СССРФлаг СССРДружба народов СССРРеспублики СССРГерб СССРСССРГерб СССРГимн СССРМедали СССРОрдена СССРРубли СССР
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Граждане СССР

Категории раздела

Авиадвигатели СССР [4]
Авиадвигатели СССР - поршневые, реактивные.
Авиационные полки [17]
Авиационные полки, Истребительные авиационные полки, Гвардейские Авиационные полки,
Аэродромы СССР [35]
Аэродромы СССР,
Аэропорты СССР [4]
Аэропорты Союза Советских Социалистических Республик
ВВС СССР [1]
РККФ, ВВС СССР, Военная авиация СССР,
Воздушные армии СССР [1]
Воздушные армии СССР
Оборудование самолётов СССР [261]
Оборудование установленное на самолётах СССР
ЦКБ-КБ-ОКБ-СКБ [17]
ЦКБ-Центральное Конструкторское Бюро, КБ-Конструкторское Бюро. ОКБ-Опытное (Особое) Конструкторское Бюро. СКБ—Специальное Конструкторское Бюро.

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей СССР

Главная » Статьи » АВИАЦИЯ СССР » Оборудование самолётов СССР

РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации (стр.-1 (Назначение, состав и основные характеристики станции))

 РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации (стр.-1 (Назначение, состав и основные характеристики станции))

Статья под цифровой редакцией подготовлена: Орловым Геннадием Викторовичем (08.11.1965) — Советским выдающимся публицистом СССР — Прозаиком СССР — Историком СССР

Страницы:     [01]     [02]

Страна:    СССР.
Название:    РПСН-2.
Тип:    РПСН.
Самолёт:   Ил-18.
Создан:    ?
Завод:    ?
Отрасль:    Производство авиационной техники.

 

 

РПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигацииРПСН-2 — Радиолокационная станция предупреждения столкновений и навигации. Предназначена для обеспечения безопасности полётов в сложных метеорологических условиях, в зонах с интенсивным воздушным движением и в районах с сильнопересеченной местностью. Станция обеспечивает радиолокационный обзор воздушного пространства или земной поверхности в секторе ±90° от продольной оси самолёта по азимуту с возможностью определения наклонной дальности и курсовых углов радиолокационных целей. (Под радиолокационными целями понимаются объекты, которые по своей способности отражать радиоволны отличаются от окружающего их фона).

 

 

 

Повествование

1. Назначение, состав и основные характеристики станции рпсн-2

С помощью станции можно решать следующие задачи:

  • обнаруживать летящие самолёты и определять степень опасности столкновения с ними;
  • обнаруживать зоны грозовой деятельности и определять в них более, а также менее опасные для самолёта участки;
  • обнаруживать горные вершины и определять, обеспечивается ли пролёт с безопасным превышением над ними при данной высоте полёта;
  • осуществлять радиолокационный обзор земной поверхности с целью ведения ориентировки;
  • определять угол сноса и путевую скорость самолёта.

В состав станции входят следующие блоки

  1. Антенный блок (блок 1).
  2. Приёмо-передающий блок (блок 2);
  3. Блок синхронизации (блок 3).
  4. Индикатор лётчика (блок 4).
  5. Индикатор штурмана с пультом (блок 4Ш).
  6. Блок разверток и питания индикаторов (блок 5).
  7. Блок навигационных устройств (блок 6).
  8. Блок питания (блок 8).
  9. Коробка предохранителей и регулировок (блок 9).
  10. Пульт управления и контроля (блок 10).
  11. Волноводный тракт (блок 11).
  12. Две распределительные коробки и соединительные кабели (блок 12);
  13. Помпа воздушной подкачки (блок 12Д).
  14. Пять вентиляторов обдува блоков станции.

Антенный блок предназначен для направленных излучения и приема радиоволн, управления антенной и её гироскопической стабилизации. Он также обеспечивает передачу электрическим способом углов поворота антенны по азимуту на индикаторы, что даёт возможность определять курсовые углы обнаруженных целей (здесь и в дальнейшем под целями понимаются объекты, обнаруживаемые радиолокационным способом).

Приёмо-передающий блок включает в себя передатчик и основную часть приёмника станции. Передатчик предназначен для создания мощных импульсов сверхвысокочастотных (СВЧ) колебаний, направленно излучаемых антенной в пространство в виде радиоволн.Приёмная часть блока обеспечивает преобразование принятых СВЧ сигналов в колебания промежуточной частоты, усиление и детектирование напряжения промежуточной частоты.Блок синхронизации управляет импульсной работой всех других блоков станции, вырабатывая импульсы их запуска, а также усиливает видеоимпульсы (импульсы постоянного напряжения), поступающие от приёмной части блока 2, и выполняет некоторые другие функции. Индикатор лётчика (рис. 1) обеспечивает наблюдение радиолокационного изображения обозреваемых воздушного пространства и земной поверхности, некоторые регулировки этого изображения, определение дальности и курсовых углов целей. В его состав входят индикаторы первого и второго приёмных каналов. На экране индикатора первого канала наблюдаются отметки тех целей, от которых отразились радиоволны (под отметкой цели понимается ее радиолокационное изображение). Индикатор второго канала предназначен для отображения отметок самолётов, оборудованных радиолокационными ответчиками.

 

Рис. 1. Индикатор лётчика.

Рис. 1. Индикатор лётчика.

1—ручка «Дифференцирование» ; 2—узел крепления.

 

Индикатор штурмана с пультом (рис. 2) обеспечивает получение радиолокационного изображения целей по первому или второму каналам с определением дальности и курсовых углов целей, а также служит для управления работой станции.

На индикаторах пилота и штурмана создаётся радиально-секторная развёртка со смещенным вниз на экране ее началом (центром).

Блок развёрток и питания индикаторов совместно с антенным блоком служит для создания напряжений, необходимых для получения развёрток на индикаторах.

Блок навигационных устройств обеспечивает работу станции в режимах определения угла сноса и путевой скорости самолёта, а также выполняет некоторые другие функции.

Блок питания включает в себя трансформаторы и выпрямители и служит для преобразования переменного напряжения 115 В бортовой сети в постоянные напряжения, необходимые для питания большинства блоков станции.

Коробка предохранителей и регулировок предназначена для защиты некоторых электрических цепей, обеспечения регулировки яркости меток дальности и других регулировок на индикаторе пилота.

Пульт управления и контроля (рис. 3) служит для управления работой станции, контроля её работы и включения некоторых резервных систем станции при отказе основных.

Волноводный тракт предназначен для передачи энергии СВЧ колебаний от приёмо-передатчика к антенне и в обратном направлении.

Распределительные коробки и соединительные кабели служат для электрического соединения блоков станции.

Помпа воздушной подкачки предназначена для создания избыточного давления воздуха в герметичной части передатчика и волноводе, что необходимо для исключения электрического пробоя при разрежении воздуха с подъёмом на высоту.

Вентиляторы обдува обеспечивают принудительное охлаждение блоков станции.

 

Рис. 2. Индикатор штурмана с пультом станции РПСН-2.

Рис. 2. Индикатор штурмана с пультом станции РПСН-2.

1—ручка подвижного визира; 2—экран индикатора для определения угла сноса; 3—шкала отсчёта углов сноса; 4—переключатель режимов; 5—сигнальная лампочка «Обзор».

 

Рис. 3. Пульт управления и контроля станции РПСН-2.

Рис. 3. Пульт управления и контроля станции РПСН-2.

 

В кабине экипажа установлены:

  • пульт управления и контроля — на средней панели верхнего щитка;
  • индикатор лётчика — в нише над средней панелью приборной доски;
  • индикатор штурмана с пультом — на горизонтальной панели правого пульта;
  • коробка предохранителей и регулировок — на правом борту между шпангоутами № 4 и 5;
  • блок навигационных устройств — под левым пультом на полу между шпангоутами № 5 и 6.

Антенный блок расположен в носовом отсеке за радиопрозрачным обтекателем. В левом носовом отсеке (радиоотсеке) размещены:

  • приёмо-передатчик;
  • блок синхронизации;
  • распределительные коробки;
  • помпа воздушной подкачки.

Блок разверток и питания индикаторов, а также блок питания установлены в правом носовом отсеке (электроотсеке). Волноводный тракт соединяет приемопередатчик и антенный блок. Вентиляторы обдува установлены возле блоков 2, 3, 5 и 8.

Станция питается электроэнергией постоянного, переменного однофазного и переменного трехфазного токов от основных шин бортовой сети. Цепи её питания защищены:

  • по постоянному току — тремя АЗС, установленными на щите АЗС и имеющими общую надпись «Локатор»;
  • по переменному однофазному току — предохранителем СП-15, расположенным на панели переменного тока за крышкой с надписью «Предохранители»;
  • по переменному трёхфазному току — тремя предохранителями СП-5, которые расположены на панели переменного тока.

Основные данные

Дальность действия в режимах «Обзор» и «Дальний обзор»
обнаружения крупных промышленных центров до 120—180 км
Дальность обнаружения
грозовых зон 120 км
горных вершин при полёте на высоте 2500 м и с превышением над ними 900 м 120 км
Дальность обнаружения самолетов
по I каналу не менее 15 км
» II » » » 30 »
пределы измеряемых углов сноса ±20°
Точность определения
путевой скорости ±3%
угла сноса ±1,5°
Масштабы развертки
для индикатора штурмана 50, 180, 280 км
» » пилота 50, 120, 200 км
Масштаб меток дальности для индикаторов штурмана и пилота
при масштабе развёртки 50 км 10 км
при масштабе развёртки 180, 280, 120, 200 км 40 км
Возможные углы крена, при которых обеспечивается стабилизация антенны
по тангажу ±10°
по поперечному крену ±20°
Возможные углы поворота антенны относительно горизонтальной плоскости дистанционно вручную ±10°
Частота периодов автоматического качания антенны 20 циклов/мин
Длительность импульсов передатчика 2 или 1 мкс
Частота повторения импульсов передатчика 500 или 1000 Гц
Мощность передатчика в импульсе 60 кВт
Потребляемый ток
постоянный 11А
переменный однофазный около 14 А
» трёхфазный (на одну фазу) не более 5 А

 

2. Общий принцип работы станции рпсн-2
 

В основу принципа работы радиолокационной станции положены три явления:

  1. Свойство радиоволн в большей или меньшей степени отражаться от целей, встречающихся на пути их распространения, что позволяет обнаруживать радиолокационные цели.
  2. Свойство радиоволн распространяться с постоянной скоростью и прямолинейно, что позволяет определять расстояния до целей путем измерения времени, за которое радиоволны проходят это расстояние до цели и после отражения — обратно.
  3. Направленные излучение и прием радиоволн антенной станции, что обеспечивает определение курсовых углов целей.

Станция работает в импульсном режиме. Её передатчик излучает радиоволны короткими импульсами, длительность которых в 1000 раз меньше периода их повторения. При этом расстояние до цели измеряется путем определения времени между моментами излучения импульса передатчиком и приёма этого же импульса, отразившегося от цели.

Импульсный метод работы станции позволяет использовать одну антенну в качестве передающей и приёмной. С этой целью в приёмо-передатчике имеется антенный переключатель, который автоматически подключает антенну к передатчику на время излучения импульса и к приёмнику — в период между импульсами передатчика. Антенный переключатель представляет собой безынерционное устройство, при помощи которого энергия СВЧ направляется от передатчика в антенну, а во время работы на приём — от антенны в приёмник.

 

Передающий канал

Передающий канал станции предназначен для создания мощных импульсов СВЧ колебаний и их направленного излучения в пространство в виде радиоволн. В состав передающего канала (рис. 4) входят:

  • передатчик,
  • являющийся частью приемо-передающего блока,
  • волноводный тракт и антенный блок.

От блока синхронизации на передатчик поступают импульсы запуска, частота повторения которых равна частоте следования импульсов передатчика. Эти импульсы в передатчике усиливаются, после чего поступают на подмодулятор. При поступлении на него импульса запуска подмодулятор создаёт два высоковольтных импульса, которые совпадают по времени и подаются на модулятор. При этом модулятор создаёт мощный импульс высокого напряжения (около 14 кВ), поступающий на генератор СВЧ (магнетрон) как напряжение его анодного питания. Во время действия на него импульса генератор СВЧ создаёт колебания. Это значит, что генератор СВЧ преобразует импульсы постоянного напряжения в такие же по длительности импульсы СВЧ колебаний, энергия которых через волноводный тракт поступает в антенну для последующего ее направленного излучения в пространство. Описанный цикл работы передающего канала повторяется с частотой, которая в зависимости от режима работы станции составляет 500 или 1000 Гц.

 

Рис. 54. Структурная схема передающего канала станции РПСН-2.

Рис. 54. Структурная схема передающего канала станции РПСН-2.

 

Выпрямитель подмодулятора и высоковольтный выпрямитель преобразуют переменное напряжение 115 В бортовой сети в высокие постоянные напряжения, необходимые для питания соответственно подмодулятора и модулятора.

В передатчике имеются реле времени и защита от короткого замыкания. Реле времени включает выпрямители передатчика только через 5 мин после включения электропитания станции. Это время необходимо для прогрева катодов мощных радиоламп передатчика, так как в противном случае лампы вышли бы из строя. С той же целью реле времени обеспечивает включение индикаторов станции через 2 мин после включения электропитания.

Защита от короткого замыкания представляет собой релейную систему, рассчитанную на многократное срабатывание. В случае перегрузки выпрямителей защита отключает от них на 1,5—2 с напряжение 115 В, после чего опять включает его. Если перегрузка не была случайной, т. е. возникла по неисправности и не является кратковременной, то срабатывание защиты будет повторяться. Такой способ защиты предотвращает выход из строя предохранителя в цепи питания передатчика при случайных кратковременных коротких замыканиях в его выпрямителях.

 

Приёмный канал

Приёмный канал станции предназначен для:

  • направленного приёма радиоволн;
  • преобразования принятых сигналов по частоте;
  • осуществления избирательности;
  • усиления принятых сигналов по промежуточной частоте;
  • детектирования напряжения промежуточной частоты;
  • усиления полученных в результате детектирования видеосигналов;
  • осуществления регулировок, необходимых в соответствии с целевым назначением станции;
  • получения радиолокационного изображения целей с возможностью определения их дальности и курсовых углов;
  • автоматической подстройки промежуточной частоты приёмника.

 

Рис. 5. Структурная схема первого приемного канала станции РПСН-2.

Рис. 5. Структурная схема первого приемного канала станции РПСН-2.

 

В состав первого приёмного канала станции (рис. 5) входят:

  • антенна;
  • волноводный тракт;
  • приёмная часть приемо-передатчика и блока синхронизации;
  • индикаторы;
  • блок разверток;
  • питания индикаторов.

От блока синхронизации одновременно с передатчиком запускается генератор развёртки, расположенный в блоке 5. Создаваемое этим генератором напряжение подаётся в антенный блок, где изменяется в зависимости от углового положения антенны, а затем поступает на индикаторы. Под воздействием этого напряжения на экранах индикаторов прочёрчиваются линии развёртки. Линия развёртки прочерчивается с постоянной скоростью, поэтому она в масштабе представляет собой расстояние, которое в это время излученный передатчиком импульс радиоволн проходит до целей и после отражения от них — в обратном направлении. Кроме того, направление прочерчивания линии развёртки на экране индикатора согласовано с азимутальным положением антенны. Каждому импульсу передатчика соответствует одна линия развёртки.

Отраженные от целей импульсы радиоволн принимаются антенной и от нее через волноводный тракт и антенный переключатель поступают на смеситель приёмника, куда непрерывно подаются также колебания от гетеродина.

Полученное на выходе смесителя напряжение промежуточной частоты выделяется контурами УПЧ и усиливается этим усилителем, а затем импульсы напряжения промежуточной частоты преобразуются видеодетектором в импульсы постоянного напряжения (видеоимпульсы).

Видеосигнал с выхода детектора поступает на видеоусилитель, где усиливается и складывается с напряжением, созданным генератором меток дальности. Этот генератор запускается системой синхронизации и создает кратковременные импульсы постоянного напряжения с периодом повторения, соответствующим включенному масштабу развёртки.

С выхода видеоусилителя напряжение видеосигнала и меток дальности поступает на индикаторы первого канала лётчика и штурмана. Линия развёртки, которая в это время прочерчивается на экране индикатора, засвечивается в соответствии с величиной данного напряжения.

Экран индикатора обладает послесвечением, длительность и яркость которого пропорциональны его засветке во время прочерчивания линии развёртки. В результате этого на экране более яркими наблюдаются отметки тех целей, которые хорошо отражают радиоволны, а метки дальности представляют собой яркие дуги концентрических окружностей с центром в начале развёртки.

Дальность цели определяется в масштабе по индикатору как расстояние от начала развёртки до отметки цели, а курсовой угол цели отсчитывается при помощи азимутальной сетки, имеющейся на экране индикатора. Нулевая риска этой сетки соответствует продольной оси самолёта.

Первый приёмный канал имеет временную автоматическую регулировку усиления (ВАРУ) и систему контурной индикации («изо — эхо»), обеспечивающие работу станции в соответствии с ее целевым назначением при обнаружении горных вершин и зон грозовой деятельности.

Система автоматической подстройки частоты (АПЧ), которую также называют автоматической регулировкой частоты (АРЧ), предназначена для автоматического поддержания промежуточной частоты приёмника практически постоянной при случайных изменениях частоты передатчика или гетеродина.

Промежуточная частота приёмника fп равна разности частот гетеродина fг и принятого сигнала fс: fп = fг — fс

При изменении питающих напряжений, температуры окружающей среды и т. п. изменяются частоты гетеродина и передатчика (принимаемого сигнала). В результате этого при отсутствии АПЧ изменялась бы частота напряжения на выходе смесителя приёмника, что привело бы к её «уходу» из полосы пропускания контуров УПЧ, т. е. отказу приёмного канала станции.

 

Принцип работы АПЧ

Принцип работы АПЧ состоит в следующем. В момент генерации мощного импульса передатчика часть его энергии подаётся на смеситель АПЧ, куда также поступают колебания от гетеродина. Смеситель преобразует эти два сигнала в напряжение их разностной частоты, которая практически равна промежуточной. С выхода смесителя напряжение подаётся на систему АПЧ. В этой системе имеется частотный различитель с контурами, настроенными на номинальное значение промежуточной частоты. При отклонении частоты от этого значения система АПЧ вырабатывает управляющее напряжение, под воздействием которого частота гетеродина изменяется так, что промежуточная частота опять становится практически равной её номинальному значению.

При выключенном высоком напряжении (передатчике) и некоторых неисправностях система АПЧ работает в режиме поиска. Этот режим необходим для того, чтобы ввести промежуточную частоту в сравнительно узкую полосу, в которой подстройка осуществляется с помощью рассмотренной выше системы слежения. При поиске частота гетеродина, а следовательно, и промежуточная частота изменяются системой АПЧ по периодическому закону, колеблясь около заданного её значения. В этом случае промежуточная частота периодически входит в полосу пропускания контуров УПЧ и выходит из нее. В момент включения передатчика при исправной АПЧ автоматически включается система слежения, а система поиска выключается.

Подстройка частоты при помощи АПЧ осуществляется путем изменения напряжения на одном из электродов гетеродина, в качестве которого используется отражательный клистрон.

В станции предусмотрена возможность работы с ручной регулировкой частоты (РРЧ), которую используют в случае отказа АПЧ. Включение ручной или автоматической регулировки, а также ручная регулировка частоты осуществляются с пульта управления и контроля.

Кроме рассмотренного первого станция имеет также второй приёмный канал, который в настоящее время не используется. Работа станции по второму каналу обеспечивается радиолокационным ответчиком того самолёта, на котором она установлена.

 

3. Режимы работы станции рпсн-2

В соответствии с целевым назначением станции предусмотрены следующие режимы её работы:

  • «Самолёты»,
  • «Горы — Грозы»,
  • «Обзор»,
  • «Дальний обзор»,
  • «Маяк»,
  • «Скорость»,
  • «Снос»,
  • «Снос точно».

Режимы «Скорость», «Снос» и «Снос точно» можно включить только с пульта штурмана, а остальные — как с пульта штурмана, так и с пульта управления и контроля.

При работе станции в любом из режимов антенна стабилизируется в той плоскости, в которой она установлена с пульта управления. Вращение антенны по азимуту в режимах «Снос» и «Снос точно» осуществляется вручную с пульта штурмана, а в остальных режимах — автоматически.

Включение режима работы станции и поворот антенны относительно горизонтальной плоскости при помощи ручки «Наклон антенны» осуществляются с того пульта, на который установлен переключатель «Штурман — Пилот», расположенный на пульте управления и контроля (на пульте пилота).

 

Режим «самолёты»

Режим «самолёты» предназначен для обнаружения встречных препятствий, т. е. летящих самолетов, горных вершин и зон грозовой деятельности. Этот режим обеспечивает также определение степени опасности столкновения с обнаруженными самолётами.

 

Рис. 6 К принципу работы станции с узкой диаграммой направленности антенны.

Рис. 6 К принципу работы станции с узкой диаграммой направленности антенны.

 

В режиме «Самолёты» антенна станции формирует узкую диаграмму направленности (рис. 6), которая симметрична и имеет одинаковую ширину в горизонтальной и вертикальной плоскостях (ширина этой диаграммы на уровне 0,5 по мощности составляет 3°15'). В результате с помощью станции осуществляется радиолокационный обзор воздушного пространства в секторе ±90° от продольной оси самолёта по азимуту и в некотором секторе по углу места. Ширина сектора по углу места, в пределах которого обнаруживаются цели, зависит как от расстояния до этих целей, так и от их свойств в большей или меньшей степени отражать радиоволны. При полёте на высотах до 5000 м и качании антенны в горизонтальной плоскости (тем более — при наклоненной антенне) на экране индикатора могут наблюдаться засветки от некоторых наземных целей. Однако отметки летящих самолётов, наблюдаемые в виде ярко засвеченных небольших по площади участков (точек), сравнительно легко обнаруживаются даже на фоне засветок от земной поверхности, так как они являются более яркими и на экране индикатора перемещаются относительно этих засветок.

Степень опасности столкновения с обнаруженным самолётом определяется наблюдением за перемещением его отметки по экрану индикатора. Если курсовой угол самолёта с течением времени не изменяется, т. е. его отметка приближается к началу развертки по её радиусу (рис. 7), то такой самолёт потенциально опасен в смысле столкновения с ним. Когда отметка не приближается к началу развертки по её радиусу, т. е. курсовой угол обнаруженного самолёта с течением времени изменяется, столкновение при неизменных курсах самолётов исключено. Но в этом случае нужно по траектории движения отметки на экране индикатора определить, будет ли с течением времени обеспечено наименьшее допустимое расстояние между самолётами, а также внимательно наблюдать за движением отметки самолёта, чтобы при необходимости своевременно предпринять меры,

 

Рис. 7. Определение степени опасности столкновения самолётов.

 

Рис. 8. К принципу работы ВАРУ.

Рис. 8. К принципу работы ВАРУ.

1—импульс напряжения ВАРУ; 2—изменение напряжения на управляющих сетках ламп УПЧ; 3—изменение коэффициента усиления УПЧ исключающие опасное сближение с ним.

Следует иметь в виду, что при помощи станции обнаруживаются также самолёты, находящиеся на других относительно данного эшелонах, но дальность их обнаружения несколько меньше, чем самолётов, летящих на одном эшелоне с тем, на котором установлена станция. Горные вершины и зоны грозовой деятельности наблюдаются на экране индикатора в виде ярко засвеченных участков. При этом засветка отметок горных вершин неравномерна, а зон грозовой деятельности — практически одинакова по всей их площади.

 

Режим «Горы — Грозы»

Режим «Горы — Грозы» позволяет решать при помощи станции следующие задачи:

  • определять, обеспечивается ли пролет с безопасным превышением над обнаруженными горными вершинами при данной высоте полёта;
  • определять в зонах грозовой деятельности более, а также менее опасные для самолёта участки.

Принцип работы станции в режиме «Горы — Грозы» аналогичен принципу ее работы в режиме «Самолёты», за исключением того, что в режиме «Горы — Грозы» включается система временной автоматической регулировки усиления (ВАРУ). Эта система запускается в момент генерации импульса передатчиком и регулирует усиление принимаемых сигналов приёмником (УПЧ) в зависимости от времени. Регулировка осуществляется путем изменения напряжения отрицательного смещения на управляющих сетках ламп УПЧ (рис. 8). Импульс ВАРУ имеет длительность около 100 мкс, что соответствует дальностям до 15 км. В результате действия ВАРУ в приёмнике незначительно усиливаются сигналы, пришедшие от целей, которые находятся на расстояниях до 15 км. Причём, чем ближе в пределах указанного расстояния находится цель, тем меньше усиливается пришедший от нее сигнал.

 

Рис. 9. К принципу работы станции при определении наличия или отсутствия безопасного превышения над препятствием.

Рис. 9. К принципу работы станции при определении наличия или отсутствия безопасного превышения над препятствием.

 

Вследствие этого на экране индикатора сектор в масштабе радиусом 12 км и с центром в начале развертки засвечивается менее ярко, чем остальная часть экрана. Этот сектор называют кругом безопасности.

Принцип работы станции по определению наличия или отсутствия безопасного превышения над горной вершиной состоит в следующем. При качании антенны в горизонтальной плоскости с помощью станции обнаруживаются горные вершины, находящиеся только в секторе их обнаружения СО (рис. 9) по углу места. Если вершина имеет высоту меньше высоты полёта, то по мере приближения самолета к ней она окажется за пределами сектора обнаружения и её отметка не будет наблюдаться на экране индикатора. Чем больше превышение линии полёта над данным препятствием, тем при большем расстоянии от самолёта до препятствия его отметка исчезнет с экрана индикатора. Характеристика приёмного канала станции в режиме «Горы — Грозы» такова, что при наличии превышения 900+300 м и качании антенны в горизонтальной плоскости горная вершина не обнаруживается, когда самолёт находится на расстоянии до нее 10—12 км.

Таким образом, для определения наличия или отсутствия безопасного превышения над горной вершиной нужно проследить за ее отметкой на индикаторе. Если при её подходе к кругу безопасности отметка вершины уменьшается в размерах и исчезает, не заходя в этот круг, то полет осуществляется с безопасным превышением. Сохранение изображения препятствия непосредственно в круге безопасности свидетельствует об опасности полёта. В этих условиях необходимо изменить курс или набрать высоту, обеспечивающую безопасный полёт над горной вершиной.

Принцип работы станции при определении более, а также менее опасных для самолёта участков зон грозовой деятельности основан на использовании системы контурной индикации («Изо — Эхо»), обеспечивающей подавление в приёмнике принятых сигналов, величина которых превышает заданный уровень.

Радиоволны отражаются более интенсивно участками грозового фронта с активной деятельностью, а также теми участками, которые находятся над сильными восходящими потоками воздуха, удерживающими в облачности крупные капли дождя и т. п. Следовательно, от этих более опасных участков грозового фронта приходят более интенсивные сигналы, чем от менее опасных участков. Но вследствие недостаточной разрешающей способности по яркости экран индикатора не обеспечивает четкое различение этих разных по величине сигналов. С помощью системы «Изо —Эхо» в приёмнике подавляются сигналы с амплитудой больше заданной. Установка уровня, начиная с которого все большие сигналы подавляются, осуществляется с пульта управления и контроля (см. рис. 3) при помощи ручки потенциометра «Изо — Эхо». На месте подавленных сигналов на экране индикатора наблюдаются темные участки («провалы»), хорошо различаемые на общем фоне яркой засветки от грозовой облачности. Чем больше ручка «Изо — Эхо» ловернута вправо, тем больше будут площадь и количество темных «провалов» на экране индикатора, являющихся отметками наиболее опасных участков зоны грозовой деятельности.

Таким образом, система «Изо — Эхо» дает возможность только сравнить опасность различных участков грозовой облачности, но не позволяет определить степень опасности какого-либо из этих участков.

Для включения системы «Изо — Эхо» необходимо управление станцией переключить на пульт управления и контроля, с этого пульта включить режим «Самолёты» или «Горы — Грозы» и ручку «Изо — Эхо» повернуть вправо за щелчок, т. е. до срабатывания связанного с ней концевого выключателя, которым система включается в работу. Следовательно, при работе станции в режиме «Самолёты», включенном с пульта управления и контроля, с помощью системы «Изо — Эхо» также можно определить более и менее опасные для самолёта участки грозовой облачности. Но в этом случае на расстояниях до грозового фронта менее 15 км будут подавляться сигналы, пришедшие от участков как с большей, так и с малой интенсивностью отражения, что недопустимо и исключается системой ВАРУ в режиме «Горы — Грозы». Вместе с тем следует иметь в виду, что во время управления станцией с пульта управления и контроля и наблюдения отметок самолётов или горных вершин ручка «Изо — Эхо» во избежание подавления этих отметок должна быть повернута влево за щелчок.

Включающаяся в режиме «Горы — Грозы» система ВАРУ уменьшает усиление приёмником сигналов, отраженных целями, которые находятся на расстояниях до 15 км. Если на таких удалениях имеются цели, слабо отражающие радиоволны, то в режиме работы станции «Самолёты» отметки этих целей будут наблюдаться на индикаторе, а в режиме «Изо — Эхо» могут не наблюдаться. Об этом сигнализирует лампочка с красным светофильтром, которая установлена на пульте управления и контроля возле ручки «Изо — Эхо» и горит при работе станции в режиме «Горы — Грозы».

 

 



Источник: https://ussr-cccp.moy.su/publ/aviacija_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/oborudovanie_samoljotov_sssr/218-1-0-585
Категория: Оборудование самолётов СССР | Добавил: soviet-union-ussr (28.06.2023) | Автор: Орлов Геннадий Викторович E W
Просмотров: 198 | Теги: назначение, Орлов Геннадий Викторович, РПСН-2, Радиолокационная станция предупрежд, состав и основные характеристики ст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

1

© 2017-2024 ussr-cccp.moy.su 

Использование материалов разрешено только при условии указания источника: прямой гипертекстовой ссылки (при публикации в Интернете), не запрещенной к индексированию в поисковых системах ЯндексGoogle
 
Администрация и владельцы форума не несут ответственности за содержание материалов пользователей