СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

История ВЛКСМ [1]
История ВЛКСМ
История КПСС [23]
История Коммунистической Партии Советского Союза, События, Хроники, Факты, История создания,
История Октябрьской Революции 1917 года. [3]
История Великой Октябрьской Социалистической Революции в 1917 году.
История Советов [4]
История Советов
Республики СССР [42]
Республики СССР
СССР [14]
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
Съезды [3]
СЪЕЗДЫ СССР
Съезды РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС [4]
Съезды РСДРП-РСДРП(б)-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ СССР » История КПСС

История КПСС -ГЛАВА IV  стр.-9

[ 1 ]     [ 2 ]     [ 3 ]     [ 4 ]     [ 5 ]     [ 6 ]     [ 7 ]     [ 8 ]     [ 9 ]     [ 10 ]     [ 11 ]     [ 12 ]     [ 13 ]

 

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

 История Коммунистической партии Советского Союза 

 

История КПСС -ГЛАВА IV  стр.-9

 

3. Защита и развитие В. И. Лениным философии марксизма. Дальнейшая разработка В. И. Лениным учения о партии

Большевики укрепляли пролетарскую партию на прочной идейной основе теории марксизма, обогащенной опытом революции.
В годы реакции на первый план в области идеологии выдвинулась защита марксистской философии, теоретических основ партии, ее мировоззрения. Это определялось рядом причин.
Наступление реакции шло и на идеологическом фронте. Буржуазные ученые, писатели, журналисты на все лады «опровергали» марксизм, и в первую очередь его философские основы. Диалектический материализм объявлялся старомодным, устаревшим, а религия признавалась «высшим достижением» человеческого духа. Особенно рьяно нападали на марксизм многие бывшие попутчики революции из среды буржуазной интеллигенции. Они оплевывали революцию, восхваляли отречение от нее. Защиту интересов народа они высмеивали как «народопоклонничество», а предательство в отношении народа превозносили как доблесть. Чтобы отравить сознание народа, отвлечь его от революционной борьбы, буржуазная интеллигенция широко проповедовала поповщину и мистику, воспевала пессимизм и упадочничество, культивировала разврат.
Идейное разложение проникло и в революционную среду. Часть партийных интеллигентов, считавших себя марксистами, но плохо усвоивших марксизм, отошла от него, скатившись на ревизионистские позиции в философии. Литераторы-меньшевики (Валентинов, Юшкевич) и несколько интеллигентов, находившихся ранее в рядах большевиков (Богданов, Базаров), атаковали коренные положения марксистской философии. Но они выступали не открыто, не прямо против марксизма, а прикрывались лицемерными заявлениями, будто являются сторонниками марксизма и хотят его «улучшить», «исправить».
Некоторые социал-демократы выступили даже с требованием соединения марксизма с религией. Они утверждали, что «социализм есть религия» (Луначарский), что они строят новую и высшую религию будущего. Таких проповедников,
пытавшихся придать научному социализму характер религиозного верования, стали называть «богостроителями».
Для борьбы против марксистской философии и проповеди идеалистических, религиозных взглядов буржуазные ученые и их подголоски — ревизионисты пытались использовать успехи естествознания, извращенно толкуя их.
Дело в том, что к этому времени в физике и других естественных науках было сделано много открытий, которые ломали веками установившиеся взгляды и представления. Раньше ученые считали атом последней, неделимой частицей материи, а химические элементы неизменными. Открытие электрона, радиоактивности показало, что атом делится, а химические элементы изменчивы и могут превращаться один в другой. Старое естествознание считало, что масса тела постоянна и не зависит от того, покоится тело или движется. Изучая электрон, физики установили, что его масса зависит от скорости движения. Были сделаны и другие крупные открытия, в корне изменившие взгляд на строение и движение материи.
Многие ученые не смогли правильно оценить эти открытия. Им казалось, что рушится материя, гибнет сама наука, подрываются основы знания. Стали говорить о «кризисе естествознания». Этим и решили воспользоваться проповедники религии, идеалисты всех оттенков. Они идеалистически истолковали завоевания естественных наук и на этой основе повели наступление на марксистскую философию.
Западноевропейские и русские ревизионисты, последователи австрийского буржуазного философа Маха, стали доказывать, что открытия в естествознании якобы свидетельствуют об «исчезновении» материи, что, следовательно, философский материализм устарел, а диалектика — это «мистика». Свою идеалистическую философию махисты объявили «нейтральной», стоящей над борющимися лагерями в философии — над материалистами и идеалистами. В учении махистов идеализм выступил в особенно утонченном и приглаженном виде.
Таким образом, отсутствие правильного, материалистического обобщения новейших открытий естествознания угрожало самим основам марксистского мировоззрения.
Борьба за идейную чистоту теоретических основ марксизма была тем более настоятельной, что революция подняла к политической жизни огромные слои народа. Многие рабочие, участники революционных боев, вошли в партию. Они начинали знакомиться с марксизмом. Распространение в партийных рядах, в рабочей среде философских взглядов, отрицающих материализм и диалектику, проповедь махизма представляли собой большую опасность, могли нанести непоправимый ущерб идейной закалке членов партии, политическому воспитанию масс. Философия махизма, особенно богостроительство, смыкалась с реакцией в политике. Взгляды философов-ревизионистов приводили к примирению с существовавшими в России порядками, к отказу от борьбы, к «упованию на волю божию». Иначе говоря, ревизионизм в вопросах философии политически обрекал массы на покорность и бездействие.
Необходимость защиты марксистской философии и ее дальнейшего развития диктовалась также положением в международном рабочем движении. Империализм принес с собой усиление реакции по всей линии в политике и общественной жизни. Реакция наступала и на идеологию рабочего класса. Западноевропейские оппортунисты утверждали, что вполне можно примирить марксизм в политике с идеализмом в философии. А в социал-демократических партиях господствовало равнодушие к вопросам теории, терпимое отношение к извращениям марксистской философии. Было забыто, как страстно воевал Энгельс против Дюринга, пытавшегося подменить марксистское мировоззрение рабочей партии эклектической похлебкой. С легкой руки Каутского сложилось убеждение, что философские споры — «частное дело», в которое партия не должна вмешиваться. Борьба против отступничества от марксизма в России была также борьбой против ревизионизма в международной социал-демократии.
Партия рабочего класса сочла своим долгом дать решительный отпор противникам марксистского мировоззрения, научно философски обобщить успехи естествознания. За выполнение этой важной и ответственной задачи взялся В. И. Ленин.
В. И. Ленин всегда уделял большое внимание развитию философии марксизма. Борясь с народниками, «экономистами», меньшевиками, В. И. Ленин в своих работах «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Что делать?» и многих других обогатил марксистскую философию. В годы реакции, когда философские проблемы приобрели особую остроту, В. И. Ленин пишет специальную работу, посвященную проблемам мировоззрения,— «Материализм и эмпириокритицизм», которая вышла в свет в 3909 году. Эта книга составила целую эпоху в развитии марксистской философии.
Историческое значение книги В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» состоит в следующем.
В. И.Ленин отбил все атаки буржуазных идеологов и ревизионистов на философию марксизма. Он раскрыл антинаучный характер всех идеалистических философских школ и доказал их теоретическую несостоятельность. На огромном естественнонаучном и историческом материале В. И. Ленин убедительно показал, что научную картину мира дает только одна философия — диалектический материализм, который вооружает человечество знанием наиболее общих законов развития природы, общества, мышления. Только на основе марксистского мировоззрения можно правильно познать окружающий нас мир и переделать его. В. И. Ленин разрешил задачу, за которую не брался ни один марксист, — дал марксистское обобщение новейших открытий естествознания. Он разбил попытки врагов марксизма толковать эти открытия неправильно, идеалистически, в интересах реакционной идеологии. В. И. Ленин показал, что крутая ломка, происходившая в естествознании, не отрицает материальность мира и материализм, как утверждали махисты, а означает дальнейшее изменение и углубление наших представлений о материи и ее свойствах. Выход из «кризиса естествознания» — только на путях диалектического материализма. Ленинский анализ сущности «кризиса естествознания» и путей выхода из него полностью оправдал .себя. Книга В. И. Ленина и поныне сохраняет свое значение как методологическая основа развития естественных наук.
В. И. Ленин отстоял и развил марксистский философский материализм, который указал пролетариату выход из духовного рабства. На основе новейших открытий естествознания он развил марксистское понимание материи и обогатил обоснование материальности мира.
В. И. Ленин отстоял и развил учение о познаваемости мира, раскрыл сложность процесса познания, показал его развитие. Человеческое познание постепенно, шаг за шагом дает все более точное знание явлений и законов объективного материального мира. Так, из незнания развивается знание, неполное и неточное знание становится все более полным и более точным. Идеалистическая философия в конечном счете проповедовала капитуляцию науки перед религией. Марксистская философия провозгласила: наука всемогуща, и нет предела ее развитию.
«Ум человеческий, — писал В. И. Ленин, — открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней...» (Соч., т. 14, стр. 268). В. И. Ленин развил и обосновал марксистский взгляд на практику как основу познания и критерий истины. Наука, знание развиваются и вырастают из практики-человечества, из опыта, из производственной и общественной деятельности людей. Только проверенные на практике выводы науки являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин. Практика непрерывно обогащает и движет науку вперед. В. И. Ленин отстоял и развил марксистскую материалистическую диалектику, которая имеет первостепенное значение для революционной деятельности пролетариата и его партии. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» и в ряде других произведений В. И. Ленин показал, что материалистическая диалектика есть самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии. Материалистическая диалектика доказала, что мир не является неподвижным и неизменным. Он непрерывно развивается и обновляется. Источником этого развития являются внутренние противоречия, которые присущи каждой вещи, каждому процессу и явлению, Эти противоречия возникают, достигают определенной степени обострения и затем разрешаются. Умение вовремя разглядеть эти противоречия и вовремя разрешить их представляет собой великое искусство диалектики, которому учил В. И. Ленин.
Важнейшее положение материалистической диалектики о противоречии, единстве и борьбе противоположностей во всяком процессе развития составляет основной закон, или «ядро», диалектики.
«Вкратце диалектику, — говорил В. И. Ленин, — можно определить, как учение о единстве противоположностей» (Соч., т. 38, стр. 215).
Материалистическая диалектика дает правильное понимание, как происходящие в природных и общественных процессах постепенные, непрерывные изменения приводят к крутым поворотам, к коренным изменениям, к скачкам в развитии.
В. И. Ленин отстоял и развил исторический материализм — науку о законах развития общества. Он показал, что под словесными вывертами махиста Богданова о бытии и сознании скрывается отрицание, объективных законов развития общества. В.И.Ленин раскрыл полную научную несостоятельность утверждений махистов, что человеческое общество развивается по законам физиологии или другой биологической науки, а не по своим собственным, ему присущим законам. Зная эти законы, партия предвидит ход развития общества далеко вперед, научно определяет назревающие задачи революционной борьбы и мобилизует народные массы на их разрешение.
В. И.Ленин развил и обосновал принцип партийности философии. Подвергнув всесторонней критике все попытки ревизовать философию марксизма, В. И. Ленин вскрыл их классовые корни. Он наглядно показал, что в борьбе философских направлений находит свое выражение в конечном счете идеология враждебных классов современного общества. Что касается махистов, как и всех сторонников идеализма, то их объективная роль сводится к прислужничеству поповщине и реакции.
В. И. Ленин доказал, что между мировоззрением и политикой партии существует прямая и непосредственная связь. «...Политическая линия марксизма, — писал В. И. Ленин,— ...неразрывно связана с его философскими основами» (Соч., т. 15, стр. 374).
Такая же связь имеется между отказом от философии марксизма и оппортунизмом. Это видно, в частности, на примере ревизионистов в философии меньшевиков, являвшихся ликвидаторами в политике, и богдановцев, которые оказались отзовистами в политике и скатились на позиции меньшевизма.
В. И. Ленин в своей книге обогатил философское учение марксизма, подняв его на новую, высшую ступень применительно к новому уровню науки, чем двинул вперед всю общественную мысль.
Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм сыграла выдающуюся роль в идейном развитии марксистской партии, в теоретической закалке ее кадров, в защите и развитии теоретических основ партии. На этом произведении воспитывались и воспитываются кадры революционных борцов во всем мире. Борьба В. И. Ленина за чистоту марксистской идеологии — образец для деятелей революционного рабочего движения во всех странах.
На совещании расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» в 1909 году ревизионисты в области марксистской философии получили отпор. Совещание решительно осудило богостроительство как антимарксистское течение. Это решение имело огромное принципиальное значение. Большевики прямо заявили, что партия не может быть нейтральной в вопросах философии и должна тщательно оберегать свое великое идейное богатство — марксизм. Большевики видели одну из важнейших задач партии в неуклонном отстаивании марксистского мировоззрения от всех и всяких посягательств. Громадное значение в идейной жизни партии имели защита и дальнейшая разработка В. И. Лениным марксистского учения о партии. Первая русская революция неопровержимо подтвердила выдающееся значение партии. Впервые в истории марксистская партия наложила могучий отпечаток на ход революции, повела на борьбу миллионы рабочих. Поэтому-то враги рабочего класса и старались изо всех сил уничтожить его партию.
В своих трудах периода реакции В. И. Ленин развил марксистский взгляд на руководящую роль партии в борьбе масс. Опыт наглядно показывал, что массы не сразу приходит к пониманию необходимости партии и ее роли в классовой борьбе. Чем сознательнее массы, чем яснее им классовая группировка в обществе, тем глубже они понимают значение партии, тем выше ценят партийность. Буржуазия, стремясь притупить политическое сознание масс, всячески проповедует отрицательное отношение к партийности, всемерно превозносит беспартийность. Буржуазной идее беспартийности марксисты противопоставляют идею пролетарской партийности. «Политику в серьезном смысле слова могут делить только массы,— писал В. И. Ленин,— а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов, которые являются всегда «вовремя» из господствующих классов для использования «подходящих» случаев» (Соч., т. 19, стр.393).
В. И. Ленин отстаивал марксистское понимание исторической роли партии как высшей формы классовой организации пролетариата, учил партию ценить выдающееся значение организации для рабочего движения.
«Сила рабочего класса — организация. Без организации масс пролетариат —ничто. Организованный, он — все» (Соч., т. 11, стр. 286).
Во время революции возникли разнообразные организации пролетариата, охватывавшие различные его слои, обслуживавшие различные нужды рабочих. Вопрос о взаимоотношениях партии с этими организациями стал одним из насущных вопросов рабочего движения в России.
Буржуазия стремилась оторвать рабочие организации от марксистской партии, противопоставить их партии. Буржуазная агентура в рабочем движении проповедовала «нейтральность» профсоюзов и кооперативов, отстаивала «право» партийного писателя выступать в буржуазной печати как ему заблагорассудится, требовала «независимости» думской фракции или даже главенства ее над партией. Пойти по этому пути означало вытравить из этих организаций классовую сознательность, высшим носителем которой является марксистская партия. Бессознательная организованность, учил В. И. Ленин, — бессмыслица, если не хуже, ибо она становится игрушкой в руках врага. Буржуазной идее «независимости» от партии большевики противопоставили марксистский принцип идейно-политического руководства партии всеми остальными организациями рабочего класса.
В. И. Ленин развил марксистские взгляды по вопросу о социальных корнях оппортунизма, взгляды на характер и значение борьбы, внутри рабочего движения и внутри партии. В начале XX века и особенно после революции 1905—1907 годов обострилась борьба революционных и оппортунистических элементов в российском и международном рабочем движении. Эта борьба имела глубокие классовые корни. Обострение столкновений труда с капиталом, успехи рабочего движения привели к усилению борьбы буржуазии против пролетариата. Буржуазия ищет пути проникновения в рабочее движение, способы подчинения его своему влиянию. Против идей классовой борьбы и социалистической революции она выступает с идеями соглашения классов и социальных реформ. Эти буржуазные идеи несут в рабочий класс оппортунисты.
Пролетариат не изолирован от других классов. Он соприкасается с мелкой буржуазией, непрерывно пополняется за счет мелкобуржуазных слоев, разоряемых крупным капиталом. Буржуазия систематически подкупает и развращает верхушку рабочего класса, которая по образу жизни приближается к мелкой буржуазии. Мелкобуржуазные элементы — проводники буржуазного влияния в рабочее движение. Это
влияние проявляется двояко: открыто — в прямой проповеди соглашения рабочего класса с буржуазией; прикрыто — в «левой» фразе, отрицающей необходимость гибкой тактики и использования всех возможностей в революционной классовой борьбе пролетариата. Отсюда возникает борьба революционеров на два фронта против оппортунистов всех разновидностей, как правых, так и «левых».
Борьба с оппортунизмом есть закономерность рабочего движения. Она является важнейшим условием подготовки социалистической революции и ее победы. Без решительной борьбы революционных марксистов против оппортунистов невозможно развитие пролетарской партии. Политика мирного «сожительства» революционеров и оппортунистов водной партии на деле ведет к победе оппортунизма. Поэтому партия должна быть непримирима не только к оппортунистам, но и к тем, кто, подобно центристам, зовет к примирению с ними. Партия укрепляется тем, что очищает себя от оппортунистовских элементов, В. И. Ленин указывал, что «социальную революцию пролетариата нельзя себе и представить без этой борьбы, без ясной принципиальной размежовки» революционеров и оппортунистов перед этой революцией, «без полного разрыва оппортунистических, мелкобуржуазных, и пролетарских, революционных, элементов новой исторической силы во время этой революции» (Соч., т. 17, стр. 200).
На богатейшем опыте предреволюционных и революционных лет В. И. Ленин раскрыл важнейшее значение деятельности партии для подготовки революции. Не надо падать духом, говорил В. И. Ленин, от того, что партия вновь представляет собой небольшие нелегальные организации, которые ведут невидную, на первый взгляд мелкую, работу в массах, Эта работа никогда не пропадет. Революция в России показала, что годы упорной борьбы за организацию и политическое просвещение масс серьезно способствовали созреванию революции.
Обобщая опыт революции, В. И. Ленин писал:
«Долгий период подготовки сил пролетариата, воспитания и организации его предшествовал тем выступлениям сотен тысяч рабочих, которые нанесли смертельные удары старому самодержавию в России. Долгая, невидная работа руководства всеми проявлениями классовой борьбы пролетариата, работа созидания прочной, выдержанной партии предшествовала взрыву действительно массовой борьбы и обеспечила условия превращения этого взрыва в революцию. И теперь пролетариату, как передовому борцу народа, надо укрепить свою организацию, соскрести с себя всякую плесень интеллигентского оппортунизма, сплотить свои силы для такой же выдержанной и упорной работы» / (Соч., т. 13, стр. 102—103).
Ленинские идеи освещали ярким светом великой цели самоотверженную работу большевиков в глухую ночь столыпинской реакции.

4. Борьба партии за завоевание масс, за подготовку масс к новой революции

Большевики понимали, что послереволюционная Россия стоит перед двумя возможными путями развития: полным демократическим преобразованием страны или такой ее буржуазной эволюцией, при которой сохранятся монархия и господство помещиков. Царизм, помещики и буржуазия всеми средствами пытались предотвратить новую революцию, в чем им усердно помогали меньшевики и эсеры. Большевики отстаивали революционный путь развития страны, целиком отвечавший жизненным интересам народа. И решить вопрос, по какому пути пойдет страна, мог только народ. Это понимал и Столыпин, заявлявший, что ему нужно «20 лет покоя», т. е. покорности и отсутствия борьбы масс, чтобы провести в жизнь свой план. Но этих «20 лет покоя» не дал царскому черносотенному правительству народ, прошедший через горнило революции.
Большевики являлись единственной организованной революционной силой в стране. Подпольные организации меньшевиков развалились. Эсеры находились в состоянии идейного и организационного распада. Поражение революции не сломило большевиков. Марксистская закалка, непоколебимая убежденность в грядущей победе революции, основанная на знании законов общественного развития, глубокая преданность интересам пролетариата, непримиримость к оппортунизму помогли большевикам справиться с огромными трудностями, отступить в порядке, сохранить боеспособное ядро. Несмотря на непрерывные разбойничьи набеги жандармов, партийные организации уцелели почти повсеместно. Во всех крупных городах и промышленных районах работали партийные комитеты. На крупных предприятиях сохранились партийные ячейки или связи с рабочими. Во многих местах выпускались листовки и нелегальные партийные газеты. Состоялись областные партийные конференции в Центрально-промышленном районе, в Поволжье и на Урале, а также конференции местных партийных организаций в Петербурге, Москве, Иваново-Вознесенске, Нижнем Новгороде и в других городах.
Бегство из РСДРП колеблющихся мелкобуржуазных элементов в то же время было чисткой ее. Партия освобождалась от неустойчивых, от попутчиков. Всякий кризис одних надламывает, других закаляет. Тяжелый кризис годов реакции закалил большевистские партийные организации. Выросли новые кадры передовых рабочих, на плечи которых легла вся тяжесть партийной работы на местах.
В суровой школе подполья, в огне революции; в дни поражения, в боях с царизмом и буржуазией, в схватках с многочисленными противниками формировались замечательные качества большевика, несгибаемого и мужественного борца за интересы трудящихся. «Нас недаром прозвали твердокаменными»,— говорил В. И. Ленин.
О людях такой закалки можно сказать словами поэта:
Гвоздя б делать из этих людей,
Крепче б не было в мире гвоздей.
Преследуемые полицейскими ищейками, большевики продолжали воспитывать, организовывать и сплачивать пролетариат. Они неустанно разъясняли крестьянам, что нет иного выхода из нужды и нищеты, кроме борьбы вместе с рабочим классом и под его руководством за свержение царизма.
О революционной энергии большевиков красноречиво говорит история выпуска первомайской прокламации в 1909 году в Петербурге. После провала нелегальной типографии Петербургского комитета (ПК) взялись напечатать листовку польские социал-демократы. Доставленные из Польши листовки сразу захватила полиция. ЦК срочно нашел частную типографию, но через несколько дней полиция закрыла и ее. Тогда ПК предложил районным комитетам организовать самим издание листовок, и к 1 Мая они были выпущены.
Важнейшей задачей партии было сохранение и упрочение связей с массами. В этом была основная гарантия того, что развитие России пойдет не по столыпинскому, а по революционному пути. А для этого надо было использовать все возможности работы в массах, всякую легальную зацепку — от трибуны черной Думы до любого общества трезвости.
Серьезное значение в революционно-марксистском воспитании и организации пролетариата и в завоевании им крестьянства имело использование партией думской трибуны. Выборы в III Государственную думу показали, что пролетариат остался верен своей партии. Несмотря на обстановку полицейского террора, рабочий класс послал в Думу только социал-демократов.
В выработке парламентской тактики большевикам приходилось идти собственными путями. К парламентскому опыту западноевропейских социалистов надо было подойти критически. В деятельности их парламентских фракций преобладал оппортунизм. Еще во время революции на опыте I и II Дум В. И. Ленин заложил основы думской тактики партии. Эти основы в годы реакции он развил и конкретизировал. Большое внимание уделялось вопросу о правильных взаимоотношениях думской фракции и руководства партии. Думская фракция рассматривалась как один из органов партии, непосредственно подчиненный Центральному Комитету. Критикуя меньшевиков, призывавших фракцию к участию в так называемой законодательной работе Думы, В. И. Ленин добивался, чтобы депутаты последовательно защищали интересы народа и говорили с думской трибуны о том, что волнует массы. В. И. Ленин указывал, что депутаты обязаны не ограничиваться деятельностью в Думе, а вести работу и вне Думы, связываться с рабочими массами, участвовать во всей нелегальной жизни партии.
Ленинскими указаниями руководствовались депутаты-большевики.
Обстановка для деятельности большевиков в III Думе сложилась исключительно тяжелая. В думской социал-демократической фракции было всего 19 человек, да и то ее ряды значительно поредели: большевика В. Е. Косоротова — представителя уральских рабочих — черносотенная Дума выдала полиции, и его посадили в тюрьму; пять депутатов-меньшевиков перебежали в лагерь врага. В самой фракции преобладали меньшевики, прошедшие в Думу преимущественно голосами мелкобуржуазных избирателей. Вначале фракция допустила много серьезных ошибок: не подчеркивала своего классового социалистического характера, не отстаивала последовательно демократических, требований, не разоблачала контрреволюционной политики" кадетов. Постепенно критика партией и рабочими организациями ошибок фракции возымела свое действие — ее работа улучшилась.
В затхлой атмосфере черносотенной Думы по-боевому звучали голоса большевиков. Видную роль в социал-демократической фракции играл депутат петербургских рабочих большевик Н. Г. Полетаев. Рабочие-депутаты критиковали внешнюю и внутреннюю политику царизма, его участие в разгроме революции в Иране, кабальные займы, которые шли на полицию и армию, полицейский террор, обременение трудящихся налогами, угнетение финского народа. Депутаты-большевики энергично противодействовали наступлению царского правительства и черносотенной Думы на жизненные интересы рабочих. Они разработали законопроекты о восьмичасовом рабочем дне, о свободе профсоюзов и стачек, выступали против столыпинской аграрной политики, за передачу крестьянам помещичьей земли без выкупа. Большевики использовали думскую трибуну для разоблачения реакционной политики самодержавия и предательского поведения кадетов, для политического просвещения народа и завоевания крестьян на сторону рабочего класса.
В обстановке реакции немалое значение имели различные легальные съезды, которые вынуждено было разрешить царское правительство. В работе съездов участвовали большевики — представители рабочих организаций, излагавшие мнение партии по многим важным вопросам народной жизни.
На съезде народных университетов рабочая группа говорила о необходимости освободить просвещение от полицейской опеки и добивалась права рабочих организаций самим определять программу занятий и состав лекторов. Предложенная группой резолюция была отклонена лишь незначительным большинством. На женском съезде делегатки-работницы заявляли, что, только участвуя в рабочем движении, женщины-пролетарки добьются освобождения. На съезде фабрично-заводских врачей присутствовала рабочая группа, представлявшая профсоюзы Петербурга, Москвы, Центрально-промышленного района, Украины и Закавказья. На конкретных фактах большевики раскрывали непримиримость интересов пролетариата и капиталистов. В знак протеста против действий полиции со съезда ушли все рабочие-делегаты и часть врачей, а затем руководители съезда были вынуждены его закрыть. Твердая позиция рабочей группы на антиалкогольном съезде, сумевшей провести несколько резолюций, привела в бешенство царское правительство. Это «не съезд борьбы с пьянством, а съезд борьбы с правительством»,— вопила реакционная печать. Царские чиновники и представители духовенства поспешно покинули съезд. Почти всех рабочих-делегатов арестовали. В связи с этим думская фракция немедленно внесла запрос, разоблачая действия царских властей.
Государственная дума, легальные организации и съезды давали богатый материал для политической работы партии. В центре всей этой работы находились нелегальные Партийные организации, они придавали революционное направление легальной деятельности большевиков. То, что в легальных учреждениях представители партии не могли прямо сказать, нелегальные партийные организации договаривали в своих листовках, на подпольных собраниях, в беседах с рабочими, подводя их к выводу о необходимости сплочения в организованную силу и революционного свержения царизма.
Успешно развертывалась партийная работа в Петербурге, Москве, Баку и в других промышленных центрах страны, Здесь работали многие испытанные революционеры, когда им удавалось вырваться из тюрьмы или ссылки. Активное участие в работе петербургской организации принимали И. Ф. Дубровинский, М. И. Калинин, В. В. Куйбышев. В Москве работали А. С. Бубнов, Д. И. Курский, Я. М. Свердлов, И. И. Скворцов-Степанов. Среди руководителей бакинской организации были такие видные деятели, как Мешади Азизбеков, П. А. Джапаридзе, Г. К. Орджоникидзе, С. С. Спандарян, И. В. Сталин, С. Г. Шаумян. Несмотря на жесточайшую реакцию, появились в партии новые преданные работники, среди них А. В. Артюхина, Л. И. Картвелишвили, В. Г. Кнорин, С. В. Косиор, К. И. Николаева, В. Я. Чубарь. Петербургские и московские большевики несли основную тяжесть работы
в связи с деятельностью думской фракции, рабочих групп на легальных съездах. Сильные позиции занимали они в профсоюзах, где были созданы партийные фракции. В Баку большевики руководили и союзом нефтепромышленных рабочих, и профсоюзным органом газетой «Гудок», и обществом самообразования рабочих «Знание — сила», и Народным домом. Партия имела значительные достижения в трудном деле революционного использования легальных возможностей. Большевики постепенно вытесняли ликвидаторов и становились влиятельной силой в легальных организациях.
Значительное место в работе партии занимало распространение в массах опыта революции. Кадеты и ликвидаторы старались вытравить идею революции из сознания народа. Они оплевывали традиции русской революции, пытались отвратить массы от революционных способов борьбы и всячески превозносили «конституционный путь». В. И. Ленин писал, что если для либералов и меньшевиков революция — это пример того, чего не надо делать, то для партии рабочего класса — это образец того, что надо делать. Партия воспитывала новые поколения борцов на всемирно-исторических образцах борьбы масс, которые дала русская революция.
Обобщению опыта революции и пропаганде в массах ее уроков В. И. Ленин посвятил много произведений. В книге «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов» В. И. Ленин разработал ряд проблем теории революции. В этой книге развито понятие о крестьянской революции под руководством пролетариата, обоснованы программа революционной ломки остатков крепостничества в деревне и большевистский лозунг, национализации земли, освещены пути и средства укрепления союза рабочих и крестьян в революционной борьбе.
Как последовательные пролетарские интернационалисты, большевики активно участвовали в международной жизни. Борьба масс против угнетения в любом месте земного шара неизменно встречала горячую поддержку передовых рабочих России. Они от всей души приветствовали разгоревшуюся под влиянием русской революции борьбу колониальных народов. Не один русский социал-демократ сражался в рядах борцов иранской революции. Когда империалисты Англии и России стали душить революцию, социал-демократическая фракция Государственной думы выступила с разоблачением царизма.
Оппортунистические лидеры европейской социал-демократии с открытой враждебностью относились к большевикам. Официальная социалистическая пресса гостеприимно предоставляла свои страницы для всякого рода инсинуаций по адресу большевиков. Дело дошло до того, что русская делегация на Международном социалистическом конгрессе в Копенгагене (1910 год) была вынуждена обратиться с протестом
в Правление германской социал-демократии по поводу помещения в «Форвертсе» клеветнической статьи Троцкого о положении дел в РСДРП. Большевики приложили много сил, чтобы довести правду о своей позиции и борьбе до европейского рабочего.
Большевики шли в первых рядах борцов за революционный марксизм. В. И. Ленин посвятил многие произведения критике оппортунизма в международном рабочем движении. В статье «Марксизм и ревизионизм» он дал характеристику сущности и классовых корней ревизионизма, вскрыл научную несостоятельность его идейных и политических основ. В. И. Ленин решительно критиковал центристскую позицию Каутского по коренным вопросам марксизма и рабочего движения. Деятельность большевиков на Штутгартском конгрессе П Интернационала в 1907 году содействовала принятию революционных решений. В резолюцию о войне конгресс внес поправку В. И. Ленина и Р. Люксембург о том, что социалисты должны использовать вызванный войной кризис для свержения буржуазии. На Штутгартском и Копенгагенском конгрессах В. И. Ленин провел совещания левых социал-демократов для сплочения революционных элементов в международном рабочем движении.
Ликвидаторы объявляли похороненной гегемонию пролетариата. Но жизнь говорила об укреплении влияния рабочего класса в широких массах. Последовательная защита партией интересов трудящихся и непреклонная борьба за демократию завоевывали на ее сторону массы. Разоблачая кадетов и критикуя колебания трудовиков, большевики помогали крестьянам изживать свои заблуждения. Под воздействием партии трудовики в Думе часто отмежевывались от кадетов и выступали вместе с социал-демократами. На дополнительных выборах в Думу в Петербурге в 1909 году по второй городской курни (в которую входили мелкая буржуазия, интеллигенция, приказчики, рабочие-квартирохозяева) социал-демократический кандидат собрал больший процент голосов, чем на выборах 3907 года. На легальных съездах вокруг рабочей группы обычно сплачивались все демократические элементы. Партия рабочего класса России в неслыханно трудных условиях реакции успешно боролась за гегемонию пролетариата, готовя новый революционный подъем в стране. Признаки этого подъема явственно обнаружились к концу 1910 года.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

С поражением революции наступили тяжелые времена в истории страны и жизни народа. Все партии, называвшие себя оппозиционными и революционными, не выдержали суровой
проверки: все они капитулировали перед реакцией, отреклись от революции, изменили народу. Только партия большевиков не дрогнула, не пала духом, продолжала настойчиво укреплять свои ряды и упорно собирать силы для новых революционных битв. Большевики на деле доказали свою преданность народу и верность революции. Они дали пролетариату революционную перспективу и твердо отстаивали повседневные нужды и интересы трудящихся. В тяжелую годину рабочий класс теснее сблизился с большевиками, видя в них верных друзей и надежных руководителей.
В годы реакции партия рабочего класса подверглась ожесточенным атакам всякого рода ренегатов и перерожденцев. Ликвидаторы, отзовисты, троцкисты и другие фракционеры-оппортунисты пытались разрушить нелегальную марксистскую партию, развенчать ее в глазах рабочего класса. Особенно яростно обрушивались враги марксизма на теоретические основы партии — ее диалектико-материалистическое мировоззрение. Большевики оказались единственной силой, которая в непримиримой борьбе против оппортунистов всех мастей отстояла партию, ее революционную теорию, ее революционные принципы и традиции. В этой борьбе большевизм идейно разбил изменников революции и врагов марксизма, завоевал непререкаемый авторитет и полное преобладание в партийных организациях, сплотившихся вокруг В. И. Ленина и ленинцев. Борясь за сохранение революционной партии рабочего класса, В. И. Ленин в эти годы дальше развил марксистское учение о партии.
Революционная борьба в период реакции обогатила партию новым политическим опытом, новыми методами борьбы и новыми формами организации. Во время революции большевики учились наступать, поражение революции научило их организованно отступать, сохраняя свои основные силы. От непосредственно революционных способов борьбы партия перешла к обходным путям борьбы. Большевики настойчиво и систематически овладевали умением по-революционному вести легальную работу в условиях черносотенного режима, учились сочетать ее с нелегальной. Этот опыт имел неоценимое значение для грядущей победы революции. Как указывал В. И. Ленин, нельзя победить, не научившись правильному наступлению и правильному отступлению. Большевики показали международному пролетариату образец революционного использования марксистской партией буржуазной легальности.
В мрачные годы столыпинской реакции большевики сохранили нелегальную марксистскую партию — основную руководящую силу рабочего класса. Большевики во главе с В. И. Лениным крепко держали знамя революции, воспитывая и организуя массы для новой борьбы.

[ 1 ]     [ 2 ]     [ 3 ]     [ 4 ]     [ 5 ]     [ 6 ]     [ 7 ]     [ 8 ]     [ 9 ]     [ 10 ]     [ 11 ]     [ 12 ]     [ 13 ]



Источник: http://ussr-nation.ucoz.org/publ/istorija_kpss_izdanie_vtoroe_dopolnennoe_1963/istorija_kpss_glava_iv/istorija_kpss_glav
Категория: История КПСС | Добавил: soviet-union-ussr (07.04.2017) E W
Просмотров: 610 | Теги: История КПСС -ГЛАВА IV, История КПСС, Ladra di brillanti (1906), СССР, История КПСС -ГЛАВА IV  стр.-9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей