АЖЗ на Лермонтовской — История строительства высотки (1948–1953)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Адрес: Москва
Архитекторы: А.Душкин и Б.Мезенцев.
Конструкторы: В.М. Абрамов.
Заложено: 07.09.1947.
Высота: 138 м.
Этажность: 26, 15, 11.
Годы строительства: 1948–1953.
Адрес: Садовая-Спасская улица, дом 21.
Координаты: 55°46′11″ с. ш. 37°38′58″ в. д.
Предыстория
Отечественные архитекторы начали активно обсуждать возможность создания небоскрёбов в Москве после Революции 1917 года.
В проекте реконструкции столицы 1935 года — Советская власть официально утвердила
строительство Дворца Советов и нескольких 20-этажных небоскрёбов. Подготовительные работы велись медленно,
а c началом Великой Отечественной войны были заморожены.
После войны Советское правительство вернулось к идее строительства московских небоскрёбов.
13 января 1947 года — Секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Виссарионович Сталин подписал
Постановление Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В документе были приблизительно указаны территории для возведения высоток.
Согласно Постановлению, на Лермонтовской на свободном участке министерства путей сообщения» планировалось построить 16-этажное жилое здание.
Строительство объекта осуществляло МПС, непосредственным куратором был назначен министр Иван Владимирович Ковалёв.
07 сентября 1947 года — произошла торжественная закладка московских небоскрёбов в 13:00 одновременно на всех восьми строительных площадках. Выбор даты не был случайным: в Москве проходили праздничные мероприятия, посвящённые 800-летию Москвы. Примечательно, что на тот момент ещё не существовало проектов будущих зданий. Спешка объясняется личной заинтересованностью Сталина, который масштабным строительством пытался продемонстрировать величие Страны Советов. Ему приписывают слова:
«Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают». |
И.В. Сталин регулярно интересовался ходом строительных работ и вносил коррективы в проекты.
Для реализации масштабного проекта требовались новые материалы и мощное оборудование.
Высотки предполагалось построить из монолитного железобетона с использованием готовых плит, для чего в Люберцах и
Кучино были заложены специальные заводы.
Конструкторы П. П. Велихов,
И. Б. Гитман и
Л. Н. Щипакин разработали новые
башенные краны УБК, максимальная грузоподъёмность которых составляла 15 тонн. Ключевой особенностью механизма являлась способность поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания.
Использование металлического каркаса здания предполагало также разработку новых стеновых материалов: «многодырчатых» кирпичей и пустотелых керамических камней.
Для производства этих материалов было создано предприятие в селе Кудиново.
Повествование
Административно-жилое здание на Лермонтовской — одна из семи реализованных сталинских высоток. Построена в Москве в 1948—1953 годах
по проекту архитекторов Алексея Душкина и
Бориса Мезенцева и
главному конструктору, инженеру В.М. Абрамову.
Центральный корпус предназначался для размещения правительственных учреждений, а в боковых были устроены 276 квартир:
- от двух- до пятикомнатных,
причём в пятикомнатных рядом с кухнями существовали небольшие комнатки «для домработницы». Особенностью высотки стало размещение в ней наземного вестибюля станции метро.
Главный архитектор Москвы Дмитрий Чечулин в своих мемуарах написал, что первый проект здания у на Лермонтовской Алексей Душкин выполнил самостоятельно. Однако предложенный проект был отправлен на доработку. В помощь Душкину назначили соавтора — молодого мастера Бориса Мезенцева, для которого работа над высоткой стала первой, выполненной в столице.
Их совместная работа получила одобрение, и в 1949 году — оба архитектора получили Сталинские премии второй степени.
Отличительной чертой высотного здания на Лермонтовской стало размещение на первом этаже наземного вестибюля станции метро «Лермонтовская». На момент постройки архитекторы предполагали, что в будущем выходы со станций появятся во всех московских высотках.
Сложность в осуществлении этого проекта заключалась в характере местных грунтов. На глубине 16 метров ниже подошвы фундамента следовало построить поворотный вестибюль. На этом уровне оказались водонасыщенные плывунные грунты. Обычная практика в решении подобных задач заключалась в том, чтобы сначала выполнить все подземные работы, а затем заниматься строительством здания. На это ушло бы дополнительно 1,5 года, но Советское руководство торопило работников, поэтому создание эскалаторных ходов и фундамента высотки осуществлялось параллельно.
Из-за того, что возводить фундамент приходилось в непосредственной близости к 24-метровому котловану, вырытому над местом будущего вестибюля, специалистам потребовалось провести дополнительные работы по укреплению территории стройплощадки.
Группа инженеров из Метростроя под руководством Якова Дормана предложила и успешно осуществила идею заморозки плывучих грунтов вокруг котлована. Мастерами были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам, объединённым в два контура, пустили рассол хлористого кальция при температуре −20 °C. На протяжении весны 1950 года специальные станции обеспечивали круглосуточную заморозку грунта.
Искусственная заморозка вызвала пучение грунта. Инженеры знали о подобной особенности, поэтому возводили здание с наклоном от вертикальной оси. Конструктор Виктор Абрамов рассчитал, как сильно конструкция небоскрёба будет давить на разные грунты. Он предположил, что из-за заморозки уровень фундамента в одной части повысится на 50 мм, что впоследствии приведёт к отклонению здания от вертикальной оси на 16 см. Чтобы избежать таких последствий, инженер предложил колонны каркаса центрального корпуса устанавливать с заданным наклоном.
В октябре 1950 года — когда замороженные грунты начали оттаивать, здание под собственным весом стало наклоняться и в итоге приняло правильную вертикальную позицию.
Первоначально здание строилось для нужд Министерства путей сообщения.
Однако в 1954 году — когда работы завершились в полном объёме, существовало новое союзное ведомство — Минтрансстрой СССР, которое и получило офисы в центральном корпусе высотки.
При строительстве основания высотного здания на Лермонтовской площади был применен прием, не имевший аналогов по технической смелости и инженерному искусству. Дело в том, что дом высотой 138 метров строили одновременно со станцией метро Лермонтовская. Год окончания строительства 1952 год.
В 1953 году — правительственная комиссия проинспектировала сооружение и приняла в эксплуатацию административную часть корпуса.
В плане комплекс имеет П-образную форму. Протяженность его главного фасада – сто метров, а боковых –сто двадцать пять метров.
138-метровое здание состоит из центрального 24-этажного корпуса и двух боковых с переменной этажностью от 11 до 15.
Шпиль высотой в 26 метров обрамлен полосами латунной смальты, а установленная на нем пятиконечная звезда выполнена из специального стекла, заключенного в стальную раму.
Внешние стены небоскрёба облицованы натуральным известняком из Белобродского карьера под Каширой, а первые этажи — красным гранитом. Интерьеры здания скромнее, чем в других сталинских высотках. Например, в отделке парадного вестибюля использовалась нержавеющая сталь.
В центральном корпусе со стороны двора был устроен зал собраний (на первом этаже) и выставочный зал (на цокольном). По периметру подвала был создан тоннель с въездом со стороны Комсомольской площади. Он предназначался для грузового автотранспорта, обслуживающего службы здания.
В нижней части каждого корпуса были размещены объекты «соцкультбыта»:
- книжный,
- продуктовый,
- ювелирный магазины поместились в крыле, выходящем на Каланчевскую улицу.
В противоположном крыле размещался:
- ателье,
- детский сад,
- мастерская по ремонту обуви и т.д.
Во всех квартирах на кухнях были установлены:
- холодильники,
- встроенная мебель,
- мойки с дробилкой для уничтожения крупных отходов.
- Также на кухнях был предусмотрен доступ к мусоропроводу.
Особенностью проекта стало наличие подземного хозяйственного двора, повторявшего П-образную форму здания. Здесь была сосредоточена большая часть оборудования, необходимого для эксплуатации комплекса (машинные отделения и подстанции, камеры пылеудаления и кондиционирования воздуха, тепловые пункты и даже гаражи для индивидуальных автомобилей).
Помимо традиционной системы вентиляции, в доме функционировало централизованное кондиционирование. Для этого воздух с улицы фильтровался, проходил через систему увлажнения, после чего его температура достигала +15 °C. Затем в зависимости от сезона воздух нагревался до нужной отметки. Все высотные здания оснащались централизованной системой пылеудаления, которая представляла собой систему щёток и шлангов, расположенных в каждой квартире, систему трубопроводов, проходящих вдоль здания, и пылесосных станций, установленных в цокольных этажах. Собранная пыль отфильтровывалась и сбрасывалась в канализацию, а очищенный воздух из системы попадал на улицу.
Для обеспечения отопления небоскрёба в подвальных помещениях были установлены бойлеры.
Известные жители
Период |
Фото |
Фамилия И.О. |
Примечание |
1952—1982 |
|
|
Советский кинооператор, сценарист и актер СССР. |
1954—1975 |
|
|
Министр транспортного строительства СССР. |
1954—1985 |
|
|
Министр транспортного строительства СССР. |
19??—19?? |
|
|
Советский искусствовед СССР. |
1952—1982 |
|
|
Советский актёр СССР, народный артист СССР. |
1953—1954 |
|
|
Советский хирург. |
Материалы
Орлов Г.В. «АЖЗ на Лермонтовской — История строительства высотки (1948–1953)» — (повествование 29.01.2017).
Источник:
http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0
%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0
%B4%D0%B8_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%
BE%D1%82
https://um.mos.ru/houses/administrativno_zhiloe_zdanie_1949_1953_gg_arkh_dushkin_a_n_mezentsev_b_s_/
http://mosprogulka.ru/places/vysotka
https://myguidebook.ru/b/book/1970543998/18
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9 |