ТМЗ МАП СССР — Тушинский механический завод Министерства авиационной промышленности СССР (??.??.1963)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Республика: РСФСР.
Город: Москва.
Название: Завод № 62
Основан: 11.01.1932.
Заложен: 1932.
Создан: 1963.
Тип: ГП.
Отрасль: Производство авиационной техники.
Первый самолёт: 11.10.1931.
Площадь, м2: ?.
Численность рабочих, чел.: ?
Часовой пояс:
Телефонный код: ?
Почтовые индексы: ?
Адрес: ?
ГС Завод №82 НКАП — Производство самолётов, автобусов, троллейбусов, трамваев и самолетостроению.
Предыстория
После образования Союза Советских Социалистических Республик
11 января 1932 года — Строительство авиационного завода началось в посёлке Тушино Московской области.
05 мая 1932 года — Заработал завод 62 Главного управления гражданского воздушного флота.
11 октября 1931 года — Лётчик Эдуард Иванович Шварц совершил первый испытательный полёт на самолёте Сталь-2 с каркасом из стали «Энерж».
С июня 1933 года — был начат серийный выпуск самолётов Сталь-2.

01 апреля 1934 года — Завод №62 ГУ ГВФ
передан в ведение ГУАП Наркомтяжпрома СССР.
В 1934 году — На XIV международной выставке в Париже Сталь-2 получил высокую оценку и был назван «Русским чудом Страны Советов».
В 1935 году — начался выпуск восьмиместного самолёта Сталь-3.

Эти самолёты эксплуатировались на рейсах «Москва — Горький».
В декабре 1936 года — Завод №62 ГУАП переименован в Государственный союзный завод номер 81 Наркомата оборонной промышленности СССР.
21 января 1939 года — Завод передан в Наркомат авиапромышленности, где находился в составе 1-го главного управления.
В Тушине выпускали истребители ДИ-6 и Як-1, легкие бомбардировщики Як-4.
В июле 1941 года — завод эвакуирован в Омск и
вошёл в состав завода №166 НКАП.
14 марта 1942 года — После возвращения из эвакуации с переименованием в Государственный союзный завод № 82 НКАП. В Тушино началась работа по восстановлению завода. Был создан ряд новых производств, цехов и конвейерных линий. Сюда направлялось новое оборудование, материалы, квалифицированные рабочие и инженерно-технический персонал.
Сразу после окончания войны завод начал выпуск гражданской продукции. Было налажено производство такси, несколько десятков которых работали в Москве.
В начале 1946 года — завод приступил к производству кузовов автобусов.
В 1947 году — к 800-летию Москвы была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.
К маю 1950 года — завод изготовил 1 400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран Будапешт, Прагу, Софию и другие.
03 мая 1950 года — В соответствии с приказом министра авиапромышленности производство гражданской продукции было прекращено, и завод приступил к освоению производства самолетов-бомбардировщиков Ту-2.
В июле 1951 года — началась подготовка к производству ракет системы В-300 и ее модификаций.
В 1951—1965 годах — осваивались и выпускались новейшие виды оборонной техники (двигатели, ускорители, передвижные автоматизированные контрольные станции, аэросани и пр.). Выпускалась и гражданская продукция: экскаваторы «Беларусь», жатки, другое оборудование для сельского хозяйства.
Повествование
С 1963 года — Государственный союзный завод № 82 НКАП сменил название на Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ).
В 1965 году — в связи со значительным усложнением техники на базе заводского КБ-82 и было создано машиностроительное конструкторское бюро «Буревестник» для обеспечения серийного производства и разработки новых видов авиационной техники. Главным конструктором МКБ «Буревестник» был назначен бывший главный инженер завода А.В. Потопалов.
С 1966 года — на ТМЗ приступили к строительству самолёта Т-4 разработки ОКБ П.О.Сухого, конструкция планера которого была сварной из титановых сплавов и нержавеющих сталей. При проведение работ по строительству самолёта Т-4 впервые осваивалась автоматическая сварка в нейтральных средах новейших марок титановых сплавов, нержавеющих сталей, титановое литье в вакуумных печах. Автоматическая сварка сквозным проплавом, автоматический контроль качества точечной сварки, массовое изготовление деталей на станках с ЧПУ, химическое фрезерование тонколистовых деталей из титановьк сплавов и нержавеющих сталей и многое другое. Эти процессы представляли собой серьезнейшие научно-технологические проблемы, которые и были успешно решены нашей наукой и промышленностью, (было собрано 4 самолёта Т-4 для испытаний).
С 1966 года — на ТМЗ также выпускал антенные передвижные комплексы «Нева» и волноводные системы разработки Научно-исследовательский ордена орден Трудового Красного Знамени институт радиофизики им. академика А.А. Расплетина (НИИРФ).
С 1975 года — на предприятии осуществлялся выпуск топливных отсеков и крыльев для истребителей МиГ-23, сборка первых опытных истребителей Су-27, параллельно шёл выпуск сельскохозяйственной техники и товаров народного потребления.
С 1983 года — ТМЗ участвовал в программе выпуска космического корабля «Буран». На предприятии был изготовлен планер и осуществлялась сборка корабля, а также его испытательных моделей.
В 1989 году — На Тушинском механическом заводе работало 28 тысяч человек.
Награды
?
Материалы
Орлов Г.В. «ТМЗ МАП СССР — Тушинский механический завод Министерства авиационной промышленности СССР (??.??.1963)» (повествование 19.01.2025).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/promyshlennost_sssr/0-43
https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/promyshlennost_sssr/zavody_sssr/aviazavody_sssr/260-1-0-2307 |