|
Каталог статей СССР
07 сентября 1947 года — Произошла торжественная закладка московских небоскрёбов — «Сталинские высотки»
И.В. Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты. Главное здание МГУ на Воробьёвых горах.
Главный корпус МГУ — строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. Для того, чтобы соорудить каркас, потребовалось около 40 тысяч тонн стали, а на строительство стен ушло 175 миллионов кирпичей. Стоит отметить, что звезда на шпиле сталинской высотки весит около 12 тонн. Для такого большого здания потребовалось изготовить 68 лифтов, в том числе, и скоростных кабин. Первоначально планировалось построить здание рядом с нынешней смотровой площадкой на Воробьевых горах. Архитекторы вовремя поняли всю опасность данного места строительства и перенесли его на 800 метров в глубь. Рядом со строительством было организованно временное поселение, в которое входили бывшие заключенные, досрочно освобождавшиеся с завершением строительства. Поселение было названо «Солнцево» и позже стало одним из районов Москвы. Перед залом заседаний Учёного совета (кабинетом ректора) на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, якобы уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, что является романтическим мифом, так как в разрушенном Храме яшмовых колонн не было. Иногда упоминается слух, что при отделке интерьеров здания использовались материалы разрушенного Рейхстага, в частности редкий розовый мрамор. В действительности встречается либо белый, либо красный мрамор. Однако известен факт, что корпус Химического факультета оснащен трофейными немецкими вытяжными шкафами, что косвенно подтверждает использование в строительстве материалов германского происхождения. На протяжении 37 лет, до постройки в 1990 году Мессетурма во Франкфурте, Главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Внешне кажется, что шпиль, а также венчающая его звезда и колосья покрыты золотом, но это не так. Шпиль, звезда, и колосья не покрыты золотом — под действием ветра и осадков позолота быстро пришла бы в негодность. Шпиль, звезда, и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла, внутренняя сторона стеклянных пластин покрыта алюминием. В настоящее время часть стеклянных деталей разрушилась и осыпалась, если посмотреть в бинокль, видно, что в различных местах зияют дыры.
Скульптор Вера Мухина обращалась к Л. П. Берии с предложением установить её скульптуру «Рабочий и колхозница» перед зданием МГУ, однако получила отказ. Считается, что если бы автором проекта остался Б. М. Иофан, уже сотрудничавший с Мухиной в процессе создания советского павильона для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, то предложение скульптора было бы принято. Как и любая упругая конструкция, шпиль Главного здания совершает малые колебания под действием ветровой нагрузки. Частота основного тона колебаний составляет 0,76 Гц. Здание Министерства иностранных дел.Архитекторы: В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус. Стоит отметить, что и процесс строительства высотки был не обычным. Здание начали строить сверху низ, первоначально построив каркас на всю длину. Башенным стилем высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на башенном стиле, в последствии ставшим легендарным. На высоте 114 метров на мидовском здании соорудили герб СССР, который находится там и в наше время. Архитекторы отмечают насколько удачным выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа.
![]() Жилой дом на Кудринской площади.Архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц.
Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. При проектировании инженерной части здания было допущено несколько серьезных просчетов. Один из них в том, что люки мусоропроводов размещаются непосредственно в кухнях квартир. Сегодня многие жильцы предпочитают их замуровать и чистка мусоропроводов при образовании пробок порой превращается в настоящую проблему для обслуживающих здание сотрудников. В прежние годы на первом этаже размещался ресторан, великолепный гастроном, сберкасса.Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками. Сегодня их нет, как нет на стенах и многих стильных бронзированных табличек с указанием этажей.Дом, спроектированный в стиле «свадебного пирога», сужается кверху ступенями. Поэтому планировка этажей (и соответственно количество и метраж квартир) тоже меняется в зависимости от зоны этажности.Дом состоит из центрального и двух боковых корпусов. В каждом корпусе — свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах. Торцевые подъезды размещаются по сторонам крыльев и имеют по восемь этажей). Условно можно выделить четыре зоны этажности, каждая из которых простирается на несколько этажей 1: 2-8 этажи, 2: 9 — 14 этажи, 3: 15-17 этажи, и 4: 18 — 22 этажи.
![]() Планировки этажей внутри одной зоны чаще всего совпадают, хотя и не всегда. Это исключение, главным образом, касается верхней, четвертой этажной зоны.Каждая крыша — ступень, образующая на боковых корпусах уступы, оформленные в виде балконов, поедает около полуметра высоты. Поэтому при том, что в центральном высотном корпусе высота потолков на всех этажах одинакова, в боковых корпусах холлы например 14 этажа имеют меньшую высоту потолков. Поэтому там громоздкие люстры заменены на обычные лампочки, привернутые к потолку. Три скоростных лифта довозят до 22 этажа. По боковым лестницам можно подняться и выше. Двадцать третий этаж закрыт — когда-то на него можно было зайти, о чем говорит наличие двустворных дверей со стеклами. Но дальше стоят обитые железом двери. К тому же двадцать третий этаж не имеет окон. Последний этаж — двадцать четвертый. Это технический этаж. Здесь последняя остановка центрального скоростного лифта — на нем отсюда только вниз. Еще один совсем маленький грузовой лифт, дубовая дверь которого запирается на ключик, уходит вверх, к самому основанию шпиля.На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж — это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки. Административно-жилое здание возле метро «Лермонтовская».Архитекторы: А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев. В вестибюле здания установлен обелиск строителям транспорта, участникам Великой Отечественной Войны.Так же в высотке на Лермонтовской размещаются различные магазины, и один из выходов метро. К сожалению, декор здания сохранился не полностью. Так, были утрачены скульптуры над главным входом. Особенности ландшафта требовали необычного инженерного решения, и конструкция здания возводилась под углом, чтобы после просадки почвы она выровнялась, и строение в 138 метров устойчиво расположилось на фундаменте. Несмотря на сложности в воссоздании плана строительства, потребовалось всего 7 лет, чтобы здание приняло первых посетителей. Центральный корпус в 24 этажа предназначался для Министерства транспортного машиностроения СССР. Боковые, жилые корпуса высотой от 11 до 15 этажей, отделены от центрального брандмауэрами, проход между корпусами возможен только через подвал. Под корпусом, выходящим на Каланчёвскую улицу расположен северный вестибюль станции метро «Красные ворота».В доме жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин, композитор Михаил Чулаки (в 1952—1989), актёр Борис Чирков, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов, кинооператор Анатолий Головня.
Гостиница «Ленинградская».Архитекторы: Поляков Л.М., Борецкий А.Б.
Гостиница «Украина».Архитектор А.Г. Мордвинов. ![]() Жилой дом на Котельнической набережной.
Ту часть дома, построенную в конце 30-х годов, присоединили к высотке. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое — людям искусства. Квартиры сдавались «под ключ» — с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками, импортной сантехникой. Квартплата, пусть и максимально заниженная, все равно была немаленькой. Поэтому в дом заехали исключительно богатые и знаменитые.Состав дома был блистательным. Здесь жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский. Последний был известным шутником. Он придумал такую фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?» Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения о звездной «групповухе». «Пырьев с Ладыниной!» — довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой — актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» — на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше. Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили «вахтеры» из органов. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.- Это из «Госцирка», — объяснили мужчины, — велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой! Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах. Следствие установило, что это ограбление было совершено по заказу Галины Брежневой, давно засматривавшейся на уникальные камушки дрессировщицы.
Высотка часто служила декорацией к советским фильмам. Например, сюда приходил знакомиться с родителями любимой Костик из «Покровских ворот». Некоторые считают, что здесь же снимали фильм «Москва слезам не верит». Версия правдива отчасти: сцену, когда главные героини переезжают в высотку, снимали на Баррикадной. Но в сюжете, когда Катя Тихомирова поливает цветы, наблюдательные краеведы углядели панораму Москвы, которая открывается из окон высотки на Котельнической.- Высотка должна была стать стратегическим объектом, — рассказывает Ирина СЕРГИЕВСКАЯ, автор экскурсии «Тайны и легенды московских пирамид». — Под землей от нее предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы. Лишние свидетели этой стройки режиму были не нужны. А посему строили этот объект заключенные. Сперва их поселили в бараке. По мере строительства заключенные переселялись в отстроенные квартиры — как нынешние гастарбайтеры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались — боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно. На верхних же этажах часто встречаются «автографы» строителей: на стеклах коряво выцарапывалось «строили зеки». Такая надпись есть в квартире писателя Аксенова.- Заключенные не только строили, — продолжает экскурсовод, — они часто позировали для скульпторов, лепивших барельефы. Был случай: заключенный позировал для скульптуры, изображающей флагоносца. Стоять с вытянутыми руками и тяжелым знаменем пришлось долго. От усталости он упал в обморок. Был отдан приказ: «Диверсия! Расстрелять!» За заключенного вступились, объяснив, что он упал в голодный обморок. «Диверсанта» помиловали. Расстрел отменили, но наказание все же было жестоким: человека на три дня лишили пайка. В доме по-прежнему живет много знаменитостей: поэты Вознесенский и Евтушенко, актеры Ширвиндт и Нагиев, писатель Аксенов, певица Зыкина.
МатериалыОрлов Г.В. «07 сентября 1947 года — Произошла торжественная закладка московских небоскрёбов — «Сталинские высотки»» — (повествование 31.05.2021). Источник:http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9 http://idoorway.mirtesen.ru/blog/43946252397/Istoriya-stalinskih-vyisotok.-Gostinitsa- Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9 Просмотров: 239
|
| |
|
|