СГУ-15 — Самолётное громкоговорящее устройство (стр.-3 (Краткие электрические данные — Абонентские аппараты))
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02] [03] [04] [05] [06] [07]
Краткие электрические данные
18. Усилитель питается от бортовой сети постоянного тока напряжением 27 в ±10%.
При подаче на вход усилителя через резистор, имеющий сопротивление 400 ом, напряжение 0,6 в усилитель развивает на выходе, нагруженном на 8 электродинамических громкоговорителей 2ГД-7 или 2ГД-28, включенных через согласующие трансформаторы, напряжение не менее 30 в, что соответствует мощности 15 ва.
Амплитудно-частотная характеристика усилителя У-15 в пределах 300÷3000 гц имеет неравномерность не более 6 дб.
Ток, потребляемый усилителем в режиме «молчания», — не более 0,25 а.
Ток, потребляемый усилителем при выходной мощности 15 ва, — не более 1,4 а.
Схема усилителя
19. Схема принципиальная усилителя У-15 изображена на (рис. 8). Схема усилителя У-15 электромонтажная приведена на (рис. 9).
Усилитель У-15 имеет два двухтактных каскада, собранных по трансформаторной схеме.
Применение двухтактных каскадов в схеме усилителя обусловлено необходимостью получения небольших нелинейных искажений и достаточно стабильного выходного напряжения независимо от колебаний питающего напряжения и изменения окружающей температуры в пределах минус 60÷ +50°С. Кроме того, благодаря двухтактной схеме отсутствует постоянный ток подмагничивания в переходном и выходном трансформаторах, что даёт возможность уменьшить их габариты.
Первый каскад собран по схеме с общим эмиттером и работает в режиме А.
Через контакты 4 и 5 разъёма 18 напряжение с микрофонного усилителя подаётся на входной трансформатор 2, первичная обмотка которого зашунтирована резистором 1. Трансформатор 2 служит для перехода с однотактной схемы микрофонного усилителя на двухтактную схему усилителя У-15.
Резистор 1 с входным трансформатором 2 обеспечивают постоянную нагрузку для микрофонного усилителя при работе на один или два усилителя У-15П. В последнем случае резистор 1 включается большего номинала.
Средняя точка вторичной обмотки входного трансформатора подключена к делителю напряжения, состоящего из резисторов 3, 4 и терморезистора 5, с которых снимается напряжение смещения на базы транзисторов 7 и 8.
Для обеспечения нормальной работы усилителя при изменении температуры окружающей среды в пределах от минус 60 до +50°С в цепь смещения транзисторов 7 и 8 установлен терморезистор 5, имеющий нелинейную зависимость сопротивления от окружающей температуры. При отрицательных температурах его сопротивление увеличивается и на базы транзисторов 7 и 8 подаётся повышенное напряжение.

Рис. 8. Схема принципиальная электрическая усилителя У-15.
Перечень элементов принципиальной электрической схеме усилителя У-15.
Обозначение по рис. |
ГОСТ, ТУ НОРМАЛЬ, ЧЕРТЁЖ |
Наименование |
тип |
Основные данные, номинал |
Количество |
Примечание |
1 |
ГОСТ 7113—63 |
Резистор |
ОМЛТ-0,5-470+10% |
470 ом |
1 |
На У-15П 1,5 ком |
2 |
ЖФ4.731.184 |
Трансформатор |
|
|
1 |
|
3* |
ГОСТ 7113—63 |
Резистор |
ОМЛТ-2-820±10% |
820 ом |
1 |
|
4 |
ОЖО.467.035 ТУ |
Резистор |
ТВО-0,25-1,2±10% |
12 ом |
1 |
|
5 |
ГОСТ 10688—63 |
Терморезистор |
ММТ-8-7,5±10% |
7,5 ом |
1 |
|
6 |
ОЖО.467.503 ТУ |
Резистор |
ПТМН-0,5-1 ом±1% |
1 ом |
1 |
|
7 |
СИЗ.365.017 ТУ |
Транзистор |
П-217В |
|
1 |
|
8 |
СИЗ.365.017 ТУ |
Транзистор |
П-217В |
|
1 |
|
9* |
ГОСТ 7113—63 |
Резистор |
ОМЛТ-0,5-7,5к±10% |
7,5 ком |
1 |
|
10 |
ЖФ4.731.183 |
Трансформатор |
|
|
1 |
|
11 |
ОЖО.464.036 ТУ |
Конденсатор |
|
200 мкф 50 в |
2 |
|
12 |
ОЖО.467.503 ТУ |
Резистор |
ПТМН-0,5-1 ом±1% |
1 ом |
2 |
|
13 |
СИЗ.365.017 ТУ |
Транзистор |
П-217В |
|
1 |
|
14 |
СИЗ.365.017 ТУ |
Транзистор |
П-217В |
|
1 |
|
15 |
ЖФ4.731.185 |
Трансформатор |
|
|
1 |
|
16 |
НО.483.002 ТУ |
Клемма |
КП-1б |
|
1 |
|
17 |
ГЕО.364.098 ТУ |
Колодка |
ШР2ОП5ЭШ10 |
|
1 |
|
П р и м е ч а н и е: Допускается замена резисторов ОМЛТ на МЛТ.
* Подбираются при регулировке.

Рис. 9. Схема электромонтажная усилителя У-15.
Таблица проводов усилителя У-15 (к рис. 9).
№ провода |
Откуда идёт |
Куда поступает |
Данные провода |
Примечание |
марка |
сечение, мм2 |
длина, мм |
1 |
Транзистор 7/Э |
Плата /2 |
МГШВ |
0,35 |
105 |
|
2 |
Транзистор 8/Э |
Плата /2 |
»» |
0,35 |
60 |
|
3 |
Лепесток /16 |
Лепесток /18 |
»» |
0,35 |
95 |
|
4 |
Конденсатор 11 |
Трансформатор 15/4 |
»» |
0,35 |
150 |
|
5 |
Трансформатор 15/7 |
Трансформатор 15/2 |
»» |
0,35 |
55 |
|
6 |
Трансформатор 15/10 |
Трансформатор 15/9 |
ММ |
0,8 |
20 |
покрытие горячее ПОС 61 |
7 |
Трансформатор 15/4 |
Трансформатор 15/5 |
»» |
0,8 |
20 |
То же |
8 |
Плата /1 |
Плата /2 |
»» |
0,8 |
20 |
|
9 |
Транзистор 7/Б |
Плата /7 |
МГШВ |
0,35 |
70 |
|
10 |
Трансформатор 15/5 |
Трансформатор 10/4 |
»» |
0,35 |
120 |
|
11 |
Трансформатор 15/7 |
Отгибка обоймы 15 |
»» |
0,35 |
75 |
|
ЖГУТ ЖФ6.640.127 |
13 |
Терморезистор 5/1 |
Плата /5 |
МГШВ |
0,35 |
155 |
|
14 |
Транзистор 7/К |
Трансформатор 10/2 |
»» |
»» |
285 |
|
15 |
Терморезистор 5/2 |
Плата /4 |
»» |
»» |
185 |
|
16 |
Транзистор 8/К |
Трансформатор 10/3 |
»» |
»» |
230 |
|
17 |
Плата /8 |
Трансформатор 10/1 |
»» |
»» |
245 |
|
18 |
Трансформатор 15/10 |
Плата /5 |
»» |
»» |
235 |
|
Таблица проводов усилителя У-15 (рис. 9)
П р о д о л ж е н и е
№ провода |
Откуда идёт |
Куда поступает |
Данные провода |
марка |
сечение, мм2 |
длина, мм |
ЖГУТ ЖФ6.640.128 |
19 |
Транзистор 8/Б |
Трансформатор 2/2 |
МГШВ |
0,35 |
170 |
20 |
Плата /7 |
Трансформатор 2/4 |
»» |
»» |
190 |
21 |
Трансформатор 10/1 |
Трансформатор 5/2 |
»» |
»» |
130 |
22 |
Плата /4 |
Трансформатор 2/6 |
»» |
»» |
215 |
23 |
Конденсатор 11 |
Трансформатор 15/2 |
»» |
»» |
180 |
ЖГУТ ЖФ6.640.590 |
24 |
Лепесток 16 |
Разъём 17/3 |
МГШВ |
»» |
145 |
25 |
Трансформатор 15/7 |
Лепесток 18 |
»» |
»» |
175 |
26 |
Разъём 17/1 |
Трансформатор 15/8 |
»» |
»» |
235 |
27 |
Разъём 17/2 |
Трансформатор 15/5 |
»» |
»» |
250 |
28 |
Разъём 17/4 |
Трансформатор 2/3 |
»» |
»» |
275 |
29 |
Транзистор 13/Б |
Трансформатор 15/9 |
»» |
»» |
150 |
30 |
Транзистор 13/К |
Трансформатор 15/1 |
»» |
»» |
255 |
31 |
Транзистор 14/К |
Трансформатор 15/3 |
»» |
»» |
210 |
32 |
Транзистор 13/Э |
Трансформатор 10/5 |
»» |
»» |
210 |
33 |
Транзистор 14/Э |
Трансформатор 10/6 |
»» |
»» |
165 |
34 |
Транзистор 14/Б |
Трансформатор 15/10 |
»» |
»» |
145 |
35 |
Разъём 17/5 |
Трансформатор 2/5 |
»» |
»» |
275 |
Для стабилизации режима транзисторов 7 и 8 в цепь эмиттеров включён резистор 6. Трансформатор 10 является переходным и согласующим между первым и вторым каскадом.
Резистор 9 способствует созданию нужной формы амплитудно-частотной характеристики в области низких частот.
Выходной каскад включён по схеме с общей базой и работает в режиме АВ с небольшими начальными токами коллекторов (20÷30 ма). Напряжение питания на базы транзисторов 14 и 13 подаётся с резистора 12, через который проходит ток первого каскада. Применение схемы с общей базой в усилителе позволяет значительно уменьшить нелинейные искажения и улучшить температурную стабилизацию каскада.
Выходное напряжение снимается со вторичной обмотки выходного трансформатора 16 через контакт 1 разъёма 17.
Вторым концом выхода усилителя является масса самолёта.
Для гашения экстратока, возникающего при выключении напряжения питания усилителя, параллельно цепи питания включены два электролитических конденсатора 11.
Клемма металлизации 16 служит для соединения корпуса усилителя с массой самолёта.
Напряжение питания подаётся на усилитель через контакты 2 (+27 в) и 3 (минус 27 в) разъёма 17.
Выход усилителя нагружается на электродинамические громкоговорители через согласующие трансформаторы.
Трансформатор согласующий служит для понижения напряжения, развиваемого на выходе усилителя, до номинального напряжения, которое подаётся на звуковую катушку электродинамического громкоговорителя. Электродинамические громкоговорители 2ГД-7 или 2ГД-28 следует подсоединять к выводам 3 и 2 платы трансформатора.
Электродинамические громкоговорители 1ГД-18 или 1ГД-28 следует подсоединять к выводам 3 и 1 платы трансформатора.
Конструкция усилителя.
20. Общий вид усилителя У-15 изображён на (рис. 2).
Конструктивно усилитель У-15 состоит из следующих частей: панели, шасси, стойки, корпуса с основанием.
Панель усилителя имеет прямоугольную форму и выполнена из дюралюминия. На лицевой стороне панели установлены: колодка штепсельного разъема, клемма металлизации, служащая для соединения корпуса усилителя с массой самолёта, транзисторы выходного каскада усилителя, крепящие с помощью кольцевых накладок из дюралюминия, Между корпусом транзисторов и панелью проложена слюдяная прокладка, изолирующая транзисторы от панели. Транзисторы закрываются прямоугольной перфорированной крышкой, крепящейся тремя невыпадающими винтами М4Х28.
На шасси усилителя расположены три трансформатора. Крепится шасси к панели четырьмя винтами МЗХ18.
К шасси крепится алюминиевая стойка, на которой расположены транзисторы первого каскада усилителя и отдельные элементы схемы. Транзисторы первого каскада изолированы от стойки с помощью слюдяных прокладок.
Корпус представляет собой прямоугольную коробку, выполненную из стали.
Корпус крепится к панели четырьмя винтами М4Х18 и снизу двумя винтами М4Х8.
Весь электрический монтаж усилителя выполнен проводом МГШВ сечением 0,35 мм2.
К нижней части корпуса приклепано основание, имеющее четыре отверстия под винты М4 для крепления усилителя к самолёту.
Трансформатор установлен на стальном угольнике, к которому он крепится 4 винтами МЗ.
В угольнике имеются 2 отверстия с резьбой МЗ, через которые трансформатор крепится на самолёте.
Ⅳ. АБОНЕНТСКИЕ АППАРАТЫ
Щ и т о к п и л о т а
Назначение
21. Щиток пилота служит для подключения микрофона ДЭМШ-1А с усилителем У-2 с электродинамическим громкоговорителем и гарнитуры (телефоны и ларингофоны) пилота к различным средствам связи (внутренняя, радио и оповещение пассажиров), а также для включения цепей питания пусковых реле радиопередатчиков, реле включения питания усилителя У-15 и реле связи с бортпроводником.
Необходимые коммутации осуществляются путем установки переключателя рода работ щитка пилота и соответствующих переключений коммутационных элементов на абонентском аппарате СПУ, установленном на самолёте.
Схема щитка пилота
22. Схема принципиальная щитка пилота изображена на (рис. 10).
Схема электромонтажная щитка пилота изображена на (рис. 11).

Рис. 10. Схема принципиальная электрическая щитка пилота.
[02] <<< [03] >>> [04]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/218-1-0-585 |