ГК НИИ ВВС РККА — ГК Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (стр.-3 (повествование))
Автор статьи: Орлов Геннадий Викторович — Советский выдающийся публицист — Историк СССР (08.11.1965)
Страницы [01] [02] [03]
01 июня 1944 года институт преобразуется в Г НИИ ВВС РККА — Государственный Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии.
01 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР (ГК) НИИ ВВС РККА был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Наступила эра авиации реактивной. 15 августа 1945 года летчик-испытатель НИИ ВВС Андрей Кочетков взлетел на Me-262 с турбореактивными двигателями. Затем были испытательные полеты первых отечественных реактивных самолетов МиГ-9, Як-15. Стремительное развитие реактивной авиации рождало немало проблем. Так, высокие скорости казалось бы не оставляли летчику шансов для спасения в случае его катапультирования при аварийной ситуации.
Уже в феврале-марте 1945 года Ведущие истребительные ОКБ - Яковлева, Лавочкина Микояна и Сухого начали проектирование новых реактивных самолетов под немецкие двигатели типа JuMO-004 (наше обозначение РД-10) и BMW-003 (РД-20), соответственно самолеты ЯК-15, «150»(Ла-150), И-300(миг-9), Су-9, а также многие последующие их модификации. тем временем 15 августа 1945 года инженер-летчик А.Г.Кочетков первым в Советском Союзе вылетел на турбореактивном трофейном Me-262. Всего Кочетков выполнил на нем 18 полетов, последовательно наращивая скорость, скороподъемность, высоту. Уже к ноябрю 1946 года была сформирована первая группа испытателей советских серийных реактивных самолетов из 9 летчиков. За успешное их освоение все они были награждены орденами.
ГК НИИ ВВС СССР — Государственный Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Союза Советских Социалистических Республик.
28 октября 1946 года были проведены испытания самолета И-300 и принят на вооружение под названием МИГ-9. В испытаниях принимали участие А.Г. Проншаков, А.М. Хрипков, А.Г. Кубышкин, Ю.А. Антипов и Г.А. Седов.
В 1946 году стало ясно, что возможности ТРД РД-10 и РД-20 исчерпаны и на их базе современного фронтового истребителя не создать. Разработка отечественных мощных ТРД затягивалась, поэтому взоры руководства минавиапрома (МАП) вновь обратились за рубеж. Удалось закупить в Великобритании новейшие ТРД фирмы Роллс-Ройс: "НИН" и "Дервент-V" , получивших в СССР обозначения, соответственно, РД-45 и РД-500. Самолетостроительные ОКБ получили задания на разработку новых опытных самолетов под эти двигатели. Так был дан старт созданию в СССР второго поколения фронтовых истребителей. Это Як-23, проект Лавочкина получил заводской шифр "174"(Ла-15) , Микояна - И-310 (будущий МиГ-15).
Для проведения испытаний на высший пилотаж и прочность серийный истребитель МиГ-9 №106001 прибыл в ГК НИИ ВВС из Раменского 06 мая 1947 года. Ответственными за проведение этого этапа госиспытаний были назначены ведущий инженер И.Г.Рабкин и летчик-испытатель П.М.Стефановский.
В облете машины принимали участие летчики А.Г. Кочетков, А.Г. Прошаков, Ю.А. Антипов, Д.Г. Пикуленко и Л.М. Кувшинов. Кроме того, с июля по декабрь 1947 года в ГК НИИ ВВС СССР были проведены воздушные бои серийного истребителя МиГ-9 №106005 с самолетами Ла-9, Р-63С-1 "Кингкобра", "Спитфайр-IX", Як-15, "156" с форсажем и Ту-2. В тридцати воздушных боях МиГ-9 также продемонстрировал худшие маневренные качества, чем другие истребители. Они заходили ему в хвост на втором-третьем вираже. Уйти МиГ-9 мог, только имея преимущество в скорости. Однако выполнять одну из главных задач, а именно борьбу с бомбардировщиками противника МиГ-9 мог вполне успешно, что подтвердили воздушные бои с Ту-2.
В 1947-м в НИИ, руководимом А.Люлькой, был создан первый отечественный турбореактивный двигатель - ТР-1.
С 04 по 17 сентября 1947 года были проведены испытания самолета УТИ МИГ-9 .
С августа по декабрь 1947 года самолет Су-9 находился на государственных испытаниях в ГК НИИ ВВС СССР. Ведущим летчиком-испытателем назначили А.Г. Кочеткова, а ведущим инженером – И.Г. Рабкина. Но уже 04 июня 1948 года в свет вышло постановление СМ СССР, согласно которому МАП, в числе прочих ведомств оборонного сектора, были резко сокращены расходы на НИОКР. Это поставило «точку» в судьбе истребителя Су-9 - 30 июня самолет был списан ввиду прекращения финансирования
В 1947 году реактивные двигатели пришли и в бомбардировочную авиацию ( Ил-22, Ту-12 в (ГК НИИ ВВС СССР с 04 октября 1947 года по 27 февраля 1948 года. Ведущими по самолету были инженер В. А. Шубралов и летчик-испытатель М А. Нюхтиков ), Ту-14).
В феврале-апреле 1949 года прошел госиспытания в ГК НИИ ВВС бомбардировщик Ил-28 с РД-45Ф и был запущен в серийное производство.
07 октября 1948 года на самолете УТИ МиГ-9 летчик-испытатель НИИ капитан Вячеслав Быстров испытал катапультное кресло.
20 мая 1949 года 2 Управление выводится из состава ГЦП МВС и включается в штат Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС с переименованием в 6 Управление, в состав которого входил отдел полигонного обеспечения (начальник отдела гвардии подполковник Елисеев Иван Гордеевич).
В июле 1949 года 6 Управление ГК НИИ ВВС СССР перебазируется на постоянное место дислокации в с. Владимировка Астраханской области, а в мае 1950 года Управление преобразовано в Научно-исследовательский полигон № 4 ВВС, в состав которого входит служба полигонных испытаний (СПИ), начальником службы был назначен полковник Мохов Сергей Петрович
Основные работы НИП ВВС были сосредоточены на испытаниях авиационного ракетного вооружения
В дальнейшем в рамках Научно-исследовательского полигона ВВС (Владимировка) На базе СПИ создается Управление трассового измерительного комплекса (ТИК), куда вошли отдел организации трассовых измерений и эксплуатации технических средств, обработки информации, наземной фотокиносъемки и фотохимической обработки, подразделения технического обеспечения, а также отдельные измерительные трассы и полигоны (х. Грошево, п. Тургай-Баскунчак). Первым начальником Управления становится полковник Мохов С.П.
Еще в начале 50-х годов вышло несколько правительственных постановлении о создании управляемого ракетного авиационного вооружения для авиационных комплексов перехвата воздушных целей. Проектирование снарядов было поручено одновременно нескольким конструкторским бюро. Так в ОКБ-2 (Министерства оборонной промышленности) под руководством П. Д. Грушина создавались ракетные системы К-5, К-б и К-51, в 0КБ-134 И. И. Торопова системы К-75 и К-7 (в вариантах К-7л с управлением по лучу радиолокатора и К-7с с головкой самонаведения), в ОКБ-4 (МОП) М. Р. Бисновата система К-8 (также в двух вариантах с управлением по лучу и самонаведением). Постановление Совета Министров СССР об испытании этих систем в составе ряда авиационных комплексов вышло 30 декабря 1954 года. Все основные испытания сосредотачивались на полигоне Владимировка в Астраханской области. С 13 мая 1953 года начались летные испытания самолета-мишени Ла-17 ,а 08 октября 1953 года начались испытания системы ракетного вооружения истребителей-перехватчиков К-5 . Ракета, сойдя с направляющей МиГ-17П (СП-6), совершила относительно прямолинейный полет
Именно здесь были произведены испытания боевых комплексов, поступающих на вооружение в армию в послевоенное время.
Среди них истребители:
МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б, бомбардировщики Ил-28, Ту-4, Ту-16.
Еще одним направлением являлось оснащение самолетов авиационными реактивными системами (АРС). Первая такая система прошла испытание 1954-1955 гг в ГК НИИ ВВС СССР на истребителе МиГ-17 № 54211005 (заводской шифр СИ-16). Ответственными были назначены ведущий конструктор ОКБ-16 Г.М.Шах-Назаров, летчик-испытатель майор А.Е.Черняев и ведущие инженеры Вольников (ОКБ-155) и майор А.Тарасов (ГК НИИ ВВС). После испытаний на основании Постановления СМ СССР от 22 марта 1955 года и приказа МО СССР от 08 апреля 1955 года снаряд АРС-57 с БЧ фугасного действия поступил на вооружение ВВС в составе авиационной реактивной системы АС-5 и получил официальное наименование С-5.
Институт принимал участие в испытаниях первых систем ПВО ,таких как система «Ураган-5» (или «У-5»), которую начали разрабатывать в еще 1954 году, стала первой в СССР единой замкнутой системой автоматизированного перехвата воздушных целей. В ее наземную часть входили несколько обзорно-следящих РЛС, канал активного запроса-ответа для определения координат наводимого на цель перехватчика, цифровая управляющая машина наведения (главный конструктор - Базилевский), а также пункт наведения (главный конструктор - А. Ф. Федосеев).
В середине 50-х годов для доставки ядерных зарядов через мощные системы ПВО начались работы по созданию межконтинентальных крылатых ракет.По Постановлению СМ СССР от 20 мая 1954 года задавалась разработка МКР «Буря»(изделие»350»,В-350,Ла-350) в ОКБ-301 и МКР «Буран» (изделие»40»)-в ОКБ-23 с дальностью полета до 9000 км. Так же по Постановлению СМ от 19 апреля 1956 года задавалась разработка ракеты П-20 с дальностью полета 3200-3400 км для ВМФ-разработчик ОКБ-240.
02 октября 1956 года закончились заводские испытания транспортного самолета АН-8, и машина была передана в ГК НИИ ВВС СССР на государственные испытания, которые завершились 27 ноября 1956 года.
23 сентября 1957 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1145-519 по разработке новой стратегической ударной системы на основе беспилотного самолета «С», обозначение по КБ самолет «121» (Ту-121). Головным предприятием, отвечавшим за создание всего комплекса, было утверждено КБ А.Н. Туполева (ОКБ-156 ) с дальностью поражения 3000-4000 км.
Институт неоднократно посещали руководители государства. Например, 02 сентября 1958 года в Ахтубинск прибыл Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров — Никита Сергеевич Хрущев. Ему было показано поражение самолета-мишени Ил-28 в воздухе ракетами РС-2-У с самолёта МиГ-19ПМ (летчик-испытатель института М. И. Бобровицкий). .
С 1960 года г. Ахтубинск (до 1959 - п.Владимировка) Астраханской обл. становится основной базой Института, куда перебазировались основные испытательные подразделения. Ранее на нынешней территории 8 ГНИИ ВВС им.Чкалова располагался 6 НИИ ВВС (НИП-4, испытания авиационного вооружения), с 1959 г. – в составе ГК НИИ ВВС. Именно здесь в дальнейшем проводились испытания всех боевых авиационных машин.
08 октября 1963 года на аэродром ГК НИИ ВВС СССР во Владимировке, на испытание поступил новый самолет ОКБ Сухого Су-15. Официально Госиспытания завершились 25 июня.1964 года. Всего за время их проведения было выполнено 250 полетов где предстояло провести испытания системы вооружения. Работы начали с оценки возможностей РЛС, для чего использовались самолеты-цели Ил-28, Ту-16, Як-25РВ и Су-9Л.К концу года ОКБ-4 подготовило первые экземпляры ракеты К-8М1П, получившей новое обозначение К-98 («изделие 56»). В начале 1964 года их привезли во Владимировку, где на Т-58Д началась практическая отработка нового вида боевого применения - атаки цели в ППС. В процессе этих испытаний, подтвердилось большинство заданных характеристик системы вооружения. 30 апреля 1965 года вышло постановление правительства, которым самолет был принят на вооружение и запущен в серийное производство. Он получил официальное обозначение Су-15, РЛС стала называться РП-15, ракеты - Р-98, а весь комплекс перехвата - Су-15-98.
с 18 марта 1961 года по 13 июля 1964 года в Институте прошел испытание авиационно-ракетных комплексов ПВО ОКБ Туполева - было выполнено 799 полетов. на перехватчиках летали военные летчики-испытатели Ю. Рогачев, И. Лесников, Э. Князев, Г. Береговой, И. Довбыш, штурманы-испытатели Н. Мозговой, В. Малыгин, Г. Митрофанов и А. Хализов. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №361 -132 от 30 апреля 1965 года и приказом Министра обороны №0040 от 08 июня этого же года комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение.( самолет -Ту-128 с ракетами Р-4Р и Р-4Т (в зависимости от типа головки самонаведения).
Материалы
- Орлов Г.В. «НИИ ВВС РККА — Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (стр.-1 (повествование))» — 17.06.2019.
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/publ/nauka_sssr/instituty/8_gosudarstvennyj_nauchno_ispytatelnyj_institut_vvs_sssr_im_chkalova_
8_gnii_vvs_sssr_im_chkalova_str_2_1940_1980/258-1-0-942 до 17.06.2019
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%
D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE-
%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B
%D0%B9_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%
82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%
BD%D1%8B_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%9F._%D0%A7%D0%BA%D0%B0
%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0
http://archive.li/dhKU
https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%
D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE
%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B
%D0%B9%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82
%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD
%D1%8B%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%92.%D0%9F.%D0%A7%D0%BA%D0%B0%D0%B
B%D0%BE%D0%B2%D0%B0-181455.html
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6733870
http://forum.vahtubinske.ru/topic/485-istoriya-glits/
Страницы [01] [02] [03]
Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/nauka_sssr/0-42 |