АВР-М — Авиационные рантовые модернизированные часы с электрообогревом
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Название: АВР-М.
Тип: ?
Самолёт: Ил-18
Создан: ?
Завод: ?
Отрасль: Производство авиационной техники.
АВР-М — Авиационные рантовые модернизированные часы с электрообогревом, для стабильной работы при температурах ниже -25°С градусов. Предназначены для показания текущего времени в часах, минутах и секундах.
Повествование
НАЗНАЧЕНИЕ
Часы предназначены для показания текущего времени в часах, минутах и секундах.
Примечание. Часы в которых знаки циферблата и стрелки покрыты светомассой временного действия, имеют на циферблате индекс «В».
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ |
Количество камней |
. . . . . . . . . . . . . . . |
14 |
Диаметр часов, мм |
. . . . . . . . . . . . . . . |
60 |
Вес, г |
. . . . . . . . . . . . . . . |
300 |
Суточный ход часов при t+20±5°С, мин |
. . . . . . . . . . . . . . . |
±1 |
Продолжительность хода, сутки |
. . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
Напряжение постоянного тока для питания электрообогревателя, в |
. . . . . . . . . . . . . . . |
27±10% |
Омическое сопротивление электрообогревателя, ом |
. . . . . . . . . . . . . . . |
62±4 |
Начало работы часов |
. . . . . . . . . . . . . . . |
после одного оборота заводного ободка |
В комплект часов входят
Часы |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
Крепёжное кольцо |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
Паспорт |
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
1 |
ОПИСАНИЕ
Часы вмонтированы в корпус диаметром 60 мм под отверстие в приборной доске и диаметром 59 мм под стандартное крепёжное кольцо (рис. 2).
Текущее время отсчитывает по щкале циферблата. Для секундной стрелки, расположенной в центре циферблата, одно деление равно одной секунде.
Рис. 2. Вид часов АВРМ со стороны циферблата.
1—ободок; 2—треугольный знак; 3—выемка; 4—крышка корпуса; 5—винт контактный; 6—винт механизма; 7—крепёжная гайка; 8—циферблат; 9—стрелка часовая ; 10—стрелка минутная; 11—стрелка секундная; 12—корпус.
При работе механизма часовая, минутная и секундная стрелки двигаются непрерывно.
Под стеклом часов помещён светящейся треугольный знак 2 для ориентировочного определения продолжительности полёта. Перед полётом вращением ободка 1 по часовой стрелке светящийся знак устанавливаются на часовую или минутную стрелку. По окончании полёта по разности положений знака и стрелок можно ориентировочно определить время полёта.
Часы заводят вращение ободка 1 против часовой стрелки до отказа. Вращение ободка 1 по часовой стрелки — холостое. Полный завод пружины рассчитан на шесть суток, (рекомендуется для обеспечения точности хода часы нужно заводить каждые пять суток). Часы начинают работать при одном полном повороте заводного ободка.
Для перевода стрелок необходимо вытянуть ободок 1 из корпуса 12 на себя до упора. Затем вращая ободок по часовой стрелке, перевести стрелки на текущее время.
По окончании перевода стрелок ободок 1 нажимом от себя вернуть в исходное положение.
Во избежании порчи механизма не рекомендуется резко переключать ободок 1 из положения завода в положение перевода стрелок и обратно.
ЭЛЕКТРООБОГРЕВАТЕЛЬ
Для нормальной работы часов при температуре ниже -25°С имеется электрообогреватель, рассчитанный на постоянный ток напряжением 27 в с допускаемым отклонением ±10%. Сопротивление электрообогревателя в пределах 62±4 ома.
Электрообогреватель представляет собой коробку, в которой закреплены пластинки из слюды со спиралью из нихромовой проволоки толщиной 0,16 мм. Коробка крепится к крышке механизма 4 винтами 5 с гайками 7 (рис. 2). Крышка механизма винтами 6 крепится к механизму часов.
Электрообогреватель включают в постоянное действие тумблеров только при температуре окружающей среды -25°С или ниже. При температуре выше -25°С электрообогреватель необходимо выключить во избежание порчи часового механизма от перегрева. Часто включать электрообогреватель не рекомендуется, может образоваться влага в часах.
ТОЧНОСТЬ ХОДА
Отклонение показания часов от точного времени за сутки (суточный ход) не превышает ±1 мин.
Изменение хода (разность суточных ходов — «вариация») при изменении температур от нормальной до -25°С не должно превышать 3 мин, а от нормальной до +45°С— 2 мин.
ПОДРЕГУЛИРОВКА ЧАСОВ РЕГУЛЯТОРОМ
Часы выпускаются заводом отрегулированными. Если суточный ход превышает ±1 мин, и часы имеют постоянного хода, их можно легко отрегулировать передвижением регулятора 1 (рис. 3) по балансовому мосту 2.
Балансовый мост имеет шкалу регулирования суточного хода и знака П и У (П — прибавить, У — убавить). При отставании часов следует регулятор подвинуть по шкале по направлению к знаку П, при забегании вперёд — к знаку У.
Рис. 3. Регулятор хода часов АВР-М.
1—регулятор; 2—балансовый мост.
Перемещение регулятора на одно деление изменит ход часов примерно на 1,5 мин в сутки.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ
При эксплуатации и монтаже необходимо соблюдать правила.
1. Не затягивать слишком заводную пружину в конце заводки: это может привести к обрыву замка пружины.
2. Не допускать при монтаже, эксплуатации и хранение часов резких ударов и сотрясений.
3. Простейший ремонт — подрегулировку регулятором, смену стрелок и электрообогревателя, устранение зацепок стрелок, подкраска циферблата, стрелок и нанесение светомассы — разрешается только опытным работникам.
4. Чистку, смазку, регулировку механизмов, а также внутренний ремонт производить только в специальных ремонтных мастерских квалифицированными работниками.
МОНТАЖ
Часы монтируются на самолёте стандартным крепёжным кольцом 2 (рис.4), закреплённым с обратной стороны приборной доски 1 тремя винтами 3 с полукруглой головкой и шайбами пружинными. В замок 5 крепёжного кольца ввёрнут винт 4 с цилиндрической головкой.
При завёртывании винта замок, двигаясь по коническим направляющим крепёжного кольца в сторону приборной доски, зажимает крепёжное кольцо 2, которое поэтому плотно охватывает вставленный корпус часов.
Рис. 4. Монтаж часов АВР-М
1—приборная доска; 2—крепёжное кольцо; 3, 4, 6—винты; 5—замок крепёжного кольца.
Для прохода отвёртки при завёртывании винтов в ободке часов имеется выемка 3 (см. рис. 2), устанавливаемая поворотом ободка 1 по часовой стрелке поочерёдно над каждым из четырёх винтов.
После монтажа часов следует электрообогреватель подключить в сеть постоянного тока напряжением 27 в (рис. 5), для чего кабельные наконечники присоединить к контактным винтам 5 электрообогревателя и закрепить крепёжными гайками 6 от руки, не прибегая к инструменту. По окончании монтажа нужно проверить, выключен ли ток
Рис. 5. Схема включения электрообогревателя.
ХРАНЕНИЕ, УПАКОВКА И ТРАНСПОРТИРОВКА
Часы необходимо хранить при нормальной температуре, в сухом месте, при отсутствии магнитных полей, могущих привести к намагничиванию деталей. Часы нужно завернуть в папиросную и сыростойкую бумагу типа пергамента или целлофана и упаковать в специальные индивидуальные картонные коробки вместе с паспортом. Коробки по четырём граням оклеивают бандеролью. На верхней грани коробки (на стыке бандероли) наклеивают этикетку с указанием типа номера часов, даты выпуска, номера упаковщика. На этикетке обязателен штамп ОТК. Коробки с часами упаковывают в деревянные ящики, влажность которых не должна превышать 20%. Внутренняя часть ящика выстлана дёгтевой (или битумной) и упаковочной бумагой. Укладка коробок должна быть плотной, исключающей возможность произвольного перемещения при транспортировке. Пустоты при упаковки коробок в ящики заполняют бумажной макулатурой, содержащей не более 15% влаги. В каждый ящик сверху под влагостойкую бумагу укладывают упаковочный лист с указанием всего упаковочного имущества. В один из ящиков партии вкладывают отгрузочную ведомость На двух сторонах этого ящика должна быть надпись «Документы».
а) грузополучатель;
б) номер упаковочного акта;
в) «Осторожно», «Не кантовать»;
г) «Верх», «Вскрывать здесь»;
д) «Прибор».
Надписи по пунктам «в» и «д» наносят на двух сторонах тары (сверху, сбоку или с торца).
Тару после упаковки коробок с часами пломбируют пломбами завода.
Материалы
Орлов Г.В. «АВР-М — Авиационные рантовые модернизированные часы с электрообогревом» (повествование 16.12.2022).
Источник
https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/chasy_avr_m_biblioteka_sssr
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10 |