Ивченко Александр Георгиевич — Советский конструктор авиадвигателей СССР — Академик АН УССР (23.11.1903 — 01.07.1968)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: ВКП(б) (1924).
Образование: Харьковский механико-машиностроительный институт, факультет двигателей внутреннего сгорания (1935).
Учёная степень: Доктор технических наук (1962).
Учёное звание: Академик АН УССР (1964)..
Конструктор: Авиадвигателей СССР.
Деятельность: Двигателестроение.
Герой Социалистического Труда (22.11.1963). Депутат Верховного Совета Украинской ССР 2 созыв (1947—1951).
Биография
Ивченко Александр Георгиевич — Родился (10) 23 ноября 1903 года, Большой Токмак, Таврическая губерния, Российская империя, (ныне, Запорожская область, УССР в составе СССР), в многодетной семье рабочего (11 детей). Отец — Ивченко Георгий Ефимович, работал литейщиком на заводе «Красный прогресс». Мать — Ивченко Елизавета Яковлевна, домохозяйка.
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1920 году — трудовую деятельность Александр Георгиевич учеником литейного дела, а затем литейщиком на заводе имени Кирова в городе Большой Токмак, Запорожской области, УССР.
С 1924 года — Член партии ВКП(б).
В 1935 году — окончил Харьковский механико-машиностроительный институт, факультет двигателей внутреннего сгорания.
После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова № 29. Затем был переведён в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.
В 1938 году — Александр Георгиевич был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л. с. Двигатель устанавливался на самолёты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Ильюшина (ДБ-3Ф). После запуска двигателя М-89 в серийное производство Александр Георгиевич был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.
В годы Великой Отечественной Войны
После эвакуации завода в Омск Александр Георгиевич назначается начальником серийного конструкторского бюро завода № 29, а затем заместителем главного конструктора.
Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливавшегося на самолёты Генерального конструктора Лавочкина — Ла-5 и бомбардировщики Туполева — Ту-2.
05 мая 1945 года — Приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование ОКБ «Прогресс»). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье.
Послевоенный период жизни
В 1946 году — Александр Георгиевич Ивченко стал главным конструктором завода № 478, а в 1963 году — Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ № 478.
В 1946 году — на ОКБ № 478 был создан двигатель М-26ГР (геликоптерный, редукторный) мощностью 500 л.с. Это был первый в мире поршневой двигатель воздушного охлаждения, специально предназначенный для вертолетов. Двигателю присваивается индекс "АИ" (Александр Ивченко) - АИ-26ГР. Опытный АИ-26ГР и его модификации: АИ-26ГРФ мощностью 550 л.с., АИ-26ГРФЛ мощностью 575 л.с. - устанавливались на вертолеты Г-4, Б-5, Б-9, Б-10, Б-11 И.П. Братухина и Як-100 А.С.Яковлева. Всего было изготовлено около 30 опытных вертолетов и 250 двигателей АИ-26 ГР/ГРФ.
С 1947 году — под руководством Александра Георгиевича разработан на предприятии приступили к опытным работам по созданию легкого мотора АИ-10 - 5-цилиндровая звезда воздушного охлаждения мощностью 80 л.с. для учебно-спортивного самолета Як-20. Было построено только 2 опытных самолета и 9 моторов.
С 1947 года по 1951 год — Депутат ВС УССР 2 созыва.
В 1948 году — под его руководством разработан АИ-4Г мощностью 55 л.с. для корабельных вертолетов связи и наблюдения Ка-10. Изготовлено 15 вертолетов и малая партия двигателей - 35 штук.
В 1957 году — созданный им двигатель АИ-20 успешно прошёл государственные испытания и был запущен в серийное производство одновременно на двух заводах — запорожском и пермском. Резервы, заложенные в конструкцию АИ-20 на этапе проектирования, позволили в дальнейшем создать целое семейство модифицированных двигателей мощностью от 4000 до 5180 л. с.
В ноябре 1962 года — Александру Георгиевичу была присуждена ученая степень доктора технических наук.
В июне 1964 года — он стал академиком АН УССР. За научно-исследовательские работы по созданию авиационных двигателей большого ресурса Ученым Советом ЦИАМа.
01 июля 1968 года — Александр Георгиевич Ивченко умер. Похоронен в Запорожье на Южном кладбище.
Александр Георгиевич Ивченко был крупным ученым-конструктором в области авиационного двигателестроения, создателем целой гаммы оригинальных конструкций отечественных вертолетных и самолётных двигателей; состоял членом Научно-Технического Совета при Государственном Комитете по авиационной технике при Совете Министров СССР, членом Научно-Технического Совета Главного Управления Гражданского Воздушного флота, членом Координационного комитета по авиационной технике; участвовал в рассмотрении Госпроектов, будучи членом постоянной комиссии ГНТК АН УССР по турбинным силовым установкам.
Конструкторское бюро Ивченко — спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:
- Семейство поршневых самолётных двигателей: АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолётов и самолётов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.
- Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.
- Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолётах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолётах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и других.
- Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолёта Бе-12.
- Один из первых в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.
- Семейство двигателей наземного назначения:
- двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,
- гоночные двигатели семейства «Січ» для водномоторного спорта,
- двигатель АИ-14РС для аэросаней «Север-2», Ка-30 и судна на воздушной подушке «Радуга»,
- газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
- пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
- ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
- ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
- ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41
Отечественные турбовинтовые самолёты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.
Награды СССР
Высшая степень отличия в СССР:
Герой Социалистического Труда (22.11.1963).
Ордена СССР:
Орден Ленина -2 (22.11.1963; 22.7.1966).
Орден Трудового Красного Знамени -3 (16.9.1945; 23.1.1948; 12.7.1957).
Орден Красной Звезды (29.4.1944).
Медали СССР:
Золотая медаль «Серп и Молот» (22.11.1963).
Степени:
Доктор технических наук (1962).
Звания:
Академик АН УССР (1964).
Воинские звания:
?
Премии:
Сталинская премия третьей степени (1948) — за создание новых авиационных моторов.
Ленинская премия (1960) — за разработку и создание пассажирского самолёта «Ил-18».
Почётный гражданин:
?
Семья
Жена — ?
- Дочь — ?
- Дочь — ?
- Дочь — ?
- Дочь — ?
- Дочь — ?
Материалы
Орлов Г.В. «Ивченко Александр Георгиевич — Советский конструктор авиадвигателей СССР — Академик АН УССР (23.11.1903 — 01.07.1968)» — (биография 30.09.2022).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецов,_Николай_Дмитриевич_(авиаконструктор)
http://engine.aviaport.ru/issues/07/page39.html
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12 |