|
Каталог статей СССР
Горький — Город СССР — Важный экономический — Промышленный — Научно-образовательный и культурный центр СССР (Стр.-1 (предыстория))
В результате губернатору Якову Аршеневскому было предписано снять точный план Нижнего Новгорода, на основе которого в столичной Комиссии о строении Санкт-Петербурга и Москвы был создан новый регулярный план города. Для работы над проектом привлекались известные градостроители во главе с А. В. Квасовым. План был одобрен Правительствующим сенатом и утверждён императрицей 13 апреля 1770 года. Согласно ему появляются различные социальные и культурные учреждения: первая градская больница и первая аптека (1780), первая в Поволжье губернская типография (1791), первый общедоступный театр Шаховского с труппой крепостных актёров (1798). Бесспорно, главным фактором формирования Нижнего Новгорода в качестве основного торгового центра России в начале XIX века стал перенос сюда в 1817 году ярмарки, ранее находившейся у стен Желтоводского Макариева монастыря и сгоревшей при невыясненных обстоятельствах 18 августа 1816 года. В 1817 году из города Макарьева на левый берег Оки была перенесена крупнейшая в России ярмарка, благодаря которой началось быстрое экономическое развитие города и прилегавших к нему поселений. Обустройство ярмарочного городка на низком песчаном берегу Оки стало выдающимся градостроительным проектом, созданным под руководством А. А. Бетанкура: был вырыт искусственный канал, создана канализационная система. Комплекс Нижегородской ярмарки включал в себя Главный ярмарочный дом, православные Староярмарочный и Новоярмарочный соборы, суннитскую мечеть, армянскую церковь, Большой Ярмарочный театр, цирк. Благодаря ярмарке Нижний Новгород получил прозвище «Карман России». За счёт средств казны по общему проекту и под руководством А. Бетанкура был создан крупнейший на тот момент в Европе гостиный комплекс. На этапе до 1822 года построены Спасский собор по проекту О. Монферрана, 3 административных, 4 «китайских» деревянных и 56 кирпичных зданий с тысячами торговых лавок, гостиницами, трактирами и летним театром. В 1834—1841 годах в Нижнем были проведены градостроительные преобразования, до сих пор определяющие облик и инфраструктуру исторического центра: было проложено несколько съездов, соединяющих Нижний и Верхний посады (из них один — Зеленский, вырыт в склоне Кремлёвской горы). Устроены нижняя Сафроновская и верхняя Георгиевская набережные. Из земли, собранной при сооружении Зеленского съезда, насыпана Лыкова дамба на месте старинного деревянного моста через Почайну. В Кремле был размещён военный гарнизон, для чего оттуда была окончательно вынесена жилая застройка. Кремль стал военным и административным центром города. Впервые в Европе уже при сооружении здесь была предусмотрена канализация. На втором этапе (к 1850 году) были завершён комплекс Спасского собора, построены мечеть и армяно-григорианская церковь. Третий этап (до 1880 года) ознаменовал собой строгую прямоугольную перепланировку ярмарки с мощением всех улиц, создание ряда новых культовых сооружений, среди которых Александро-Невский Новоярмарочный собор, у мечети возведён трёхэтажный торговый корпус, названный Персидским караван-сараем. Четвёртый этап (1880-е — 1910-е годы) стал последним в череде производимых реконструкций и включал в себя: постройку каменного цирка братьев Никитиных, Бразильского пассажа на Театральной площади, нового Главного ярмарочного дома в неорусском стиле, вошедшего в число крупнейших пассажей Российской Империи. В середине XIX века появились крупные промышленные предприятия в близлежащих деревнях: Нижегородский механический завод в Сормове и металлический завод в Канавине. В 1861 году сюда была проведена одна из первых в стране Московско-Нижегородская железная дорога. В 1880 году была учреждена Нижегородская товарная биржа. В 1896 году в Канавине прошла самая большая в дореволюционной России Всероссийская художественно-промышленная выставка, по случаю которой в городе были проведены масштабные работы по благоустройству: организовано движение электрического трамвая (первого в России в современных границах), построены фуникулёры с Нижнего на Верхний посад (по-нижегородски называемые элеваторами), новое здание городского Николаевского театра. Бар
![]() В декабре 1905 года в Сормове и Канавине произошло восстание рабочих Сормовского завода. Хотя оно было быстро подавлено, газеты того времени отмечали в обществе широкую поддержку действий забастовщиков. Во время Первой мировой войны Нижний Новгород наполнился беженцами с запада империи. Благодаря губернатору А. Ф. Гирсу в 1915 году под Нижним Новгородом был построен телефонный завод «Сименс и Гальске». В город были эвакуированы предприятия, учреждения и оборонные заводы (в том числе рижские заводы «Фельзер» и «Этна»). В 1916 году был открыт Нижегородский народный университет и эвакуирован Варшавский политехнический институт (ставший базой будущего Горьковского политехнического института). Для его размещения архитектор Владимир Покровский проектирует целый комплекс учебных, административных и вспомогательных зданий. Их строительство не было завершено в полном объёме из-за развернувшихся в стране революционных событий. По этой же причине не состоялось сооружение храма почти на тысячу человек в стиле русского барокко конца XVII века, а также проектов архитектора Николая Стрелецкого1913—1915 годов — разводного моста через Оку и тоннеля под Волгой по заказу Общества Московско-Казанской железной дороги. В начале апреля 1917 года был создан Нижегородский губернский исполнительный комитет Временного правительства. В середине марта был также сформирован губернский совет крестьянских депутатов, и наступил период двоевластия. Расположен в центре Восточно-Европейской равнины на месте слияния Оки и Волги. Ока делит город на две части: нагорную — верхнюю, на Дятловых горах, и заречную — нижнюю, на её левом низинном берегу. Волга разделяет Нижний Новгород и Бор. Нижний Новгород — важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Является одним из главных направлений речного туризма в России. Историческая часть города богата достопримечательностями и является популярным туристическим центром.
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37 Просмотров: 889
|
| |
|
|