Конструкторское бюро «Туполев» — КБ «Туполев» — ОКБ-156 (22.10.1922) (стр.-2))
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страницы [01] [02]
В ходе Великой Отечественной войны руководство страны поставило перед коллективом Туполева новую масштабную задачу: спроектировать и построить за короткий период дальний скоростной бомбардировщик, лётно-технические данные которого не уступали бы серийному американскому бомбардировщику B-29 «Суперфортресс». КБ подготовило свой оригинальный проект (самолёт «64»). Стране требовался современный стратегический авиационный носитель, в том числе надёжный носитель ядерных боеприпасов.
Правительством было принято решение скопировать интернированные B-29, попавшие в СССР после вынужденных посадок на Дальнем Востоке в ходе американских налётов на Северо-Восточный Китай и Японию. В кратчайшие сроки, всего за полтора года туполевский коллектив вместе со всей авиационной промышленностью и смежными отраслями сумел подготовить и развернуть серийное производство копии-аналога B-29 — Ту-4.
В 1945 году — в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по изучению возможности создания самолётов с турбореактивными двигателями.
В 1946 году — были разработаны первые компоновки, а в 1947 году взлетел первый самолёт КБ, оснащённый ТРД — «77» (Ту-12).
КБ Туполева являлось лидером в разработке тяжёлых бомбардировщиков, тем не менее в сороковые годы создавалось ещё много проектов самолётов, которые по разным причинам не запускались серийно:
- Ту-14 в различных вариантах было изготовлено 100 машин;
- Ту-70 пассажирский транспортный самолёт;
- Ту-72 трёхмоторный бомбардировщик;
- Ту-75 транспортный самолёт для перевозки 100 военнослужащих;
- Ту-81 двухмоторный тактический бомбардировщик;
- Ту-82 фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом;
- Ту-86 бомбардировщик с увеличенным стреловидным крылом;
- Ту-89 самолёт-торпедоносец.
19 мая 1947 года — Самолёт Ту-4 впервые поднялся в воздух.
В конце 1949 — В ОКБ-156 начались исследования по тематике тяжелых сверхзвуковых самолетов. В течение двух лет ОКБ-156 совместно с ЦАГИ проводило целый ряд работ прикладного и теоретического плана по выбору основных весовых и габаритных параметров тяжелых сверхзвуковых самолетов всех типов - от фронтового бомбардировщика до межконтинентального стратегического ракетоносца. Прежде всего встал вопрос о том, каким должно быть крыло: стреловидным или треугольным малого удлинения. Одновременно прорабатывался вопрос о силовой схеме крыла. Для достижения высоких сверхзвуковых скоростей требовались новые ТРД с тягой на форсаже около 10000 кгс.
К началу 1950-х — годов международная политическая обстановка привела к необходимости создания скоростного стратегического бомбардировщика с дальностью полёта не менее 15 000 км. Предварительные расчёты показали, что с применением ТРД достичь такой дальности не удастся. Поэтому было принято решение о проектировании нового бомбардировщика с турбовинтовыми двигателями и соосными воздушными винтами.
15 июля 1951 года — под руководством С. М. Егера в ОКБ Туполева приступили к разработке тактико-технических требований к новому самолёту — Ту-95 и его эскизному проектированию. Всего за восемь месяцев были разработаны чертежи, а ещё через шесть месяцев гигантский самолёт поступил на лётные испытания. С момента начала выпуска рабочих чертежей до его первого полёта прошло менее полутора лет.
18 октября 1951 года — С самолёта Ту-4А на полигоне под Семипалатинском, была сброшена атомная бомба.
11 ноября 1952 года — Сверхдальний бомбардировщик Ту-95 был поднят в воздух экипажем лётчика-испытателя А. Д. Перелёта. Ту-95 — Советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями. До настоящего времени единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.
27 апреля 1952 года — Был поднят в воздух Самолёт «88», получивший серийное обозначение Ту-16. Ту-16 выпускался в нескольких основных модификациях — бомбардировщика, ракетоносца, торпедоносца-бомбардировщика, разведчика, самолётов радиоэлектронного противодействия с различными системами целевого оборудования.
В 1952 году — А. Н. Туполев осознавая необходимость иметь в огромной по территории стране возможность быстрого передвижения, понял необходимость создания реактивных пассажирских самолётов. Туполев смог убедить руководство авиапрома в простоте реализации постройки пассажирского лайнера на базе военного самолёта Ту-16: менялся фюзеляж, остальное заимствовалось с уже отработанной машины.
В 1952 году — было задано создание высотного межконтинентального стратегического бомбардировщика Ту-96. Постановлением Правительства СССР В качестве варианта основного вооружения самолета — носителя в ОКБ-156 А.Н.Туполева проектировался и ударный самолет “100” в пилотируемом и беспилотном вариантах. Работы над беспилотными ударными летательными аппаратами развивались и по другим направлениям.
До 1953 года — Ту-4 строились в большой серии на трёх заводах вплоть. Всего Советская авиационная промышленность построила для ВВС более 1200 таких самолётов. Программа постройки и освоения Ту-4 помогла осуществить мощнейший рывок в развитии отечественных технологий в области самолётостроения, в особенности в области авиационного оборудования и специализированных самолётных систем. Развивая заложенные в Ту-4 идеи, КБ создало опытные стратегические поршневые самолёты:
- дальний Ту-80,
- межконтинентальный Ту-85, ставший одним из лучших среди межконтинентальных поршневых бомбардировщиков.
Развивая заложенные в Ту-4 идеи, КБ создало опытные стратегические поршневые самолёты: дальний Ту-80 и межконтинентальный Ту-85, ставший одним из лучших среди межконтинентальных поршневых бомбардировщиков.
С 1954 года — стали поступать первые самолёты Ту-16 в части ВВС. Самолёт серийно выпускался до 1963 года, за это время изготовили 1509 экземпляров. За 50 лет нахождения в строю Ту-16 неоднократно модернизировался по составу вооружения и оборудования. Ту-16 летал также в составе ВВС Египта, Ирака и Китая. Модификации Ту-16, производившегося по лицензии под названием H-6, до сих пор состоят на вооружении ВВС и ВМФ Китая. Ту-16 участвовали в боевых действиях в Афганской войне. После 1991 года все самолёты Ту-16 были сняты с вооружения.
В 1955 году — начался серийный выпуск самолёта Ту-95. На базе самолёта Ту-95 был создан:
- межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114,
- транспортный Ту-116,
- противолодочный Ту-142,
- самолёт ДРЛО Ту-126.
С 1955 года — в КБ проводились работы по бомбардировщикам с ядерной силовой установкой (ЯСУ). После полётов летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ намечалось создание экспериментального самолёта Ту-119 с ЯСУ и сверхзвуковых бомбардировщиков «120».
17 июня 1955 года — Первый полёт опытного Ту-104 выполнил экипаж Ю. Т. Алашеева.
15 сентября 1956 года — рейсом серийного самолёта Москва—Омск—Иркутск было положено начало регулярному воздушному сообщению на реактивных самолётах. Данная машина стала основным магистральным самолётом «Аэрофлота».
Ещё до начала эксплуатации Ту-104 встал вопрос о создании пассажирского самолёта для беспосадочного полёта из Москвы на Дальний Восток, а также о перспективности полётов из Москвы в США и Японию. Это побудило А. Н. Туполева выйти с предложением о разработке дальнемагистрального пассажирского лайнера на базе бомбардировщика Ту-95.
В 1956—1957 годах — для освоения нового перспективного направления в ОКБ-156 А.Н.Туполева было создано подразделение «К», задачей которого стала разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», ЗУР «131», а также велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).
19 марта 1957 года — ОКБ-156 Постановлением СМ СССР задавалась только проработка перспективной “планирующей крылатой ракеты” в рамках НИР “КР” (позднее НИР “ДП”).
В сентябре 1957 года — Ту-104 совершил свой первый полёт в Нью-Йорк. Эксплуатация Ту-104 на линиях « Аэрофлота» завершилась в 1979 году.
15 ноября 1957 года — Ту-114 спроектировали и построили менее чем за два года, экипаж лётчика-испытателя А. П. Якимова поднял его в воздух. Экипаж самолёта состоял из 5 человек — два пилота, штурман, бортрадист и бортинженер. В салоне размещалось от 170 до 220 пассажиров в зависимости от модификации самолёта. Всего был построен 31 самолёт.
В 1958 году — межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 был удостоен гран-при на всемирной выставке в Брюсселе Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила А. Н. Туполева большой золотой медалью, присуждаемой «за крупнейшие достижения в области исследования, разработки и создания летательных аппаратов».
21 июня 1958 года — Первый полёт совершил прототип будущей сверхзвуковой замены Ту-16 — опытный самолёт «105».
11 ноября 1959 года — Решением Военно-Промышленной Комиссии работы по ряду “неперспективных” образцов вооружения, среди которых были самолет-снаряд П-20, изделие “С”, “Буря”, прекращались, окончательно работы по направлению были закрыты Постановлением СМ от 05 февраля I960 года.
По тематике дальнего сверхзвукового бомбардировщика ОКБ работало над созданием самолёта Ту-22.
После нескольких лет сложнейших испытаний и доводок началось полномасштабное производство и освоение в частях серийного самолёта Ту-22. Хотя Ту-22 состояли на вооружении советской авиации довольно долгое время, в реальных боевых действиях самолёт Ту-22 использовался в составе иранских ВВС. Всего было выпущено 311 самолётов этого типа различных модификаций. Последние Ту-22 были сняты с вооружения в 1990-е годы.
Ту-114 эффективно эксплуатировался как на внутренних, так и международных линиях — за 10 лет авиалайнеры перевезли 130 миллионов пассажиров.
В 1963 году — начались испытания прототипа Ту-134 (124А). Через три года взлетела первая серийная машина, а ещё через год началась регулярная эксплуатация на пассажирских линиях.
В 1963 году — началось создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Самолёт разрабатывался на основе новейших достижений отечественной и мировой авиационной науки и техники в области сверхзвуковой аэродинамики, силовых установок, конструкции планёра, самолётных систем, систем управления и навигации.
В 1964 году — принят на вооружение дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб», ставший первенцем в семействе туполевских беспилотных разведывательных комплексов.
В сентябре 1967 года — Совершил первый полёт с пассажирами на борту Ту-134 совершил по маршруту Москва—Адлер. Ту-134 в различных модификациях поставлялся за рубеж. В историю отечественного гражданского воздушного флота он вошёл как самый массовый, исключительно надёжный и комфортабельный самолёт. Машина успешно эксплуатировалась и в XXI веке. Всего было построено 852 самолёта Ту-134 различных модификаций.
В 1967 году — выходит постановление Совета министров СССР о начале работ по глубокой модернизации Ту-22, вызванное принципиальными недостатками самолёта.
1960-е годы — в КБ прошли под знаком разработки нового среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154.
Среднемагистральный Ту-154 стал для КБ поворотным этапом в разработке современных пассажирских самолётов. Впервые в практике КБ проектировался пассажирский самолёт, на котором были применены самые современные технологии, и в основе конструкции которого даже отдалённо не было военного прототипа. Это позволило создать высокоэффективный пассажирский самолёт, экономические и эксплуатационные лётные характеристики которого были на уровне лучших зарубежных аналогов.
В 1968 году — Самолёт Ту-154 совершил первый полёт.
В конце 1968 года — Ту-144 совершил первый полёт. Серийный вариант в стандартной компоновке имел экипаж из трёх человек и 140 пассажиров и начал совершать пробные грузовые полёты по маршруту Москва—Алма-Ата. В ходе отработки программы удалось получить рекордное для подобного класса машин аэродинамическое качество на сверхзвуке, а также решить комплекс проблем, связанных с силовой установкой, системами и оборудованием. Уникальная машина, ввиду большой технической сложности и больших эксплуатационных затрат эксплуатировалась очень ограниченно и была снята с пассажирских перевозок менее чем через один год. В дальнейшем самолёты использовались как грузовые, но значительная часть полётов продолжалась в исследовательских целях. Всего было построено 16 самолётов Ту-144 различных модификаций.
Огромный комплекс проведённых работ привёл к созданию в 1969 году — опытного Ту-22М0 (эм-ноль), в 1971 году — опытной серии Ту-22М1, а в 1976 году — серийного самолёта Ту-22М2.
В феврале 1972 года — самолёт Ту-154 совершил первый пассажирский рейс по маршруту Москва—Минеральные воды. Всего было построено 932 самолёта Ту-154 различных модификаций. Самолёт стал самым массовым советско-российским реактивным самолётом.
Наибольшего совершенства, как тип, Ту-154 достиг в модификации Ту-154М, в которой за счёт внедрения новых, более экономичных двигателей и улучшений в аэродинамике, удалось значительно повысить экономическую эффективность самолёта. К концу XX века самолёт морально устарел и эксплуатанты стали заменять его на более современные аналоги.
После смерти А. Н. Туполева в 1972 году — руководителем предприятия (с 1966 года — ММЗ «Опыт») стал его сын Алексей Андреевич Туполев.
В КБ продолжались работы по беспилотным разведывательным комплексам нового поколения — были созданы полуавтоматические дистанционно пилотируемые Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». Это были оперативные сверхзвуковые беспилотные самолёты-разведчики. Всего выпущено более 1000 таких комплексов.
В ответ на проводившиеся в США работы по модернизации бомбардировщиков B-52 под новые типы ракетного оружия, в КБ приступили к созданию нового стратегического авиационного носителя на базе конструкции серийного противолодочного самолёта Ту-142М. В ходе проработки проекта было решено установить в грузоотсек многопозиционную катапультную установку под размещение крылатых ракет большой дальности. В новой конфигурации самолёт получил обозначение Ту-95МС. От исходного Ту-142М он отличался, помимо ракетного вооружения, новыми навигационными и радиотехническими системами, обеспечивавшими более точное самолётовождение и подготовку к пуску крылатых ракет.
В 1974 году — было дано задание КБ Туполева разработка многорежимного стратегического ракетоносца Ту-160. Создание самолёта Ту-160 стало новым гигантским скачком во всех областях производства и технологии отечественного авиастроения, который сравним с научно-технической революцией в тяжёлом самолётостроении. Освоение в серийном производстве этого уникального авиационного комплекса потребовало привлечения специалистов и учёных многих областей науки и техники. В авиапромышленности была реализована специальная целевая программа, в результате которой удалось обеспечить производство новых конструкционных материалов, заготовок и полуфабрикатов с высокими механическими и ресурсными характеристиками, разработать новые технологические процессы по обработке, сварке и термообработке титана, изготовить специальные установки для сварки и отжига титановых конструкций в вакууме, разработать и изготовить новые высокопроизводительные станки для оснащения ими серийного производства.
До декабря 1976 года — Ту-114 был в строю. На самолёте Ту-114 было установлено 32 мировых рекорда дальности, скорости и высоты полёта. Самолёт показал себя, как исключительно надёжная машина. За время эксплуатации произошла только одна катастрофа, и то на земле.
С 1978 года — построен первый самолёт в дальнейшей модификации Ту-22М3.
В 1979 году — опытный самолёт-ракетоносец Ту-95МС начал проходить испытания.
В конце 70-х годов был построен самолёт Ту-95МС, базой созданию которого послужил противолодочный Ту-142М. Самолёты Ту-95МС входят в состав авиации стратегического назначения РФ.
18 декабря 1981 года — Совершил первый полёт лётный прототип самолёта Ту-160. В государственных и совместных испытаниях участвовали два опытных и четыре серийных самолёта. На завершающем этапе испытаний были установлены несколько десятков мировых рекордов в различных группах классификации ФАИ для тяжёлых сухопутных самолётов.
В 1982 году —на коллегии МАП по инициативе министра И. С. Силаева было принято решение
о создании двухдвигательного среднемагистрального самолёта Ту-204. Самолёт разрабатывался для замены на авиалиниях своего предшественника — Ту-154. На основе базового варианта Ту-204 было создано примерно двадцать различных модификаций самолёта, которые различаются лётно-техническими характеристиками, назначением, составом оборудования типом двигателей. При создании самолёта использовались новейшие достижения в области аэродинамики, авиадвигателестроения и систем бортового оборудования, в том числе с использованием бортовых компьютеров. На самолёте применены автоматическая цифровая система штурвального управления полётом и интегрированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс с использованием цветных многофункциональных индикаторов. Конструкция самолёта разработана на основе передовых методов проектирования на базе конечно-элементных моделей, с широким применением новейших металлических сплавов и неметаллических композиционных материалов, а также наиболее прогрессивных технологических процессов. При проектировании Ту-204 впервые широко использовали разработанную в КБ универсальную систему «Диана» для общего силового расчёта конструкции методом конечных элементов. Систему сертифицировали и включили в отраслевой фонд алгоритмов и программ. Она оказалась настолько удачной, что была приобретена 87 организациями, в том числе 42 предприятиями аэрокосмической промышленности, включая ЦАГИ.
В апреле 1987 года — первые серийные самолёты Ту-160 поступили в эксплуатацию. В составе ВВС СССР находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Это самый большой в мире самолёт с изменяемой геометрией крыла.
Стратегический комплекс Ту-160 является самым мощным в мире ударным авиационным комплексом.
КБ Туполева стало пионером освоения альтернативных видов топлива — водорода и сжиженного природного газа (СПГ). Испытания проводились на опытном самолёте Ту-155, переделанном из серийного Ту-154Б. Самолёт оснастили силовой установкой, состоящей из работавшего на жидком водороде двигателя НК-88 и двух штатных ТРД.
15 апреля 1988 года — Состоялся первый полёт самолёта Ту-155 на жидком водороде.
02 января 1989 года — опытный самолёт Ту-204 совершил свой первый полёт.
18 января 1989 года — Ту-155 совершил свой очередной первый полёт после доработки под сжиженный природный газ. Эти полёты с применением экологически чистого топлива были первыми в мире. Экспериментальные полёты Ту-155, включая демонстрационные полёты в ГДР, Чехословакию и Францию, показали возможность безопасной эксплуатации самолётов, использующих оба вида криогенного топлива (жидкого водорода или СПГ).
В 1989 году — прекратилось производство самолётов Ту-134 . За время эксплуатации самолётами Ту-134 различных модификаций было перевезено около полумиллиарда человек.
С 1989 года — Ту-22М3 принимается на вооружение. Наряду с Ту-16, самолёты Ту-22М2 и М3 долгое время оставались фактором сдерживания агрессии, в первую очередь предназначаясь для отслеживания и уничтожения авианосных ударных групп НАТО, за что неофициально имели прозвище «убийцы авианосцев». Ту-22М длительное время являлся «камнем преткновения» на советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений, став в 1970—1980 годы символом мощи советской бомбардировочной авиации. Самолёты Ту-22М2 и Ту-22М3 применялись во время войны в Афганистане, где они наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника. Всего было построено более 700 этих машин. И в XXI веке эти самолёты по-прежнему на службе.
В 1989 году — в КБ начали прорабатывать проекты гражданских самолётов на криогенном топливе. Первым стал Ту-156 — модификация серийного Ту-154.
В 1990—1991 годах в стране начался экономический кризис, спровоцированный высшим руководством СССР (в частности в лице Горбачёва М.С. и Ельцина Б.Н.) и бюджетное финансирование авиапрома начало сокращаться.
Награды
- 1927 год — Орден Трудового Красного Знамени РСФСР за работы в области аэродинамики, достижения при постройке аэросаней, ветро-силовых установок, глиссеров, за испытание авиационных материалов, построение боевых и пассажирских металлических самолётов: в 35 л. с. под мотор в 100 л. с., типа «Разведчик» в 420 л. с., бомбовоза по спецзаданию.
- 1927 год — Орден Трудового Красного Знамени за организацию серийного производства металлических боевых машин для воздушного флота. За серьёзные научные проработки и успехи на хозяйственном фронте.
- 1933 год — Орден Красного Знамени за исключительные технические достижения, хорошую организацию научно-исследовательских работ в области аэродинамики, гидродинамики, прочности авиационных конструкций, за создание и введение в серийное производство на заводах СССР ряда новых типов специальных пассажирских металлических самолётов, что способствовало укреплению технической мощи СССР и обороноспособности страны.
- 1947 год — Орден Ленина за выдающиеся заслуги в развитии отечественной авиации, в связи с двадцатипятилетием существования.
- 1971 год — Орден Октябрьской Революции за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники.
- 1972 год — Орден Ленина за большие заслуги в создании авиационной техники и подготовку конструкторских кадров по самолётостроению.
Руководители
- 1922—1972 — Андрей Николаевич Туполев
- 1973—1992 — Алексей Андреевич Туполев
Мифы, события, факты
В 1957 году — командующий авиацией ПВО маршал Е.Я.Савицкий приехал в ОКБ-156 к А.Н.Туполеву и предложил создать перехватчик, подобный самолету "98", но оснащенный ракетами "воздух-воздух" и мощными бортовыми радиотехническими средствами, обеспечивающими их использование. В разговоре с Савицким был уточнен ряд вопросов, после чего Туполев поручил начальнику отдела технических проектов С.М.Егеру разработать эту идею более детально.
Материалы
Орлов Г.В. «Конструкторское бюро «Туполев» — КБ «Туполев» — ОКБ-156 (22.10.1922)» (повествование 05.08.2023).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43
https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/ckb_kb_okb_skb/kb_okb_skb_sssr/234-1-0-3944
Страницы [01] [02]
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/ckb_kb_okb_skb/kb_okb_skb_sssr/234-1-0-3944 |