М-15 — Советский авиационный поршневой двигатель СССР (1928)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР
Проектировка: завод ГАЗ № 2 «Икар» (Москва)
Производитель: завод №24 (Москва)
Разработчик: .
Год постройки: 1928.
Годы производства: 1928—1931
Мощность: 450/550 л.с., (331/405 кВт)
М-15 — Советский мощный звездообразный, 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения. Первый мощный авиамотор оригинальной Советской конструкции, один из первых советских авиадвигателей с приводным центробежным нагнетателем (ПЦН).
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
Авиадвигатель М-15 предназначался для истребителей.
С октября 1926 года — авиадвигатель М-15 проектировался на московском заводе ГАЗ № 2 «Икар» под руководством А.А. Бессонова и Н.П. Островского. По заданию мотор должен был являться аналогом американского двигателя Пратт-Уитни «Хорнет». Но копией «Хорнета» М-15 не являлся: в нём было немало оригинальных конструкторских решений. От американского двигателя заимствовали конструкцию цилиндра и его головки.
В сентябре 1927 года — приступили к изготовлению двух опытных образцов двигателя. К этому времени был готов второй вариант проекта, названный 2М-15 или «М-15 облегчённый». 14 сентября 1927 года он был утверждён НТК УВВС.
В июне 1928 года — начались испытания опытного М-15. Мощность двигателя оказалась меньше расчётной, а вес превышал установленный заданием.
В августе 1929 года — начали изготавливать третий опытный образец по чертежам 2М-15, а для улучшения высотных характеристик ввели односкоростной ПЦН по типу Bristol Jupiter VII. Этот экземпляр был готов , тогда же начались его стендовые испытания.
Повествование
01 июня 1930 года — Ещё до прохождения госиспытаний, модификацию двигателя 2М-15 приняли на вооружение под наименованием М-15.
На госиспытания выставлялся 4 раза:
- 21 июля 1930 года,
- 20 декабря 1930 года,
- 17 января 1931 года,
- 21 сентября 1931 года,
но во всех случаях получал неудовлетворительную оценку (поломки привода ПЦН и крыльчатки нагнетателя). Тем не менее, двигатель серийно выпускался заводом № 24 (Москва).
С начала 1931 года — Выпущено 406 экземпляров.
Из-за низкой надёжности М-15 в военной авиации был вытеснен двигателем М-22. Заказ был передан ГУ ГВФ, где М-15 начали устанавливать на пассажирские самолёты К-5 К. А. Калинина. Первоначально они и там отличались ненадёжностью, что часто приводило к вынужденным посадкам и срывам рейсов; была даже временно прекращена приёмка К-5.
К маю 1932 года — удалось доработать двигатель, добившись приемлемых характеристик.
К-5 с авиационным поршневым двигателем воздушного охлаждения м-15
Это подтвердил перелёт К-5 Закавказского управления ГВФ с двигателем М-15 из Тбилиси в Пятигорск через Большой Кавказский хребет 25 июня 1933 года; маршрут проходил на высоте 4500 м, время в пути составило 2 часа 30 минут. Но к этому времени М-15 уже давно не выпускался, т.к. ещё 05 августа 1931 года вышло постановление Реввоенсовета СССР о сокращении количества типов авиамоторов в серийном производстве.
Модификации
★ М-15 — первоначальный вариант. Изготовлено 2 экземпляра.
★ 2М-15 (М-15 облегчённый) — второй вариант конструкции. Усилены головки цилиндров, установлены новые клапана. Выпускался серийно под наименованием М-15
★ М-15а — усовершенствованный проект модификации М-15 с мощностью 500 л.с. и весом 400 кг. Разработка этого варианта планировалась в начале 1931 г., но фактически работы не велись.
★ М-26 — 7-цилиндровый двигатель мощностью 270/300 л.с., унифицированный с М-15. В 1931-33 гг. выпущено 445 экз.
Технические характеристики
Вид |
Звездообразный |
Тип |
Четырёхтактный |
Рабочий объем, л |
27,02 |
Степень сжатия |
5,4 |
Масса мотора, кг |
420 |
Цилиндры, кол. |
9 |
Диаметр цилиндров, мм. |
150 |
Ход поршня, мм. |
170 |
Объём, л. |
27,02 |
Взлётный режим |
-мощность, л.с. |
660 |
-частота вращения, об/мин |
2050 |
Номинальный режим |
-мощность у земли, л.с. |
450 |
-мощность на высоте 2400 м, л.с. |
490 |
Номинальные удельные параметры |
-удельная масса, кг/л.с. |
0,93 |
-литровая мощность, л.с./л. |
16,70 |
Применение
Двигатель М-15 устанавливался на самолётах К-5, опытных образцах И-5, предлагался для установки на И-4.
Материалы
Орлов Г.В. «М-15 Советский авиационный поршневой двигатель воздушного охлаждения СССР» — (повествование 23.05.2019).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/aviadvigateli_sssr/m_15_sovetskij_aviacionnyj_porshnevoj_dvigatel_vozdushnogo_
okhlazhdenija_sssr/332-1-0-2216
https://ussr-cccp.moy.su/index/dvigateli_sssr/0-13
https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/dvigateli_sssr/k_samoljotam_porshnevye/aviadvigateli_porshnevye/146-1-0-121 |