Путь-4МПА — Пилотажно-навигационная система (стр.-4)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы: [01] [02] [03] [04] [05] [06] [07]
Следящая система индикации КУР
Следящая система индикации КУР состоит из:
- сельсина-датчика (А-8) радиокомпаса АРК-11;
- сельсина-приёмника М6 (С-30ВП);
- двигателя-генератора М5 (ДГ-0,5ТА);
- стрелки и шкалы КУР прибора НКП-4;
- 4-ый канал усиления У-20Н.
При изменении КУР между сельсинами А-8 и М6 возникает рассогласование. Сигнал рассогласования с ротора сельсина М6 после усиления в 4-ом канале У-20Н подаётся на двигатель М5, который через редуктор поворачивает стрелку КУР и ротор сельсина М6, согласуя следящую систему. После её согласования двигатель М5 останавливается, а а по стрелке на внешней неподвижной шкале прибора НКП отсчитывается КУР.
Сигнал с тахогенератора двигателя М5 обеспечивает скоростную обратную связь. Следящая система КУР включается при включении радиокомпаса АРК-11 напряжением 45 В 400 Гц. Для гашения напряжения до 36 В и для сдвига фаз применяется резистор R28 и конденсатор С9, расположенные в блоке БР-46А.
Прохождение сигналов ε и ξ от радиотехнических средств
Как уже отмечалось датчиками сигналов ε и ξ отклонения самолёта от заданных траекторий являются радиоприёмные устройства аппаратуры «Курс МП» или РСБН-2С («Свод»).
Сигналы ε и ξ от радиотехнических датчиков поступают:
на приборы НКП-4 и ПП-1ПМ для индикации положения самолёта относительно заданных траекторий;
в комбинированный блок БК-5 для линейного усиления. С выхода блока БК-5 сигналы подаются в оба вычислителя В-12 и автопилот АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП.
В систему «Путь-4МПА» сигналы ε и ξ могут поступать первого или второго полукомплекта аппаратуры «Курс МП», а также от аппаратуры РСБН-2С в зависимости от того, в каком положении находится переключатель селектора радиосредств (см. рис. 15а).
Рис. 15а. Передняя панель селектора радиосистемы
1—переключатель системы посадки СП-50М, ILS или VOR; 2—переключатель маркерного приёмника; 3—переключатель режимов.
В положении 1 оба прибора НКП-4 и ПП-1ПМ, и блок БК-5 подключается к первому полукомплекту «Курс МП», работающему в одном из режимов «СП-50», «ILS», «VOR».
В положении Совм. оба прибора ПП-1ПМ, левый НКП-4 и блок БК-5 подключается к первому, а правый НКП-4 — к второму полукомплекту «Курс МП».
В положении 2 оба прибора ПП-1ПМ, левый НКП-4 и блок БК-5 подключается к второму полукомплекту «Курс МП».
В положении РСБН курсовые планки и бленкеры НКП-4 подключаются к аппаратуре РСБН (режимы «Азимут и СРП»).
Указатели положения обоих НКП-4 подключаются последовательно, а вход блока БК-5 — параллельно двум последовательно соединённым указателям. Бленкеры обоих НКП-4 подключаются параллельно к соответствующим цепям.
В положении «РСБН—СП-50» блок БК-5, курсовая планка и бленкер левого НКП-4 подключаются к навигационному каналу аппаратуры «РСБН-2С» («Свод»), а правый НКП-4 — к первому полукомплекту «Курс МП», работающему в режиме «СП-50».
Сигнал ε с выхода курсового канала аппаратуры «Курс МП» через блок коммутации (БК) подаётся на магнитоэлектрические системы указателей НКП-4, перемещающие курсовые планки, по которым определяют положение заданных траекторий относительно самолёта. Одновременно сигнал:
- ε через нормально замкнутые контакты реле Р6, Р7;
- ограничивающие резисторы R20, R21 в режиме «Посадка»;
- R26, R27 в режиме «Азимут»;
- R22, R23 в режиме «СРП»;
- R14, R13 в режиме «VOR», расположенные в блоке БР-46А, подаётся на вход 4-го блока БК-5.
С выхода 4-го канала (с резистора нагрузки R28) усиленный сигнал ε подаётся на левый и правый вычислители В-12 и автопилот АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП (клеммы Ж1, Ж2 РК).
Сигнал ξ с выхода глиссадного канала аппаратуры «Курс МП» через блок коммутации подаётся на магнитоэлектрические системы указателей НКП-4, перемещающие глиссадные планки, которые указывают положение глиссады планирования (траектории снижения) относительно самолёта. Одновременно сигнал ξ через нормально-замкнутые контакты Р7 и ограничивающие резисторы R6, R7 в режиме «Посадка», резисторы R4, R5 в режиме «Пробивание», расположенные в блоке БР-46А, подаётся на вход 3-го канала блока БК-5. Усиленный сигнал ξ с выхода 3-го канала блока БК-5 через резистор R51, расположенный в блоке БР-46А, подаётся в левый и правый вычислители В-12, в приборы ПП-1ПМ и в автопилот АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП.
Сигналы ε и ξ к системе «Путь-4МПА» подключаются с помощью реле блока коммутации аппаратуры «Курс МП».
При автоматическом управлении для обеспечения устойчивости системы «Самолёт—БСУ-ЗП» до перехода на визуальный полёт в системе «Путь-4МПА» введено автоматическое уменьшение передаточных отношений по сигналам ε, ξ и их производных рε, рξ. При нажатии кнопки-лампы «Глис.» на объединённым пульте управления системы БСУ-ЗП подаётся (с АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП) напряжение +27 В на реле Р6 блока БР-46А, которые в цепь сигнала ε подключает добавочные резисторы R18, R19, что вызывает уменьшение передаточных отношений Rε, Rрε на 25%. Через 50 с после нажатия на кнопку-лампу «Глис.» с АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП подаётся напряжение —27 А на реле Р7 блока БР-46А, которое своими контактами подключает добавочные резисторы R57, R58 в цепь сигнала -, а резисторы R2, R3 в цепь сигнала ξ. Это вызывает уменьшение передаточных отношений Rε, Rрε на 20%, а передаточных отношений Rξ, Rрξ на 30%.
Система индикации отклонения от глиссады
Система индикации отклонения от глиссады (траектории снижения) состоит из:
- 7-го канала усиления;
- двигателя М1 (ДИД-0,5У);
- потенциометра R1;
- подвижного треугольного индекса ПП-1ПМ.
Сигнал ξ отклонения от глиссады с выхода 3-го канала блока БК-5 через ограничивающие резисторы R52, R53 блока БР-46А подаётся на вход 7-го канала У-20Н. После усиления сигнала ξ подаётся на двигатель М1 (ДИД-0,5У) который через редуктор перемещает треугольный индекс и смещает щётку потенциометра R1 до тех пор, пока сигнал с него на входе 7-го канала не скомпенсирует сигнал ξ, т. е. за счёт потенциометра R1 обеспечивается жёсткая обратная связь. Отклонение треугольного индекса от среднего положения указывает лётчику, где относительно самолёта находится глиссада.
Резисторы R9 (ПП-1ПМ) и R33, R34 (БР-46А) обеспечивают необходимую обратную связь. Конденсаторы С16—С19 составляют дифференцирующее звено, включённое в цепь обратной связи и служащие для улучшения динамических свойств следящей системы.
Формирование команды по крену δz.
Для сведения командных стрелок приборов ПП-1ПМ и включения вычислителей В-12 необходимо включить тумблер «СТУ» на объединённом пульте управления автопилота АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП.
Сигнал команды по крену δz формируется в пятом канале усиления У-20Н путём сравнения сигналов истинного γ и заданного γз кренов.
Сигнал истинного крена γ с ЦГВ-4 после усиления во 2-ом канале блока БК-5 подаётся с резистора нагрузки R12 через ограничивающие резисторы R16, R15 на вход 5-го канала У-20Н.
Сигнал заданного крена γз формируется на третьем и четвёртом блоках вычислителя В-12 (боковой канал) из сигналов ∆ψ и ε.
Сигнал ∆ψ с потенциометра R1 прибора НКП-4 подаётся в третий блок В-12 через нормально замкнутые контакты реле Р5 блока БР-46А, через резисторы R9, R10 и конденсаторы С11, С12. Управляющая обмотка третьего блока с конденсаторов С11, С12 составляют дифференцирующее звено, на котором сигнал ∆ψ дифференцирующее звено на вход третьего блока поступает сигнал производной рψ. Одновременно сигнал ∆ψ подаётся на вход четвёртого блока В-12 (на две управляющие обмотки). На одну обмотку сигнал ∆ψ1 поступает через резисторы R13, R14, расположенные в вычислителе В-12, на другую обмотку — через нормально замкнутые контакты реле Р5, резистор R11, регулировочные резисторы R12, R28, терморезистор R30 и резистор R31. Второй сигнал ∆ψ2 поступает с обратным знаком по отношению к первому в навигационных режимах и отключаются контактами реле Р5. Сигнал ∆ψ2 ограничивается сверху до величины 28°,5 стабилитронами Д1, Д2, включёнными параллельно управляющей обмотки четвёртого блока вычислителя В-12. Поэтому при отклонениях самолёта от заданного курса до 28°,5 оба сигнала (∆ψ1, ∆ψ2) компенсируют друг друга и результирующий сигнал равен нулю. При отклонениях больше 28°,5 сигнал ∆ψ2 ограничивается стабилитронами до величины 28°,5, а сигнал ∆ψ1 увеличивается пропорционально отключению от заданного курса. В результате на входе четвёртого блока появляется линейно увеличивающийся сигнал ∆ψ.
С помощью вычитания сигналов ∆ψ1 и ∆ψ2 обеспечивается зона нечувствительности в диапазоне ±28°,5, что необходимо для устранения статической ошибки, вызванной боковым ветром.
Резистор R12 служит для регулирования равенства сигналов ∆ψ1 и ∆ψ2. Резистор R28 служит для установки пределов ограничения второго сигнала ∆ψ2.
Сигнал ε после усиления в четвёртом канале блока БК-5 с резистора нагрузки R28 через резисторы R54, R55, нормально замкнутые контакты реле Р5, резисторы R7, R8, R28, R31 и терморезистор R30 подаётся на вход четвёртого блока В-12 (на ту же обмотку, что и сигнал ∆ψ2). На входе четвёртого блока В-12 сигнал ε ограничивается в пределах ±2°,2 стабилитронами Д1, Д2. Однако временно сигнал ε через резисторы R56, R61 нормально замкнутые контакты реле Р7, Р9 и конденсаторы С4 — С8 подаётся четыре последовательно включённые управляющие обмотки третьего блока В-12. Конденсаторы С4 — С8 и управляющие обмотки третьего блока В-12 составляют дифференцирующие звено.ю на котором сигнал ε дифференцируется и на вход третьего блока В-12 подаётся сигнал производной рε.
Через 50 с после нажатии кнопки-лампы «Глис.» на объединённом пульте управления срабатывает реле Р7 и своими нормально разомкнутыми контактами переключает сигнал рε с четырёх на две последовательно соединённые управляющие обмотки третьего блока, уменьшая при этом порцию Rрε.
На третьем блоке В-12 сигнал рε фильтруется, усиливается и суммируется с компенсирующим сигналом рψ. Сумма сигналов рε и рψ с выхода третьего блока через резистор 22 подаётся в четвёртый блок В-12.
В четвёртом блоке В-12 путём алгебраического суммирования сигналов ε, рε, рψ, ∆ψ формируется сигнал заданного крена γз, который после ограничения (±18°,5) с выхода блока через резисторы R18, R19 подаётся на вход 5-го канала У-20Н и блок связи БС-3.
На входе 5-го канала У-20Н сигналы γз и γ сравниваются. Разность между этими сигналами и является сигналом команды по крену δz. Сигнал команды δz после усиления и преобразования в сигнал переменного тока с выхода 5-го канала У-20Н подаётся в прибор ПП-1ПМ для индикации.
В навигационных режимах («Азимут», «СРП», «VOR») срабатывают реле Р5, Р9 блока БР-46А и реле Р1, Р2 вычислителя В-12. Контактами реле Р5 в цепь сигнала ε подключаются резисторы R9, R10, что приводит к уменьшению порции Rε сигнала.
Реле Р9 через нормально разомкнутые контакты подключает сигнал угла сноса с системы НАС-1А6к на две последовательно соединённые управляющие обмотки третьего блока В-12 и одновременно отключает сигнал рε. Реле Р2 отключает стабилитроны Д1, Д2, а реле Р1 отключает конденсаторы С4 — С8.
Система индикации команды по крену δz
Система индикации команды по крену δz состоит из:
- 5-го канала усиления У-20Н;
- двигателя М3 (ДИД-0,5У);
- потенциометра R3;
- вертикальной командной стрелки прибора ПП-1ПМ.
С выхода 5-го канала У-20Н сигнал команды δz через блок БР-46А подаётся на управляющую обмотку двигателя М3, который через редуктор перемещает вертикальную командную стрелку прибора ПП-1ПМ и щётку потенциометра R3 до тех пор, пока сигнал с него не скомпенсирует на выходе 5-го канала сигнала команды δz, т. е. потенциометр R3 обеспечивает жёсткую обратную связь. Отклонение вертикальной командной стрелки относительно чёрного кружка, расположенного в центре лицевой части прибора, является командой лётчику делать левый или правый крен. Резисторы R13 (ПП-1ПМ), R29, R30 (БР-46А) обеспечивают необходимую обратную связь. Конденсаторы С10 — С13 составляют дифференцирующие звено, включённое в цепь обратной связи и служащие для улучшения динамических свойств следящей системы.
Команда по тангажу δн
Формируется в продольном канале вычислителя В-12 на блоках 1 и 2. Для этого на указанные блоки подаются сигналы ϑ и ξ с соответствующими порциями.
Сигнал ϑ с ЦГВ-4 после усиления в первом канале блока БК-5 с резистора нагрузки R8 подаётся в вычислитель В-12 на дифференцирующее звено, состоящее из конденсатора С17, резисторов R20, R21 и управляющей обмотки второго блока. На этом звене происходит дифференцирование сигнала ϑ и сигнал производной рϑ подаётся на вход второго блока В-12.
Сигнал ξ после усиления в 3-ем канале блока БК-5 с резистора нагрузки R24 подаётся через резисторы порции R4, R5 на вход второго блока В-12. Одновременно сигнал ξ через резистор R51 подаётся на дифференцирующее звено, состоящее из конденсатора С3, управляющей обмотки первого блока и резисторов R1, R2. После дифференцирования сигнал рξ подаётся на вход первого блока В-12, на котором производится его фильтрация и усиление. С выхода первого блока сигнал рξ подаётся через резистор R26 на вход второго блока В-12.
На втором блоке путём алгебраического суммирования сигналов рϑ, ξ, рξ формируется сигнал команды по тангажу δн, который подаётся в 6-ой канал У-20Н и в блок связи БС-3. После усиления и преобразования в 6-ом канале У-20Н сигнал команды по тангажу δн подаётся в прибор ПП-1ПМ для индикации.
Система индикации команды по тангажу δн
Система индикации команды по тангажу δн состоит из:
- 6-го канала усиления У-20Н;
- двигателя М2 (ДИД-0,5У);
- потенциометра R2;
- горизонтальной командной стрелки прибора ПП-1ПМ.
Работает система индикации по тангажу так же, как и система индикации команды по крену. Смещение горизонтальной командной стрелки относительно центрального кружка является командой изменять тангаж самолёта.
Конденсаторы С14, С15 составляют дифференцирующее звено, включённое в цепь обратной связи для улучшения динамических свойств следящей системы. Резисторы R11 (ПП-1ПМ), R31, R32 (БР-46А) обеспечивают необходимую обратную связь.
Регулировка нулевого положения командных стрелок.
В процессе эксплуатации системы за счёт ложных сигналов, вызванных дрейфом нуля блоков (БК-5, В-12, У-20Н), командные стрелки могут оказаться смешанными от нулевого положения при отсутствии сигналов команд. Для установки командных стрелок в нулевое положение используются потенциометры 5R17, 6R17, расположенные на передней части усилителя У-20Н.
Указанные потенциометры с потенциометрами обратной связи R2, R3 ПП-1ПМ образуют мостовые схемы, в одну диагональ которых подводится постоянное напряжение 27 В, а в другой диагонали со щёток потенциометров снимается напряжение на вход соответствующего канала У-20Н. При перемещении щётки потенциометра R17 мост рассогласуется и на вход усилителя подаётся сигнал, что приводит к работе двигателей (М3, М2) и перемещению командных стрелок. После согласования мостовых схем командные стрелки устанавливаются в нулевое положение.
Развод командных стрелок прибора ПП-1ПМ
Если система «Путь-4МПА» в составе БСУ-ЗП не используется, то командные стрелки мешают использовать приборы ПП-1ПМ, как указатели авиагоризонтов. В этом случае предусмотрен принудительный развод командных стрелок с помощью выключателя - пульта управления автопилота АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП. При установки выключателя «СТУ» в положение «Выкл.» снимается питание +27 В с реле Р4, Р8, которые в свою очередь, обесточивают реле Р1, Р2 блока реле БР-46А. Реле Р1, Р2 своими контактами отключают управляющие обмотки двигателей М3, М2 отработки команд от выходов 6-го и 5-го каналов У-20Н и подключают их через фазосдвигающие конденсаторы С1, С2 к источнику 36 В 400 Гц. Двигатели М3, М2 отклоняют до упора вертикальную стрелку вправо, а горизонтальную — вверх. Одновременно контакты реле Р1 и Р2 отключают напряжение +27 В от вычислителя В-12 и от 5-го и 6-го каналов У-20Н.
Кроме того, в навигационных режимах горизонтальная командная стрелка прибора ПП-1ПМ не используется. Поэтому предусмотрен её автоматический развод в режимах:
- «СРП», «Азимут» системы РСБН-2С;
- «VOR» системы «Курс МП».
Сигнализация неисправности системы
Так как в левый и правый полукомплекты системы «Путь-4МПА» подаются одни и те же сигналы, то при исправной системе командные стрелки в левом и правом приборах ПП-1ПМ отклоняются на одинаковые величины.
При неисправностях системы возникает рассогласование в отклонении командных стрелок. Для выявления неисправностей в боковом и продольном канале системы используются соответственно 4-ый и 3-ий каналы усиления блокаБК-6. На входе этих каналов сравниваются сигналы команд δz и δн левого и правого полукомплектов системы. Сигналы пропорциональные командам, снимаются с потенциометров обратных связей R3, R2 левого и правого ПП-1ПМ. При рассогласовании командных стрелок больше чем на 6±1,5 мм срабатывают реле Р5, Р4, включённые на выход 4-го и 3-го каналов блока БК-6, и своими контактами подключают напряжение +27 В на сигнальные лампочки «Путь бок.», «Путь прод.», которые сигнализируют об отказе соответствующего канала.
Одновременно напряжение +27 В подаётся в автопилот АП-6Е или АП-6ЕМ-ЗП для перевода его каналов с режима автоматического полёта по заданной траектории на другие режимы работы.
[01] [02] [03] [04] [05] [06] [07]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |