СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Города СССР [36]
Города СССР
Озёра СССР [2]
Озёра СССР
Республики СССР [42]
Республики СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ГЕОГРАФИЯ СССР » Города СССР

Горький — Город СССР — Важный экономический — Промышленный — Научно-образовательный и культурный центр СССР (стр.-3 (территориальное устройство))

 Горький — Город СССР — Важный экономический — Промышленный — Научно-образовательный и культурный центр СССР (стр.-3 (территориальное устройство))

Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)

Страницы:    [01]     [02]     [03]     [04]

Территориальное устройство

Горький — план города (1980)У берегов Волги сошлись две различные по природе части Горьковской области — возвышенное лесостепное Правобережье и низинное лесное Заволжье, при слиянии с Волгой Оки, просторно, на обширной территории 334 квадратных километров раскинулся город Горький - один из крупнейших городов страны.

 

 

 

 

 

Его население превышает 1 445 000 жителей (1991). Это третий после Москвы и Ленинграда город в России.

По сравнению с дореволюционным временем он вырос более чем в десять раз как по территории (площадь дореволюционного Нижнего Новгорода в городской черте была всего 32 кв. км), так и по населению (накануне Октябрьской революции в нем было 107 тысяч жителей).

Территория г. Горького на 4/5 пролегает в низинном левобережье Оки и широким клином выходит к Стрелке - месту слияния Оки с Волгой. Здесь разместились пять из восьми районов города -

Заречная часть:

  1. Автозаводский (по окской стороне),
  2. Канавинский (у Стрелки), 
  3. Ленинский,
  4. Московский,
  5. Сормовский (по волжской стороне Заречья).

В возвышенной, нагорной части:

  1. Нижегородский (прилегает к Волге и Оке),
  2. Приокский
  3. Советский

Районы Горького

С какой стороны ни подъедешь в наш город - по железной дороге или по водному пути,- все равно окажешься в центре, хотя железнодорожный и речной вокзалы находятся в разных его частях. Горький принадлежит к числу тех городов, у которых исторически сложилось несколько центров.

Каждая из этих частей города, неповторимая в своей индивидуальности, выражает и основные его черты: часть города, заключенная в границах Нижнего Новгорода, - Нижегородский район - олицетворяет историческую роль города и является культурным центром; Сормово выполняет роль главного центра волжского судостроения; Соцгород - роль центра автостроения; Канавино осуществляет транспортные связи города как "ворот Поволжья". Город Горький настолько многолик и многогранен, что, действительно, воспринимается как слияние нескольких разных городов. И не будет преувеличением сказать, что многие жители одних районов города годами не бывают в других.

Районы города, соответственно его двум основным природным частям, объединяются в нагорные и заречные. Каждая из этих двух частей, или сторон, Горького имеет некоторые характерные общие черты.

Нагорная сторона раскинулась на покатом, изрезанном оврагами возвышенном междуречье Оки и Волги.

Нижегородский район - это прежде всего средоточие областных и городских организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и культурно-просветительных учреждений. Здесь также находится пассажирская часть речного порта. Как самая старая часть города, этот район выделяется историческими и архитектурными памятниками и памятными местами, связанными с именами славных земляков. В Нижегородском районе семь из десяти вузов города: политехнический и институт инженеров водного транспорта, строительный, медицинский, педагогические (один иностранных языков) и консерватория.

Промышленное значение района определяют предприятия легкой и пищевой, а также металлообрабатывающей промышленности.

Нижегородский район

Наиболее живописная часть города. Исторический центр Горького - Кремль напоминает о важной роли города, которую он сыграл в отдаленные времена истории страны. К кремлю прилегает площадь Минина и Пожарского (здесь когда-то был Верхний посад). В центре ее - сквер с памятником Козьме Минину. Здесь же, над Волгой, установлен памятник В. П. Чкалову.

От площади Минина и Пожарского веером отходят шесть улиц, и среди них главная магистраль нагорной стороны города - улица Свердлова, проходящая через площадь М. Горького, на которой в просторном сквере высоко поднялся памятник Буревестнику революции.

От кремля улица Фигнер ведет к другой площади города - площади Свободы. Там, напротив оперного театра, возвышается своеобразный, напоминающий баррикаду памятник "Героям и мученикам революции пятого года".

От площади Свободы до площади М. Горького пролегла основная часть улицы М. Горького, которая перестраивается сейчас в широкую парадную магистраль города, где разместятся новые здания театров драмы и юного зрителя.

Красивейшим местом нагорной стороны, а также всего города и, пожалуй, всей Волги является Верхне-Волжская набережная - Откос, что отходит от Георгиевской башни кремля. С Откоса открывается изумительный вид на Волгу и слияние ее с Окой - Стрелку со взметнувшимися ввысь кранами грузового порта, на заволжские луга с поблескивающими среди них озерами, на подернутые синевой дали с кромкой леса на горизонте...

Под Откосом проходит одетая в бетон Нижне-Волжская набережная, которая, начиная от кремля, переходит в торговую часть старого Нижнего Новгорода (Нижний посад). Здесь, в плотно прижавшихся друг к другу каменных зданиях, разместились магазины, различные торговые базы и склады. В этой части города есть и промышленные предприятия (почти ровесник Сормовскому заводу завод имени Ульянова, несколько швейных фабрик, фабрика "Красный обувщик" и другие).

Нижняя часть нагорной стороны города Горького (главная улица - Маяковского) - это район пассажирского порта с речным вокзалом и причалами. В одном из монументальных зданий находится управление Волжского объединенного речного пароходства.

Горький по праву можно назвать волжской столицей, роль которой он издавна играл. Некогда тут шумели большие бурлацкие базары, на которые стекались из ряда губерний тысячи и тысячи обездоленных. С развитием пароходства во второй половине XIX века в Нижнем Новгороде обосновалось до десятка пароходных компаний, и он был исходным пунктом всех судоходных линий волжского бассейна. Бурлаков сменили матросы, рулевые, лоцманы, капитаны, родиной многих из которых была нижегородская земля.

Улица Маяковского подходит к перекинувшемуся почти километровой дугой Окскому мосту, связавшему более четверти века назад нагорную с заречной стороной города.

До постройки моста (1933) на лето наводился деревянный понтонный (плашкоутный) мост.

Всегда оживленная нижняя часть города, где на каждом шагу чувствуется "дыхание" большой реки, как-то по-особенному привлекательна. И трудно представить, что здесь раньше находилась знаменитая "миллиошка", которую показал А. М. Горький в пьесе "На дне".

Характерная черта внешнего облика Нижегородского района в целом, как старой части города, - густота, компактность застройки. Почти все новое строительство идет за счет сноса старых домов. Появился новый силуэт района: если смотреть на нагорную сторону со Стрелки, то на месте массы старых серых домишек и "дачек" так называемого Восточного базара, где останавливались приезжавшие на Нижегородскую ярмарку купцы, высятся многоэтажные (от 5 до 14 этажей) здания. А вдоль откоса тянется красивая Верхне-Окская набережная с перекинутыми через съезды мостами.

Советский район

Район нагорной части города, особенно сильно выросший за последнее десятилетие. Как промышленный район он выделяется пищевой и легкой промышленностью: здесь находятся макаронная фабрика, молочный комбинат, завод шампанских вин, чулочно-трикотажное производственное объединение и другие предприятия.

Советский район и центр культуры:

  • здесь разместились новые корпуса университета,
  • Высшая партийная школа
  • несколько техникумов.

Над Слудой, откуда перекинулся через Оку новый Молитовский мост,

сосредоточен комплекс спортивных сооружений:

  • Дворец спорта,
  • плавательный бассейн и другие.

Основная связующая магистраль Советского района - улица Бекетова, отходящая от проспекта Гагарина (бывш. Арзамасское шоссе).

За последние годы район сильно разросся в восточной части. Здесь заканчивается строительство микрорайонов "Лапшиха".

Приокский район

Здесь находится телевизионный завод имени В. И. Ленина и другие предприятия. Ядром его является бывший дачный поселок Мыза, к которому вдоль Оки ведет проспект Гагарина. С одной стороны он полностью застроен, а с другой - тянется парковая зона. Отсюда с высокого берега открывается широкая панорама индустриального Заочья. Как место отдыха и спорта большой популярностью не только в районе, но и в городе пользуется лесной массив Щелоковского хутора.

На южной окраине Приокского района поднялись корпуса сельскохозяйственного института и растут микрорайоны "Щербинок", одного из главных новых жилых массивов города.

Заречная (заокская) сторона Горького - его основное промышленно-транспортное ядро с новыми и старыми заводами, определяющими индустриальное лицо города.

Характерной чертой внешнего облика заречной стороны города является еще сохраняющееся отчасти "островное" расположение массивов застройки и ее "разнокалиберность" - чередование застроенных и незастроенных участков, районов новой многоэтажной застройки и старой малоэтажной - как следствие и природных условий и того, что в нее вошли пригородные поселения (более десятка бывших деревень - Костариха, Высокого, Карповка, Стригино и др.).

Канавинский район

Прилегающий к Стрелке, - это промышленно-транспортный и торговый район города. Здесь находится железнодорожный узел с Московским вокзалом и грузовые причалы Горьковского речного порта.

Канавино (до революции Кунавино) выросло из небольшой пригородной слободы, куда в 1817 году из Макарьева была переведена ярмарка. Полтора месяца в году, в разгар лета, в Кунавине бурлила торговая жизнь, а затем наглухо заколачивались двери и окна сорока восьми каменных корпусов Гостиного двора и прочих торговых рядов, и Кунавинская слобода, населенная мелкими ремесленниками и торговым людом, погружалась в дремотную тишину мещанской жизни.

На Нижегородскую ярмарку, за которой утвердилось название "всероссийского торжища", съезжалось до 200-300 тысяч людей из всех уголков России, из ближних и дальних стран (вплоть до Америки) и свозилось многое из того, чем были богаты эти страны. В конце XIX века, когда в районе Канавина (на месте современного парка имени 1 Мая) была устроена Всероссийская торгово-промышленная и художественная выставка, Нижегородская ярмарка достигла своего высшего расцвета: ее торговые обороты составили около 300 миллионов рублей.

В Советское время начинается промышленное развитие Канавина, вырастает ряд предприятий, некоторые из них на месте старых полукустарных заведений. Это заводы имени М. Воробьева (выпускает мельнично-элеватор-ное оборудование), имени Свердлова (торфо-уборочные машины), "Красный якорь" (цепи и якоря), металлургический (главный поставщик пил в стране), "Вторчермет", мельзавод, масложиркомбинат и другие.

По своей транспортной роли Канавино выдвигает Горький на первое место среди всех волжских городов. Скрещение тут водных и железнодорожных путей сделало город крупным перевалочным пунктом. Здесь, у слияния Волги и Оки, которые как бы развилкой охватывают Центральный район страны,- ближайший выход из Москвы и ее окружения на главный участок волжского пути.

Вот почему к этим "воротам" из Центра в Поволжье была подведена вторая по времени постройки в России железная дорога Москва- Нижний Новгород (1862 г.).

Большая часть грузопотока, проходящего через Горький, падает на железные дороги, на шесть их лучей:

  • три магистральных на Москву, Киров, Пензу
  • три местных - на Павлово, Заволжье (к Горьковской ГЭС) и Кстово.

В результате реконструкции Горьковского железнодорожного узла, пополнившегося новыми путями, и постройки железнодорожного моста через Оку значительно возросла пропускная способность узла, и заречная часть города, а также обширные территории Заволжья получили прямой выход в Правобережье, в южные районы страны.

В настоящее время перекинут еще один мост через Волгу, рядом с одноколейным мостом. Сооружение этого двухъярусного моста способствовало не только еще большему увеличению пропускной способности Горьковского железнодорожного узла, но и позволило впервые установить шоссейную связь города Горького с заволжскими районами области.

Основной поток грузов, идущий по воде, обрабатывается на механизированных причалах Горьковского порта (на Стрелке и на других участках). С вступлением в строй системы Волго-Балта роль порта еще более возросла.

Во внешнем облике Канавина много своеобразных черт, сочетающих старое и новое.

Главная магистраль района - Советская улица от Стрелки на большом протяжении идет как набережная Оки по искусственному валу, предохраняющему берег от затопления во время весенних половодий.

В средней части Советская улица как бы распахивается, образуя просторную площадь - главную площадь города имени В. И. Ленина, на которой установлен памятник вождю. Она сооружена на месте бывших торговых рядов ярмарки Советская улица выходит к площади Революции - перекрестку путей, ведущих в разные районы города. Это наиболее оживленная площадь города, на которой находится Московский вокзал. За ним начинается Московское шоссе, проходящее параллельно железной дороге.

Из Канавина одна дорога мимо Московского района идет в Сормово, а другая - через Ленинский район на Автозавод.

Московский район

расположен вдоль одноименного шоссе, с северной его стороны. Выделившийся из разросшегося Сормова - это один из основных промышленных районов города с рядом крупных заводов, в том числе авиационным имени С. Орджоникидзе, "Оргсинтез" и другими.

Район быстро растет. Московское шоссе, улица Гастелло и другие - магистрали новостроек. На улицах поселка Калинина, застроенных многоэтажными домами, масса зелени. Улица Страж революции и другие - настоящие аллеи.

Сормовский район

Вся история которого связана в основном с развитием завода "Красное Сормово", вырос из небольшой пригородной деревушки, каким было Сормово 100 лет назад, в крупный индустриальный центр.

  • Кроме завода "Красное Сормово", есть в районе и другие предприятия,
  • в частности нефтемаслозавод имени 26 бакинских комиссаров и "Нефтегаз".

Сормово, включающее ряд старых и новых поселков (Комсомольский, Копосово и др.), во внешних чертах, несмотря на свою длительную историю (как поселение оно возникло еще в XVI веке), во многом представляет совсем новый район, возникший только в советские годы. Не осталось и следа от тонувшей в грязи и копоти рабочей слободки, какой было старое Сормово, от тех "маленьких серых домов" на Сормовской Большой дороге, из которых по зову ревущего фабричного гудка "выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы" (М. Горький. "Мать"). Теперь "Сормовска больше дорога" превратилась в широкую улицу - аллею имени Коминтерна, застроенную прекрасными многоэтажными зданиями. Это вместе с тем историческая улица города Горького: в 1905 году сормовские рабочие здесь сражались на баррикадах.

Еще недавно Сормовское шоссе от Канавина к центру Сормова тянулось среди пустырей. Теперь оно на всем протяжении сплошь застроено многоэтажными домами. Буквально на месте болота появился Юбилейный бульвар с шеренгой 9-этажных домов. На Комсомольском поселке растет проспект Кораблестроителей.

Ленинский район

Занимает в основном территорию вдоль Оки. Это новый промышленный район, хотя историческим его ядром является старое поселение Молитовка, где еще до революции обосновалась льноткацкая фабрика (теперь льнокомбинат "Красный Октябрь", выпускающий брезент и мешкотару).

В районе до десятка промышленных предприятий различного профиля (в этом отношении он сходен с Канавинским районом), среди которых особо выделяются завод фрезерных станков и "Двигатель революции" (производит дизели и газомотокомпрессоры).

Промышленное своеобразие району придают заводы - смежники автозавода:

  • "Красная Этна" - главный в стране поставщик автонормалей (болтозаклепочных изделий), заводы коробок скоростей, крупных штампов, "Новая сосна" (готовит кузова для грузовых машин) и завод специализированных автомобилей (автофургоны, прицепы-лавки).
  • Здесь также находятся кожевенно-обувной комбинат "Красный кожевник" и построенный в послевоенное время огромный пивзавод "Волга".

Промышленность Ленинского района - одно из проявлений многообразных внутренних производственных связей города Горького. Наряду с Канавинским он также играет важную роль во внутригородских и внешних связях города.

Здесь находится: 

  • Молитовский грузовой участок речного порта, через район проходит весь транспортный поток между Автозаводским и другими районами.

По проспекту Ленина - осевой магистрали не только района, но, пожалуй, и всего города - беспрерывной вереницей движутся машины. И тут особенно чувствуется необходимость для города метро. Ведь ежедневно пользуются транспортом около полутора миллионов человек, причем половина перевозится автобусами.

В Ленинском районе ведется большое строительство, особенно вдоль проспекта Ленина - бывшего Автозаводского шоссе.

Автозаводский район

это совсем новый промышленный район города, возникший в 1930 году вместе с автомобильным заводом. Сейчас он настолько разросся, что его можно сравнить с рядом больших городов, например Владимиром или Орлом.

Автозаводский район имеет много общего с Сормовским районом, хотя возникли они в разное время: они являются самыми крупными промышленными районами города, родственны по профилю производства (транспортное машиностроение), одинаково велико значение их главных предприятий - автомобильного и судостроительного заводов.

Сооружение автомобильного гиганта, одного из крупнейших заводов мира, именно в Горьком было обусловлено рядом факторов. Оно было связано с исключительными выгодами транспортного положения города в главном промышленном районе страны, с близостью энергетической базы - Балахнинской электростанции, а также с наличием необходимых рабочих кадров, что в первоначальный период социалистической индустриализации имело большое значение.

Раскинувшийся своими многочисленными корпусами на обширной территории, автозавод производственно связан с сотнями предприятий страны, из которых многие являются его смежниками.

С десяток таких заводов-смежников сосредоточилось в городах Горьковской области, поставляющих моторы (Заволжье), автостекло (Бор), кузовную арматуру (Павлово), автоэлектроприборы (Лысково), детали из кожи и ее заменителей (Богородск) и другую продукцию.

Автозавод - не единственное предприятие района. Здесь работают еще заводы:

  • сантех-заготовок,
  • деревообрабатывающий и другие,
  • фабрика "Нижегородец", выпускающая мебель.

По внешнему облику Автозаводский район существенно отличается от остальных. Если в Сормове наряду с большими многоэтажными домами можно увидеть, как писал А. Н. Толстой, "домовито устроенные особнячки рабочих, со своим хозяйством и огородами", то на Автозаводе - "другая система; там для рабочих построен город, состоящий из огромных архитектурно оформленных комплексов, прекрасных, со всем новейшим комфортом зданий, которым позавидует любая столица".

Район начал строиться на свободных территориях. Недавно вырос новый проспект - Южный - одна из главных его магистралей.

По планировке Автозаводский район более чем какой-либо другой район города выделяется прямоугольной застройкой с характерным просторным размещением домов в окружении небольших скверов и зеленых площадок. А там, где местами застройка плотная,- типичны обширные внутриквартальные озелененные дворы (как, например, в Бусыгинском квартале), а с наружной стороны кварталов - широкие газоны. В общем, во многих местах район похож на огромный сквер с разместившимися в нем в виде правильных рядов большими зданиями.

Композиционным центром Автозаводского района является площадь перед Дворцом культуры, на которую выходит аллея Октябрьского проспекта. В центре площади возвышается громадное здание Дворца культуры (в нем более 500 помещений), а рядом находится обширный парк. Действительно, такой центр подобает Соцгороду, как называется центральная часть Автозавода, городу новому, растущему.

В состав четырёх районов входят 13 населённых пунктов

Курортный посёлок:

  1. Зелёный Город.

Посёлки:

  1. Берёзовая Пойма.
  2. Луч.
  3. Учхоза «Пригородный».

Деревни:

  1. Бешенцево.
  2. Ближнее Константиново.
  3. Кузнечиха.
  4. Ляхово.
  5. Мордвинцево.
  6. Новая.
  7. Новопокровское.
  8. Ольгино.
  9. Слобода Подновье.

Формирование современной административной структуры было завершено в 1970 году, когда были созданы современные Московский, Нижегородский и Советский районы. Самый большой из районов — Автозаводский, а его площадь, значительную часть которой занимает промышленная зона, составляла 94 км². Наиболее плотно населённым и наименьшим по площади является Ленинский район.

Исторический центр города.

  • Кремль на Часовой горе,
  • Верхний посад, прилегающий к Кремлю с юга,
  • Нижний посад на берегу Волги и Оки,
  • Започаинье на противоположном Верхнему посаду берегу реки Почайны,
  • Гребешок(Ярилина гора),
  • Новая Стройка к югу от Большого острога, с юга и юго-востока ограниченная улицей Белинского — старой границей города.

Город Горький - один из немногих городов на Русской равнине, для которых характерны большие перепады высот. Разница высотных отметок нагорной и заречной частей Горького достигает 100 метров. Это различие высот и всего комплекса природных условий города сказывается на его планировке, застройке и транспортных связях.

Нагорная часть города раскинулась на покатом плато Дятловых гор, которые образуют северо-западную оконечность Приволжской возвышенности. Крутые прибрежные скаты гор - откосы - мостами прорезаны глубокими оврагами. Некоторые из них пересекают почти всю нагорную территорию города. В прошлом овраги были еще заметнее в рельефе. К настоящему времени часть их засыпана.

В далеком прошлом овраги и косогоры представляли естественную защиту города, недаром Нижегородский кремль был сооружен на возвышенном месте, ограниченном большими оврагами. Но позже, когда кремль утратил свою оборонительную роль, овраги стали доставлять немало хлопот жителям города. Приходилось устраивать съезды и перекидывать через них мосты. Первый такой мост был построен в начале XVII века через Почаинский овраг (теперь на этом месте земляная перемычка - Лыкова дамба, возведенная в первой половине XIX в.). Старых и новых съездов в черте города сейчас более десятка.

Направления оврагов во многом определили радиально-кольцевую планировку старой части города (нынешнего Нижегородского района). Улицы его, веером расходящиеся от кремля, прошли по широким гребням, разделяющим овраги. Современные улицы Свердлова и Дзержинского протянулись между Почаинским и Звездинским оврагами. Теперь на месте засыпанного Звездинского оврага - бульвар. Вдоль другой стороны Почаинского оврага прошла улица Краснофлотская, а улицы Минина и Ульянова пролегли между Откосом и Ковалихинским оврагом, который со временем превратился в одноименную улицу.

Нагорная часть города не только овражиста, раньше, в старину, она была и лесиста. Леса густо покрывали прибрежные кручи. Такие лесистые прибрежные склоны получили название Слуды. Участок ее и сейчас сохранился по берегу Оки, выше Молитовского моста, составляя часть парка имени Ленинского комсомола. В районе Мызы лесистый берег Оки за свою живописность в прошлом получил название Нижегородской Швейцарии. По большей же части от таких лесов нагорной территории остались небольшие лиственные рощи, как Марьина роща, которая когда-то начиналась за современной макаронной фабрикой и с юга опоясывала город.

В планировке города лесные массивы играют роль разделительных полос городской застройки и мест отдыха. Правда, в нагорной части один лишь сохранившийся лесной массив Щелоковского хутора выполняет это назначение, да и его все больше и больше начинает теснить городская застройка.

Планировка новых районов нагорной территории - Советского и Приокского - имеет иную, чем в Нижегородском районе, структуру. Но влияние рельефа и в ней очень сильно.

В Советском районе выделяется несколько длинных продольных улиц - Невзоровых, Генкиной и других. Они пролегают по слегка покатому плато параллельно долине речки Старки и оврагу Кадочка. Перпендикулярно к этим осевым продольным улицам проходит ряд более коротких поперечных. В нижней части долины речки Старки в последнее десятилетие на пустырях выросли микрорайоны Лапшихи, разделенные попарно ложбиной. Далее растет микрорайон Кузнечихи.

Приокский район занимает территорию широкого приречного гребня, прорезанного долами (Сахарный дол и др.). Он имеет поселково- микрорайонную планировку (Мыза - историческое ядро района, Новый поселок, микрорайоны Щербинок и др.) со связующей магистралью - проспектом Гагарина, проходящим вдоль Оки.

С прокладкой Комсомольского шоссе, по дуге связавшего лучевые направления проспекта Ленина, Московского и Сормовского шоссе, в главных чертах определилась радиально-кольцевая структура общего плана и этой заокской части города.

В Заочье сохранились также и обширные лесные массивы. Это остатки тех некогда дремучих, по преимуществу сосновых лесов (как, например, Стригинский бор), которые покрывали все междуречье Волги и Оки. Правда, теперь они не везде сохранились и сохраняются как разделительные полосы городской застройки. А эти полосы тем более важны, что для такого крупного промышленного города с большой концентрацией предприятий тяжелой индустрии, как Горький, лесные массивы - своего рода фильтры, очищающие воздух,

В целом под лесами, превращенными сейчас в лесопарки, занято около 1/5 территории города (это почти столько же, сколько под жилой застройкой). И эту площадь можно еще увеличить, используя для насаждения лесов неудобные земли, которые пока еще составляют седьмую часть площади Горького, причем из них около 2/3 приходится на территории, находящиеся в черте застройки. Это значительно осложняет градостроительные проблемы и в то же время позволяет осуществлять оригинальные планировочные решения, придавать отдельным районам новой застройки индивидуальный вид.

Городские праздники и памятные даты

Помимо общероссийских и международных праздников, в Нижнем Новгороде отмечаются городские праздники и памятные даты:

  • 28 марта — день рождения Максима Горького;
  • 23 июня — день окончания бомбардировок Горького в 1943 году;

Население

Численность населения
1811 1840 1856 1863 1897 1913 1914
14 400 ↗31 900 ↗35 800 ↗41 500 ↗90 000 ↗111 400 ↗111 600
1923 1926 1931 1933 1939 1956 1959
↗135 400 ↗222 000 ↗350 251 ↗451 500 ↗643 689 ↗876 000 ↗941 962
1962 1967 1970 1973 1975 1976 1979
↗1 025 000 ↗1 120 000 ↗1 170 133 ↗1 238 000 ↗1 305 000 →1 305 000 ↗1 344 474
1982 1985 1986 1987 1989 1990 1991
↗1 373 000 ↗1 405 000 ↘1 401 000 ↗1 425 000 ↗1 438 133 ↘1 404 000 ↗1 445 000


В 1811 году численность населения составляла 14,4 тыс. человек, к 1914 году число горожан увеличилось до 111,6 тысяч. В ходе советской индустриализации, и особенно строительства ГАЗа, границы города расширились, поглотив города Сормово и Канавино, в связи с чем население города изменилось с 181,2 тыс. в 1926 году до 643,7 тыс. в 1939 году.

В 1989 году в городе проживало 1438 тыс. человек, 1991 году 1 445 000, по численности населения город занимал 3-е место в РСФСР. Тогда же наступил переломный момент, и прирост населения сменился на отрицательный.

 

Страницы:    [01]     [02]     [03]     [04]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/geografija_sssr/0-37
Категория: Города СССР | Добавил: soviet-union-ussr (22.06.2019) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 88 | Теги: Орлов Г.В., Промышленный, Горький — Город СССР — Важный эконо, Научно-образовательный и культурный, Город СССР, Горький, Важный экономический, ссср | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2020 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей