Подкласс кораблей — вид классификации кораблей и судов одного класса но отличающиеся друг от друга по специализации, водоизмещению, типу энергетической установки и принципов движения. |
Авианесущие корабли |
Тип |
Назначение |
Примечание |
Авиатранспорт |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 3500 — 5000 тонн, с паросиловой главной энергетической установкой и оборудованием для постоянного базирования, обслуживания и эксплуатации летательных аппаратов (гидропланов). Взлёт и посадка летательных аппаратов проводилась с(на) водной поверхности. |
Противолодочный крейсер |
Боевой корабль |
Водоизмещением 14655-15210 тонн, с паротурбинной главной энергетической установкой, оборудованный для постоянного базирования вертолётовКа-25ПЛ, их обслуживания и эксплуатации. Основное предназначение поиск, слежение и уничтожение атомных подводных лодок противника, обеспечение ПЛО соединения кораблей и придания боевой устойчивости силам ВМФ СССР в удаленных районах. |
Крейсера I ранга — крупные боевые корабли 1 ранга водоизмещением более 5 000 тонн предназначенные для борьбы с крейсерами противника на морских и океанских коммуникациях, рейдерской службы (уничтожения торговых и вспомогательных судов противника и менее крупных боевых кораблей) и ведения эскадренной разведки. |
Крейсера |
Броненосные крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 8 000 тонн с броневым поясом по ватерлинии и броневой палубой, паросиловой главной энергетической установкой и артиллерией главного калибра (от 203-мм до 220-мм). Термин употреблялся с 1892 года по 1911 год. |
Бронепалубные крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 5 000 тонн с броневой карапасной палубой, паросиловой главной энергетической установкой и артиллериейглавного 152-мм калибра. Термин употреблялся с 1892 года по 1907 год. |
Ракетные крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 5 000 тонн, с паротурбинной главной энергетической установкой, вертолётом постоянного базирования и ударным управляемым ракетным комплексом. Термин употребляется с 1960 года. |
Тяжёлые атомные ракетные крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 20 000 тонн, с атомной главной энергетической установкой, 2 вертолётами постоянного базирования и ударным управляемым ракетным комплексом. Термин употребляется с 1980 года. |
Линейные крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 15 000 тонн с броневым поясом по ватерлинии, паротурбинной главной энергетической установкой и артиллериейглавного калибра (от 280-мм до 350-мм). Термин употреблялся с 1911 года по 1922 год. |
Лёгкие крейсера |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 6 000 тонн с броневым поясом по ватерлинии и броневой палубой, паротурбинной главной энергетической установкой и артиллерией главного 152-мм калибра. Термин употреблялся с 1907 года по 1989 год. |
Крейсера II ранга — боевые корабли 2 ранга водоизмещением 2 000 — 5 000 тонн предназначенные для борьбы с миноносцами противника в составе эскадры и на ближних морских коммуникациях, поддержки атаки своих миноносцев, ведения ближней эскадренной разведки и крейсерской службы в ближней морской зоне. |
Минные крейсера |
Боевой корабль |
водоизмещением 500—800 тонн, с паросиловой главной энергетической установкой, минным вооружением (самодвижущиеся и якорные мины) и артиллерией калибра (от 47-мм до 75-мм). Термин употреблялся с 1892 года по 1907 год. |
Гидрокрейсера |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 3 500 — 5 000 тонн с паросиловой главной энергетической установкой, оборудованные для временного базирования и эксплуатации гидропланов, а также их спуска и подъёма с воды. Термин употреблялся с 1912 года по 1917 год. |
Плавучие батареи |
Броненосные — крупные боевые корабли предназначенные для защиты побережья в роли своеобразных плавучих фортов, бомбардировки береговых укреплений противника, а также поддержки морского десанта и флангов сухопутных сил. |
Броненосные плавучие батареи |
Боевой корабль |
Водоизмещением 3 200 — 4 500 тонн с малой осадкой, броневыми бортами, паросиловой главной энергетической установкой малой мощности и артиллерией главного (190-мм — 280-мм) калибра. Термин употреблялся с 1861 года по 1892 год. |
Броненосцы береговой обороны |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 4 500 тонн с малой осадкой, броневым поясом по ватерлинии и броневой карапасной палубой, паросиловой главной энергетической установкой малой мощности и артиллерией главного 254-мм калибра. Термин употреблялся с 1892 года по 1907 год. |
Мониторы — боевые корабли предназначенные для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника, защиты побережья и поддержки флангов сухопутных сил. |
Речные мониторы |
Боевой корабль |
Водоизмещением 230 — 1 900 тонн с плоским дном, малой высотой борта и осадкой, броневыми палубой и бортами, паросиловой главной энергетической установкой малой мощности и башенной артиллерией главного (102-мм — 280-мм) калибра. Термин употреблялся с 1862 года по 1945 год. |
Морские мониторы |
Боевой корабль |
Водоизмещением 1 900 — 8 000 тонн с малой высотой борта и осадкой, броневыми палубой и бортами, паросиловой или дизельной главной энергетической установкой и артиллерией главного (280-мм — 508-мм) калибра. Термин употреблялся с 1872 года по 1945 год. |
Противолодочные корабли |
Большой морской охотник (БО) |
Боевой корабль |
Водоизмещением 200—350 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для ведения сторожевой службы в мирное время и борьбы с подводными лодками противника в военное время. Применялись для охраны удалённых районов ВМБ и побережья в составе соединений ОВР и морских частей погранвойск. Термин применялся до 1957 года. |
Малый противолодочный корабль (МПК) |
Боевой корабль |
Водоизмещением 500—1250 тонн, с дизель-турбинной главной энергетической установкой для поиска, слежения и уничтожения скоростных подводных лодок противника, обеспечения ПЛО соединения кораблей и охраны водного района. МПК входят в состав соединений ОВР. Термин применяется с 1957 года. |
Большой противолодочный корабль (БПК) |
Боевой корабль |
Водоизмещением более 3500 тонн, с газотурбинной или паротурбинной главной энергетической установкой для поиска, слежения и уничтожения скоростных атомных подводных лодок противника, обеспечения ПЛО и ПВО соединения кораблей на переходе в дальней морской и океанской зоне. БПК входят в состав соединений надводных кораблей, а также КУГ и КАУГ. Термин применяется с 1957 года. |
Сторожевые корабли |
Сторожевой корабль 3 ранга (СКР) |
Боевой корабль |
Водоизмещением 500—1500 тонн, с дизельной или дизель-турбинной главной энергетической установкой для несения дозорной службы при охране водного района (ОВР), охраны крупных боевых кораблей и транспортных судов от надводных кораблей, авиации и подводных лодок противника в прибрежной морской зоне, а также артиллерийской поддержки морского десанта и приморских флангов сухопутных войск. Термин применяется с 1967 года. |
Сторожевой корабль 2 ранга (СКР) |
Боевой корабль |
Водоизмещением 1500-5000 тонн, с газотурбинной главной энергетической установкой для несения дозорной службы, охраны крупных боевыхкораблей и транспортных судов от надводных кораблей, низколетящих воздушных целей, авиации и скоростных подводных лодок противника в дальней морской зоне, а также поддержки высадки морского десанта. Термин применяется с 1967 года. |
Десантные корабли |
Десантный катер (ДКА) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 60-300 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 100 тонн или до 2 взводов десантников, способных производить их высадку на не оборудованное побережье. Кроме ДК с традиционным корпусом и движителем использовались и десантные катера на воздушной подушке с газотурбинной установкой и воздушными винтами. |
Малый десантный корабль (МДК) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 350—500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 150 тонн или до роты десантников, способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём. Кроме МДК с традиционным корпусом и движителем использовались и малые десантные корабли на воздушной подушке с газотурбинной установкой и воздушными винтами. |
Средний десантный корабль (СДК) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 800—2000 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 200 тонн или до 2 рот десанта, способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём. |
Большой десантный корабль (БДК) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением без груза более 3000 тонн, с дизельной или газотурбинной главной энергетической установкой для перевозки военной техники грузоподъёмностью до 1000 тонн и до батальона десантников, способных производить их высадку на не оборудованное побережье и поддерживать артиллерийским огнём. |
Тральщики |
Рейдовый тральщик (РТЩ) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением до 200 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин на рейдах, в районах рассредоточенного базирования и постановки минных заграждений в прибрежных зонах. |
Базовый тральщик (БТЩ) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 200—500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин в базах, прибрежных районах и ближней 50-мильной морской зоне, а также для проводки кораблей (судов) через минные заграждения. Кроме этого могут использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений. |
Морской тральщик (МТЩ) |
Корабль специального назначения |
Водоизмещением 500—1300 тонн, с дизельной главной энергетической установкой для поиска, траления и уничтожения морских якорных и донных мин, а также для проводки кораблей (судов) через минные заграждения в ближней и дальней морской зоне. Кроме этого могут использоваться для постановки активных или оборонительных минных заграждений. |
Боевые катера |
Сторожевой катер (СКА) |
Боевой катер |
Водоизмещением до 500 тонн, с дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морских частей погранохраны, а в военное время — для борьбы с боевыми катерами и подводными лодками противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и ближней 50-мильной морской зоне. |
Противолодочный катер (МО) |
Боевой катер |
Водоизмещением до 250 тонн, с дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР, а в военное время — для борьбы с подводными лодками противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и ближней 50-мильной морской зоне. Термин использовался до 1978 года. |
Торпедный катер (ТКА) |
Боевой катер |
Водоизмещением до 250 тонн, с бензиновой или дизельной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР, а в военное время — для нанесения торпедных ударов по крупным боевым кораблям и транспортным судам противника в стеснённых прибрежных районах, шхерах и при плохой видимости. Термин использовался до 1991 года. |
Ракетный катер (РКА) |
Боевой катер |
Водоизмещением до 500 тонн, с дизельной или газотурбинной главной энергетической установкой предназначенный в мирное время для охраны водного района в составе соединений ОВР, а в военное время — для нанесения ракетных ударов по крупным боевым кораблям и транспортным судам противника, прикрытия своих кораблей и транспортных судов от ударов воздушного и надводного противника в стеснённых прибрежных районах и в 50-мильной прибрежной морской зоне. |