Черёмухин Алексей Михайлович — Доктор технических наук СССР — Профессор СССР — Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (29.05.1895 — 19.08.1958)
Биография под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР
Страна: СССР.
Член партии: КПСС (19??).
Воинское звание: ?.
Образование: Московское высшее техническое училище (МВТУ) (1923).
Учёное звание: Профессор (1934).
Учёная степень: Доктор технических наук СССР (1937).
Специальность: Инженер-конструктор.
Научная сфера: Авиаконструктор.
Биография
Черёмухин Алексей Михайлович — Родился (17) 29 мая 1895 года, Москва, Российская империя, (ныне РСФСР, в составе СССР), в семье педагогов. Русский. Отец — Черёмухин Михаил Никифорович, преподаватель математики, инспектор Императорского училища Большого и Малого театров.. Мать — Черёмухина Зинаида Алексеевна (Худзинская) преподавала иностранные языки..
В 1914 году — окончил с золотой медалью 5-ю Московскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на механический факультет.
Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин оставил учёбу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии.
В июне 1915 года — был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где был зачислен на четырёхмесячные «Теоретические курсы» Н. Е. Жуковского. Лекции читали ученики профессора, там же Черёмухин познакомился и с А.Н. Туполевым. В это же время он познакомился и с будущей женой, Ниной Фёдоровной Рерберг, дочерью Ф. И. Рерберга.
В начале февраля 1915 года — по окончании курсов выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд.
24 марта 1916 года — произведён в чин прапорщика.
В апреле 1916 года — прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт.
12 декабря 1916 года — был удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
После победы Великой Октябрьской Революции
20 декабря 1917 года — Управлением Военного Воздушного Флота Черёмухин был назначен инструктором в Качинскую военную авиационную школу в Севастополе.
В марте 1918 года — вернулся в Москву. После возвращения в Москву,
с первых дней организации Центрального аэрогидродинамического института
Черёмухин вместе с другими учениками профессора Н.Е. Жуковского
участвовал в создании первого авиационного научного учреждения в СССР.
18 июня 1918 года — Черёмухин Алексей Михайлович женился на Рерберг Нине Фёдоровне.
С 1920 года — работал лётчиком-экспериментатором. Кроме этого, начал исследования в области методов расчёта продольной устойчивости самолёта.
С 1922 года по 1923 год — принимал участие в проектировании тяжёлого самолёта, двухмоторного триплана КОМТА.
С 1922 года по 1924 год — принимал участие с В.В. Калининым и
В.Л. Александровым в проектировании первого пассажирского самолёта АК-1.
В 1923 году — закончил Московское высшее техническое училище (МВТУ).
С 1924 года — занимался проектированием и строительством самой большой в мире, в то время, аэродинамической трубы Т-1 и Т-2.
С 1927 года по 1934 год — принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л.К. Мартенса, автор статей по тематике «аэродинамика».
В 1927 году — Черёмухину было поручено руководство работами ЦАГИ по винтокрылым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА.
В марте 1928 года — когда шла работа по постройке вертолёта, Черёмухину по инициативе Б.Н. Юрьева была поручена конструктивная разработка ещё одной аэродинамической трубы — трубы в ВВАИА имени Н.Е. Жуковского.
В мае 1928 года — предложенный им эскизный проект был одобрен на заседании комиссии по постройке трубы.
В 1930 году — аэродинамическая труба была построена.
13 сентября 1930 года — А.М. Черемухин впервые в мире совершил свободный полёт на аппарате ЦАГИ-1ЭА.
С 1930 года по 1934 год — конструктором и лётчиком-испытателем Алексеем Михайловичем Черемухиным было произведено на вертолетах-геликоптерах 88 вылетов.
01 августа 1932 года — на аппарате ЦАГИ-1ЭА была достигнута высота 160 метров.
04 августа 1932 года — на аппарате ЦАГИ-1ЭА была достигнута высота 230 метров.
07 августа 1932 года — на аппарате ЦАГИ-1ЭА была достигнута высота 285 метров.
16 августа 1932 года — (по другим источникам 14 августа) Черёмухин на первом Советский аппарате ЦАГИ-1ЭА, установил неофициальный мировой рекорд высоты полёта — 605 метров пролетев 13 километров и побил рекорд итальянца аппарату «Асканио» в 34 раза. Наибольшая высота полёта «Асканио» составляла всего лишь 18 метров.
В 1933 году — Алексею Михайловичу вручили орден Красной Звезды «За исключительные заслуги по конструкции и летным испытаниям винтокрылых аппаратов ЦАГИ».
В декабре 1935 года — он был откомандирован в управление строительства Нового ЦАГИ.
07 января 1936 года — приказом начальника ЦАГИ Н.М. Харламова Алексей Михайлович назначен «Главным инженером Бюро проектирования ЭАО (Экспериментальный авиационный отдел) с возложением на него ответственности за техническую сторону всех проектных работ по Раменскому».
В 1937 году — Черемухин получил звание доктора технических наук.
В ночь на 04 января 1938 года — Черёмухин был арестован. Военной коллегией Верховного Суда по статье 58-7 к 10 годам исправительно-трудового лагеря, с понижением в правах на 5 лет.
С 1938 года по 1941 год — провёл в ЦКБ-29 НКВД,
В годы Великой Отечественной Войны
С 1941 года — работает в опытном КБ А.Н. Туполева.
Послевоенный период жизни
В 1948 году — в ОКБ начались работы по стреловидным крыльям для тяжелого самолёта. Черемухин методически изучил на простейших моделях механику корневой части крыла, переходя постепенно на полунатурные металлические модели, постоянно озадачивая коллег вариантами скошенных нервюр, высотой кессона, углом стреловидности.
С 1953 года — заместитель генерального конструктора.
19 августа 1958 года — Алексей Михайлович Черёмухин умер в Паланге, Литовская ССР. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Награды СССР
Ордена СССР:
- Орден Ленина -3 (08.08.1947; 1949; 1957).
- Орден Трудового Красного Знамени -2 (1943; 1945).
- Орден Красной Звезды (1933).
Медали СССР:
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (19??).
Премии:
- Ленинская премия (1957) — за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта Ту-104.
- Сталинская премия первой степени (1951).
- Сталинская премия первой степени 1952) — за работу в области самолётостроения.
Учёное звание:
Учёная степень:
- Доктор технических наук (1937).
Нагрудные знаки:
- Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (08.08.1947).
Воинские звания:
Почётные звания:
Спортивные достижения:
Память
- В 1982 году ЦК ДОСААФ учредил переходящий приз — Кубок Черёмухина и медаль его имени за достижения в вертолётном спорте.
- В 1988 году в Люберцах, на месте, где находился аэродром, с которого в 1932 году А.М. Черёмухин поднялся на первом советском вертолёте ЦАГИ-1ЭА на рекордную высоту 605 метров, установлена мемориальная стела с памятной доской.
Семья
Жена — Рерберг Нина Фёдоровна (1893—1960), дочь Ф.И. Рерберга.
- Сын — Черемухин Георгий Алексеевич (1921—2009).
- Внучка — Черемухина Елена Георгиевна.
- Правнучка — Елизавета Владимировна.
Библиография
- Избранные труды. — М., Машиностроение, 1969. — 342 с.
Мифы, события, факты
1. ?
Материалы
Орлов Г.В. «Александров Владимир Леонтьевич — Доктор технических наук СССР — Профессор СССР — Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (16.01.1894 — 21.09.1962)» — (биография 05.08.2024).
Источник
http://ussr-cccp.moy.su/index/grazhdane_sssr/0-12
https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/doktora_sssr/doktora_tekhnicheskikh_nauk_sssr/539-1-0-3383
Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/grazhdane_sssr/doktora_sssr/doktora_tekhnicheskikh_nauk_sssr/539-1-0-3383 |