СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Болота СССР [1]
Болота СССР
Водохранилища СССР [1]
Водохранилища СССР
Города СССР [80]
Города СССР
Заливы СССР [1]
Заливы СССР
Затоны СССР [1]
Затоны СССР
Каналы СССР [3]
Каналы СССР
Набережные СССР [6]
Набережные СССР
Области СССР [54]
Области СССР
Озёра СССР [8]
Озёра СССР
Парки СССР [2]
Парки СССР
Площади СССР [5]
Площади в СССР
Подземные воды СССР [1]
Подземные воды СССР
Посёлки СССР [3]
Посёлки СССР, посёлки городского типа СССР,
Проезды СССР [2]
Проезды в Союзе Советских Социалистических Республик
Проспекты СССР [3]
Проспекты СССР
Пруды СССР [1]
Пруды СССР
Реки СССР [6]
Реки СССР
Республики СССР [47]
Республики СССР
Ручьи СССР [1]
Ручьи СССР
Сёла СССР [1]
Сёла СССР,
Улицы СССР [7]
Улицы СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Горький — Город СССР — Важный экономический — Промышленный — Научно-образовательный и культурный центр СССР (стр.-2 (повествование-население))

 Горький — Город СССР — Важный экономический — Промышленный — Научно-образовательный и культурный центр СССР (стр.-2 (повествование-население))

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

Страницы:    [01]     [02]     [03]     [04]

 

Повествование

Горький — Город СССР — Герб городаГорький — важный экономический, промышленный, научно-образовательный и культурный центр России, крупнейший транспортный узел и административный центр Приволжского федерального округа. Является одним из главных направлений речного туризма в СССР. Историческая часть города богата достопримечательностями и является популярным туристическим центром.

 

 

 

 

В 1929 году в городе был образован Нижегородский краевой комитет ВКП(б).

В период НЭПа ненадолго возродилась Нижегородская ярмарка. 

В 1929 году поселения Сормово и Кунавино были упразднены, их территория вместе с другими поселениями

Cёлами:

  • Гордеевкой,
  • Карповкой,
  • Высоковым.

Деревнями:

  • Высоково,
  • Копосово,
  • Починками,
  • Бурнаковкой,
  • Княжихой,
  • Ратманихой,
  • Костарихой,
  • Молитовкой,
  • Борзовкой.

и другие была включена в состав большого Нижнего Новгорода, который с тех пор стал делиться на районы. В том же году Нижегородская губерния была упразднена, и Нижний Новгород стал центром края.

07 октября 1932 года город был переименован в Горький.

В 1932 году на Стрелке был создан крупный речной грузовой порт, имевший высокое значение как для города, так и для всей европейской части страны.

В 30-е годы Горьковская область производила впечатление сплошной гигантской стройки. Ни один из городов Советского Союза в то время не мог сравниться с нашим городом по количеству строящихся объектов и по размаху строительства.

В этот период были введены в строй горьковские автомобильный, авиационный, машиностроительный заводы, завод фрезерных станков.

Одновременно были проведены реконструкция и техническое переоснащение старых нижегородских заводов: «Красное Сормово», «Красная Этна», «Двигатель революции», металлургических заводов городов Горького, Выксы, Кулебак.

Развивалась легкая и пищевая промышленность: были построены макаронная и кондитерская фабрики, механизированы хлебо- и молокозаводы, мельницы. Ведущими отраслями промышленности были машино- и станкостроение, металлообработка и химия.

Промышленные предприятия города и области боролись за выполнение плана по объему выпускаемой продукции. На это были направлены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на 8-часовой рабочий день, на 7-дневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции».

В 1940 году правительство выделило 2 млн. рублей на создание овощного хозяйства для населения г. Горького, в колхозах пригородной зоны были расширены посевы овощей и картофеля.

Перед войной в области были организованы 94 машинно-тракторные станции. Несмотря на огромные трудности, сельские труженики области в основном обеспечивали возросшее городское население продовольствием, а промышленность – сырьем, участвовали в создании резервов и мобилизационных запасов продовольствия, необходимых на случай войны. Лучшие хозяйства участвовали в работе сельскохозяйственных выставок достижений народного хозяйства в Москве.

Для укрепления оборонной мощи страны и обеспечения промышленности квалифицированными кадрами бюро Горьковского обкома ВКП(б) 20 августа 1940 года приняло постановление об организации 48 новых школ ФЗУ и о расширении контингента учащихся в 49 существующих школах с общим количеством учащихся 29 450 человек.

Накануне Великой Отечественной войны многие предприятия наряду с мирной продукцией стали выпускать военную технику, оборудование, снаряжение. Из 194 предприятий, находящихся в Горьковской области в начале 1941 года, 44 работали на оборону.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов город был крупнейшим поставщиком военной техники, в силу чего подвергался бомбардировкам, мощнейшим во всём Среднем Поволжье.

С первых же дней ожесточенных сражений Горьковской области пришлось принимать и лечить огромное количество раненых. 11 июля 1941 года в г. Горький прибыл первый военно-санитарный поезд № 347. Согласно плану развертывания в Горьковской области эвакогоспиталей от 09 июля 1941 года сначала предусматривалось создать госпитали за счет больниц, санаториев и домов отдыха на 8270 коек. Затем госпитали размещались и во многих школах. В разные периоды войны в Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71640 коек (включая 28 передислоцированных из других областей), где находились на излечении 422 тысячи 949 красноармейцев. 09 октября 1941 года был образован областной комитет помощи раненым бойцам и командирам Красной армии. Руководил его работой секретарь Горьковского обкома ВКП(б) И.М. Гурьев. На местах были созданы городские и районные комитеты. Они видели свою задачу в оказании конкретной помощи госпиталям: прием раненых и отправка выздоровевших; обеспечение продовольствием, топливом, внутренним оборудованием, бесперебойным снабжением медикаментами, перевязочным материалом, литературой; внимательное и заботливое обслуживание раненых бойцов.

Чтобы выполнить поставленную задачу, комитеты широко привлекали к этому делу профсоюзы, комсомол и другие общественные организации, интеллигенцию в виде шефства предприятий, учреждений, колхозов и отдельных граждан над определенными госпиталями. В области не было ни одного госпиталя, где не осуществлялось бы шефство.

Большую культурно-воспитательную работу среди раненых проводили работники искусств г. Горького и области, участники художественной самодеятельности, школьники.

Горьковские медики своим героическим трудом по спасению раненых показали пример огромного самопожертвования и мужества. В начале войны квалифицированных хирургов было недостаточно (один на 1000 коек). Почти все ушли на фронт. Потребовалась большая напряженная работа органов здравоохранения по теоретической и практической подготовке врачей в самые короткие сроки.

С 01 сентября 1941 года в г. Горьком, городах и поселках городского типа Горьковской области были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия, установлены жесткие нормы отпуска в зависимости от категории. Рабочим и инженерно-техническим работникам первой категории полагалось в день по 800 граммов хлеба, служащим– 500 граммов, второй категории соответственно 600 и 400 граммов хлеба, иждивенцам и детям до 12 лет отпускалось по 400 граммов. Позднее были введены карточки практически на все продукты питания: на крупу, мясо, жиры, а также на керосин и даже на дрова.

22 октября 1941 года ГКО принял решение об образовании в 46-ти городах комитетов обороны, в том числе и в городе Горьком. 23 октября 1941 года в городе Горьком был создан Горьковский городской комитет обороны. Возглавил его первый секретарь Горьковского обкома и горкома ВКП(б) Михаил Иванович Родионов. ГГКО – местный чрезвычайный орган руководства в условиях военного времени. Он объединял гражданскую и военную власть в городе и области. Выполнение решений ГГКО было беспрекословным.

Особой заботой ГГКО было строительство оборонительных рубежей, которое было начато в октябре 1941 года. К 10 ноября 1941 года было решено построить Горьковский оборонительный обвод, в срок до 15 ноября – оборонительные рубежи по левому берегу Волги, по реке Оке с обводом для обороны города Мурома.

На строительные работы в порядке трудовой повинности мобилизовалось гражданское население, разрешалось привлекать студентов вузов, учащихся старших курсов техникумов и учеников 9 – 10 классов школ. В сооружении оборонительных укреплений участвовало 350 тысяч человек. Они рыли траншеи, противотанковые рвы, строили дзоты, устраивали завалы на лесных дорогах, устанавливали надолбы. К январю 1942 года строительство оборонительного рубежа было завершено. Его протяженность составила 1134 км (это примерно равно 75% Ферганского канала).

В условиях осени и суровой зимы 1941 – 1942 года было произведено около 12 миллионов кубометров земляных работ, построено 2332 огневые точки, 4788 землянок. 

За образцовое выполнение заданий ГКО по строительству оборонительного рубежа и обводов вокруг городов Горького и Мурома 80 участников строительства были награждены орденами и медалями. 10 тысяч 186 строителей оборонительного рубежа были отмечены Почетными грамотами городского комитета обороны, 873 человека – премированы.

Военный парад на Советской площади
перед отправкой на фронт (ноябрь 1941 года)

Во время Великой Отечественной войны 137-я дивизия Горьковского формирования получила звание гвардейской. Промышленные предприятия тогда были важными поставщиками для фронта. На Горьковском машиностроительном заводе было выпущено столько же артиллерийских орудий, сколько на всех предприятиях Германии. В силу своего оборонно-промышленного значения город подвергался бомбардировкам немецкой авиации. 

На территории города и области было сформировано 56 воинских частей и соединений.

В ноябре 1941 года в городе, кроме того, были сформированы:

  • 72 отряда народного ополчения (34 568 человек), которые участвовали в битве под Москвой.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались 822 тысячи горьковчан — каждый четвёртый житель области. Из них более 350 тысяч человек не вернулись с полей сражений — погибли, пропали без вести или умерли от ран в госпиталях.

Из морских походов не вернулись 130 подводников.

За боевые подвиги высшей награды — Золотой Звезды Героя были удостоены 316 горьковчан.

В ноябре 1941 года началось формирование Горьковского района ПВО. Первые авианалёты были совершены днём 4 ноября и на следующую ночь.

В выполнении военных заказов участвовал и авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), выпускавший в 1941 году боевые истребители ЛАГГ-3.

В 1942 году коллектив завода освоил производство истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения. В 1944 году параллельно с ЛА-5 был начат выпуск модели самолета ЛА-7.

В 1942 году старший лейтенант Петр Иванович Шавурин 722-го иап ПВО совершил 2 успешных тарана, став единственным советским лётчиком, имеющим безусловное подтверждение двух «таранных» побед.

Маскировка Горького

Помимо противовоздушной обороны города, правительство Советского Союза приняло решение построить в Горьком ряд «ложных объектов». В архиве Нижнего Новгорода сохранился документ под названием: «Постановление Горьковского городского комитета обороны „О строительстве ложных объектов промышленных предприятий г. Горького“» от 01 августа 1942 года.

 

«    В целях отвлечения самолетов противника от оборонных объектов, комитет обороны постановляет:

1. Создать на подступах к г. Горькому ряд ложных объектов, имитирующих действительные оборонные объекты города.

Предоставленную Горьковским корпусным районом ПВО и штабом МПВО города Горького дислокацию ложных объектов утвердить.

Предложить директорам заводов: №21 «…», № 92 «…», № 112 «…», автозавода им. Молотова «…», им. Ленина «…» и стеклозавода имени М. Горького «…» немедленно разработать проекты ложных объектов, согласовать их со штабом МПВО города и осуществить строительство в срок до 15-го августа с.г.

Директорам указанных предприятий обеспечить объекты связью и особыми командами для охраны и выполнения специальных указаний командования в условиях воздушных налетов.

3. Порядок оперативного ввода в действие ложных объектов разработать командующему Горьковским корпусным районом ПВО совместно с начальником МПВО города Горького.

Председатель Горьковского комитета обороны М.Родионов    »


В результате этого постановления в деревне Мордвинцево, рядом с Федяково, был выстроен огромный муляж Автозавода. Он был сделан в основном из стекла и фанеры. Ночью на его территории горел свет, который с запозданием выключался после объявления воздушной тревоги. Немецкие бомбардировщики начинали путаться и бомбили муляж вместо самого завода.

Ещё одним важным стратегическим объектом для маскировки являлся завод «Двигатель Революции». Он к тому времени был уже изрядно разрушен, однако продолжал работать. Для его маскировки горьковчане применили «московскую» технологию раскраски улиц. Прямо по улице и по самому заводу были нанесены рисунки, изображающие частные дома и городскую застройку. Таким образом они «продлили» деревню Молитовка прямо на территорию завода. «Двигатель Революции» визуально исчез для лётчиков. С большой высоты было видно только ложную деревню.

На Окском мосту применили иную технологию маскировки. Для этого на воду были спущены катера, которые всё время находились рядом с мостом. При объявлении воздушной тревоги они выпускали специальную плотную дымовую завесу. И, как немцы ни старались уничтожить мост, им это не удавалось из-за плохой видимости.

Одними из первых в 1943 году приехали на восстановление Сталинграда 300 выпускников школ ФЗО г. Горького. Каждое предприятие и учреждение нашего города стремилось хоть что-нибудь выделить для разрушенного Сталинграда. Весной 1943 года в помощь ему было отправлено 7 железнодорожных эшелонов, 9 пароходов и 3 баржи с промышленными товарами, оборудованием, стройматериалами, инвентарем. Кроме того, отправили 78 вагонов дзержинцы, 14 вагонов – балахнинцы. Горьковчане взяли шефство над Тракторозаводским районом г. Сталинграда и двумя сельскими районами. Село выделило подшефным колхозам 3 тыс. голов крупного рогатого скота, 4 тыс. овец, 3 тыс. свиней, по 5 тыс. плугов и борон. Колхозники запахивали лишние «сталинградские» гектары. Рабочие завода им. В.И. Ленина сверхурочно по два часа несколько месяцев работали над выполнением сталинградских заказов. Горьковчане могут по праву гордиться тем, что вписали одну из славных страниц в восстановление Сталинграда.

В июне 1943 года на город было совершено три крупных налёта. Основной целью был автозавод им. Молотова. На город была сброшена 1631 фугасная бомба и 33 934 зажигательных, из них на завод — соответственно 1095 и 2493. На автозаводе было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тыс. моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тыс. комплектов электроаппаратуры и приборов. Погибло 254 жителя Автозаводского района и 28 бойцов ПВО, ранено 492 жителей и 27 бойцов.

Завод фактически перестал существовать и был отстроен заново лишь к середине 1944 года. 

Во время войны в Горьком были созданы эвакуационный пункт и эвакуационная база (в речном порту) для обслуживания и распределения потока эвакуируемых. В десятках госпиталей за годы войны прошли лечение более 500 000 раненых воинов.

Город был важным центром производства вооружений. Каждый второй автомобиль, каждый третий танк и каждая четвёртая артиллерийская установка были изготовлены на предприятиях города.

За военные годы горьковчане дали фронту:

  • 38 тысяч танков, самоходных артиллерийских установок, бронемашин,
  • 43 тысячи миномётов,
  • 16 тысяч 324 боевых самолета (26% общесоюзного производства истребителей),
  • 22 подводные лодки,
  • 109 тысяч автомашин,
  • 85 тысяч радиостанций,
  • 101 тысячу артиллерийских орудий
  • 1165 «Катюш».

За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта на Горький, из них 26 налётов ночью.

Послевоенные годы

17 июля 1945 года в 6 часов утра в г. Горький прибыл первый эшелон демобилизованных воинов. Несмотря на ранний час, их пришли встретить тысячи горьковчан. Вслед за первым прибывали все новые и новые эшелоны.

Для организации встречи демобилизованных из Советской армии воинов в районах Горьковской области были созданы специальные комиссии. Они уделяли большое внимание трудоустройству военнослужащих, особенно инвалидов Великой Отечественной войны. Местные органы власти выделяли средства для обеспечения их всем необходимым. В первые же месяцы остро нуждающимся было предоставлено около трех тысяч квартир и комнат; тысячи квартир семей военнослужащих и инвалидов войны были отремонтированы за счет местных властей.

После окончания войны в городе постепенно было восстановлено движение общественного транспорта. Транспортная сеть и инфраструктура, в то время, строились без учёта возможности грамотного управления городом, что послужило основой современных транспортных и инфраструктурных проблем. Многонаселённые спальные кварталы строились в Нижней части города вблизи заводов, на которых работали их жители. Тогда не предполагалось ежедневное перемещение работающего населения в другие районы или на другой берег Оки.

В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода вышла легковая машина ГАЗ-М-20 «Победа» и грузовой автомобиль ГАЗ-51. В 1947 году в городе было запущено троллейбусное сообщение.

В 1949 году было завершено строительство Чкаловской лестницы.

В апреле 1951 года началось строительство Горьковской ГЭС.

Первый любительский телецентр, размещавшийся в клубе имени Фрунзе, начал работу в 1953 году.

Первая турбина станции была поставлена под нагрузку 02 ноября 1955 года.

В 1957 году завод «Красное Сормово» выпустил скоростное судно на подводных крыльях «Ракета-1» (главный конструктор Ростислав Алексеев).

Строительство Горьковского государственного телецентра завершено осенью 1957 года.

В силу нахождения в Горьком оборонных заводов, с 04 августа 1959 года согласно постановлению Совета Министров СССР он стал закрытым городом для иностранцев. Впоследствии это сказалось на низком притоке туристов и слабом развитии Горьковского аэропорта. Круизные теплоходы по Волге с иностранными туристами на борту проходили через Горький ночью, без высадки на берег.

Выступление в г. Горьком в 1967 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев:

«Старинный русский город-труженик, город-борец… неузнаваемо преобразился за годы Советской власти. Может быть, только красавец Нижегородский кремль стоит незыблемо, как стоял многие века. Но сегодня его окружает современный, неповторимого облика город с населением свыше миллиона человек, один из крупнейших промышленных и культурных центров страны».
 

02 декабря 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР Горький был награждён Орденом Ленина. Это нашло отражение в современном гербе города — гербовый щит с традиционным оленем обрамлён орденской лентой Ордена Ленина.

Магазин «Детский мир» (1982)

20 ноября 1985 года в городе был запущен первый участок метрополитена. Хронологически это третий метрополитен в России и десятый в СССР.

 

 

Награды СССР

Ордена СССР:

орденом Ленина (02 декабря 1970 года)

 

 

 

Страницы:    [01]     [02]     [03]     [04]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (21.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 817 | Теги: Важный экономический, Орлов Г.В., Горький, Red Letter Day (сериал) 1976, СССР, Red Light, промышленный, Город СССР | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей