Здание МИД СССР — История строительства сталинской высотки (Москва 1948—1953)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Адрес: Москва
Архитекторы: Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус
Конструкторы: Григорий Михайлович Лимановский и С. ?. Гомберг
Заложено: 07.09.1947
Годы строительства: 1948–1953.
Предыстория
Здание Министерства иностранных дел СССР — Одна из семи построенных «сталинских высоток». Возведено в 1948—1953 года.
Изначально участок, на котором стоит здание МИДа, предназначался для размещения Дома иностранного туризма.
Высотное здание с севера и юга охватывается — Арбатом и магистралью, ведущей к Дворцу Советов,
с востока — улицей Веснина, с запада — Смоленской площадью, на которую и выходит главный фасад здания.
Его строительство начали в 1931 году — по проекту сотрудника щусевской мастерской Георгия Яковлева.
После возведения корпуса по улице Веснина 23/57 (улица Арбат, 57/23) стройку заморозили.
Здание переименовали в Дом пролетарского туризма и экскурсий.
В 1934 году — продолжили возводить по проекту архитекторов Ильи Голосова и
Дмитрия Булгакова.
В 1939 году — семиэтажное строение было включено как крыло в проект административного здания
Наркомата мясной и молочной промышленности, габариты и абрис плана сооружения из этого проекта легли в основу здания МИД СССР, а построенные в довоенное время корпуса по Арбату и Денежному переулку вошли в архитектурный ансамбль данного здания.
Повествование
07 сентября 1947 года — Здание МИДа СССР было заложено, как и остальные сталинские высотки.
Фактически строительство началось в 1948-м году — по проекту архитекторов Гельфрейха и
Минкуса М.А.,
архитектор по интерьерам Варзар Л.В.,
архитекторы по фасадам Абрамов Ю.И.,
Яковлев Г.П.,
Прохоренко Н.Н.
конструкторов Гомберга С.?. и
Лимановского Г.М. Строительство было завершено летом 1953 года.
Здание Министерства иностранных дел СССР —
это величественное здание - первая из семи (2 - не построены) Сталинских высоток.
Проектирование происходило в несколько этапов. На первом архитекторы получили задание разработать три варианта будущего здания, которые бы различались композиционными приёмами, архитектурными решениями, а также высотой — от 6 до 40 этажей. На следующем этапе работа происходила уже над двумя отобранными версиями: 16-этажного здания (с подчеркнутым фронтом фасада и тремя ярусами, убывающими по высоте) и 20-этажного (с чётко выраженной устремленностью вверх, без разделения по вертикали). Их эскизные проекты были представлены правительству.
Оба варианта получили хорошие оценки, однако для дальнейшей разработки был утвержден второй,
20 января 1949 года — Получивший впоследствии Сталинскую премию I степени по архитектуре.
Сначала был собран каркас здания во всю длину, а само строительство происходило сверху вниз — начинали бетонирование с верхнего этажа и спускались по мере застывания к фундаменту.
Согласно плану реконструкции Москвы Смоленская площадь значительно расширяется, приобретая форму трапеции, меньшее основание которой переходит в
Смоленскую улицу,
ведущую к Бородинскому (Коммунизма) мосту ; на границе большего основания трапеции располагается своим главным фронтом высотное здание; в направлении с севера на юг проходит Садовое кольцо,
вливающееся в улицу Смоленская площадь. Следует еще добавить, что уровень, на котором поставлено здание, значительно выше уровня лежащего перед ним района. Таковы условия расположения здания, создающие великолепную фронтальную обозреваемость его при въезде на Бородинский (Коммунизма) мост,
со стороны Большой Дорогомиловской улицы.
В соответствии с данными условиями авторами был задуман и архитектурный образ здания.
Общая композиция здания решена, исходя из условий фронтальной обозреваемости его, — со стороны подъезда с Бородинского моста (мост Коммунизма) площадь постепенно расширяется в сторону здания, раскрывая для обозрения широкий фронт. Отсюда естественное стремление авторов, помимо красивого богатого силуэта, придать зданию фронтальный, протяженный характер. Это вызвано и необходимостью поддержать протяженностью здания направление одной из главных магистралей города — Садового кольца.
Министерство иностранных дел СССР — МИД СССР.
Архитектура
Архитектурный облик восходит к английской готике: его особенностью являются жесткие ребра, подчеркивающие высоту постройки и устремленность вверх. Здание имеет ярусное строение с постепенным сужением и облегчением масс кверху.
Завершения ярусов, в отличие от других высоток, плоские — без башен или вазонов и оформлены мерлонами.
Центральная часть 172-метрового здания включает в себя 27 этажей.
На высоте 114-ти метров закреплен герб, выполненный
из железобетона.
Общая площадь этой конструкции впечатляет – 144 квадратных метра.
Цоколь облицован
красным гранитом, а фасад — светлыми керамическими блоками. В цокольном этаже высотной части размещаются гардеробные, подсобные помещения блока питания, агрегаты технического оборудования здания, трансформаторные помещения, камеры мусороудаления, пылеудаления и т. п. В технических этажах, кроме соответствующего технического оборудования, частично расположены различные подсобные помещения: мастерские, архивы, склады и пр. Со стороны улицы Веснина организуется въезд в сквозной туннель цокольного этажа, служащий проездом для автомашин; туннель непосредственно примыкает ко всем разгрузочным пунктам этажа.
Справа и слева от порталов — крупные обелиски из тёмно-серого камня. В верхних частях выступающих крыльев вырезана дата — «1951». Это год когда здание было в основном завершено.
Порталы постройки украшены металлическими решётками и лепниной,
выполненной скульптором Георгием Мотовиловым. Центральная часть высотки через уступы ярусов переходит в боковые 16-этажные крылья, а за ними в 6-этажные. Эти корпуса связывают массив здания с окружающей его жилой застройкой.
Шпиль
Согласно проекту, центральная часть здания венчалась прямоугольной башней.
В 1951 году — здание было практически завершено, о чём свидетельствует памятная надпись на самой высотке. Через год на здании был достроен шпиль по личному указанию Иосифа Сталина (по другим данным, указание установить шпиль на уже готовом здании дал Лаврентий Берия). Возражающему Владимиру Гельфрейху было сказано: «Если Вы не сделаете это, то будет дано поручение другому архитектору» (в итоге установить башню со шпилем доверили архитектору Михаилу Адольфовичу Минкусу). Облегчённая вершина сооружения не выдержала бы каменную надстройку, поэтому решили установить декоративный, смонтированный из окрашенных охрой стальных листов, итоговый вес шпиля составил 350 т, высота — 56 м. Его хрупкость стала причиной того, что здание МИДа является единственной сталинской высоткой, не увенчанной пятиконечной звездой.
Интерьеры
Общая площадь всех помещений МИДа — 65 тысяч м² (кубатура 402 000 м³), из них около двух тысяч — рабочие и обслуживающие помещения.
Центральная часть здания имеет 22 этажа, к ней с обеих сторон примыкают 6-этажные крылья.
Высотный объем здания отодвинут от красной линии образуя курдонёр, обеспечивающий удобный подъезд автомашин к главному входу и создающий условия лучшей обозреваемости здания как с площади,
так и с более близких к нему точек; перспектива фланкируется с этими 6-этажными крыльями.
Композиция высотного объема построена по принципу облегчения элементов архитектуры по мере роста здания.
Это одинаково относится и к горизонтальным членениям, и к отдельным архитектурным деталям, — они уменьшаются в размерах по мере удаления от земли и в конце концов переходят в шпиль и кружевное завершение, растворяющееся в воздушном пространстве.
В целом административное здание на Смоленской площади своим общим фронтальным приемом композиции, являющимся результатом протяженности фасада, резко отличается от остальных высотных зданий. Отойдя от принципа башенного построения, авторы дали интересное мощное фронтальное решение с сильными, четкими вертикальными членениями, подчеркивающими высотность здания, с богатым живописным силуэтом. Характер кружевного завершения его высотной части и принцип пятиглавия в построении объемов сближают архитектуру здания с образами русской, в частности московской, архитектуры.
К высотному объему со стороны улица Веснина примыкает пониженный объем, выделенный из высотного в интересах конструктивной цельности последнего. Он включает в себя зал собраний и столовую, которые требуют больших открытых пространств без промежуточных опор. Оба помещения обеспечены хорошей связью с основными помещениями высотного объема.
Главный вход в центральную часть здания (высотную) расположен со стороны Смоленской площади.
Через входы и тамбуры посетитель попадает в аванзал, в котором направо и налево расположены эскалаторы, ведущие в нижний вестибюль с расположенными в нем гардеробами. Отсюда системой подъемников посетители распределяются по соответствующим этажам.
Непосредственно к аванзалу примыкает главный вестибюль,
украшен колоннами из искусственного мрамора, стены из светлого мрамора с резным мраморным фризом, полы мраморные, коврового рисунка. Базы, капители, обрамление проема и витражи дверей — латунь, и далее — лифтовые холлы. Посетители, а в летнее время и все лица, работающие в здании, проходят непосредственно из аванзала через главный вестибюль к подъемникам.
Планировка и пространственная композиция 1-го и 2-го этажей с богато решенным двусветным главным вестибюлем, просторными лифтовыми холлами, широкими переходами в зал собрания и столовую — создают парадное и торжественное впечатление, соответствующее грандиозности и назначению зданий.
Зал собрания, рассчитанный на 500 мест, имеет форму амфитеатра и расположен во втором этаже объема, выступающего во двор. Стены зала собраний из искусственного мрамора,
мебель и отделка — карельская береза.
Портьеры и обивка кресел — красный бархат. Искусственный мрамор широко использовался в оформлении всех помещений. Деревянные части интерьера изготовлены помимо карельской березы из полированного ореха.
В комплекс зала входят эстрада с киноустановкой, кулуары, выставочный зал, помещения президиума и пр. Двусторонняя связь с лифтовым холлом и двумя запасными лестницами обеспечивает находящимся в здании удобные пути эвакуации.
В 3-м этаже располагается научно-техническая библиотека с книгохранилищем на 30 000 томов.
Cтоловые и буфеты для сотрудников и гостей, состоит из пунктов питания, кухни со всеми вспомогательными и подсобными помещениями, расположенной под столовой для сотрудников, и бытовых помещений обслуживающего персонала. Для удобства обслуживающего персонала всего высотного здания предусмотрен отдельный вход.
Рабочие комнаты располагаются в высотной части здания, начиная со второго этажа: в первой зоне — по 52 комнаты в этаже, во второй — по 26, в третьей, самой верхней, — по 16 комнат; их размеры в основном колеблются от 18 до 35 м2.
Комнаты располагаются вдоль широких коридоров, расходящихся от лифтового холла и разбитых на короткие отрезки. Горизонтальные и вертикальные коммуникации здания связаны в четкую и вместе с тем парадную систему, исключающую возможность каких-либо пересечений людских потоков.
Кроме главного входа, в центральной части здания предусмотрены отдельные входы для руководящего состава, имеющие свой вестибюль с гардеробом и всеми подсобными помещениями.
Боковые корпуса имеют самостоятельные входы, расположенные и со стороны Смоленской площади и со стороны прилегающих боковых улиц.
Всего в здании на момент сооружения было установлено 28 лифтов, в том числе 18 скоростных.
Обслуживается 16-ю пассажирскими скоростными лифтами, двумя лифтами индивидуального пользования и двумя служебно-хозяйственными. Кроме того, для нужд кухни и обслуживания поэтажных буфетных предусмотрено 3 грузовых лифта. Экспрессные пассажирские лифты высотной части здания расположены в центре, образуя группу из 6 лифтов, по 3 с каждой стороны широкой площадки. Два из них предназначаются для ночного обслуживания с возможностью остановок на всех этажах здания.
Движение лифтов регулируется объединенным диспетчерским управлением.
Вестибюль облицован светлым мрамором — им оформлены стены, колонны, фризы на стенах, а также полы в виде коврового рисунка из полированного чёрного гранита. Витражи дверей, обрамление проёма, капители и решётки выполнены из латуни и анодированного под латунь алюминия. Из вестибюля в подземный гардероб можно попасть с помощью четырёх эскалаторов.
Мифы, события, факты
1. У иностранцев и гостей столицы, гуляющих по Москве, оно вызывает скорее шок, смешанный со страхом. Хотя глядя на фото приходит ощущение гордости. Гиды рассказывают туристам страшную историю, о том, что это здание некогда являлось центром всей резидентуры и шпионажа в СССР. Иностранцы быстро фотографируются, и проходят от греха подальше на Арбат чтобы их случайно не облучили или, не дай Бог, завербовали.
2. Весной 1951 года архитектор Михаил (Моисей) Адольфович Минкус был неожиданно вызван в Кремль, на аудиенцию к самому Иосифу Сталину. В назначенный день, после обеда, в квартире Михаила Адольфовича появился молодой капитан из охраны Иосифа Виссарионовича, которому было поручено доставить Мишу в Кремль, на свидание с Хозяином. Автомобиль въехал в Кремль, без особых задержек миновал пункты охраны и в сопровождении капитана Миша был доставлен в приёмную Вождя. После доклада референта дверь в кабинет Сталина отворилась и Миша был приглашен войти. В просторном, но скромном, кабинете, за письменным столом, сидел Иосиф Виссарионович о неизменной дымящейся трубкой в руках.
При входе Миши он поднялся с кресла, протянул ему руку и, ласково улыбаясь, сказал: «Здравствуйте многоуважаемый Михаил Адольфович! Я пригласил Вас, чтобы Вы мне показали построенный Вами наш первый «небоскрёб». «Польщён Вашим доверием дорогой Иосиф Виссарионович! Я всегда к Вашим услугам»,– тихо ответил взволнованный Миша. «Не волнуйтесь» сказал, улыбаясь, Coco, «Не хотите ли выпить рюмочку кавказского коньячка для бодрости?!» Он встал, снял с полки графин, рюмку и поставил на стол перед Мишей. Минут через двадцать, кортеж машин, под вой сирен, уже выезжал из Боровицких ворот, мимо козыряющих милиционеров. Миша сидел рядом со Сталиным, на заднем сидении пуленепробиваемого новенького, кажется, Паккарда. Кортеж миновал Воздвиженку (ул. Фрунзе) и через Арбат выехал на Садовую, повернул налево и остановился у тротуара на Смоленской площади. Садовая была перекрыта с обеих сторон нарядами милиции. Из сопровождающих машин высыпали многочисленные офицеры охраны. На оставшийся пятачок тротуара вышел Иосиф Виссарионович в сопровождении Миши. Они были почти одинакового роста и смотрелись одинаково скромно на фоне офицеров в блистающих пуговицами и погонами мундирах.
На Сталине была военная фуражка, френч без погон и просторные галифе. Иосиф Виссарионович, прищурив глаза, долга всматривался в будущую обитель Министерства иностранных дел и внешней торговли. Потом он обернулся к Мише и сказал: «Мне говорили, что здание готово, а оно ведь недостроено».
«Нет, Иосиф Виссарионович, у него не полностью закончен только интерьер, не все еще лифты работают, а в остальном комплекс полностью завершён, в соответствии с проектом, удостоенным нашей почетнейшей премии.
Сталин помолчал, по-прежнему вглядываясь в комплекс зданий, высившихся на противоположной стороне площади.
Дело в том, что он не помнил проекта, да и мало им интересовался, полностью полагаясь на решение авторитетной конкурсной комиссии. После долгого молчания, он промолвил: «Ведь здесь будут толочься бесчисленные дипломаты, журналисты и дельцы из всех капиталистических стран. Это здание должно быть символом нашего великого социалистического государства, а эти плоские верхушки смахивают на крыши какого нибудь американского офиса. Где тут величественность?! Что бы осталось от величия Спасской башни Кремля если бы мы срезали колокольню и шпиль со звездой над его курантами??» Потом, положив руку на Мишино плечо, он усмехнулся и сказал в категорическом тоне: «Крест не крест, а надо на вершине здания указующим в небо и увенчанным символом нашей великой родины».
«Я с вами совершенно согласен глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович, Ваше указание будет выполнено в ближайшее время»,– потупив глаза промолвил автор проекта. Ведь это было мнение Великого Вождя и Учителя народов, бесспорного знатока всех наук и искусств, от языкознания, биологии и генетики до поэзии и, конечно, архитектуры. Вот таким образом через несколько недель на вершине центрального высотного корпуса административного здания на Смоленской площади возникла декоративная башня со шпилем, в соответствии с директивой Гениального Вождя. Первенец московских высотных зданий был сдан в эксплуатацию в июне-августе 1952 года.
3. После смерти вождя народов, архитектор В. Гельфрейх попытался демонтировать надстроенную часть высотки, заручившись поддержкой авторитетного архитектора Посохина. Но Н.С. Хрущев, тогдашний руководитель Советского государства, был непреклонен. Он заявил о том, что шпиль должен остаться на месте и быть памятником великой глупости товарища Сталина.
От автора Орлова Г.В: Хрущев Н.С. был не прав, сказав такие слова (в том случае, если он действительно так говорил) шпиль имеет место быть, ведь без него здание выглядит не законченным, а шпиль придаёт величие зданию и завершенность всему архитектурному ансамблю.
Материалы
Орлов Г.В. «Здание МИД СССР — История строительства сталинской высотки (Москва 1948—1953)» — (повествование 29.01.2017).
Источник:
http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9
http://progulkipomoskve.ru/publ/ulicy_moskvy/raznye/stalinskie_vysotki_v_moskve_zdanie_mida/17-1-0-44
http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/zdanie-mid-v-moskve.html,
http://progulkipomoskve.ru/publ/ulicy_moskvy/raznye/stalinsk
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1
%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%
D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%BB_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%
B8
https://vadim-i-z.livejournal.com/2804555.html
http://ussr.totalarch.com/office_building_on_smolenskaya_square
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vysotki_sssr/0-9 |