МиГ-21 — Советский сверхзвуковой реактивный истребитель СССР третьего поколения стр.-5
Страница [01] [02] [03] [04] [05]
Другие конфликты:
Использовались обеими сторонами в Угандийско-танзанийской войне 1983 года.
28 августа 1985 года войска Мапуто при поддержке МиГ-21 ВВС Эфиопии и ВВС Мозамбика штурмом взяли Каса-Банана, поддерживаемых ВВС Зимбабве.
МиГ-21 принимали активное участие в Йеменских войнах 1986,
21 октября 1989 года сирийский истребитель МиГ-21бис по ошибке вторгся в воздушное пространство Турции. Там он перехватил турецкий правительственный самолёт BN-2 Islander, который он принял за «нарушителя сирийской границы». Очередью из пушки он сбил турецкий самолёт, 5 человек погибли. Впоследствии Сирия выплатила Турции 14,6 млн долларов компенсации за этот инцидент.
ВВС Ирака применяли МиГи во время войны в Персидском заливе (1991). Их действия против авиации Многонациональных сил оказались безрезультатными — ими не был сбит ни один самолёт Многонациональных сил, а исследователи, занимавшиеся действиями ВВС Ирака в этой войне, не отмечают никаких заявок на воздушные победы со стороны иракских пилотов. Активное участие МиГов в войне закончилось в первый же день после неудачной попытки перехвата самолётов ВМС США. В ходе войны 65 иракских МиГ-21 было потеряно (из них 4 в воздухе — два американскими F-15 и два американскими F/A-18).
Асы на МиГ-21:
Пилот |
Страна |
Количество побед |
Комментарии |
Нгуен Ван Кок |
Вьетнам |
11-13 |
3-5 F-105, 3 F-4, 2 AQM-34 и 1 F-102 подтверждены; один раз сбит |
Бассам Хамшу |
Сирия |
7 + 1 на земле |
Самый успешный арабский пилот. Все победы подтверждены |
Нгуен Хонг Ни |
Вьетнам |
8 |
2 F-4, 1 F-105 и 1 AQM-34 подтверждены |
Фам Тхань Нган |
Вьетнам |
8 |
1 F-101 подтверждён |
Май Ван Куонг |
Вьетнам |
8 |
нет подтвержденных |
Данг Нгок Нгы |
Вьетнам |
7 |
2 F-4 подтверждены, сбит Фантомом и погиб |
Нгуен Дык Шоат |
Вьетнам |
6 |
5 F-4 и 1 A-7 подтверждены, также сбил дружественный МиГ-19 |
Нгуен Нгок До |
Вьетнам |
6 |
1 F-101 и 1 F-105 подтверждены |
Нгуен Ньят Чиеу |
Вьетнам |
6 |
1 F-105 и 1 победа на МиГ-17 подтверждены |
Ву Нгок Динь |
Вьетнам |
6 |
3 F-105, 1 F-4 и 1 HH-53 подтверждены |
Али Ваджай |
Египет |
5—6 |
2 в войне на истощение и 4 в Октябрьской войне |
Ле Тхань Дао |
Вьетнам |
6 |
2 F-4 подтверждены |
Нгуен Данг Кинь |
Вьетнам |
6 |
1 F-105, 1 EB-66 и 1 AQM-34 подтверждены |
Нгуен Тиен Сам |
Вьетнам |
6 |
4 F-4 подтверждены |
Адиб эль-Гар |
Сирия |
5,5 |
от 3 до 5 F-4 и 1 совместный Nesher подтверждены |
Файез Мансур |
Сирия |
5 |
3 Mirage III, 1 Nesher, 1 F-4 (2 Mirage III и 1 F-4 подтверждены) |
Нгуен Ван Нгиа |
Вьетнам |
5 |
1 F-4 подтверждён |
Происшествия:
28.06.1966 разбился МиГ-21 ВВС Болгарии, вылетевший на перехват советского Ан-12, лётчик погиб.
22.09.1973 в Венгрии в условиях плохой видимости при полёте на малой высоте три МиГ-21 столкнулись с холмом.
07.08.1974 катастрофа самолета МиГ-21Р, лётчик начальник штаба АЭ к-н Прудников В.Ф. Самолет столкнулся с землей под углом 45° с левым креном 3 – 5°, на скорости примерно 500 – 550 км/час и удалении 27 км от аэродрома. Лётчик погиб. Причина не установлена.
В июне 1975 года МиГ-21Р из отдельной эскадрильи (аэродром Ханабад-Карши, в/ч 23232), пилотируемый капитаном Анатолием Пятаковым, потерпел ночью катастрофу в районе газового завода г. Мубарек. Лётчик погиб. Причина — потеря лётчиком зрительной ориентации в ночном полёте при резкой смене освещённости в зоне полёта.
08.07.1975 катастрофа самолета МиГ-21Р, лётчик п/п-к Малышев Ю.Н. На скорости 600 км/ч самолет столкнулся с лесным массивом и взорвался. Предположительная причина ЛП - попадание крупной птицы в фонарь кабины.
13.04.1977 авария самолета МиГ-21Р, лётчик к-н Шевалдов Ю.С. Отказ двигателя из-за масляного голодания, в результате утечки масла из маслобака по причине неправильно установленной крышки. Лётчик успешно катапультировался, самолёт разбит.
15.09.1978 авария МиГ-21У, принадлежащего ЧВВАУЛ (Ивангород). Вынужденная посадка в поле с отказавшим двигателем. Лётчик-инструктор Мазуренко снят с лётной работы.
14.06.1980 катастрофа самолёта МиГ-21бис, аэродром Маркулешты, лётчик - начальник ПДС полка м-р Беляев Е. На четвёртом развороте самолёт сорвался в штопор. Лётчик средствами спасения не воспользовался.
Катастрофа. Ночью с 06 на 07 января 1982 года разбился МиГ-21УМ, совместный экипаж: советский — капитан Николаев и монгольский офицеры ВВС Монголии.
02.04.1981 во время тренировочного полёта произошла катастрофа Миг-21У, пилотируемого лётчиком-испытателем ЛИИ им. Громова В.А. Беспаловым и штурманом-испытателем В.М. Веретенниковым. Оба погибли[186].
04.03.1988 катастрофа самолёта МиГ-21Р, аэродром Карши, летчик командир АЭ м-р Шевченко Г.И. Самолёт столкнулся с землёй в результате ошибки пилотирования (лётчик сосредоточился на поиске наземной цели на полигоне и упустил контроль за высотой).
22.04.1991 сразу после взлёта с аэродрома Кант самолёта МиГ-21УМ возник пожар в двигателе. Далее самолёт столкнулся с землёй и лётчики погибли, так как не хватило высоты для катапультирования. Экипаж в составе ком. АЭ п/п-к Гусаров В. и старший группы из Кампучии в первой кабине.
12.08.1991 во время подготовки к параду, приуроченному ко Дню Воздушного Флота вблизи испытательного аэродрома ЛИИ им. Громова потерпел катастрофу Миг-21, пилотируемый лётчиком-испытателем Г.Е. Белоусом.
МиГ-21 в США
История появления советских самолётов в США
Израильская спецслужба МОССАД с успехом провела операцию, в результате которой 16 августа 1966 года капитан ВВС Ирака Монир Радфа перегнал МиГ-21Ф-13 на авиабазу Хатцор. В Израиле МиГ получил бортовой номер «007» (Джеймс Бонд!) и испытывался местными лётчиками. В США стало известно о наличии у израильтян новейшего советского истребителя, и в обмен на аренду МиГ-21 Израилю было предложено приобрести современные американские самолёты F-4 «Фантом». Израиль согласился, и так МиГ-21 оказался в США, на авиабазе Грум-Лэйк, куда его доставили транспортным самолётом.
После сборки и контрольного облёта испытания самолета проводились отделом иностранной техники ВВС (Foreign Technology Division, FTD), дислоцированным на авиабазе Райт-Паттерсон. Программа испытаний получила наименование «Have Doughnut». Полеты на МиГ-21 (самолёт получил номер ВВС США «80965») начались в феврале 1968 года на авиабазе Грум-Лэйк в обстановке чрезвычайной секретности. Было выполнено 102 полета с общим налетом 77 часов, из них 33 полёта на сравнительные воздушные бои с американскими самолётами. Также выполнялись полёты на снятие лётно-технических характеристик, на контроль радиолокационной заметности и др. По причине отказов отменено 11 вылетов.
Вместе с МиГ-21 израильтяне поставили в США два МиГ-17, которые также испытывались по полной программе и получили хорошую оценку.
Принимавший участие в программе «Have Doughnut» истребитель МиГ-21Ф-13 в апреле 1968 года предположительно вернули Израилю.
Результатом программы «Have Doughnut» стало стало формирование в авиации ВМС США Тактической школы лётчиков истребителей ВМС, более известной как «Топ Ган». ВВС США подошли к вопросу более осторожно, но и более масштабно: постепенно были сформированы эскадрильи «агрессоров» на советской технике и регулярно стали проводится учения «Рэд Флэг».
МиГ-21 в 57-м авиакрыле
Летом 1972 г. га авиабазе Нэллис было сформировано 57-е авиакрыло боевого применения истребительной авиации ВВС США (57th Fighter Weapons Wing), на вооружении которого, в том числе, была техника производства СССР. Вся деятельность данного подразделения была тщательно засекречена и официальная информация о его существовании и роде деятельности появилась после его расформирования в 1990 году.
Первые четыре МиГ-21 доставили из Индонезии в Грум-Лэйк в 1973 году. Самолёты были в плохом техническом состоянии. Из этих четырех истребителей собрали один пригодный к полетам. Также из Израиля вторично прибыл МиГ-21 с №007. Был сформирован авиационный отряд под командованием подполковника Гленна Фрика, на вооружении которого, помимо двух МиГ-21 было два МиГ-17. Задачей самолётов отряда было максимально приближенное к реальности изображение противника в воздушных боях по программе учений «Рэд Флэг». Особой сложностью при формировании отряда был подбор технического персонала - требовались не просто хорошие специалисты, а именно мастера, отлично разбирающиеся в авиационной технике, способные работать без документации и инструкций.
В течение следующих 18 месяцев технический персонал восстанавливал три неисправных индонезийских МиГа. Работами руководил мастер-сержант с авиабазы Эдвардс Роберт Эллис. О квалификации Эллиса говорит следующий факт: в 1976 году он в числе очень немногих изучал угнанный в Японию МиГ-25П.
Для ремонта двигателей был заключён контракт с компанией «Дженерал Электрик», где в последующем, на заводе компании, двигатели проходили плановые профилактические ремонты через каждые 75-125 часов наработки. Такая практика позволила добиться просто невероятного общего ресурса двигателей, доходившего до 8000 часов.
Для соблюдения режима секретности, для того, чтобы не указывать в отчётных документах подлинное наименование самолёта, МиГ-21 в США получил индекс YF-110.
01 апреля 1977 года «подразделение 1» официально вошло в штат 57-го авиакрыла как 4477-е летно-испытательное звено «Красные орлы» (4477th Test and Evaluation Flight RED EAGLES), с дислокацией на авиабазе Неллис. Все лётчики получили позывной «Бандит».
16 июля 1979 года 4477-е летно-испытательное звено из Грум-Лэйк перелетело на специально отстроенный для «Бандитов» аэродром Тонопа, в 70 милях юго-восточнее Грум-Лэйк. Первоначально это был небольшой аэродром, обслуживавший секретный ракетный полигон, принадлежащий Министерству энергетики США. На аэродроме расширили ВПП и построили три ангара - один для летающих МиГ-ов, один для технического обслуживания самолётов и один - для длительного хранения нелетающих самолётов, открытую стоянку и склад ГСМ. На тот момент в эскадрилье было шесть МиГ-21 и два МиГ-17. В 1982 году парк 4477-й эскадрильи пополнился двумя египетскими МиГ-21МФ. В 1983 году, через подставную фирму «Combat Core Certification Professionals Company» ЦРУ в Китае были приобретены несколько новых J-7В (копия МиГ-21Ф-13), четыре из которых пришли в эскадрилью.
Последние полеты на МиГах летчики 4477-й эскадрильи выполнили 4 марта 1988 года. На отражение массированного налета «голубых» поднялись 13 МиГ-21 и 4 МиГ-23 (все МиГ-17 к тому времени были списаны). Официально эскадрилья прекратила свою деятельность в 1990 году. Самолёты переданы в музеи, поставлены на хранение и проданы в частные коллекции.
Все американские МиГ-21 изначально имели цвет натурального металла и несли опознавательные знаки ВВС США, две последние цифры серийного номера наносились на створки ниши носовой опоры шасси. Китайский J-7 (б/н 47) получил камуфляж из пятен желтого и песочного цвета. В 1983-1984 гг. большинство 21-х получили камуфлированную окраску, один МиГ закамуфлировали пятнами двух оттенков серого цвета. Опознавательные знаки — красные звезды с желтой и красной окантовкой.
Оценка МиГ-21 американскими специалистами - очень серьёзный противник. Хороший самолёт, лёгкий, манёвренный и надёжный. Несмотря на высокую интенсивность эксплуатации МиГ-21 в 4477-й эскадрилье, самолёт не убил ни одного лётчика (в отличие от МиГ-17 и МиГ-23). До появления в США самолёта F-16 равных противников МиГ-21-му не было, а вот уже в схватке с F-15 пилот МиГ-а мог победить только за счёт тактических ошибок противника.
Из отрицательных качеств отмечается плохая приёмистость двигателя, плохой обзор назад (надо привыкать к перископу). На самолётах постоянно текли топливопроводы, пока при очередной гонке двигателя не произошёл пожар. Эксплуатация самолётов была прекращена, пока не были заменены все старые резиновые уплотнения в стыках труб, заказанные промышленности США. Пиропатроны для катапультных кресел были многократно просрочены и лётчики не верили в надёжность срабатывания катапульт, поэтому была проведена работа по тщательному изучению конструкции пиропатронов и освоено их промышленное производство «один-в-один».
Интересные факты
МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».
Известен один МиГ-21, находящийся в частном владении. Самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч приобрёл этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил три года, чтобы привести самолёт в лётное состояние. Этот МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина продолжительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт. Мериленд в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
МиГ-21 являлся неофициальным символом старейшего в России Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков. Самолёт-памятник стоял перед входом в училище в Волгограде и у КПП Пермского военного авиационно-технического училища имени Ленинского Комсомола в Перми, перед Екатеринбургским суворовским военным училищем и на территории СГТУ г. Саратов и ещё в целом ряде городов бывшего СССР. Памятники МиГ-21 есть в Египте, Индии, Вьетнаме, Камбодже, Нигерии, Венгрии, Чехии, Польше, Финляндии, Монголии и т.д. Общее количество самолётов МиГ-21, установленных на постаментах, на данный момент времени - неизвестно.
Мифы, события, факты, катастрофы:
1. На доработанном самолёте, получившем обозначение Е-66, лётчик-испытатель Георгий Мосолов установил 31 октября 1959 года абсолютный рекорд скорости на дистанции 15/25 км — 2388 км/ч, а 16 октября 1960 года был установлен рекорд скорости на дистанции 100 км — 2146 км/ч.
Источник:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-21
http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/istrebiteli-1960-g-1991-g/istrebiteli-okb-mikoyana-i-gurevicha/istrebitel-mig-21/
Страница [01] [02] [03] [04] [05]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |