферической шкалы (вид со стороны включателя мотора и узла гибких токоподводов).
5—панель с ламелями, 6—токоподвод, 7—узел контактов, 22—пружина с контактами включателя мотора отработки следящей рамы, 23—включатель мотора отработки.
Сферическая шкала состоит из двух половин: верхняя половина шкалы окрашена в коричневый цвет, нижняя половина — в голубой цвет. Гироузел и связанная с ним сферическая шкала может отклоняться в раме на угол ±26÷28º.
Упором, ограничивающим угол поворота гироузла в карданной раме, служит кронштейн 18 и пружина 17.
В карданной раме крепят оси 19 и 25. На оси 25 расположен коллектор 24, состоящий из четырёх контактных колец с дублирующими ламелями.
Электромонтаж карданного узла производят согласно электромонтажной схеме прибора, приведённой на (рис. 16).

Рис. 21. Узел следящей рамы.
1—карданный узел, 2—опорное кольцо, 3—узел контактов коммутатора, 4—коммутатор, 5 и 11—втулки, 6—ротор поперечного коррекционного мотора, 7—следящая рама, 8—шестерня, 9—ось следящей рамы, 10—узел щёток четырёхблочного коллектора, 12—колпачок.
У з е л с л е д я щ е й р а м ы (рис. 21)
Карданный узел 1 подвешен на подшипниках А23УМ1 (∅10х∅ 3х4) и А1000095УЗ (∅ 13х∅ 5х4), посаженных во втулках 5 и 11 с осевым люфтом 0,004—0,07 мм.
Подшипники смазывают маслом ОКБ-122-16. На одной стороне следящей рамы 7 крепят узел щёток 10 четырёхблочного коллектора, на другой — ротор поперечного коррекционного мотора 6.
На оси карданной рамы установлен коммутатор 4 для переключения фаз на моторе отработки. Узел контактов 3 коммутатора крепят во втулке 5. на заднем фланце рамы 7 закреплены шестерня 8 и ось 9.
На передней части рамы 7 находится опорное кольцо 2. на торцовой части опорного кольца выполнен кулачок, профиль которого образует две симметричные ветви винтовой линии. От прямого попадания грязи при сборке изделия подшипник А1000095УЗ с одной стороны закрыт коммутатором 4, а подшипник А23УМ1 — колпачком 12.
Электромонтаж узла производят согласно электромонтажной схеме, приведённой на (рис. 16).
К о л ь ц о с п о д ш и п н и к а м и (рис. 22)
В корпусе прибора укрепляют кольцо 1, на внутренней стенке которого расположены три оси 2, каждую из которых крепят к кольцу при помощи двух винтов.

Рис. 22 Кольцо с подшипниками.
1—кольцо, 2—ось: 3—гайка, 4—подшипник.
На осях 2,гайками 3 крепят подшипник 4 типа А23УМ1 (∅10х∅ 3х4). Подшипники смазывают маслом ОКБ-122-16.
На внешней кольца этих трёх подшипников опирается кольцо 2 следящей рамы. (см. рис. 21).
Ф л а н е ц (рис. 23)
Фланец 1 является лицевой частью прибора и крепится на корпусе. На фланце монтируют:
1) кулисный механизм 2 (показанный в разрезе на (рис. 24)) передвижения силуэта самолётика 3. Передвигается силуэт самолётика с помощью ручки (см. рис. 25 и 24);

Рис. 23. Фланец
1—фланец, 2—механизм передвижение силуэта самолётика, 3—силуэт самолётики, 4—шкала кренов, 5—указатель скольжения, 6—механизм пусковой кнопки, 7—шпильки крепления прибора.
2) Механизм пусковой кнопки 6 (см. рис. 23) с помощью которого перед включением питания узел следящей рамы ставят а горизонтальное положение, что необходимо для сокращения времени пускового режима прибора, т. е. ускорения его готовности к работе.

Рис. 24. Механизм передвижения силуэта самолётика.

Рис. 25. Механизм пусковой кнопки.
1—кнопка, 2—коленчатая ось, 3—эксцентриковая втулка, 4—подшипник, 5—возвратная пружина.
Механизм пусковой кнопки (см. рис. 25) состоит из кнопки 1, коленчатой оси 2, эксцентриковой втулки 3, подшипника 4 типа В23 (∅10х∅ 3х4) и возвратной пружины 5;
3) шкалу поперечных кренов 4 с указателем скольжения 5 (см. рис. 23). Окно фланца закрывают стеклом, которое укрепляют разжимным кольцом;
4) шпильки 7 для крепления прибора на приборной доске.
У з е л к о р п у с а (рис. 26)
На узле корпуса расположены следящие элементы прибора:
1) подшипник 2 типа В18 (∅ 22х∅ 8х7), являющийся задним подшипником следящей рамы. Подшипник смазывают маслом ОКБ-!""-16;
2) Мотор отработки ДИД-0,5 (1) с редуктором, предназначенные для отработки следящей рамы. При отработке надо всё время поддерживать перпендикулярное положение внешней оси кардана по отношению к оси ротора гироскопа;
3) вилка 3 штепсельного разъёма ВШ-4;
4) плата 4 с сопротивлениями для регулировки тока в управляющих обмотках поперечного коррекционного двигателя и устранения самохода мотора ДИД-0,5. Мотор ДИД-0,5 с редуктором, вилку штепсельного разъёма и плату с сопротивлениями крепят винтами к корпусу 5;
5) заводской знак с указанием марки прибора АГИ-1 (2-й серии), номера прибора и параметров питания прибора — 36 в, 400 гц.. Заводской знак крепят к корпусу заклёпками.
У з е л к о ж у х а (рис. 27)
Для предохранения от повреждения внутренних узлов, от попадания пыли и других предметов прибор защищён снаружи узлом кожуха, состоящим изи следующих элементов:
1) кожуха с щитком 1, на дне которого выдавлено углубление для пломбировки прибора, а с внутренней стороны дна приклеена изоляционная прокладка 2, исключающая возможность замыканий на коллекторе узла следящей рамы;
2) четырёх фильтров, исключающих запотевания стекла в полёте и на земле при быстрых сменах температуры окружающего воздуха.
Фильтры состоят из проволочной сетки 3, прокладки из сукна 4 и накладки 5, соединённой с кожухом заклёпками.
У з е л о б щ е й с б о р к и (рис. 28—31)
Узел корпуса 2 является соединительным элементом узлов, описанных выше.
К узлу корпуса крепят узел фланца прибора 1 со шкалой поперечных кренов и указателем скольжения. Внутри узла корпуса размещается узел следящей рамы 3, опирающийся с одной стороны на подшипник 4 типа В18 (∅ 22х∅ 8х7),

Рис. 26. Узел корпуса (вид сзади).
1—мотор отработки ДИД-0,5 с редуктором, 2—шарикоподшипник В18, 3—вилка штепсельного разъёма, 4—плата с сопротивлениями, 5—корпус.
укреплённый в корпусе прибора, а с другой стороны — на три подшипника А23У узла 13 (кольцо с подшипниками), который крепят в корпусе при помощи узла фланца 1.
Питание на узел следящей рамы 3 подаётся подаётся через шестиблочный коллектор 7, находящийся на оси следящей рамы 8.
Ламели коллектора 7, так же как и ламели четырёхблочного коллектора узла карданной рамы, для более надёжной работы дублированы.

Рис. 27. Узел кожуха (вид сбоку).
1—кожух, 2—изоляционная прокладка, 3—сетка, 4—прокладка, 5—накладка.
На оси следящей рамы расположен выключатель поперечной коррекции 6, который для ускоренного восстановления гироскопа в момент пуска прибора блокируется биметаллическим реле 5.
Узел корпуса снаружи закрыт узлом кожуха 4, который для обеспечения пыленепроницаемости опирается на резиновую прокладку 11 на корпусе прибора, а также на резиновую прокладку 10 на вилке штепсельного разъёма 9.
Для крепления прибора на приборной доске самолёта во фланце прибора крепят четыре шпильки (с резьбой М5) со специальными гайками 12.
Электромонтаж прибора АГИ-1 (2-й серии) производят согласно полумонтажной схеме, приведённой на (рис. 16).

Рис. 28. Общий вид авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) (вид сбоку).
1—фланец прибора, 2—узел корпуса, 3—узел следящей рамы, 4—узел кожуха, 5—биметаллическое реле, 6—выключатель поперечной коррекции, 7—шестиблочный коллектор узла следящей рамы, 8—ось следящей рамы, 9—вилка штепсельного разъёма, 10 и 11—резиновые прокладки, 12—гайки крепления прибора.

Рис. 29. Общий вид авиагоризонтов АГИ-1 (2-й серии) (вид сверху).
1—фланец прибора, 2—узел корпуса, 3—узел следящей рамы, 4—узел кожуха, 5—биметаллическое реле, 6—выключатель поперечной коррекции, 7—шестиблочный коллектор узла следящей рамы, 8—ось следящей рамы, 11—резиновые прокладки, 12—гайки крепления прибора, 13—опорное кольцо с подшипниками.

Рис. 30. Общий вид авиагоризонта АГИ-1 (2-й серии) (вид справа).
2—узел корпуса, 4—узел кожуха, 5—биметаллическое реле, 6—выключатель поперечной коррекции, 7—шестиблочный коллектор узла следящей рамы, 8—ось следящей рамы, 9—вилка штепсельного разъёма.
Технические данные основных узлов
Г и р о м о т о р (рис.32)
1. |
Тип мотора |
. . . . . . . . . . . . . . |
Трёхфазный, асинхронный |
2. |
Число пар полюсов |
. . . . . . . . . . . . . . |
одна пара |
3. |
Соединение обмоток |
. . . . . . . . . . . . . . |
звездой |
4. |
Питание мотора |
. . . . . . . . . . . . . . |
Трёхфазный ток 36 в, 400 гц |
5. |
Кинетический момент ротора |
. . . . . . . . . . . . . . |
4000 Г • см • сек. |

Рис. 32 Гиромотор.
|
6. |
Число оборотов ротора |
. . . . . . . . . . . . . . |
не менее 21500 об/мин. |
7. |
Потребляемый линейный ток (при напряжении 36 в, частоте 400 гц и температуре 20ºС) |
. . . . . . . . . . . . . . |
не более 0,3 а |
8. |
Сопротивление постоянному току (между выводными концами гиромотора) |
. . . . . . . . . . . . . . |
9,5±1 ом |
9. |
Время полного набора оборотов (при напряжении 36 в, частоте 400 гц и температуре +20ºС) |
. . . . . . . . . . . . . . |
не более 1 мин. 45 сек. |
[01] [02] [03] [04] [05] [06]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |