СССР      

   СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК  

Категории раздела

Балтийский флот СССР [63]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [63]
Каспийский флот СССР
Надводные корабли СССР [28]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Подводный флот СССР [6]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [74]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [76]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [63]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [63]
Черноморский флот СССР

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Балтийский флот СССР

Надводный флот ВМФ СССР (1918—1940)

 Надводный флот ВМФ СССР (1918—1940) 

 

Страницы:     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [06а]     [07]     [07а]     [07б]     [07в]     [07г]     [08]     [08а]     [08б]     [09]     [09а]     [09б]     [09в]     [09г]     [09д]     [09е]     [09ё]     [09ж]     [10]

 

Страна:   СССР
Основание:   
Создание:   1918
Годы существования:    1918 — 1991
Дислокация:    СССР, пункты базирования за рубежом
Тип:    Военно-морские силы СССР.

Повествование:

И все же, даже в этой тяжелой ситуации флот продолжал бороться за выживание. Успешное участие военных кораблей и моряков в подавлении восстания кронштадтского гарнизона в 1921 году способствовало укреплению доверия к флоту со стороны большевистской верхушки и позволило флоту избежать переподчинения командованию РККА (которое обсуждалось в послевоенное время). В.И. Ленин особым декретом отметил, что

 
“флот… представляет собой важнейшее оружие революции, которое нужно сохранить.”
 
В.И. Ленин

 

В 1922 году положение дел с крейсерами в молодом флоте РККФ было неудовлетворительным. Советский флот попросту не имел в своем составе ни единого турбинного крейсера современного типа. Все крейсерские силы Балтийского Флота насчитывали пять устаревших броненосных и три бронепалубных крейсера, значительная часть из которых была заложена еще в прошлом веке. Боевая ценность их была в лучшем случае чрезвычайно ограничена.

На других театрах дела обстояли еще хуже. Единственным пережившим интервенцию и гражданскую войну крейсером на Черном Море был неисправный “Память Меркурия”, забытый Врангелем в Севастополе. На Северном Ледовитом Океане имелись возвращенные англичанами “Варяг” и “Аскольд” и с некоторой натяжкой претендовавший на звание броненосного крейсера архаичный “Пересвет”. В довершение всего, абсолютно все наличествующие крейсера были в той или иной степени неисправны.

Тем не менее, выбирать не приходилось, и РККФ пришлось в 1922 году начинать с того, что есть.

В 1923-1927 году был проведен капитальный ремонт броненосных крейсеров “Рюрик” (“Профинтерн”) и “Баян”, причем для ремонта последнего был частично разобран однотипный “Адмирал Макаров”. Хотя оба крейсера были устаревшими, они, тем не менее, еще были достаточно пригодны для вспомогательной службы. “Профинтерн”, переклассифицированный в линкоры 2-го класса, был включен в состав Второй Линейной Эскадры вместе с двумя броненосцами класса “Андрей Первозванный”. Отремонтированный “Баян” был в 1924 году переведен на Северный Ледовитый Океан – пугать норвежских браконьеров[3].

В 1924 году была принята первая советская программа восстановления и развития флота. Основным пунктом программа ставила возвращение боеспособности трем из четырех дредноутов класса “Севастополь” (четвертый, “Полтава”, сильно пострадавший от пожара в 1919 году, было решено временно использовать как источник запчастей) и ремонт трех более старых кораблей: линкоров “Революционер”, “Республика” и переименованного в “Профинтерн” броненосного крейсера “Рюрик”. Ресурсов и средств не хватало: выполнение достаточной небольшой по объему программы затянулось до 1928 года, но по крайней мере дело сдвинулось с мертвой точки.

После завершения Гражданской войны надводный флот у СССР практически отсутствовал. По состоянию на лето 1924 года на Балтике и Черном море числилось:

★2 Канонерские лодки.
★2 Крейсера.
★2 Линкора.
★9 Эсминцев.
★12 Тральщи­ков.

Однако все корабли основных классов находились в крайне изношенном состоянии и требовали, как правило, капитального ремонта. Оба крейсера, «Авро­ра» и «Коминтерн», постройки начала века, вообще подходили к своему предель­ному сроку службы. Экипажи кораблей по своему количественному и качествен­ному состоянию не могли полноценно эксплуатировать материальную часть. Лишь небольшую часть кораблей постройки периода Первой мировой войны можно было, после соответствующей модернизации, сохранить в составе флота еще на 20—30 лет. К ним относились линейные корабли типа «Севастополь», эскадренные мино­носцы типа «Новик» и несколько канонерских лодок. Правда, в Ленинграде и Ни­колаеве на судостроительных заводах сохранились недостроенные крейсера, эсмин­цы и канонерские лодки, часть из которых тоже можно было ввести в строй.С этой задачи — капитальный ремонт с модернизацией и достройка кораблей Первой ми­ровой войны — началось возрождение Советского надводного флота.

В 1925 году в состав действующего линейного флота – ранее состоявшего из одного “Марата” – вступили “Парижская Коммуна” и “Республика”. 

В 1926 году к ним присоединился “Октябрьская Революция”. Ремонт находившихся в худшем состоянии “Профинтерна” и “Революционера” (пострадавшего в 1922 году от торпеды британского катера) затянулся до 1927, но дело в итоге стоило того: советские судостроительные заводы, работая в сложнейших условиях нехватки компонентов, сумели решить задачу восстановления кораблей, восстановив ценнейший опыт.

Два наиболее старых линкора флота – “Революционер” и “Республика”, оба класса “Андрей Первозванный” – недолго ходили под советскими флагами. Моральная устарелость этих додредноутных кораблей была несомненна и неоспорима. Построенные под сильным влиянием последствий Цусимы, они имели очень большую площадь, но очень малую толщину бронирования – что делало их практически беззащитными против утяжеленных бронебойных снарядов, появившихся в арсеналах линкоров после Первой Мировой Войны.

В процессе восстановительного ремонта два старых линкора были частично модернизированы. Казематные 203-миллиметровые орудия, которые флот счел “совершенно бесполезными”, были сняты, и на их место переставили противоминные 120-миллиметровые орудия, а верхний ярус батареи демонтировали. За счет уменьшения верхнего веса удалось улучшить остойчивость корабля и несколько исправить положение с защитой погребов (наложив дополнительные 127-миллиметровые плиты). В 1928–1932 году оба корабля составляли 3-ий дивизион линкоров Балтийского Флота.

В 1927 году внимание конструкторов было обращено на недостроенный крейсер “Адмирал Лазарев”. Этот крейсер было решено достроить по кардинально переработанному проекту. Инженеры учли главный недостаток легких крейсеров типа “Светлана” – слабое вооружение – и попытались его компенсировать, установив на новый крейсер новейшие 180-миллиметровые орудия БК-1, в четырех одноорудийных башнях.

Проект был успешен только частично. Хотя 180-миллиметровые 60-калиберные пушки обладали отличными баллистическими характеристиками, стволы их были сильнейшим образом перефорсированы и быстро выгорали. Да и сами орудийные башни страдали массой недостатков. В результате, от идеи перевооружения недостроенных “Светлан” на 180-миллиметровые орудия пришлось отказаться.

Сравнительная неудача “Красного Кавказа”, тем не менее, не остановила инженерного поиска. В программу кораблестроения 1929 года была включена достройка еще одного корабля класса “Светлана” – крейсера “Адмирал Бутаков”, стоявшего у достроечной стенки Путиловского Завода. Первоначально его также собирались вооружить 180-миллиметровыми орудиями, но ввиду возникших сомнений было решено пересмотреть состав вооружения.

Впрочем, даже модернизированные, корабли явно не стали новее, и флот искал возможности от них избавиться. Отдел проектирования РККФ рассматривал возможность радикальной модернизации “Андреев”, с демонтажом верхнего пояса в оконечностях и усилением освободившимися бронеплитами главного, но стоимость подобной переделки явно превышала любую мыслимую потенциальную боевую ценность кораблей. В 1931 году Соединенная Республика Парагвая и Уругвая выразила желание приобрести эти корабли для своего ВМФ, и 08 мая 1932 года “Революционер” и “Республика” были проданы за 11,8 миллионов рублей 

Строительство новых кораблей начали с создания торпедных катеров. В 1931—1932 гг. в строй Балтийского флота вошли шесть новых сторожевых судов:

★«Вихрь», 
★«Гроза», 
★«Смерч», 
★«Тайфун», 
★«Ураган»
★«Циклон». 

В дальнейшем Советское правительство не создавало отдельных программ по строительству военных кораблей. Они включались в пятилетние планы развития народного хозяйства. Средства на реализацию программ выделялись Народному комиссариату судостроительной промышленности.

11 марта 1933 года, советское правительство запросило военно-морской арсенал в Бресте о возможности постройки для СССР двух тяжелых крейсеров “типа “Фош””. Предложение поставило правительство Франции в трудное положение: несмотря на существенное потепление отношений, многие консервативные политики Третьей Республики яростно протестовали против поставок оружия коммунистам. С другой стороны, французские военные опасались, что в случае отказа СССР просто обратится к итальянцам, а доверие между нациями будет сильно подпорчено.

В итоге, после долгих переговоров и консультаций, в 1934 году было принято компромиссное решение – Франция строила два корабля, но поставляла их без вооружения, которое должно было быть произведено и установлено уже в СССР. Совет Министров СССР согласился с предложением (так как мощностей советских верфей все равно не хватало) и весной 1934 года два крейсера были заложены на стапеле в Бресте.

Заложенные во Франции крейсера представляли собой техническую вариацию между тяжелыми крейсерами типа “Сюффрен” (являвшимися официальным прототипом) и новейшим тяжелым крейсером “Альжери”. Они имели полное водоизмещение в 13210 тонн при скорости в 32,5 узла.

Броневая защита крейсеров состояла из 80-миллиметрового пояса, прикрывающего центральную часть корпуса. Пояс тянулся от носовой до кормовой башен главного калибра, обеспечивая надежную защиту от 150-миллиметровых и приемлемую – от 203-миллиметровых орудий. Сверху на пояс опиралась 70-миллиметровая горизонтальная палуба.

Основное вооружение кораблей (названных символически “Варлен” и “Домбровский”, в честь революционных лидеров Парижской Коммуны) составляли три трехорудийные башни со 180-миллиметровыми 57-калиберными орудиями Б-1-П, разработанными для нового поколения советских крейсеров. Французам были переданы все необходимые спецификации для изготовления погребов и барбетов: сами же установки были изготовлены в России и установлены на крейсера уже после их прибытия. Вспомогательное вооружение состояло из шести 100-миллиметровых универсальных орудий Б-34-БМ и восьми 45-миллиметровых полуавтоматов 21-К.

Оба крейсера были спущены на воду в 1935 году и осенью 1936 были официально переданы СССР. В мае 1937, еще невооруженный “Домбровский” осуществил переход на Балтику и встал у достроечной стенки Балтийского Завода для установки артиллерии. “Варлен” задержался во Франции из-за осложнения советско-итальянских отношений в связи с гражданской войной в Испании, и прибыл в СССР только в конце 1937.

Эти корабли были самыми новыми и современными крейсерами советского флота. Советское правительство активно использовало их для политической демонстрации возрождающейся мощи СССР. “Домбровский” в 1938 году осуществил большое плавание через Атлантику, посетив порты США, Мексики, Тихоокеанской Конфедерации и Чили. Визит советского крейсера в Нью-Йорк вызвал большое оживление: американские военно-морские офицеры не упустили возможности посетить корабль с визитом, тщательно изучив его основные элементы.

В 30-х гг. увеличение производства цветных металлов, добычи угля и нефти дало возможность СССР построить большие надводные корабли. Первым крупным боевым судном, созданным в Советское время, являлся крейсер «Киров». Его длина составляла 191,3 м, ширина — 17,6 м, водоизмещение — 9436 т, осадка — 7,2 м. При мощности механизмов 110 000 л. с. корабль перемещался со скоростью 35,5 узла.

«Киров» считался одним из самых лучших легких крейсеров в мире. Его вооружение состояло из восьми 100-миллиметровых универсальных орудий, десяти 37-миллиметровых зенитных автоматов, восьми крупнокалиберных зенитных пулеметов и двух трехтрубных 533-миллиметровых торпедных аппаратов. Судно также было способно принять на борт 90 якорных мин заграждения. Для ведения разведки и корректировки огня корабль располагал одной катапультой и двумя гидросамолетами. Его экипаж насчитывал 872 человека. Боевые возможности крейсера в полной мере раскрылись в период Великой Отечественной войны. «Киров» первым из надводных судов Балтийского флота получил орден Красного Знамени.

За годы предвоенных пятилеток отечественный флот пополнился тремя крейсерами типа «Киров», тремя лидерами эскадренных миноносцев типа «Ленинград», тремя лидерами типа «Минск» и лидером «Ташкент». В строй также вступила 21 единица эскадренных миноносцев типа «Гневный» и 11 типа «Сторожевой». В начале Великой Отечественной войны Военно-морской флот Советского Союза состоял из более 700 боевых судов различного класса .

В предвоенный период абсолютный приоритет при строительстве новых кораблей отдавался подводным лодкам. В предвоенные годы (1935-1941) их было построено 154 шт., в то время как:

★4  Крейсеров
★8  Сторожевых кораблей
★38  Тральщиков 
★37  Эсминцев 

Общеизвестно, что в годы войны советская промышленность совершила целый ряд подвигов в буквальном смысле этого слова. На пустом месте создава­лись заводы по производству сложнейших систем оружия, внедрялись современ­нейшие технологии, которые в мирное время просто не могли освоить, и т. д. Ины­ми словами, если бы партия приказала, все заделы новых кораблей достроили бы, пусть и по упрощенным проектам. Но такая задача не стояла, и ВМФ во многом обеспечивался ресурсами по остаточному принципу. Во-вторых, промышленность, фактически не справляясь с планом военного судостроения в мирное время, в воен­ное оказалась просто неспособной создавать столь сложные системы вооружения. И тут дело уже не только в ресурсах. Более внимательное рассмотрение причин долгостроя кораблей показывает, что, собственно, это не вина судостроительной промышленности.

29 апреля 1939 года Народным комиссаром РККФ был назначен 34-летний Н. Г. Кузнецов, он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Все предвоенные годы Кузнецов продолжал готовить флот к войне, сообразуясь с опытом войны с Финляндией.

 

Страницы:     [01]     [02]     [03]     [04]     [05]     [06]     [06а]     [07]     [07а]     [07б]     [07в]     [07г]     [08]     [08а]     [08б]     [09]     [09а]     [09б]     [09в]     [09г]     [09д]     [09е]     [09ё]     [09ж]     [09з]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Балтийский флот СССР | Добавил: soviet-union-ussr (07.09.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 28 | Теги: Надводный флот, ВМФ СССР, Надводный флот ВМФ СССР, ссср, Надводный флот ВМФ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск



ВАША ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Favicon.ru - создание фавиконов,
    1

    © 2017-2018 ussr-cccp.moy.su 

    Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
     
    Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей