СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

ВД-10 — Двухстрелочный высотомер СССР — Указатель высоты полёта (стр.-2)

 ВД-10 — Двухстрелочный высотомер СССР — Указатель высоты полёта (стр.-2)

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы    [01]     [02]

 

КИНЕТИЧЕСКАЯ СХЕМА

Чувствительным элементом прибора служит анероидный блок 20 (рис. 4), состоящий из двух упругих коробок. Каждая коробка блока состоит из двух гофрированных мембран, сваренных между собой по окружности.

 

Рис. 3. Принципиальная схема ВД-10.

Рис. 3. Принципиальная схема ВД-10.

1анероидная коробка; 2штуцер; 3передаточный механизм; 4корпус; 5стрелка; 6циферблат.

 

Деформация мембран зависит от разности давления внутри и вне коробки. Давление внутри коробки можно считать равным нулю, а внешнее равно окружающему атмосферному давлению, поэтому разность давлений, вызывающая прогиб мембран, по величине равна абсолютному значению атмосферного давления.

 

Рис. 4. Кинематическая схема ВД-10.

Рис. 4. Кинематическая схема ВД-10.

1кремальера; 2барометрическая шкала; 3, 5стрелки; 4циферблат; 6, 7индексы; 8, 9, 21, 23, 24зубчатые колёса; 10, 22трибки; 11, 15вилка; 12сектор; 13, 17тяга; 14компенсатор второго рода; 16ось сектора; 18компенсатор первого рода; 19подвижный центр; 20анероидный блок коробок.

 

Это давление имеет наибольшую величину к земли, поэтому у земли коробки находятся в наиболее сжатом состоянии. При этом сила упругости мембран уравновешивает силу атмосферного давления. При подъёме на высоту окружающее давление падает, анероидные коробки соответственно расширяются.

Перемещение анероидного блока коробок 20 через подвижный центр 19, тягу 17 и вилку 15 передаётся на ось 16 и сектору 12. Сектор 12 находится в зацеплении с трибкой 22. На валик трибки 22 жёстко насажено зубчатое колесо 21, которое сцепляется с трибкой 10. На конце трибки 10 укреплена стрелка 5, показывающая на циферблате 4 высоту подъёма самолёта в м.. Стрелка 3, показывающая на циферблате высоту подъёма в км., укреплена на полой оси зубчатого колеса 8, связанного с трибкой 10 через перебор с передаточным отношением 1:10, состоящий из зубчатых колёс 9, 24 и 23.

Если необходимо измерить высоту полёта относительно аэродрома, с которого совершён взлёт, то кремальерой 1 устанавливают стрелки прибора в нулевое положение.

     Если же необходимо измерить высоту полёта относительно конечного пункта, то кремальерой 1 устанавливают стрелки прибора в положение, соответствующее статическому давлению аэродрома посадки.

Для установки стрелок прибора на изменение высоты относительно аэродрома посадки необходимо знать, на сколько высота этого аэродрома превышает высоту уровня моря, или знать барометрическое давление воздуха в районе аэродрома посадки. По барометрической шкале 2 устанавливают стрелки в соответствии с барометрическим давлением в районе посадки.

Одновременно с поворотом барометрической шкалы 2 вращающейся индексы 6 и 7, указывающие по циферблату 4 высоту, соответствующую изменения барометрического давления относительно давления на уровне моря (760 мм. рт. ст.); индекс 6 указывает высоту в м., а индекс 7 в км..

 

4. КОНСТРУКЦИЯ

Основной частью прибора (рис. 5) является анероидный блок коробок 60. Блок неподвижным центром 53 крепится к основанию механизма 9 винтом 59. Под действием атмосферного давления мембраны коробок прогибаются и, перемещая подвижный центр 56, тягу 67, вилку 64, поворачивают ось сектора 12.

Ось сектора через тягу 62 связана с пружинным балансиром 61, закреплённым на пружине 66 в стойке основания механизма 9 винтом 65. Начальный натяг пружины 66 создаётся поворотом её относительно основания механизма 9.

На оси сектора 12 закреплён сектор 63, который находясь в постоянном зацеплении с трибкой 50, вращает её зубчатое колесо 49, жестко укреплённое на трибке 50. Зубчатое колесо 49, находится в зацеплении с трибко 52, на конусный конец который насажена стрелка 5. Балансировка оси сектора осуществляется противовесом 13, укреплённом на секторе 63.

На одном оси сектора 12 запрессован подшипник, а на другом — цапфа. Ось сектора упирается подшипником в центровой винт 8, а цапфой — в подшипник 14, укреплённый на основании механизма 9.

Радиальные люфты в механизме устраняются волоском 37, посаженным на трибку 50, а осевые люфты регулируются с помощью перемещения центрового винта 8 и опрв 51 и 11 в основании механизма 9.

 

Рис. 5. Конструкция ВД-10

Рис. 5. Конструкция ВД-10

1, 59, 65—винты; 2, 3—индексы; 4, 5—стрелки; 6—штуцер; 7—гнездо корпуса; 8—центровой винт; 9—основание механизма; 10—компенсатор второго рода; 11, 51—оправы; 12—ось сектора; 13—противовес; 14—подшипник; 15—опорное кольцо; 16—пружинящее кольцо; 17—штифт; 18—раздельное кольцо; 19—распорная проволока; 20—кольцо; 21, 22, 45—прокладки; 23—резьбовое кольцо; 24—шторка; 25—барометрическая шкала; 26, 27, 31, 35, 47, 49, 71, 72—зубчатые колёса; 28—стекло; 29—основание демультипликатора; 30, 34, 50, 52—трибки; 32, 43—втулки; 33—букса; 36, 48, 66—пружины; 37—волосок; 38—диск; 39—кремальера; 40, 41, 44—гайки; 42—шайба; 46—ось; 53—неподвижный центр; 54—корпус; 55—компенсатор первого рода; 56—подвижный центр; 57—циферблат; 58—крышка; 60—анероидный блок коробок; 61—пружинный балансир; 62, 67—тяга; 63—сектор; 64—вилка; 68—упорная шайба; 69, 70—пары зубчатых колёс.

 

Компенсация температурных погрешностей производится с помощью компенсаторов первого и второго рода. Температурная ошибка первого рода вызывается изменением модуля упругости материала чувствительного элемента при изменении температуры на нуле высоты. С увеличением температуры жёсткость коробок уменьшается и они сильнее сжимаются под действием окружающего давления, при понижении температуры они несколько расширяются.

Компенсатор первого рода 55 устанавливаются на подвижном центре 56 и имеет вид биметаллического валика, перемещение которого компенсирует изменение положения центра мембраны при изменении температуры.

Температурная ошибка второго рода вызывается изменением модуля упругости материала чувствительного элемента при изменении температуры при подъёме на высоту, в результате чего изменяется характеристика чувствительного элемента. Для компенсации этой погрешности на оси сектора 12 помещён компенсатор второго рода 10, который изменяя характеристику кривошипно-шатунного механизма, компенсирует изменения характеристики чувствительного элемента.

Для выправления характеристики чувствительного элемента на неподвижном центре 53 помещена упорная шайба 68. Число оборотов стрелки 4 в 10 раз меньше числа оборотов стрелки 5, что достигается с помощью зубчатого перебора, расположенного в основании демультипликатора 29 и состоящего из зубчатых колёс 31 и 35, трибок 30 и 34.

Перебор устроен следующим образом:

На трибке 52 укреплена трибка 34, находящаяся в зацеплении с зубчатым 31. Зубчатое колесо 31 насажено на трибку 30, которая вращает зубчатое колесо 35. В буксе 33 вращается втулка 32, на одном из концов которой расклёпано зубчатое колесо 35, а на другом конце крепится стрелка 4. Основание демультипликатора 29 с перебором зубчатых колёс называется демультипликатором.

Изменение давления на аэродроме до взлёта вызывает смещение стрелок прибора с нулевого деления шкалы. Для погашений этой погрешности механизм прибора делают вращающимся, вследствие чего стрелки возвращаются на нулевое движение шкалы. Механизм поворачивается ручкой кремальеры 39 через зубчатое колесо 47. Одновременно кремальера вращает барометрическую шкалу 25, шторку 24 и индексы 3 и 2 через перебор, укреплённый на основании демультипликатора 29. Перебор состоит из трёх пар зубчатых колёс 72, 70 и 69, вращающихся от зубчатых колёс 47 и 71. Шторка 24 и индекс 2 конструктивно выполнены в виде одной детали и поворачиваются при помощи зубчатых колёс 47, 71 через пары 70 и 69 и зубчатое колесо 27, смонтированное на основании демультипликатора 29. На зубчатом колесе 27 укреплено зубчатое колесо 26, соединение с барометрической шкалой 25 двумя заклёпками. Вращение от кремальеры на зубчатое колесо 26 передаётся через пару зубчатых колёс 72 и зубчатое колесо 47. В постоянном зацеплении зубчатым колесом 71 находится индекс 3, выполненный в виде зубчатого колеса.

Механизм с демультипликатором помещён в корпус 54 и установлен на опорное кольцо 15 и пружинящее кольцо 16. Основание демультипликатора 29 устанавливается на основании механизма 9, крепится разрезным кольцом 18 и фиксируется в определённом положении двумя штифтами 17.

Для устранения радиального люфта между основанием демультипликатора и корпусом вставляется распорная проволока 19.

Платинка крепится к основанию демультипликатора 29 тремя винтами.

Отверстие в платинке и основании демультипликатора служат подшипниками для трибки 30.

В платинке монтируется букса 33, в которой вращается втулка 32 с зубчатым колесом 35 и стрелкой 4. Циферблат 57 закрепляется двумя винтами на основании демультипликатора 29. Зубчатые колёса 27 и 26, шторка 24 и барометрическая шкала 25 закрепляются на основании демультипликатора 29 крышкой 58 и двумя винтами 1. Между крышкой 58 и шторкой 24 вставляется пружина 36, устраняющая люфты между зубчатыми колёсами 26 и 27 и всеми остальными деталями, находящимся на уступе основания демультипликатора.

Поверх циферблата помещаются индекс 3, находящихся в зацеплении с зубчатым колесом 71. Зубчатое колесо индекса поджимается к циферблату 20.

С лицевой стороны корпус закрывается стеклом 28, под которая подложена резиновая прокладка 21. Стекло прижимается к корпусу резьбовым кольцом 23. Между стеклом и резьбовым кольцом помещается прокладка 22.

Корпус сообщается со статической проводкой самолёта через штуцер 6, который ввёртывается при монтаже прибора в гнездо 7 корпуса 54 (резьбовое соединение 1/8).

Кремальера помещённая на лицевой стороне корпуса, имеет ось 46, на одном конце которой находится зубчатое колесо 47, а на другом — ручка кремальеры 39, законтренная гайкой 40.

Продольный люфт зубчатого колеса 47 регулируется пружиной 48.

Герметичность узла кремальеры обеспечивается прокладками 45, поджатыми втулкой 43, которая законтрена гайками 41 и 44.

Зубчатое колесо 47 вращает зубчатое колесо 71, укреплённое на оси, ввёрнутой в корпус прибора. Все цифры и основные деления на циферблате, индексе и шторке, а также указывающие концы стрелок покрыты светящейся массой временного действия (ВД-10) или белым грунтом (ВД-10к).

 

II. ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Перед полётом самолёта стрелки высотомера кремальерой устанавливаются на нуль; при этом барометрическая шкала показывает давление на месте взлёта, а индексы 2 и 3 (см. рис. 5) — давление, соответствующее высоте относительно уровня моря.

Для определения высоты относительно места посадки или промежуточной точки по пути следования самолёта необходимо вводить поправку на изменение барометрического давления на уровне земли. Для этого нужно кремальерой установить шкалу барометрического давления в любом пункте. Стрелки высотомера при этом покажут высоту полёта самолёта над этим пунктом.

При посадке на высокогорные аэродромы, где давление меньше 670 мм. рт. ст., поправка на давление вводится с помощью индексов, а барометрическая шкала перекрывается шторкой.

 

МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ

Прибор крепится на приборной доске крепёжном кольцом.

Перед монтажом со штуцера 6 (см. рис. 5) снимают колпачок и дюритовым шлангом соединяют штуцер с системы статического давления приёмника воздушного давления.

После монтажа проводку необходимо проверить на герметичность.

Для того чтобы снять прибор с приборной доски, необходимо отсоединить от штуцера прибора дюритовый шланг, соединяющий корпус прибора со статической проводкой приёмника воздушного давления, отвернуть винт крепёжного кольца, крепящего прибор к приборной доске самолёта, и снять прибор с приборной доски.

 

2. РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

Перед установкой на самолёт, а также в сроки проведения регламентных работ необходимо при нормальной температуре проверить:

— погрешности показаний;
— вариацию показаний;
— герметичность корпуса;
— рассогласования показаний подвижных индексов и стрелок с показаниями барометрической шкалы.

 

П р и м е ч а н и е.   Вскрывать прибор в течение гарантийного срока запрещается.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕРОК И КОНТРОЛЬНО-ПОВЕРОЧНАЯ АППАРАТУРА

Погрешность показаний определяют следующим образом:

   а) прибор соединяют с источниками давления, разрежения и контрольно-проверочной аппаратурой, указанной на схеме (рис. 6);
   б) в корпусе прибора создают абсолютное давление, равное 760 мм. рт. ст., и помощью кремальеры устанавливают стрелку на нулевое деление шкалы высот с прямого хода (по часовой стрелке). При этом несовмещение барометрической шкалы с отметкой 760 мм. рт. ст. должно быть не более величины рассогласования шкалы со стрелками;
   в) в корпусе прибора поочерёдно создают абсолютные давления, соответствующие значениям проверяемых отметок шкалы высот.

Величину погрешности показаний прибора определяют как разность между показаниями проверяемого прибора и значением высоты, отсчитываемым по ртутному барометру.

 

Рис. 6. Схема проверки ВД-10.

Рис. 6. Схема проверки прибора ВД-10.

1—проверяемый прибор; 2—зажим; 3—тройник; 4—кран; 5—ртутный барометр.

 

При проведении проверки должны быть соблюдены следующие условия:

   1) поверочная вибрация с нагрузкой от вибрации 0,1—0,3g или зуммеризация;
   2) вертикальное положение шкалы;
   3) подводку мениска ртути барометра производить от меньшего давления к большому (перевод ртути не должен превышать 0,5—1 мм. рт. ст.).

В момент отсчёта допускается выключение поверочной вибрации.

Вариацию показаний прибора определяют как разность между показаниями прибора при одном и том же значении проверяемой величины при прямом и обратном ходе изменения показаний прибора.

Для проверки герметичности корпуса штуцер прибора присоединяют к источнику разрежения. При достижении в корпусе абсолютного давления, соответствующего высоте 5000 м. источник разряжения перекрывают краном и, зажав шланг у штуцера прибора зажимом 2, наблюдают за увеличением абсолютного давления по спаданию большой стрелки в течении одной минуты.

Проверку рассогласования показаний подвижных индексов и стрелок с показаниями барометрической шкалы производят при воздействии вибрации с нагрузкой 0,1—0,3g или лёгком постукивании по прибору. Для этого подают в корпус прибора абсолютное давление 760 мм. рт. ст. и подводят большую стрелку точно на отметку «0», при этом отключение барометрической шкалы от отметки 760 мм. рт. ст. не должно превышать допустимых пределов.

Для проведения указанных проверок рекомендуется следующая контрольно-поверочная аппаратура:

— ртутный барометр, градуированный в км высоты;
— источник давления;
— источник разряжения;
— воздушный кран;
— зажим;
— монтажные детали (тройники, трубопроводы).

Допускается проверка приборов на универсальных установках типа: УМАП, УВГС, УПЛ, УМА-1, КПУ-3 и УКАМП.

     П р и   н е г е р м е т и ч н о с т и   к о р п у с а   п р и б о р а    следует подтянуть резьбовое кольцо 23 (см. рис 5) и втулку 43.

 

3. УПАКОВКА, ХРАНЕНИЕ и ТРАНСПОРТИРОВКА

Каждый прибор должен быть завёрнут в бумагу (крафт-обёрточную или упаковочную) и упакован в картонную гофрированную коробку вместе с паспортом и монтажными деталями. Промежутки должны быть древесной стружкой.

На коробку снаружи наклеивается печатная этикетка с указанием типа и номера прибора, а также даты выпуска.

Для транспортировки коробки с приборами должны быть уложены в прочную тару влагонепроницаемой прослойкой или в тару, выстланную внутри упаковочной битумной или дёгтевой бумагой.

Укладка коробок с приборами должна быть плотной, исключающей возможность перемещения коробок при транспортировке. После упаковки в неё коробок должна быть опломбирована.

Вес ящика с приборами не должен превышать 50 кг..

Хранить приборы необходимо в сухом помещении с хорошей вентиляцией при температуре 1025°С, в специальных шкафах, ящиках, коробках или на деревянных стеллажах на расстоянии 0,5 м. от стен и пола. 

     П р и м е ч а н и е.   Ставить приборы один на другой  без упаковки запрещается.

 

Материалы

Орлов Г.В. «ВД-10 — Двухстрелочный высотомер СССР — Указатель высоты полёта» (повествование 05.12.2022).

 

[01]     [02]

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/vd_10_dvukhstrelochnyj_vysotomer_

biblioteka_sssr/218-1-0-4057

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (05.12.2022) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 115 | Теги: Орлов Геннадий Викторович, Двухстрелочный высотомер, ВД-10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей