СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

МиГ-21 — Советский сверхзвуковой реактивный истребитель СССР третьего поколения стр.-3

 МиГ-21 — Советский сверхзвуковой реактивный истребитель СССР третьего поколения стр.-3 

 

Страница   [01]     [02]     [03]     [04]     [05]


В НАТО эти истребители получили кодовое название Fishbed L.
МиГ-21бис.

В процессе производства самолёты МиГ-21бис стали оснащать пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) «Полёт-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. В состав комплекса входят:

система автоматического управления САУ-23ЕСН, представляющая собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды
система ближней навигации и посадки РСБСН-5С
антенно-фидерная система Пион-Н
Кроме того, комплекс использует сигналы гиродатчика АГД-1, курсовой системы КСИ, датчика воздушной скорости ДВС-10 и датчика высоты ДВ-30. Внешне МиГ-21бис с системой «Полёт-ОИ» отличался двумя небольшими антеннами, расположенными под воздухозаборником и над килем. В Восточной Европе такие истребители получила только ГДР. Там они получили локальное обозначение МиГ-21бис-САУ, что означало «МиГ-21бис с системой автоматического управления».

В НАТО МиГ-21бис с системой «Полёт-ОИ» получили кодовое обозначение Fishbed-N.

МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советского Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.

Помимо совершенствования самого самолёта, продолжали появляться новые ракеты. В 1973 году появились Р-13М с тепловой головкой самонаведения, представляющая собой глубокую модернизацию Р-3С, и лёгкая манёвренная ракета ближнего боя Р-60. Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом, общее число управляемых ракет достигало 6. В целом, число возможных комбинаций вооружения составило 68 (на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20). Часть самолётов МиГ-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы.


Двухместные учебно-тренировочные модификации:
МиГ-21У (1962) — учебно-тренировочный истребитель.
МиГ-21УC (1966) — учебный фронтовой истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.
МиГ-21УМ (1971) — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.
Прочие
МиГ-21ПД (1966) — экспериментальная модификация с подъёмными двигателями. Предназначалась для изучения поведения самолёта с комбинированными силовыми установками на взлётно-посадочных режимах. В фюзеляже, помимо маршевого двигателя Р-13Ф-300 тягой 6490 кгс, в районе центра масс самолёта устанавливались два подъёмных двигателя РД-36-35 по 2350 кгс. Для их размещения фюзеляж был удлинён на 900 мм вставкой за кабиной, его миделевое сечение увеличено, а стойки шасси зафиксированы. Воздух к подъёмным двигателям подводился через поворотные створки, открывавшиеся при взлёте и посадке. Сопла были немного наклонены. МиГ-21ПД впервые взлетел 16 июня 1966 года под управлением Петра Остапенко, в 1967 году программа испытаний была завершена Борисом Орловым.
М-21 (М-21М) (1967) — высокоманевренный радиоуправляемый самолёт-мишень.
МиГ-21И (1968) — самолёт-аналог сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Предназначался для исследования поведения самолётов схемы «бесхвостка» и с оживальным крылом. Было построено 2 экземпляра. Первый был потерян 26 июля 1970 года (лётчик В. Константинов погиб), второй сейчас является экспонатом Центрального музея ВВС в Монино.
Проекты
МиГ-21ЛШ (1969) — проект штурмовика, принимавший участие в конкурсе наряду с Т-8 (будущим Су-25).


Состоит на вооружении:

Страны, эксплуатирующие МиГ-21 (синим цветом) и уже снявшие МиГ-21 с вооружения (красным). Карта не учитывает эксплуатацию J-7.
Ангола — 20 МиГ-21бис/МФ,.
Вьетнам — 25 МиГ-21бис, 8 МиГ-21УМ,.
Египет — около 50 МиГ-21/У,.
Замбия — 8 МиГ-21МФ и 2 Миг-21У,.
Индия — 115 МиГ-21, 40 МиГ-21М/МФ и 40 МиГ-21У/УМ, по состоянию на 2016 год. МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии (построено около 200 машин). Всего ВВС Индии получили 946 МиГ-21. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой., за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин. .
Камбоджа — 4 МиГ-21 .
КНДР — 120 Миг-21Ф-13/J-7/ПФМ, 30 Миг-21бис и некоторое количество Миг-21У/УМ,.
Китайской Народной Республики КНР — 200 JJ-7, 216 J-7, 192 J-7E и 120 J-7G,. МиГ-21Ф-3 в виде лицензионной копии Chengdu J-7 производился с 1966 по 2008 год и долгое время составлял основу ВВС КНР. Экспортная версия самолёта имела обозначение F-7 и широко поставлялись по всему миру. Всего было произведено более 2 400 Chengdu J-7/F-7.
Куба — 4 МиГ-21МЛ и 8 МиГ-21У, а также 70 Миг-21бис, 30 Миг-21Ф, 28 Миг-21ПФМ и 7 Миг-21УМ на хранении.
Ливия — более 1 Миг-21бис и более 5 Миг-21МФ,
Мадагаскар — 9 МиГ-21,. После обретения независимости в 1975 году на Мадагаскар начала поступать помощь из СССР и других стран коммунистического лагеря. В 1978 году из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. В 1996 году ВВС Мадагаскара получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 1990-х были оставлены на хранении на аэродроме Ивато.
Мали — 1 Миг-21МФ и 1 Миг-21УМ, вероятно небоеспособных,. В 1986 году из СССР поступило 12 МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. 
Мозамбик — 6 МиГ-21бис и 2 Миг-21УМ,
РНР — 10 МиГ-21 Lancer A, 6 МиГ-21 Lancer B и 20 МиГ-21 Lancer C,.
Сирия — 79 МиГ-21,.
Уганда — 5 МиГ-21бис, 1 Миг-21У и 1 Миг-21УМ,.
Гвинея — 3 МиГ-21 (небоеспособны),
Эфиопия — 15 МиГ-21МФ/УМ,


Состоял на вооружении:
Представленные в этом списке страны не включают те, в ВВС которых на вооружении стоял Chengdu J-7/F-7 (МиГ-21 китайского производства).

СССР — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в новообразовавашихся республиках после распада СССР, были сняты с вооружения в начале 1990-х годов.
Югославия — 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом, поступившим в Югославию, стал МиГ-21Ф-13 (югославское обозначение L-12). Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У (NL-12), начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ (L-13) в 1968 году, 9 МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году, 12 МиГ-21Р (L-14I) и 25 МиГ-21М (L-15) в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21,
Алжир
Азербайджан.
Афганистан
Бангладеш — В начале 1973 года ВВС Бангладеш получили 12 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава.
БНР — 10 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ,. Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР[70] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС БНР получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977—1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-й рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969—1970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-м иап. В 1974—1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР и передана в 26-му разведывательному авиаполку. С 1983 по 1990 год ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969—1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974—1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. 18 декабря эксплуатация МиГ-21 в БНР прекращена.
Буркина-Фасо — В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Истребители дислоцировались на авиабазе в Уагадугу.
ВНР — в начале 1960-х годов СССР поставил Венгрии 48 истребителей МиГ-21Ф-13. В 1964 году на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ, в 1971 — первые из 48 МиГ-21МФ. В 1975-1979 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. Кроме боевых самолётов, ВВС Венгрии получили спарки — 16 МиГ-21У и 24 МиГ-21УМ. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения,. Дольше всех прослужили варианты МиГ-21бис/УМ.


Гвинея:
Гвинея-Бисау

ГДР — В мае 1962 года свои первые МиГ-21Ф-13 получил авиаполк JG-8 в Нойхарденберге, вслед за ним этими истребителями были вооружены JG-9 в Пенемюнде и JG-3 в Найсе-Мальксеталье, всего 75 истребителей. В 1978—1985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. В марте 1964 года в авиаполк JG-8 поступили первые МиГ-21ПФ. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 1986—1988 годов. С апреля 1965 года, до июля 1967 года было поставлено 45 учебно-тренировочных МиГ-21, распределённых между авиаполками, вооружёнными МиГ-21 и учебным соединением FAG-15. В июне 1968 года начались поставки МиГ-21ПФМ, их было получено 134 экземпляра. В декабре 1968 — августе 1970 года число спарок пополнилось семнадцатью МиГ-21УС. Одновременно с ними, в июле 1969 — декабре 1970 годов ВВС ГДР получили 87 МиГ-21М. Двенадцать МиГ-21М из состава JG-8 было передано сирийским ВВС в 1973 году. С июня 1971 года по март 1978 года было поставлено 37 учебно-тренировочных МиГ-21УМ. В апреле 1972 года в авиаполк JG-3 поступили первые 14 МиГ-21МФ, за которыми последовало ещё 48 истребителей этого типа. Последним вариантом, поступившим в ГДР, стал МиГ-21бис. С октября 1975 по май 1978 года из СССР поступило 46 истребителей этого типа. Всего ВВС ГДР получило 456 МиГ-21, из которых к моменту объединения Германии на вооружении оставалась 251 машина.
Индонезия
Йемен
Йеменская Арабская Республика
НДР Йемен
Iraq (1963–1991);1963–1972).Ирак
Флаг Республики Конго Республика Конго — в 1986 году в СССР приобретено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ. 
Лаос
Мозамбик
Монголия — 10 Миг-21,. В начале 1977 года ВВС Монголии получили первые 8 МиГ-21ПФ и 4 МиГ-21УМ. Всего в 1977—1984 годах ВВС Монголии получили 44 самолётов этого типа. После реформ в армии Монголии они были убраны из состава ВВС страны.
Нигерия — в 1975 году ВВС Нигерии получили из СССР 25 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены из-за отсутствия материально-технической помощи, которую осуществлял Советский Союз.
ПНР — первые МиГ-21Ф-13 Польские ВВС получили в 1961 году. Всего к 1963 году было приобретено 25 истребителей, прослуживших до 1973 года. За ними последовали МиГ-21 в следующих модификациях, в 1964—1965 годах МиГ-21ПФ (84 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1965—1966 — учебно-тренировочные МиГ-21У (11 самолётов, сняты с вооружения в 1990 году), в 1966—1968 — МиГ-21ПФМ (132 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1968—1972 — разведывательные МиГ-21Р, в 1969—1970 — учебно-тренировочные МиГ-21УС  и МиГ-21М ), в 1971—1981 — МиГ-21УМ, в 1972—1975 — МиГ-21МФ, и с 1979 года в ВВС Польши начали поступать МиГ-21бис. В общей сложности Польша получила 582 МиГ-21 в шести боевых модификациях, трёх учебно тренировочных и одной разведывательной, которые стояли на вооружении 40 лет.
Танзания
ад
ЧССР — производился по лицензии фирмой Aero Vodochody, построено 194 самолёта.

 

Страница   [01]     [02]     [03]     [04]     [05]



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (18.04.2018) | Автор: Орлов Г. В. E W
Просмотров: 676 | Теги: СССР, Osm hodin vlakem (1960) (TV), Osm hodin vlakem (ТВ) 1960, МиГ-21 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей