СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Военные [71]
Военные самолёты СССР
Пассажирские [58]
Гражданская авиация
Санитарные [7]
Санитарная авиация СССР
Учебные [8]
Учебные самолёты СССР,

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » САМОЛЁТЫ СССР » Военные

Ил-28 — Советский реактивный разведчик, базовый торпедоносец (08.07.1948) (стр.-2)

 Ил-28 — Советский реактивный разведчик, базовый торпедоносец (08.07.1948) (стр.-2 (оборудование — модификации))

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страница     [01]     [02]

 

Оборудование

Электрооборудование

Сеть постоянного тока, однопроводная, с минусом на массе. В качестве источников электроэнергии на самолёте были установлены два стартёр-генератора постоянного тока ГСР-9000 на двигателях и две свинцовые аккумуляторные батареи 12-А-30, установленные в фюзеляже. Напряжение на генераторах 28,5 вольт, бортовые батареи на 24 вольта. Электропроводка изготовлена из проводов марки БПВЛ сечением от 0,88 до 70 мм2.

Для питания высоким напряжением разнообразного лампового оборудования на самолёте были установлены умформеры (электромашинные преобразователи тока):

  • МА-100,
  • МА-250,
  • МА-500,
  • МА-750,
  • МА-1500.

Радиооборудование 

Самолёта состояло из:

  • командной УКВ-АМ радиостанции РСИУ-3(М),
  • связной СВ-КВ радиостанции РСБ-5, 
  • АРК-5 (повествование)радиокомпаса АРК-5,

 

 

 

 

  • РВ-2 (повествование)радиовысотомер малых высот РВ-2,
  • радиовысотомер больших высот РВ-10
  • радиолокационного панорамного прицела ПСБН-М,
  • устройства слепой посадки «Материк»,
  • радиозапросчика системы госопознавания СРЗ «Магний»,
  • радиоответчика СРО «Барий».

Средства РЭБ

На некоторые модификации самолёта ставился автомат сброса отражателей (контейнер, снаряженный дипольными отражателями) типа АСО-28 и аппаратура электронных помех «Натрий».

Приборное оборудование самолёта

  • гирополукомпас ГПК-46, 
  • авиагоризонт АГК-47Б,
  • гиромагнитный компас ДГМК-3 (ДГМК-4),
  • навигационный визир АБ-52,
  • магнитный компас КИ-11,
  • указатель поворота УП-2,
  • АВР-М (повествование)часы АВР-М

 

 

 

 

  • АЧХО (повествование) и АЧХО,
  • высотомер ВД-17

 

 

 

  • КУС-1200 (повествование)указатель скорости КУС-1200,
  • указатель числа М — МА-0,95, 

 

 

 

  • ВР-30-3 (повествование)вариометр ВАР-30-3,
  • акселерометр А-8,
  • термометр электрический ТУЭ-48,
  • термометр электрический воздушный ТВ-45.
  • Гироскопические приборы ГПК-46 и УП-2 работали от вакуум-насоса агрегат 612, установленного на правом двигателе.

Автопилот

На самолёте Ил-28 применялся электрический автопилот АП-5, связанный с бомбардировочным прицелом (впервые в отечественной практике). В качестве исполнительных элементов автопилота применялись три электрические рулевые машинки черт. 5162-0. Автопилот стабилизировал самолёт в пространстве при прямолинейном полёте, наборе высоты или снижении, а также позволял выполнять координированные развороты от лётчика или от штурмана. В качестве датчиков пространственного положения самолёта применялись два гироскопа (т.н. продольно-поперечный стабилизатор и курсовой стабилизатор). Электронная схема автопилота была собрана на лампах.

Кислородное оборудование

На борту самолёта Ил-18 имелось индивидуальное кислородное оборудование для каждого члена экипажа в виде кислородного прибора КП-14 (КП-18), кислородной маски КМ-14, кислородного редуктора КР-14, кислородного индикатора КИ-14, манометров, индикаторов, вентилей и т.п. Запас газообразного кислорода на борту хранился в 21-м кислородном баллоне.

Средства фоторазведки

На самолёт устанавливалось фотооборудование:

  • АФА-33/100,
  • АФА-33/20,
  • АФА-33/75,

а также ночные:

  • НАФА-3с/50,
  • НАФА-3с/25,

которые были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М.

12 декабря 1953 года — В дальнейшем по Постановлением Правительства СССР, РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс».

На самолёт фронтовой разведки Ил-28Р для выполнения плановой, маршрутной или перспективной фотосъёмки днем одновременно устанавливались четыре фотоаппарата АФА-33 с различными фокусными расстояниями:

  • 100 см,
  • 75 см,
  • 50 см,
  • 20 см.

Для ночного фотографирования одновременно устанавливаются два НАФА-3с или один НАФА-МК в четырёх вариантах:

  • 2 - НАФА-3с и 12 фотобомб ФОТАБ-50-35 или САБ-100-75,
  • 1 - НАФА-3с, 6 фотобомб и дополнительный топливный бак,
  • 1 - НАФА-МК и 12 фотобомб,
  • 1 - НАФА-МК, 6 фотобомб и дополнительный топливный бак.

При фотосъёмке на АФА-33/20 с высоты 13 км ширина захвата составляет:

  • 10 км вправо,
  • 10 км влево от оси движения самолёта Ил-28.

 

Вооружение

Бомбовое вооружение

Нормально одна тонна, максимально три тонны внутри грузоотсека:

  • 12 бомб калибром 50 или
  • 100 кг, или
  • 8 бомб типа ФАБ-250М46, или
  • четыре ФАБ-500М46, или
  • одна ФАБ-1500М46, или
  • одна ФАБ-3000М46.

Бомбодержатели — четыре кассетных держателя КД-3 или балочный держатель БД-4.

Бомбометание производил штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5 (ОПБ-6СР). Прицел имел связь с автопилотом и позволял штурману при прицеливании управлять самолётом в боковой плоскости. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др.

В дальнейшем на торпедоносец смонтировали внешнюю подвеску для двух торпед.

Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана.

На разведчик вешалось до 12 осветительных бомб на кассетные держатели КД-2, при этом прицел в кабине штурмана менялся на НКПБ-7.

Стрелковое вооружение 

  • НР-23 — Советская авиационная пушка (повествование)Две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка).
  • Две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.
  • Боекомплект к кормовой установке — 450 снарядов, в двух патронных ящиках (по 225).
  • Боекомплект на одну носовую пушку — 100 снарядов.

Стрельбу с неподвижных носовых пушек вел лётчик, прицеливаясь доворотом самолёта, для прицеливания справа на фонаре установлен прицел ПКИ-1. На каркасе фонаря для контроля стрельбы установлен фотопулемёт С-13.

Кормовая установка — шаровая, подвижная в двух плоскостях. Углы обстрела: по вертикали - вверх 60°, вниз 40°; по горизонтали - 70° вправо-влево.

Привод установки гидравлический, по вертикали — силовой цилиндр, по горизонту — квадрант. Давление создаёт агрегат качающихся помп АКП-4, состоящих из двух независимых контуров горизонтальной и вертикальной наводки. Для прицеливания в кабине стрелка-радиста установлена прицельная станция с прицелом АСП-3П.

Для учебных целей на кожухах стволов пушек (снаружи) монтируется фотопулемёт С-13.

Перезарядка всех установленных на самолёте пушек пневматическая. Для каждой пушки имеется автомат перезарядки АП-5, который при задержке в стрельбе сам перезаряжает пушку до 4 раз непрерывно.

Сигнальные ракеты

Три унифицированных кассеты ЭКСР-46, всего на 12 светосигнальных ракет. Для освещения местности при вынужденной посадке применялись парашютные ракеты ПАР-8.

 

Морское спасательное оборудование

Некоторая часть самолётов (фоторазведчики и др.) получила надувную спасательную лодку ЛАС-3М.

Контейнер лодки находился на верхней части фюзеляжа в районе шпангоутов 19-21, взамен демонтированного третьего топливного бака.

Крышку контейнера лодки можно было открыть с рабочего места лётчика или с места стрелка-радиста, а также непосредственно ручкой на крышке контейнера.

В укладку лодки входили продукты питания на трёх человек, пресная вода, аптечка (для людей), техническая аптечка (для ремонта лодки), компас, сигнальный пистолет с ракетами, два складных весла.

Лодка надувается автоматически от баллона с углекислотой или можно её накачать вручную насосом.

 

 

Лётные и Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Параметр

Показатель

Экипаж 3 чел.
Длина фюзеляжа 17,65 м
Мидель фюзеляжа 1,8 м
Размах крыла 21,45 м
22,65 м с подвесными консольными баками
Высота стояночная 6,2 м
Площадь крыла 60,8 м²
Масса пустого 12890 кг
Масса снаряжённого 18400 кг
Нормальный полётный вес (бомбардировщик) 18400 кг
Нормальный полётный вес (фоторазведчик) 19500 кг
Вес полной нагрузки самолёта-фоторазведчика при максимальном взлётном весе 9170 кг
Вес полной нагрузки самолёта-бомбардировщика при максимальном взлётном весе 10310 кг
Максимальная взлётная масса 23200 кг
Двигатели 2 × ТРД ВК-1 (ВК-1А)
Тяга взлётная 2 × 26,5 кН (2700 кгс)
Тяга максимальная на крейсерском режиме 2 × 2160 кгс
Тяга на режиме малого газа 2 × 75 кгс
Лётные характеристики
Максимальная скорость горизонтального полёта самолёта-бомбардировщика на высоте 4500 м 902 км/ч
Максимальная скорость горизонтального полёта самолёта-разведчика на высоте 5000 м, без подвесных баков 876 км/ч
Максимальное число М, не более 0,78
Крейсерская скорость ~ 670 км/ч
Максимальная техническая дальность полёта (бомбардировщика) 2455 км
Практическая дальность полёта по «потолкам» самолёта-разведчика 2760 км
Практический потолок с взлётным весом 18400 кг 12500 м
Скороподъёмность на уровне земли ~ 16,8 м/с
Длина разбега с мин. взлётным весом 980 м
Длина разбега с макс. взлётным весом 1970 м
Длина пробега 850-1350 м
Скорость отрыва 225-252 км/ч
Посадочная скорость 177-223 км/ч
Нагрузка на крыло 291 кг/м²
Тяговооружённость 0,31

Вооружение

Пушечное 1 или 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол
2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол
Бомбовая нагрузка (во внутреннем бомбоотсеке) нормальная 1000 кг
максимальная 3000 кг

 

 

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ил-28 Фронтовой бомбардировщик.
Ил-28А Бомбардировщик-носитель тактической ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» мощностью 30 кт.  Доработка Ил-28 заключалась в оснащении бомбоотсека системой обогрева, установке на борту необходимого спецоборудования и светозащитных шторок в кабинах экипажа. В остальном конструкция самолета осталась без изменений.
Ил-28ЗА Зондировщик атмосферы. Для проведения метеорологических исследований в атмосфере.
Ил-28Б Буксировщик мишеней. Демонтирована кормовая стрелковая установка, вместо неё установлена тросовая лебёдка с выпускаемым конусом-мишенью на 2800 метров. Вместо бомб возил сбрасываемые свободнопадающие мишени (типа ПМ-3Ж и 7БМ-2М). Продолжительность полета самолета-буксировщика с планером-мишенью составляла 2,5 ч. Одновременно под крылом этих машин могли подвешивать пикирующие мишени, которые снабжались дымовыми трассерами и спасательными парашютами.
Ил-28 БПЛА В 1956 год — Советское правительство обязало ОКБ-240 разместить на радиоуправляемой мишени Ил-28М средства воздушной разведки и дополнительную аппаратуру, необходимую в автономном полёте при разведке фронтовой полосы и объектов оперативного тыла противника. В 1958 году — эта тема была закрыта, и завершить работу по созданию на базе Ил-28 разведывательного БПЛА не удалось.
Ил-28Г На гусеничном шасси. Экспериментальный самолёт для исследования расширения эксплуатационных возможностей. Оснащенный им обычный серийный самолет показал значительное улучшение проходимости на аэродромах с мягким, мокрым, покрытым водой, тающим снегом или грязью грунтом. Однако из-за сложности конструкции и большой массы такое шасси не нашло применения.
Ил-28ЛЛ Летающая лаборатория для доводки РЛС «Сокол». Для размещения станции и оператора у самолета была отрезана носовая часть по кабину штурмана. Конструкцию носовой части пришлось усилить, т.к. на изрядном плече предстояло навесить станцию, весившую без малого полтонны. На специально оборудованных самолётах проводили обширные исследования по отработке комплекса оборудования и снаряжения для первого полета человека в космос. В частности, на Ил-28У были проведены летные испытания и отработка катапультного устройства и системы спасения летчика-космонавта космического корабля "Восток".
Ил-28М Радиоуправляемый беспилотный самолёт-мишень. Использовался на полигонах для тренировки ракетчиков ПВО.
Ил-28П Конверсия в почтовый самолёт. Широко использовался для переучивания (перехода) на реактивную технику в ГВФ. Самолёт выполнял регулярные перевозки почты и грузов.
Ил-28ПЛ Противолодочный самолёт.
Ил-28Р Фронтовой фоторазведчик с двумя вариантами фотооборудования день-ночь. 

Оборудование дневного фотографирования состояло из трех аэрофотоаппаратов АФА-33 с фокусным расстоянием 100, 75, 20 см и одного АФА-РБ для маршрутной, плановой и перспективной съемок. Ночное фотографирование обеспечивалось двумя аэрофотоаппаратами НАФА-3с и комплектом осветительных бомб, в который могли входить ФОТАБ-100-60, ФОТАБ-50-35, САБ-100-55 и САБ-100-35. Аппаратура размещалась в бомбоотсеке в автоматической качающейся установке АКАФУ и специальном фотоотсеке в хвостовой части фюзеляжа. Контейнеры аэрофотоаппаратов обогревались теплым воздухом, отбираемым из системы обогрева и наддува кабины экипажа.

Вместо устанавливавшейся на серийных бомбардировщиках воздушной системы уборки и выпуска шасси на Ил-28Р применялась гидравлическая система, позволившая резко сократить время этой операции - до 8 с. Была предусмотрена система раскрутки колес основных опор в воздухе перед посадкой. Из двух носовых пушек была оставлена одна по левому борту. При выполнении полетов над морем в средней части фюзеляжа Ил-28Р могла размещаться спасательная лодка ЛАС-3, управление выбрасыванием которой осуществлялось из кабин пилота или кормового стрелка.

Ил-28РТР Самолёт радиотехнической разведки.
Ил-28РЭБ Самолёт радиоэлектронной борьбы.
Ил-28С Опытный, с двигателями ВК-5 и стреловидным крылом.
Ил-28Т Торпедоносец. В связи со снятием типа с вооружения модификация доведена не была, на вооружение не принималась. Основное отличие от бомбардировщика заключалось в увеличении длины бомбоотсека с 4270 мм до 6430 мм, в котором теперь могли подвешивать серийные торпеды и мины: по одной торпеде типов 45-36АНУ, 45-36АВ, TAС, PAT; по одной мине типов "Серпей", АМД-1000 и др. Прицеливание при низком торпедометании осуществлялось с помощью прицела ПТН-45, нижняя часть которого выходила за контур фюзеляжа и закрывалась сферическим обтекателем. При незначительном переоборудовании Ил-28Т мог быть использован как бомбардировщик с бомбовой нагрузкой как у серийной машины. Увеличение длины бомбоотсека и размещение в фюзеляже спасательной лодки ЛАС-3 определили уменьшение емкости внутренних топливных баков, и для сохранения прежней дальности полета Ил-28Т оснастили ПТБ на законцовках крыла.
Ил-28У Учебно-тренировочный бомбардировщик. Кабина лётчика-инструктора была организована на месте кабины штурмана.
Ил-28Ш Опытный штурмовик. Было принято решение размещать оружие на пилонах под крылом, но вело в ущерб лётным данным. оборудованный подкрыльевыми пилонами для подвески разнообразного вооружения, предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и техники противника. Под крылом этого самолёта устанавливали 12 пилонов (по 6 под каждой консолью), на которых могли подвешиваться: 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.

 

 

В кинематографе

?

 

Мифы, события, факты

1. После публичного показа на первомайском параде над Красной площадью который состоялся 01 мая 1950 года — командование военного блока НАТО присвоило самолету кодовое имя «Бучер», что в переводе с английского означает «Мясник», однако впоследствии машину переименовали в Beagle («Гончая»).

09 марта 1953 года — Самолетами Ил-28 оказались единственными в Советских ВВС, которые промозглым днем в условиях низко нависшей над столицей облачности со снегом и дождем, смогли пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И.В.Сталину.

2. В Советском Союзе создатели боевой машины уделили столь много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к по спартански холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, поражались комфортным условиям на борту новой машины, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики особо отмечали значительно более простую технику пилотирования Ил-28, чем на других самолётах, особенно на взлёте и посадке, несоизмеримо возросшие скорость и скороподъемность, хорошую маневренность. Для штурманов "двадцать восьмой" открыл ранее недоступные приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил машину, обслуживать которую было просто и удобно: двигатели легко раскапотировались, агрегаты были взаимозаменяемыми, к местам, требующим постоянного контроля, обеспечен удобный доступ.

3. КНДР является единственной страной, ВВС которой продолжают использовать самолёт Ил-28.

 

Материалы

Орлов Г.В. «Ил-28 — Советский реактивный разведчик, базовый торпедоносец (08.07.1948)» — (повествование 07.02.2024).

 

Источник

https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10

https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8

https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/il_samoljoty_sssr/20-1-0-58

 

[01]     <<<   [02]   >>>



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/samoljoty_sssr/passazhirskie/il_samoljoty_sssr/20-1-0-58
Категория: Военные | Добавил: soviet-union-ussr (08.02.2024) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 36 | Теги: базовый торпедоносец (стр.-2), Советский реактивный разведчик, Орлов Геннадий Викторович, Ил-28 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей