Страница [ 1 ] [ 2 ]
Лётчик-испытатель Коккинаки Владимир Константинович (1904-1985) стр.2
1.9
В следующем году Коккинаки стал первооткрывателем воздушного пути Европа-Америка через Северную Атлантику. Расстояние от нашей столицы до восточных берегов Соединенных Штатов составляет около 7 тысяч километров. Самолет же отважных летчиков мог взять на борт бензина на путь в 8 тысяч километров. Чтобы предельно облегчить машину пришлось экономить на всем. Кислород использовался не газообразный, а жидкий, требующий меньшего количества стальных баллонов, аварийный паек сократили до предела, даже сапоги для членов экипажа сшили из специального легкого сорта кожи. Сам самолет ЦКБ-30 был выкрашен в ярко красный цвет, а на его плоскостях вывели — «МОСКВА». Кто-то из инженеров хотел сделать надпись на английском языке, но Коккинаки не позволил, сказав: «Пускай американцы учатся по-русски читать!».
На фото: В. КОККИНАКИ (слева) и М. ГОРДИЕНКО
Перелет на Запад начался ранним утром 28 апреля 1939 года. Штурманом в этот раз был Михаил Гордиенко, заменивший Александра Бряндинского, трагически погибшего в авиакатастрофе 04 октября 1938 года. Самолет, пилотируемый Владимиром Константиновичем, успешно пролетел по маршруту Москва-Новгород-Хельсинки-Тронхейм-Исландия-мыс Фарвель (Гренландия)-остров Мискоу (Канада). Посадка, правда, была крайне жесткой — оба крыла оказались повреждены, правый двигатель сорвало с моторамы, а Коккинаки сломал себе два ребра и получил удар по голове надувной лодкой, слетевшей со своего места. Героический экипаж самолета находился в воздухе 22 часа 56 минут, преодолев по прямой путь в 6515 километров. Фактический же путь самолета составил более 8000 километров. В 1959 году с открытием регулярных рейсов Москва-Нью-Йорк «трасса Коккинаки» стала официальным летным маршрутом, а ее первооткрыватель в 1965 году получил от Международной авиатранспортной ассоциации почетную награду — бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров».
Как только началась Великая Отечественная война Владимир Константинович (уже генерал-майор авиации) подал прошение об отправлении его на фронт хотя бы рядовым летчиком, однако получил категорический отказ. Шеф-пилот авиаконструктора Ильюшина был необходим для других целей. Коккинаки очень болезненно переживал это, каждое утро он начинал с поиска в газетных корреспонденциях упоминаний о знакомых авиаторах, а когда ему рассказывали о победоносных воздушных схватках, он и радовался, и завидовал одновременно. Тем не менее, дел у летчика в годы войны было по горло. Авиазаводы были эвакуированы за Урал, в зачастую недостроенных зданиях спешно размещали оборудование и станки. Круглые сутки раздавались пулеметные очереди пневматических молотков, срочно строились опытные образцы, налаживалось серийное изготовление боевых машин. Владимир Константинович продолжал испытывать новую технику, тестировал все модификации старых машин, их вооружение. Помимо этого он также консультировал фронтовых летчиков касательно наиболее результативного применения бомбардировочной авиации.
Авиаконструктор С.Ильюшин и лётчик-испытатель В. Коккинаки, Москва, СССР, 18 сентября 1942 года.
1.10
В сентябре 1957 Коккинаки «за проявленное мастерство и мужество, а также учитывая многолетнюю летно-испытательную работу» стал дважды Героем Советского Союза. Спустя двадцать два года после установления им своего первого мирового рекорда — 14 ноября 1958 года — летчик вновь поднялся на высоту 12471 метр, имея на борту машины 15 тонн груза. Высота осталась практически прежней, но нагрузка выросла в тридцать раз. Не напрасно ученые, инженеры, конструкторы, рабочие, техники, и, разумеется, летчики-испытатели трудились два десятилетия. На следующий день на высоту 13154 метра «взлетели» уже десять тонн груза. Так была вписана еще одна страница в летопись мировой авиации, причем заполнил ее авиатор в таком возрасте, когда уже мало кто летает, а не то, что думает о рекордах.
Но и это оказалось не пределом феноменальных возможностей Коккинаки. 19 августа 1959 года он на обычном серийном Ил-18 начал свой очередной скоростной перелет. В багажном отделении и пассажирской кабине воздушного судна лежали мешки с песком общим весом 15 тонн. Двухтысячекилометровый маршрут Москва-Мелитополь-Москва самолет прошел за 2 часа 46 минут со средней скоростью 719,6 км/ч. В этом рейсе летчик побил сразу пять ранее принадлежавших американцам мировых рекордов по скорости полета на отрезке в 2 тысячи километров с грузом в 1, 2, 5, 10 и 15 тонн. К слову, в экипаже самолета, который возглавлял Владимир Константинович, бортинженером был его родной брат — Павел Константинович. Любопытно, что семья новороссийского портового весовщика стала поистине авиационной — пять братьев связали свою жизнь с летным делом. Александр Коккинаки — военный летчик — пал смертью храбрых в воздушном сражении во время Великой Отечественной войны. В 1955 году летно-испытательную работу самого младшего из братьев — Валентина Коккинаки — прервала катастрофа. Константин Коккинаки много лет проработал испытателем в ОКБ Микояна, сражался на фронте (98 боевых вылетов, 7 сбитых самолётов противника), и также, как его старший брат, был удостоен звания Героя Советского Союза.
1.11
25 ноября 1959 года Владимир Константинович со своим дружным экипажем побил очередной мировой рекорд. На борту Ил-18, поднявшегося на 12 тысяч метров, лежало двадцать тонн груза. Ни один турбовинтовой летательный аппарат в мире не поднимался еще так высоко с такой коммерческой нагрузкой. А спустя два месяца (02 февраля 1960) тот же Ил-18, пилотируемый Коккинаки, с грузом в 10 тонн пролетел со средней скоростью 693,5 км/ч по замкнутому маршруту Москва-Севастополь-Свердловск-Москва (5018,2 километра) за 7 часов и 15 минут. Этим полетом экипаж превысил пять мировых достижений по классу летательных аппаратов с турбовинтовыми и поршневыми двигателями.
В 1964 году Коккинаки завершил карьеру летчика-испытателя. Любопытно, что последняя испытанная им машина — Ил-62 — одновременно стала последним творением легендарного конструктора Сергея Ильюшина, про которого зачастую говорили так: «У него был только один испытатель, и с ним ничего не случилось». Это является высочайшей оценкой не только воздушным кораблям конструктора, но и мастерству летчика. За свою долгую жизнь Владимир Константинович установил свыше двадцати международных авиационных рекордов. Ни один другой летчик мира не оставил в небе больше памятных следов.
Владимир Константинович Коккинаки. Покоритель воздушного океана
Интересно, что в общении Владимир Константинович, как и многие истинно Великие люди, был очень прост. Он обладал приветливым обаянием без каких-либо следов спесивого апломба, высоко ценя личности людей, окружающих его. Он умел с достоинством пресекать любые панибратские отношения и хамство, а также всегда твёрдо и решительно останавливал попытки представителей прессы влезть в его личную жизнь. Будучи в быту спокойным добряком, Коккинаки резко менялся на работе. Он превращался в конкретного, временами даже сурового человека, требующего безоговорочного выполнения заданий и подчинения без промедления.
В повседневной жизни Владимир Константинович не любил носить наград — на торжественные приёмы он надевал лишь две звёзды Героя, а также значок заслуженного испытателя СССР. В воспоминаниях прославленный летчик всегда делал ударение, что его заслуги — это результат труда всего коллектива.
1.12
27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 17.07.1938 присвоено звание Героя Советского Союза.
28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу) протяжённостью 6516 км по прямой. С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14.01.1965 решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
1.13
Летчик-испытатель В.К. Коккинаки
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 - 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 - 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17.09.1957 награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.
После ухода с лётной работы продолжал работать в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 - ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
С 1961 - вице-президент, в 1967-1968 - президент, с декабря 1968 - почётный президент ФАИ.
Жил в Москве. Умер 07 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Генерал-майор авиации (1943), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959). Ленинская премия (1960; за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст.
Мировые авиационные рекорды, установленные В.К.Коккинаки
п/п
|
Дата
|
Самолёт
|
Экипаж
|
Класс
|
Наименование рекорда
|
Результат
|
1
|
17.07.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки - лётчик
|
Класс С
|
Высота с грузом 500 кг
|
11.294 м
|
2
|
26.07.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки - лётчик
|
Класс С
|
Высота с грузом 1.000 кг
|
11.402 м
|
3
|
03.08.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки - лётчик
|
Класс С
|
Высота с грузом 500 кг
|
12.816 м
|
4
|
07.09.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки - лётчик
|
Класс С
|
Высота с грузом 2.000 кг
|
11.005 м
|
5
|
26.08.1937
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки - лётчик
А.М.Бряндинский - штурман
|
Класс С
|
Скорость полёта на 5.000-км замкнутом маршруте
|
325,26 км/ч
|
6
|
Класс С
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 500 кг
|
325,26 км/ч
|
7
|
Класс С
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
|
325,26 км/ч
|
8
|
14.11.1958
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки - командир
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
|
Класс С-1, группа II
|
Высота с грузом 15.000 кг
|
12.471 м
|
9
|
15.11.1958
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки - командир
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
|
Класс С-1, группа II
|
Высота с грузом 10.000 кг
|
13.154 м
|
10
|
19.08.1959
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки - командир
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
|
719,50 км/ч
|
11
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг
|
719,50 км/ч
|
12
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг
|
719,50 км/ч
|
13
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг
|
719,50 км/ч
|
14
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 15.000 кг
|
719,50 км/ч
|
15
|
25.11.1959
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки - командир Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист
|
Класс С-1, группа II
|
Высота с грузом 20.000 кг
|
12.118 м
|
16
|
02.02.1960
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки - командир
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте без груза
|
693,55 км/ч
|
17
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг
|
693,55 км/ч
|
18
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг
|
693,55 км/ч
|
19
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг
|
693,55 км/ч
|
20
|
Класс С-1, группа II
|
Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг
|
693,55 км/ч
|
Класс С - сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)
Класс С-1 - сухопутные самолёты (по нынешней классификации)
Группа II - летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями (по нынешней классификации)
https://topwar.ru/52423-pokoritel-vozdushnogo-okeana-vladimir-konstantinovich-kokkinaki.html
http://www.airwar.ru/history/aces/legend/pilot/kokkinaki.html
Страница [ 1 ] [ 2 ]
Источник: https://topwar.ru/52423-pokoritel-vozdushnogo-okeana-vladimir-konstantinovich-kokkinaki.html |