К-2 — Советский пассажирский самолёт — Самолёт СССР
Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Город: Москва, Горький.
Проектное название: К-2
Первый полёт: 12 мая 1927 года.
Тип: Пассажирский
Конструкция: Цельнометаллический.
Конструкторы: Калинин К.А.
Инженеры‑конструкторы: ?
К-2 — Советский пассажирский самолёт, цельнометаллический.
Предыстория
После победы Великой Октябрьской Революции
В 1923 году — К. А. Калинин с группой энтузиастов авиации построили самолет собственной конструкции
на киевском заводе «Ремвоздухпуть-6» и с
Осенью К-1 вылетел
в Москву с остановкой
в Харькове (именно тогда состоялась демонстрация машины перед руководством УВП), успешно прошел государственные испытания и, первым из отечественных самолетов, был рекомендован к серийному производству. На предложение работать в Харькове Калинин ответил согласием,
и вместе с ним из Киева переехали на новое место ближайшие помощники по созданию К-1, сформировав небольшой конструкторский коллектив, который тут же занялся переработкой модели под серийное производство.
Конструкторы стремились создать универсальную и недорогую в производстве машину, которая предусматривала возможность перевозки трех пассажиров при экипаже из двух человек. Кроме пассажирского, разрабатывали варианты самолётов - санитарного и фотосъёмочного. Они могли развивать скорость 165 км/ч, а запас топлива обеспечивал 6 часов полета. Машина получила название К-2.
В середине мая 1926 года — Управление ВВС РККА выдало К. А. Калинину разрешение на организацию в Харькове авиационного завода. Однако запустить серийное производство К-2 полным ходом не получалось. Мастерские были загружены ремонтными работами еще больше, чем в минувшие годы. Кроме текущего обслуживания предприятие выполняло все виды капительного ремонта самолетов зарубежного производства. Сложилось напряженное положение, которое позже стало причиной конфликта Калинина и УВП: совместить оба направления было невозможно, поскольку производственные мощности оставались скромными, и специалистов не хватало.
17 сентября 1926 года — на доске объявлений административного здания появился приказ: "Ввиду значительного расширения деятельности авиамастерских, развития в них собственного самолетостроения и перевода их на выполнение крупных заказов,
авиамастерские УВП с сего числа переименовываются в Авиазавод им. Совнаркома УССР. Таким образом, эта дата - 17 сентября 1926 года — стала днем рождения Харьковского авиационного завода. К. А. Калинин был назначен директором и главным конструктором предприятия.
Становление авиастроения в Харькове шло трудно: не хватало квалифицированной рабочей силы, отсутствовали материалы, недостаточно было заводской площади и денежных средств. И тем не менее, самолет К-2 был закончен.
Повествование
Солнечным утром 12 мая 1927 года — На харьковском аэродроме состоялся первый полет нового самолета К-2. На его борту была надпись: "Робiтник Сiчневки". Испытания подтвердили надежность и неприхотливость машины. В то же время Калинину стало ясно, что цельнометаллическая конструкция оказалась сравнительно тяжелой и нетехнологичной, а главное - дорогой.
Несмотря на это К-2 успешно прошел испытания, налетал за летный сезон осенью 1927 года 129 часов без аварий. На заводе его обработали с учетом замечаний испытателей: обшили дюралем переднюю часть фюзеляжа, обтянули полотном обтекатели подкосов шасси, разместили дополнительный бензобак, существенно изменили конструкцию киля и поворота.
Описание
По схеме и своим габаритам К-2 почти не отличался от К-1, но только внешне. Новый самолет был без деревянных элементов.
Остов фюзеляжа выполняли из тонких стальных труб с помощью газовой сварки. Из тонкого листового кольчугалюминия с рифтами набрали обшивку пассажирской кабины. По той же технологии собиралось крыло и хвостовое оперение. Как и в предыдущей машине, крыло имело в плане правильную эллиптическую форму. Лонжероны и нервюры выполнялись из кольчугалюминия, обшивка крыла и оперения - из особо прочного и легкого полотна. Более мощный двигатель БМВ-IV позволил увеличить грузоподъемность и довести число пассажиров до четырех.
К-2 с успехом применялся для аэрофотосъемки и картографирования многих районов страны.
Модификация К-2
Размах крыла |
16.70 м. |
Длина самолета |
11.17 м. |
Высота самолета |
2.80 м. |
Площадь крыла |
40.00 м2. |
Масса пустого самолета |
1600 кг. |
Масса максимальная взлетная |
2236 кг. |
Тип двигателя |
1 ПД BMW-IV |
Мощность |
1 х 240 л.с. |
Максимальная скорость |
170 км/ч. |
Крейсерская скорость |
140 км/ч. |
Практическая дальность |
650 км. |
Практический потолок |
3500 м. |
Экипаж |
1 чел. |
Полезная нагрузка |
4 пассажира |
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/index/samoljoty_sssr/0-8 |