СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Балтийский флот СССР [1024]
Балтийский флот СССР
Каспийский флот СССР [1022]
Каспийский флот СССР
Морской десант СССР [5]
Морской десант СССР
Надводные корабли СССР [1013]
Надводные корабли СССР, Авианосцы, Линкоры, Крейсера, Большие противолодочные корабли, Сторожевые корабли, Малые артиллерийские корабли, Малые ракетные корабли, Малые противолодочные корабли, Эскадренные миноносцы, Эсминцы.
Оборудование кораблей СССР [3]
Оборудование для кораблей СССР
Подводный флот СССР [9]
Подводный флот СССР, Дизельные подводные лодки, Атомные подводные лодки, подводные лодки.
Северный флот СССР [1035]
Северный флот СССР
Тихоокеанский флот [1057]
Тихоокеанский флот СССР, события, факты, новости.
Училище ВМФ СССР [166]
Училище ВМФ СССР, Училище ВВМУ, ВМУ.
Черноморский флот СССР [1025]
Черноморский флот СССР

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » ВМФ - СССР » Балтийский флот СССР

Надводный флот ВМФ СССР (1941—1991) повествование-3) стр.-2))

 Надводный флот ВМФ СССР (1941—1991) повествование-3) стр.-2)) 

 

Страницы:     [Таблица-1]     [Таблица-2]     [Таблица-2А]     [Таблица-3]     [Таблица-4]     [Таблица-4А]    [Таблица-5]     [Таблица-6]     [Таблица-6А]     [Таблица-7]     [Таблица-7А]     [Таблица-8]     .....     [01а]    [02]     [03]     .....          [73аг]

 

К началу Великой Отечественной войны корабельный надводный состав РККФ насчитывал:

★3 линейных корабля.
★7 крейсеров.
★59 лидеров и эскадренных миноносцев.
★269 торпедных катеров.
★22 сторожевых корабля.
★88 тральщиков.

77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.

В постройке находилось 219 надводных кораблей в том числе: 3 линейных корабля, 

★2 тяжелых.
★7 легких крейсера.
★45 эсминцев.

В отличие от других флотов, Северный надводный флот в течение войны увеличил свои силы. Так, к началу Великой Отечественной он располагал: 

★8 эскадренными миноносцами, 
★7 сторожевыми кораблями, (практически все сторожевики являлись мобилизованными на период войны гражданскими судами). 
★2 торпедных катера
★Аавиация насчитывала всего 116 боевых самолётов, в основном устаревших типов.

Береговая оборона находилась в стадии строительства. В её составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 надводных кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МиГ-3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов.

В составе береговой обороны флотов было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число надводных кораблей:

★135 Торпедных катеров.
★118 3самолетов.

Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями былиэскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.

В целом к началу Великой Отечественной войны был создан военно-морской флот, способный выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок. Однако в оперативной и тактической подготовке Флота имелись и некоторые недостатки. Так, например, наблюдалось повышенное внимание к отработке боя в море, в ущерб подготовке к совместным действиям с армией. Отсюда относительно мало внимания уделялось артиллерийским стрельбам по береговым целям. Также совершенно недостаточно велась подготовка кпротиволодочной и несколько упрощенно — к противоминной обороне. Ведь, по предвоенным планам, на флот возлагались задачи обороны своего побережья от нападения противника с моря и отражения высадки десантов, борьба на морских коммуникациях и уничтожение сил противника в море и военно-морских базах и портах. Основными объектами уничтожения считались крупные надводные корабли, против которых предполагалось действовать силами надводных кораблей, подводных лодок, авиации, то есть всё было нацелено на борьбу с противником на морском направлении.

С первых дней войны линейные корабли Черноморского Флота вступили в бои с противником. Основная тяжесть боевых действий в 1941 году выпала на старые линкоры “Марат” и “Октябрьская Революция”. Эти корабли активно поддерживали огнем Советские войска на берегу, прикрывали своей тяжелой артиллерией выходы в море советских легких крейсеров и эсминцев, препятствовавших попыткам немецкого минирования Финского Залива. “Марат” в сентябре 1941 года был выведен из строя попаданием тяжелой авиабомбы, оторвавшей всю носовую оконечность, и в дальнейшем использовался как плавбатарея.

Линкор “Кронштадт” официально вступил в строй 02 февраля 1942 года. Достроенный в сильнейшей спешке, он имел ряд отклонений от первоначального проекта: так, кормовая башня 152-миллиметровой артиллерии не была установлена (орудия отправили на наземный фронт) а вместо нее смонтировали четыре 100-миллиметровые и четыре 85-миллиметровые зенитки и восемь 45-миллиметровых автоматов. Немецкая авиация неоднократно пыталась уничтожить корабль у достроечной стенки, но благодаря отваге зенитчиков Балтфлота, все подобные попытки были сорваны.

В мае 1942 года, во время крупного боевого выхода КБФ с целью предотвращения немецких минных постановок у Гогланда, “Кронштадт” вступил в перестрелку с немецкой 210-миллиметровой железнодорожной батареей у Сонды. В ходе артдуэли “Кронштадт” получил два попадания, но и сам в ответ накрыл батарею огнем, уничтожив прямым попаданием одну развернутую пушку, и заставив замолчать вторую, тем самым эффектно опровергнув тезис о превосходстве береговой артиллерии над военными кораблями. В 1943–1944 корабль принимал участие в ряде операций, включая обстрел Хельсинки в 1943 и перестрелку (безрезультатную) с немецким “карманным линкором” “Дойчланд” у Таллина.

Черноморский Флот вступил в войну в полной готовности и с ясным пониманием того, что необходимо сделать. Хотя основным противником на театре все еще рассматривался итальянский флот, командование ЧФ еще в 1940 сочло, что отправка тяжелых итальянских кораблей на Черное Море маловероятна, и основным противником, скорее всего, станут легкие итальянские и немецкие силы. В 1941–1943 году корабли активно действовали, обеспечивая оборону транспортных конвоев, обстреливая побережье и поддерживая своей артиллерией Советские войска, сражавшиеся за Крым.

В августе 1942 года, легкий крейсер “Червона Украина” погиб в бою с итальянскими крейсерами. Это произошло 18 августа 1942 года, когда эскортирующий группу небольших транспортов старый корабль был обнаружен немецкой авиаразведкой, которая навела на него отряд в составе “Альберико да Барбиано”, “Бартоломео Коллеони” и двух эсминцев.

Хотя старый легкий крейсер с 130-миллиметровыми орудиями почти не имел шансов против двух превосходивших в скорости итальянских легких крейсеров с 152-миллиметровой артиллерией, “Червона Украина” отважно вступила в бой, пытаясь выиграть время для отхода транспортов. На полной скорости советский крейсер устремился на итальянский отряд, который, стремясь оставаться вне радиуса поражения советских пушек, был вынужден отходить назад. Транспортам удалось спастись, но “Червона Украина” получила три попадания и практически лишилась хода.

От немедленной гибели, старый крейсер спас подход на помощь “Красного Кавказа”. Примчавшийся на максимальной скорости легкий крейсер дал залп из своих перефорсированных 180-миллиметровок на максимальную дистанцию, легший за итальянскими крейсерами. Считая, что имеют дело с новым тяжелым крейсером типа “Киров”, итальянцы почли за лучшее отступить.

Тяжело поврежденная “Червона Украина”, тем не менее, оставалась на плаву. Вскоре на помощь подошли другие корабли ЧФ, и старый крейсер, едва развивая 7 узлов, поплелся в Севастополь. Но немецкая авиация, поднявшаяся с аэродромов Крыма, нанесла удар по эскадре. Несмотря на отчаянные усилия кораблей сопровождения и подтянувшихся советских истребителей, еле двигающаяся “Червона Украина” получила еще два попадания 500-кг бомбами, полностью потеряла ход, и командующий ЧФ принял решение оставить корабль.

Летом 1943 года, после многочисленных неудач Оси, Бенито Муссолини понял, что оказался не на той стороне, и начал искать возможность выйти из войны. В августе 1943, после секретных переговоров с Рузвельтом и Сталиным, Муссолини официально вышел в отставку и был помещен под “домашний арест”, и Италия заключила сепаратный мир с Объединенными Нациями. Согласно условиям перемирия, итальянские корабли на Черном Море перешли в Новороссийск, где и были интернированы. После начала немецкого вторжения в Италию, оба крейсера были реквизированы советским правительством, и введены в строй ЧФ СССР как “Керчь” и “Евпатория”. Под этими именами, они приняли участие в завершающих операциях войны против Румынии и Болгарии.

На северном флоте, тихоокеанские крейсера в основном действовали в охранении конвоев.

Зимой 1943 года они принимали участие в сражении у Шпицбергена, где противостояли немецким легким крейсерам.

Летом 1943, во время операции “Торхаммер” – удара немецкого флота по Исландии и Фарерским Островам – эти два крейсера оказались единственными кораблями под советским флагом, принявшими активное участие в сражении. Вместе с другими легкими крейсерами, они прикрывали отряд британских эскортных авианосцев у Фарерских Островов, и позднее – добили поврежденный авиацией легкий крейсер “Кёнигсберг”, отставший от отступающего немецкого флота.

В 1944 году, “Калинин” принял участие в операции “Драгун” (высадка в Южной Франции), поддерживая огнем союзные войска.

После капитуляции Германии, СССР начал сосредотачивать на ТОФ значительную военно-морскую группировку, готовясь к войне с Японией. К августу 1945 года, таковая включала линейный крейсер, четыре авианосца и три легких крейсера – “Калинин”, “Каганович” и переведенный с Черного Моря “Варлен”. Готовилась также переброска крейсерских (и линейных) сил с Балтики, в  рамках поддержки предполагаемой десантной операции против Хоккайдо, но Япония капитулировала раньше, чем переход мог быть осуществлен.

в 1947 году “аналитический меморандум о военных действиях на море в 1939–1945 году” ясно говорил, что хотя линейные корабли “сохранят еще какое-то время значение мощной боевой силы”, развитие палубной авиации и современного вооружения не оставляет им никаких перспектив развития. Сталин, несмотря на все свои симпатии к тяжелым артиллерийским кораблям, с доводами согласился и приказал исключить линейные корабли из планов военного кораблестроения.

В 1950 году, флот пополнили пять крейсеров типа “Чапаев” (проект 68-к), заложенные еще до войны. Считая и три трофейных крейсера – “Керчь”, “Евпатория”  и “Адмирал Макаров” (бывший “Нюрнберг”)  - советский флот в начале 1950-ых имел в составе шестнадцать современных крейсеров, что ставило его на четвертое место в мире.

В 1954–1955 из состава действующего флота были выведены старые линейные корабли “Октябрьская Революция” и “Парижская Коммуна”. Второй был разобран на металл в 1957 году, но первый было решено сохранить как корабль-музей в Ленинграде. В 1958 году линкор был поставлен на вечную стоянку рядом с крейсером “Аврора”.

Всего к 1955 году был заложен 21 крейсер проекта 68-бис. Из них по первоначальному проекту – т.е. как чисто артиллерийские легкие крейсера – были достроены лишь 14. Пришедший к власти Н.С. Хрущев в 1955 году распорядился приостановить работы на семи последних крейсерах этого типа, мотивировав свое решение устареванием самой концепции тяжелых артиллерийских кораблей. В целом, Хрущев был абсолютно прав: быстрый прогресс атомного и ракетного оружия (в частности, начало перевооружения американского флота на противокорабельные ракеты SSM-N-4 “Dingbat” в 1953 году) сделал чисто артиллерийские корабли бессмысленной тратой ресурсов. Находившимся же в достройке кораблям нашлось иное, более эффективное применение.

Линейный крейсер “Слава” в 1955 был выведен в резерв. Осмотр корабля показал, что корпус и механизмы сильно изношены и нуждаются в дорогостоящем капитальном ремонте. Флот не выразил интереса в модернизации безнадежно устаревшего корабля, и в 1959 году он был потоплен на атомных учениях у Новой Земли.

В строю советского флота после 1955 остались только три линейных корабля – малые линкоры “Кронштадт” и “Ленинград” и полученный по репарациям от Германии “карманный линкор” “Адмирал Шеер”, переименованный в “Калининград”. Несмотря на критическое отношение Хрущёва к тяжелым артиллерийским кораблям, флот настоял на их сохранении как эффективного средства сопровождения авианосных соединений в океане. Высказывалось также мнение, что тяжелая артиллерия по-прежнему весьма эффективна в подавлении тактических целей в непосредственной близости от своих войск и, следовательно, может быть полезна при поддержке морских десантов даже в условиях атомной войны.

В 1957–1959 оба “малых” линкора прошли капитальный ремонт и модернизацию, направленную в первую очередь на усиление их противовоздушной обороны. Старые орудия демонтировали: на их месте смонтировали восемь универсальных 100-миллиметровых спарок СМ-5-1, пять счетверенных 45-миллиметровых СМ-20-ЗИФ и двадцать спаренных 37-миллиметровых автоматов. Полностью пересмотрено было радарное и электронное оснащение. На “Кронштадте” в экспериментальных целях смонтировали в кормовой части экспериментальную 152-миллиметровую зенитную автоматическую установку, изготовленную на базе не пошедшей в серию пушки КМ-52, но работы над этим орудием были досрочно завершены в связи с появлением зенитных ракет.

В 1959 году, на вооружение был принят 381-миллиметровый ядерный снаряд эквивалентом в 20 килотонн: 11 мая 1959 года “Севастополь” провел экспериментальные практические ядерные стрельбы, первые и единственные ядерные артиллерийские стрельбы на море.

На рубеже 1960-ых корабли были, в ознаменование наступающей ракетной эры, довооружены восемью ангарными пусковыми установками противокорабельных ракет П-15 “Термит” и четырьмя контейнерами со стратегическими ядерными ракетами П-5. Авиационное оборудование (не эксплуатировавшееся еще с 1946) с линкоров демонтировали, заменив посадочной площадкой и подпалубным ангаром для вертолета. В своем новом антураже “ударных линейных ракетоносцев”, старые линкоры посменно дежурили в составе советского Средиземноморского Флота.

В 1965 году, “Кронштадт”, силовая установка которого была сильно изношена, вывели в резерв.

В 1969 году за ним последовал и “Севастополь”. Флот рассматривал ряд проектов модернизации этих кораблей, включая демонтаж одной башни главного калибра и переделки силовой установки на газотурбинную, но в итоге не нашел ничего лучше, чем провести поддерживающий ремонт и поставить оба корабля на консервацию.

И в начале 1980-ых произошло неожиданное. Успешное применение британским флотом линейного корабля “Вэнгард” во время Фолклендского Конфликта внушило адмиралам уверенность во все еще широких возможностях тяжелой морской артиллерии. Следуя британскому примеру, американский флот извлек из резерва четыре линейных корабля “Айова” и начал их интенсивную модернизацию. СССР не пожелал отставать.

В 1983 году “Кронштадт” и “Севастополь” были извлечены из резерва и поставлены на капитальную модернизацию. Их переделка включала демонтаж 152-миллиметровой артиллерии и установку 4-х ЗРК самообороны “Оса-М”, 8-и автоматических зенитных орудий АК-360 и коренной перестройки кормовой части. Корабли получили в корме надпалубный ангар, и поверх него – летную палубу с трамплином, пригодную для посадки самолетов-штурмовиков Як-38, дозвуковых истребителей Як-39 и десантных вертолетов. Экипаж кораблей за счет введения автоматизации систем удалось сократить до 780 человек, а оставшееся жилое пространство использовалось для размещения 500 человек батальона морской пехоты.

В новом качестве – “кораблей контроля акватории”, приспособленных для береговых операций – линкоры вступили в строй в 1987 году.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов:

Все данные по надводным кораблям на 01 июля 1988 года.

★4 авианесущих корабля.
★96 Крейсеров, эсминцев, ракетных фрегатов.
★174 Сторожевых и малых противолодочных корабля.
★623 Катера и тральщика.
★107 Десантных кораблей и катеров. 

Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов),

★1142 Боевых самолёта

В состав сил флота (стратегических и общего назначения) входило более 100 эскадр и дивизий, а общая численность личного состава ВМФ СССР составляла около 450 000 (в том числе 12,6 тыс. в морской пехоте). Расходы на ВМФ СССР в 1989 году составили 12,08 млрд рублей (при общем военном бюджете в 77,294 млрд рублей), из них: 2993 млн рублей на закупку кораблей и катеров и 6531 млн на техническое оснащение. 

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный).

 

Страницы:     [01а]    [02]     [03]

 



Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/vmf_sssr/0-15
Категория: Балтийский флот СССР | Добавил: soviet-union-ussr (08.09.2018) | Автор: Орлов Г.В. E W
Просмотров: 836 | Теги: Надводный флот ВМФ СССР (1941—1991), вмф ссср, СССР, стр.-2)), (1941—1991), Надводный флот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей