|  Укрвоздухпуть — Советское Украинское акционерное общество Воздушных Сообщений (11.04.1923—01.11.1930)
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР И Д Ё Т   Р Е Д А К Т И Р О В А Н И Е Страницы:     [01]     [02] Страна:   СССР.Город:     Харьков.
 Название:     Укрвоздухпуть.
 Вид деятельности:    Частная авиакомпания.
 Тип:    Акционерное общество.
 Руководитель:     Ксандров В.Н., Макогон В.Н.
 Адрес:     Чернышевская ул. 66.
 Телефон:   14-69.
 
  Укрвоздухпуть — Советское Украинское акционерное общество Воздушных Сообщений.
                 
  После образования Союза Советских Социалистических Республик
Предыстория 21 февраля 1923 года —  Н.Л. Стамо и
          В.Ю. Юнгмейстер написали письмо в
          Совнарком УССР с предложением создать украинскую организацию, которая бы занималась авиаперевозками. Реакция была положительная, и очень быстро ряд ведомств получил распоряжения заняться проработкой такого проекта. В соответствии с требованиями новой экономической политики было решено создать акционерное общество воздушных сообщений.
    28 февраля 1923 года — В кабинете начальника транспортного отдела Уполномоченного Наркомата внешней торговли при Совете Народных Комиссаров УССР Н.Л. Стамо прошло совещание,
         Кпередвижениях в воздушном пространстве над территорией УССР и РСФСР. Н.Л. Стамо и начальник Воздушного Флота Украинского военного округа В.Ю. Юнгмейстер проделали большую организационную работу.
     В течение последующего месяца состоялся целый ряд деловых встреч, на которых после продолжительных дискуссий удалось выработать вполне приемлемые уставные документы акционерного общества воздушных сообщений, не менее 51 % акций которого должен был принадлежать государственным структурам. В это же время определились и с названием - «Укрвоздухпуть» (УВП). 26 марта 1923 года — Прошло предварительное заседание учредителей. Их список состоял в основном из государственных ведомств:  
  Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК), Уполномоченный Наркомата внешней торговли,       
  Управление ВВС СССР,         
  Высший Совет Народного Хозяйства УССР (ВСНХ УССР),         
  Наркомат иностранных дел УССР,                 
  Торгово-Промышленный банк СССР и         
  «Вукоопспилка»          Рекламный плакат Укрвоздухпуть.
                 11 апреля 1923 года — Состоялось учредительное собрание. Учредителями выступили  
 Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, Главное управление воздушного флота РККА (Главвоздухфлот),Совнарком УССР.  
  Председателем правления был выбран В.Н. Ксандров.Начальник Воздушного Флота Украинского военного округа В.Ю. Юнгмейстер — стал техническим директором. Начальник транспортного отдела Уполномоченного Наркомата внешней торговли при СНК УССР Н.Л. Стамо — коммерческим директором.  Первоначальный капитал общества составил 550 тыс. рублей золотом. 18 мая 1923 года — Полученное Укрвоздухпуть предложение Наглера, исходило от Клода Дорнье - это был самолёт Комета II (Komet II). Он также был цельнометаллическим, стоил на 12000, и это на 3000 долларов дешевле и, при том же числе пассажиров, его экипаж мог состоять из одного лётчика, а стоимость покупки Юнкерс Ю-13 составляла 15000 долларов. В Берлин отправилась делегация Укрвоздухпуть во главе с В.Н. Ксандровым, которая имела полномочия сделать окончательный выбор на месте.  
 01 июня 1923 года — Устав Укрвоздухпуть утвердил Совнарком УССР. 02 июня 1923 года — В торгпредстве состоялось совещание с участием представителей Укрвоздухпуть, Наглера и других экспертов, на котором решили отказаться от закупки F-13 в пользу самолётов Дорнье. 06 июня 1923 года — Между берлинской фирмой Stinnes AG, имевшей исключительные права на продажу самолётов Дорнье, и правлением Укрвоздухпуть был подписан договор о поставке первых шести «Комет» в Советский Союз. Договорились, что первые две машины будут с двигателями BMW-IIIa (185 л. с.), последующие - с Rolls-Royce Falcon III (260 л. с.). По договору, после оплаты аванса, первые самолёты следовало ожидать 20 июня 1923 года, а последний должен был прибыть в Москву не позднее 10 августа 1923 года, что позволяло надеяться на открытие воздушных сообщений уже в 1923 году.  04 июля 1923 года — Прилетел в Москву первый самолёт Комета II (Komet II) с заводским бортовым номером RR16.
 24 июля 1923 года — Прилетел в Москву второй самолёт Комета II (Komet II) с заводским бортовым номером RR15. В октябре 1923 года — на собрании общества был выбран высший руководящий орган предприятия — совет в составе 14 человек. 
  Главой Совета стал председатель СНК УССР В.Я. Чубарь,         
  заместителем стал — командующий войсками Украины и Крыма М.В. Фрунзе.          Для приёмочных испытаний был выбран Центральный аэродром,
          проводил их опытный военный лётчик Пётр Христофорович Межерауп. Испытания шли тяжело, к машинам набралось множество замечаний от невыполнения заявленных характеристик до недостаточной прочности шасси.
        В итоге 07 августа 1923 года — Клод Дорнье прислал в Москву на Центральный аэродром своих специалистов с лётчиком Георгом Цинсмайером (Georg Zinsmaier). За три дня, в присутствии комиссии Главвоздухфлота, Цинсмайер выполнил шесть успешных полётов, показав лучшие качества «Кометы».
     11 августа 1923 года — Представитель Дорнье в Москве доктор Вейс, основываясь на полученных результатах, писал В.Ю. Юнгмейстеру:  «я утверждаю, что «Комета» не только удовлетворяет требованиям договора, но и значительно превосходит их в некоторых пунктах», а недобор по скорости и потолку произошел из-за плохой погоды и «случайного перегруза» самолета - на борту находился лишний пассажир. Но правление УВП, рассмотрев эти результаты, сочло, что «особого значения придавать этим испытаниям, конечно, не следует» и нужно добиваться снижения цен за самолеты, т.к. они «не дали полностью обусловленных договором тех. данных».  На самом деле первые две машины представляли собой не тип Комета II, зафиксированный в договоре, а тип Комета I, ранее предназначенные для Deutsche Aero-Lloyd, потому требованиям не могли соответствовать - поэтому в итоге компания Дорнье пошла на уступки в отношении их цены. Весной 1924 года, установкой в мастерских Укрвоздухпуть двигателей Rolls-Royce Falcon III вместо BMW-IIIa, характеристики этих самолётов были доведены до уровня типа Комета II. 05 сентября 1923 года — Прошедшие испытания RR15 и RR16 получили Советские регистрационные номера RR-UAA и RR-UAB 06 сентября 1923 года — RR-UAA прибыл в Харьков. Его прилёт был отмечен большим торжественным митингом, после которого Цинсмайер продемонстрировал в воздухе возможности машины. Позже Юнгмейстер написал в Берлин Наглеру: ««Комета» здесь ... очень понравилась. Цинсмайер на торжестве совершал прямо чудеса и мы окончательно убедились, что это был безусловно правильный шаг - покупка у Дорнье: аппарат безусловно превосходный, конечно, всё что можно в смысле понижения стоимости надо делать».  10 сентября 1923 года — Дорнье передал из Фридрихсхафена в Берлин, а затем оттуда через Кёнигсберг в Москву, капитально отремонтированный прототип Кометы II, где с самого начала стоял Rolls-Royce Falcon III (забастовка докеров на его поставку не повлияла) с промежуточной регистрацией RR17.  26 сентября 1923 года — При перелёте RR-UAB из Москвы в Харьков из-за отказа двигателя произошла авария, и лишь мастерство Цинсмайера позволило избежать больших повреждений самолёта при его вынужденной посадке. При разборке мотора выявилось, что он выработал свой ресурс, составлявший 200 часов, в то время, как Дорнье заявляла лишь о 6 часах эксплуатации - это стало последним аргументом для снижения цены контракта - и представлявшая Дорнье в СССР Stinnes AG согласилась снизить общую сумму контракта на 4000 долларов с исходной 78000 долларов. К началу октября 1923 года — в Москву на приёмку прибыли ещё три совсем новых Кометы II - RR18, RR19 и RR20. Испытания шли до середины октября, прошли успешно, все четыре машины были приняты «безоговорочно» и им присвоили советскую регистрацию: RR-UAC, RR-UAD, RR-UAE и RR-UAF.   13 октября 1923 года — В Харькове состоялось общее собрание акционеров Укрвоздухпуть, где подвели предварительные итоги и избрали высший руководящий орган Общества:
       
 Совет общества возглавил председатель СНК УССР В.Я. Чубарь, командующий войсками Украины и Крыма М.В. Фрунзе стал заместителем председателя СНК УССР В.Я. Чубаря, В 1923 году — СНК УССР субсидировал Укрвоздухпуть на 50000 золотых рублей и еще на 300000 золотых рублей субсидий было запланировано на последующие три года.  18 ноября 1923 года — В честь прибытия всех самолётов в Харьков, прошёл большой торжественный митинг, где выступил М.В. Фрунзе, затем состоялись показательные полёты и «воздушное катание» всех желающих.   15 января в 1924 года — В системе «Укрвоздухпуть» организовано конструкторское бюро во главе с К.А. Калининым
         Страницы:     [01]     [02] 
 Источник: http://ussr-cccp.moy.su/index/aviacija_sssr/0-10
 |